Доминиканцы (монашеский орден)
Доминика́нцы, в широком смысле – общее наименование трёх ветвей Ордена святого Доминика, живущих согласно традициям доминиканской духовности, – Ордена проповедников, Второго ордена сестёр-монахинь, движения доминиканцев-мирян, исторически восходящего к Третьему ордену (т. н. терциариям).
Орден проповедников (Ordo Fratrum Praedicatorum)
Орден проповедников – монашеский нищенствующий орден (собственно доминиканцы), основанный в 1-й четверти 13 в. святым Домиником де Гусманом для проповеди Евангелия «словом и примером» и действующий на основе Устава святого Августина.
Возникновение Ордена доминиканцев тесно связано с проповеднической деятельностью, осуществлявшейся в Южной Франции в 1206–1217 гг. группой священников из епархии Осма (Кастилия) с целью противодействовать распространению учения катаров. Формирование первой монашеской общины, сложившейся в Тулузе вокруг святого Доминика, традиционно датируется 1214–1215 гг.; буллами «Religiosam vitam eligentibus» и «Gratiarum omnium» папы Римского Гонория III (1216–1227) соответственно от декабря 1216 г. и января 1217 г. было дано официальное утверждение ордена. На первых генеральных капитулах в Болонье (1220, 1221) была окончательно определена организационно-правовая база ордена, установлены его главные задачи. Отличительной особенностью организационных принципов доминиканцев стала бóльшая, нежели в других монашеских орденах, централизация власти: избиравшиеся настоятели (приор, провинциал, генеральный магистр) несли ответственность перед конвентом (монашеской общиной), провинциальным или генеральным капитулом; каждый монах приносил присягу генеральному магистру. В 1221 г. доминиканцам принадлежали уже около 70 монастырей; впоследствии возникло 12 орденских провинций (испанская, провансальская, французская, ломбардская, римская, венгерская, немецкая, английская, иерусалимская, греческая, польская, датская). В 1256 г. число монахов-доминиканцев приблизилось к 7 тыс., к концу 13 в. оно составляло около 10 тыс. Доминиканские богословы осуществляли преподавательскую деятельность в университетах Парижа, Оксфорда, Болоньи, Падуи, Флоренции, Кёльна и других городов. К числу крупнейших богословов-доминиканцев принадлежали Альберт Великий, архиепископ Кентерберийский Роберт Килуордби (1272–1279), Фома Аквинский; из среды доминиканского монашества вышел папа Римский Иннокентий V (1276). Существенным был вклад доминиканского монашества в различные области культуры и знания классического Средневековья: Вильему из Мёрбеке (умер после 1281) принадлежат переводы сочинений Аристотеля, Архимеда, Герона Александрийского и других древнегреческих авторов; архиепископу Генуи Якопо да Варацце (ум. 1298) – агиографические и т. н. исторические произведения (среди основных – «Золотая легенда», «История Генуи от основания города до 1297»); Винсенту из Бове – сочинение энциклопедического характера «Великое Зерцало». Представителями мистической традиции, зародившейся в доминиканской среде в 13–14 вв., были Майстер Экхарт (около 1260 – около 1328), Екатерина Сиенская, Джованни Доминичи (конец 14 – начало 15 вв.), Роза Лимская (1586–1617) и др. В период до начала 14 в. миссионерская деятельность доминиканцев охватила территорию от Балтики до Причерноморья. Около 1221 г. венгерскими доминиканцами была организована миссия в Поволжье, в районе расселения тюркоязычных куманов (просуществовала вплоть до монгольского вторжения в 1240). В 1300–1450 гг. в Кафе (Каффе; Северное Причерноморье), Пере (в непосредственной близости от Константинополя), а также в Грузии, Персии, Туркестане и Индии действовали доминиканские миссии. Одним из наиболее значительных миссионерских достижений доминиканцев стало основание в 1318 г. архиепископии Султания (Персия) с 6 суффраганатами. В 14 – начале 15 вв. епископы-доминиканцы, чередуясь с францисканцами, возглавляли кафедры крупнейших итальянских факторий в Северном Причерноморье – Чембало, Солдайи, Таны, окормляли также Тебризское, Мешхедское, Тифлисское католические епископства. Постоянная доминиканская миссия в Кафе (тур. Кефе) продолжала действовать и в 1-й половине 17 в., уже после завоевания фактории Османской империей.
