Перпендикулярный стиль
Перпендикуля́рный сти́ль (англ. Perpendicular style), завершающая фаза в развитии готического стиля в Англии (около 1330 – около 1530).
Перпендикулярный стиль стал реакцией на предшествовавший ему т. н. декоративный стиль в английской готике и достиг расцвета после эпидемии чумы в Англии в 1348–1349 гг. Для перпендикулярного стиля характерны своеобразная унификация декоративных элементов и сокращение их числа. Особый характер декора – наложенные на стену в виде решётки тонкие тяги, пересекающиеся под прямыми углами, – дал название термину «перпендикулярный стиль». Нервюры сводов также образуют сложный регулярный рисунок (широко распространяются звездчатые и веерные своды). Первым памятником перпендикулярного стиля стал хор собора в Глостере (1329–1377), где благодаря новым формам рам появилась полностью застеклённая восточная стена (площадь 185 м2).
Расцвет стиля относится к 1390–1410-м гг., когда были перестроены главные нефы соборов в Кентербери и Винчестере, для которых характерны подчёркнутый вертикализм пропорций здания, а также единство системы декора. В сводах Королевской капеллы в Кембридже (1446–1515) нервюры окончательно теряют конструктивную функцию и накладываются в виде «вееров» на полуконусы свода; само сооружение – первый образец «церкви-фонаря» (lantern church) в Англии – однонефной капеллы со сплошным остеклением. По её образцу в 1503–1519 гг. построена Королевская капелла в Вестминстере.
Элементы перпендикулярного стиля распространяются в позднеготических постройках на континенте (фасад собора Сен-Мишель-э-Гюдюль в Брюсселе, 1470–1485, и др.) и находят отголоски в английской неоготике (Вестминстерский дворец в Лондоне, 1840–1868).