Мудехар
Муде́хар (mudéjar), стиль в архитектуре Испании последней трети 11–16 вв. В 1859 г. историк испанской литературы Х. Амадор де лос Риос обозначил термином «мудехар» сосуществование и взаимодействие испано-мусульманской и христианской художественных традиций.
Характерной особенностью произведений в стиле мудехар является соединение мавританских конструктивных и декоративных элементов и материалов (подковообразные и фестончатые арки, изразцы, наборные деревянные потолки артесонадо, фигурная кирпичная кладка, декоративная резьба по стукко и гипсу) с элементами романской, готической и ренессансной архитектуры. Благодаря свободному характеру взаимодействия двух художественных традиций, широкому типологическому диапазону построек (церкви, синагоги, замки, дворцы, крепости), а также тому, что здания могли возводиться как мусульманскими, так и христианскими мастерами, появилось значительное число региональных вариантов мудехара (леонский, толедский, севильский и т. д.).
Среди основных построек в стиле мудехар: церкви Сан-Лоренсо (12 в.) и Сан-Тирсо в Саагуне (около 1200), Сантьяго-дель-Аррабаль (13 в.), Кристо-де-ла-Лус в Толедо (перестроена около 1187), кафедральный собор Санта-Мария и башни Сан-Мартин и Сан-Педро в Теруэле, ворота Пуэрта-дель-Соль в Толедо, ансамбль дворца Педро Жестокого в Алькасаре (в Севилье), собор Ла-Сео в Сарагосе, двор в Королевском монастыре Санта-Мария-де-Гуадалупе (все 14 в.), замок Ла-Кока близ Сеговии (конец 15 в.), «Дом Пилата» в Севилье (1520–1523).
В 19 в. в эпоху эклектики интерес к национальной художественной традиции послужил своеобразной интерпретации этого стиля (т. н. неомудехар).