В 14–15 вв. в общинной жизни доминиканцев наметился кризис, что привело к возникновению внутри ордена движения обсерванции (за возвращение к аскетическим идеалам и за строгое соблюдение устава). Возникшие в различных орденских провинциях обсервантские конгрегации обладали правом автономии, однако находились в подчинении генеральному магистру ордена. Одним из наиболее значительных представителей доминиканской обсерванции был Дж. Савонарола.
16 в. был отмечен расширением миссионерской деятельности доминиканцев. В 1510 г. доминиканцы прибыли на о. Гаити, в 1512 г. возник доминиканский монастырь на о. Доминика. Опорой для миссионерской деятельности доминиканцев в Китае, Корее и Японии стала основанная в 1592 г. орденская провинция на Филиппинах. В тот же период в Англии, Швеции, Германии, охваченных Реформацией, многие доминиканские монастыри, а также провинции были ликвидированы. Процесс ослабления доминиканского влияния, обусловленный в немалой степени возникновением новых монашеских орденов, прежде всего ордена иезуитов, не затронул в 16 – начале 17 вв. польские и литовско-русские земли; в 1-й половине 17 в. на этой территории значительно увеличилось число доминиканцев, усилилось их культурное влияние (краковская и вроцлавская доминиканские библиотеки принадлежали к числу крупнейших в Польше). В 17–18 вв. в Европе в жизни ордена наметились новые кризисные явления, обусловленные ограничением его независимости со стороны светских властей, введением в 1804 г. на всех территориях французской империи единого гражданского кодекса (Кодекса Наполеона); в период 1777–1832 гг. не состоялось ни одного генерального капитула доминиканцев. В 1804–1805 гг. в ордене произошёл раскол – 16 испаноязычных провинций добились права автономии (действовала до 1872).
Кризисные явления в жизни ордена и необходимость их преодоления стали причиной возникновения внутри ордена и усиления на протяжении 1-й половины 19 в. нового реформаторского течения, базой распространения которого послужили орденские провинции Франции. Оно было возглавлено доминиканцем Ж. Б. А. Лакордером (1802–1861), а после его смерти – В. Жанделем, генеральным магистром ордена (1850–1872), стремившимся, опираясь на духовное наследие святого Доминика, вернуть ордену духовное и организационное единство. Особое внимание уделялось при этом улучшению доминиканского образования и развитию богословской традиции. К концу 19 в. положение ордена в Европе (особенно в Германии, Бельгии, Нидерландах, Испании) значительно укрепилось. Его быстрое развитие происходило и в США, куда доминиканцы впервые прибыли в 1804 г.; в начале 20 в. там насчитывалось около 200 монахов, к 1940 г. – три орденские провинции; в 1911 г. орденская провинция была также учреждена в Канаде.
Несмотря на трагические события 1-й половины 20 в. (Первая мировая война 1914–1918 гг., Гражданская война в Испании 1936–1939 гг., Вторая мировая война 1939–1945 гг.), особенно отразившиеся на европейских орденских провинциях, к 1967 г. орден насчитывал 10 085 монахов.
