Страсти Христовы
Стра́сти Христо́вы, страдания (духовные и физические), перенесённые Иисусом Христом в последние дни земной жизни для искупления грехов человечества. Чаще всего под Страстями Христовыми имеются в виду события, описанные в Евангелиях, от момента Входа Господня в Иерусалим до Великой пятницы: Тайная вечеря, молитва Христа в Гефсиманском саду, предательство Иуды Искариота, арест, суд Синедриона, допрос у римского прокуратора Понтия Пилата, избиение, отвержение народом, путь на Голгофу, распятие и смерть на кресте. Многие обстоятельства Страстей Христовых предсказали ветхозаветные пророки: торжество входа в Иерусалим (Зах 9:9), ненависть иудейской знати (Пс 117:22; Ис 8:14, 28:16), предательство за 30 сребреников (Пс 40:10; Пс 54:13–15; Зах 11:12), страдания и смерть на кресте (Ис 53:1–12; Пс 21:2–22), воскресение из мертвых (Пс 15:10; Пс 29:4, 40:11, 117:17; Ос 6:2). Искупительное значение Страстей Христовых открылось на третий день после смерти, когда гроб Иисуса Христа оказался пуст. Претерпев страсти и воскреснув, Христос даровал всем верующим вечную жизнь.
Иконография в раннехристианском и западноевропейском искусстве
Уже в раннехристианском искусстве 4–6 вв. появляются как отдельные сцены Страстей Христовых (сцена «Умовения рук» на саркофаге Юния Басса, 359, гроты Ватикана), так и страстны́е циклы из 6–10 сцен, имеющие самостоятельное значение («Саркофаг Страстей», середина 4 в., Музей христианского искусства, Ватикан) или существующие в рамках более обширных новозаветных циклов (рельефы дверей церквей Санта-Сабина в Риме, около 422–432, мозаики церкви Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, начало 6 в.). Они могут содержать сцены «Моление о чаше», «Поцелуй Иуды», «Отречение Петра», «Взятие Христа под стражу», «Иисус перед Каиафой», «Увенчание тернием», «Несение Креста». С 5 в. в них включается сцена «Распятие».
В дороманском и раннероманском искусстве Западной Европы сцены Страстей Христовых встречаются преимущественно в рамках обширных новозаветных циклов в миниатюре, в конце 11 – начале 13 вв. входят в скульптурные и живописные монументальные циклы (рельефы притолоки порталов церкви Сен-Жиль-дю-Гар в Провансе, около 1160), с середины 12 в. – в т. н. типологические циклы, где сцены Страстей Христовых соотнесены в рамках литургической программы с жертвами Авеля, Авраама, Мелхиседека, Распятие – с Медным змием (алтарь из Ставло, около 1160, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). В искусстве Северной Италии и Германии конца 12–13 вв. циклы Страстей Христовых присутствуют на рельефах алтарных преград, в сочетании с Распятием в центре или над алтарём (собор в Модене, 1179; западный леттнер собора в Наумбурге, 1250–1260). Тема Страстей Христовых особенно распространилась в западноевропейском искусстве с конца 12 в.: циклы в готических витражах 12–13 вв. (соборы в Бурже и Шартре), в итальянской фресковой живописи (фрески Джотто в капелле Скровеньи в Падуе, 1303–1306) и полиптихах («Маэстá» Дуччо ди Буонинсенья, 1308–1311, Музей собора, Сиена), под влиянием францисканского благочестия возникают самостоятельные монументальные циклы (росписи П. Лоренцетти в капелле Орсини нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи, около 1320–1340).
В 14–16 вв. иконография Страстей Христовых обогащается дополнительными деталями и персонажами (фонарь Малха, Вероника, Изольда – жена кузнеца и т. п.), происходящими из проповедей, популярного богословия и религиозного театра. С конца 15 в. в Северной Европе появляются самостоятельные гравированные циклы («Малые Страсти» А. Дюрера, 1507–1513 и 1509–1511), включающие отдельные сцены Ветхого и Нового Завета. Их влияние распространяется по всей Европе и ощутимо даже в иконографии древнерусских памятников (например, фрески Иосифа Владимирова в церкви Троицы в Никитниках, 1652–1653).
Иконография в византийском и древнерусском искусстве
В византийском искусстве Страсти Христовы не сложились в отдельный изобразительный цикл: многие сцены появляются как в ряду других евангельских событий (сцена «Вход Господень в Иерусалим» в ряду изображений чудес, сотворённых Христом, саркофаг из Национального римского музея, 325), так и самостоятельно, в частности в качестве иллюстраций-комментариев к ветхозаветному тексту (миниатюры Хлудовской Псалтири, 2-я половина 9 в., Исторический музей, Москва). Hаиболее полно Страсти Христовы представлены в миниатюрах Евангелий и позднее – лекционариев. В монументальных циклах, на иконах и реликвариях изображается сокращённый ряд Страстей Христовых – сцены «Распятие», «Воскресение» («Жёны-мироносицы у Гроба»), «Вознесение» (отсылающая ко Второму пришествию), которые могут быть дополнены изображениями других событий Страстной недели: «Входом Господним в Иерусалим», «Сошествием во ад» (с 10 в. представляет «Воскресение» и заменяет постепенно «Жён-мироносиц»), «Оплакиванием». Основой этого ряда является не историческое, но богословское и литургическое осмысление текста Нового Завета.
В древнерусской иконописи 16–17 вв. широкое распространение получили исторически более конкретные Страстны́е иконы с изображением «Распятия» или «Воскресения» в центре и клеймами со Страстями Христовыми на полях, иконография которых восходит к византийским новозаветным миниатюрам; в 17 в. появляется Страстной ряд иконостаса.