В начале 21 в. основными сферами деятельности доминиканцев остаются проповедь Евангелия, изучение наук, образование, борьба с ересями, миссионерская деятельность. Во главе ордена стоит генеральный магистр. Каждую орденскую провинцию возглавляет провинциальный приор, каждую монашескую общину – конвентуальный приор. Они несут ответственность перед общим собранием – конвентуальным, провинциальным или генеральным капитулом. В ведении доминиканцев – римский университет «Ангеликум» (1909; с 1963 Папский университет Святого Фомы Аквинского), Французская библейско-археологическая школа в Иерусалиме; доминиканцы преподают во многих католических университетах Европы и Америки, ведут широкую издательскую деятельность (около 160 периодических изданий), среди которых наиболее крупными являются «Revue biblique» (с 1892), «Revue thomiste» (с 1893), «Analecta Sacri Ordinis Fratrum Praedicatorum» (с 1893), «Archivum Fratrum Praedicatorum» (с 1931). В начале 21 в. орден насчитывает около 7 тыс. монахов и более 600 монашеских обителей; генеральная курия ордена находится в монастыре Святой Сабины (Рим).
Второй орден сестёр-монахинь (Moniales Ordinis Praedicatorum), доминиканки
Наряду с мужской (Первый орден) имеется также женская ветвь Ордена святого Доминика, состоящая из созерцательных либо деятельно-созерцательных монастырей, а также монашеских конгрегаций и общин.
Первые женские монастыри были основаны самим святым Домиником в Пруйе (1206–1207), Тулузе (1215), Мадриде (1220), Риме (1221). Доминиканками также был принят Устав святого Августина, а в 1259 г. – монашеская конституция, установившая полное воздержание от мясной пищи, продолжительные посты, строгий затвор. К началу 14 в. в Европе насчитывалось около 150 монастырей и 7500 сестёр, находившихся в юрисдикционной зависимости от доминиканских настоятелей. Начиная с 14 в., под влиянием идей Екатерины Сиенской и движения терциариев, во Втором ордене сформировались тенденции к преобразованиям, направленным на более активное участие монахинь в жизни общества. В 1-й половине 19 в. затворнические монастыри доминиканок часто принимали статус общин Третьего регулярного ордена святого Доминика и размещали в своих стенах организованные сёстрами школы. Постановления Второго Ватиканского собора, касающиеся монашеских орденов, привели к созданию 12 федераций доминиканцев Второго ордена. В начале 21 в. более чем в 220 монастырях насчитывается около 4 тыс. монахинь. Второй орден святого Доминика представлен также более чем 90 монашескими конгрегациями, занимающимися преимущественно религиозным воспитанием и образованием, уходом за больными и миссионерской работой. К числу наиболее значительных конгрегаций относятся: Благовещения (доминиканки-аннунциатки) – основана в 1856 г. блаженным Франциском Колем в Испании для осуществления религиозно-воспитательной деятельности в сельских районах (в начале 21 в. – около 1,4 тыс. сестёр более чем в 150 обителях); святого Розария – основана в США в конце 19 в. для работы в сфере религиозного образования, утверждена в 1944 г. (в начале 21 в. – около 1,2 тыс. сестёр более чем в 260 обителях); сестёр святого Доминика из Мэринолла – основана в 1914 г. в США для миссионерской и благотворительной деятельности среди приверженцев нехристианских исповеданий (в начале 21 в. – более 700 сестёр более чем в 150 обителях); Введения Пресвятой Богородицы во храм – основана в 1696 г. во Франции, сёстры посвятили себя медицинскому, образовательному и социальному служению (в начале 21 в. – около 3 тыс. сестёр более чем в 400 обителях); святого Сикста – основана в 1891 г. в Риме при монастыре Святого Сикста (в начале 21 в. – около 500 сестёр приблизительно в 50 обителях).
Движение доминиканцев-мирян
В 13 в. из «братств покаяния» сформировался Третий орден святого Доминика (т. н. терциарии) – доминиканцы, посвятившие себя жизни и служению в миру согласно принципам доминиканской духовности (орденский устав утверждён в 1285). В 1974 г. было принято решение о преобразовании Третьего ордена святого Доминика в движение доминиканцев-мирян (устав движения принят в 1987).
Доминиканская миссия на Руси
Начало миссии относится к 1228–1232 гг., когда в Киеве был основан первый доминиканский монастырь. В 1320 г. в Киеве учреждена католическая епархия, также возглавленная представителем Ордена святого Доминика. Центром доминиканской миссии в Юго-Западной Руси был монастырь во Львове; в конце 15 в. известно о присутствии доминиканцев в Новгороде. В 1612 г. была учреждена особая русская доминиканская провинция святого Гиацинта (святого Яцека Одровонжа). В 1626 г., решением Конгрегации по распространению веры, русская доминиканская провинция получила статус апостолической миссии, а главной целью избранного тогда же провинциалом русской доминиканской провинции Яна Соколовского стало осуществление посредничества в восстановлении единства между частью Киевской митрополии, не принявшей Брестскую унию 1596 г., и Римом (проект, позднее отвергнутый Римом, был предложен митрополитом Петром Могилой и епископом Луцким и Острожским Александром Пузыной). К концу 18 в. русская доминиканская провинция насчитывала 62 монастыря с 565 монахами. В начале 16 в. доминиканские миссии распространились на прибалтийские ливонские и прусские земли: в 1500 г. доминиканская миссия была учреждена в Вильно, в 1644 г. – основана литовская доминиканская провинция, насчитывавшая к концу 18 в. 43 монастыря с 679 монахами. В 1772 г., после первого раздела Речи Посполитой, к Российской империи отошли земли, на которых располагались 7 монастырей литовской доминиканской провинции и 9 монастырей русской доминиканской провинции. После второго (1793) и третьего (1795) разделов Речи Посполитой число доминиканцев на территории Российской империи возросло. В 1799 г. император Павел I поручил литовским доминиканцам пастырскую деятельность в Выборгской губернии с окормлением Южной Финляндии, Ингрии и Карелии (миссия существовала вплоть до 1866). В 1799 г. была учреждена доминиканская миссия в Ревеле с окормлением всей территории Эстонии (просуществовала до 1860). Значительное укрепление позиций доминиканцев на территории Российской империи произошло в начале 19 в., после изгнания из Санкт-Петербурга (1815), а потом и из Российской империи (1820) иезуитов. Доминиканцам были поручены многие бывшие иезуитские приходы, наиболее значительным из которых был приход святой Екатерины в Санкт-Петербурге. В 1820–1830-е гг. доминиканцы получают приходы в Гатчине, Колпине, Дружноселье, Кронштадте, ведут миссионерскую деятельность в Саратовской, Оренбургской, Уфимской, Астраханской губерниях. Доминиканские миссии существовали в Одессе (1826–1842), на Кавказе (1817–1830), в Вятской губернии (1837–1838), в Кишинёве (с 1824), в Севастополе и Симферополе (1830–1840-е гг.). Положение доминиканцев на территории Российской империи кардинально изменилось в правление императора Николая I, в особенности после подавления Польского восстания 1830–1831 гг. В 1839 г. была начата реорганизация административно-территориальной системы присутствия доминиканцев на территории Российской империи: тогда же были объединены литовская и русская доминиканские провинции. С 1842 г. начались упразднение и конфискация доминиканских монастырских владений, монашеских школ и типографий. С 1860-х по 1880-е гг. число доминиканцев на территории Российской империи неуклонно снижалось – к 1881 г. осталось лишь 48 доминиканских монахов, осуществлявших миссионерско-пастырскую деятельность в Санкт-Петербурге, 6 внутренних и 28 западных губерниях. После 1917 г. деятельность доминиканцев, продолженная терциариями, сосредоточилась преимущественно в Москве и Ленинграде. В 1992 г. на пространстве бывшего СССР был воссоздан провинциальный доминиканский викариат, подчинённый польской орденской провинции. В 1993 г. на его основе были образованы Генеральный викариат Прибалтики и Белоруссии святых Ангелов-Хранителей и Генеральный викариат России и Украины святого Михаила Архангела.
В начале 21 в. (данные на 2002) в России, в Санкт-Петербурге, – 1 доминиканская монашеская обитель святой Екатерины, 1 община доминиканок конгрегации святого Сикста; в Москве – 1 доминиканский священник; на территории России действуют около 30 членов движения доминиканцев-мирян.