Готы (народ)
Го́ты (лат. Gothi, греч. Γότθοι), древний народ, относящийся к восточным германцам. Носители готского языка. По готскому преданию (дошло в сочинении Иордана), готы переселились из Скандинавии на южное побережье Балтийского моря «на двух кораблях» во главе с королём Беригом (на «третьем» плыли гепиды), победили ульмеругов и вандалов, дав новым землям имя Готисканза («Готский берег»). Связи готов со Скандинавией, отражающие их происхождение и последующие контакты, находят подтверждение в данных лингвистики и, отчасти, археологии, но речь, скорее, должна идти о нескольких группах активных, но немногочисленных переселенцев, инициировавших при участии местного населения формирование новой общности. С готами отождествляют гутонов, известных римским авторам 1–2 вв., и часть вельбарской культуры любовидзской фазы.
Во 2-й пол. 2 в. начинается движение готов на юг, в «чудесную страну Ойум», под предводительством короля Филемера. В сер. 3 в. готы, возглавляемые Остроготой, Канивой и др., активно участвовали в скифских войнах против Рима, но потерпели ряд поражений. Остатки готов, включив группы другого населения, обосновались на землях к северо-востоку от нижнего Дуная, что отражено в процессах формирования черняховской культуры. Уже в связи с войной Рима против Персии в 242 г. известно о привлечении готов на римскую службу. В дальнейшем отношение части готов к Риму в качестве федератов зафиксировано несколькими договорами. Не позднее конца 3 в. можно говорить о наличии у готов двух важнейших группировок. Тервинги («лесные»), или визии, в среде которых важную роль играл королевский род Балтов, жили от Нижнего Подунавья до среднего Поднестровья. Гревтунги («степные»), или остроготы («блистательные готы»), возглавляемые представителями рода Амалов, располагались к северо-востоку от визиев. Особые группы готов (среди других варваров) обосновались в Крыму.
Не позднее 4 в. среди готов начало распространяться христианство (готский епископ Феофил участвовал в Никейском соборе в 325). В этом процессе важную роль сыграла деятельность готского епископа Ульфилы (Вульфилы). Гонения на новую веру в среде готов привели к переселению их части на территорию Римской империи, на северо-восток Балкан, где образовалась общность «малых готов». С деятельностью Ульфилы на новом месте связано и создание готского письма, правда, не получившего широкого распространения. У значительной части готов христианство закрепилось в форме арианства и в таком виде оказало влияние на крещение ряда других германских народов, а также было одним из факторов противопоставления готов и некоторых других германцев православному большинству населения Римской империи.
Около 375 г. появившиеся к западу от Дона гунны нанесли поражение Эрманариху и подчинили бо́льшую часть остроготов. Многие визии, напуганные этими событиями, во главе с Фритигерном и Алавивом в 376 г. нашли убежище в римской провинции Мёзия. Здесь они восстали и в 378 г., при поддержке остроготско-аланско-гуннской группировки Алатея и Сафрака, нанесли римлянам поражение у Адрианополя. В 380 г. группа Алатея и Сафрака получила в качестве федератов земли в Паннонии, а визии в 382 г. – на Балканах. Часть визиев, предводимая Атанарихом, пыталась организовать сопротивление гуннам, но вскоре бо́льшая часть их присоединилась к сородичам. Все эти визии составили новую группировку, во главе с Аларихом I она то воевала с римлянами, то служила им федератами, после 400 г. двинулась в Италию, затем в Галлию. В ходе войн и переселений огромные потери компенсировались присоединением других, часто не готских, отрядов. Это объединение, ядром которого были визии, верные ветви Балтов Алариха I, и стало основой собственно вестготов, основавших в 418 г. Вестготское королевство. После его падения остатки вестготов приняли участие в этногенезе испанцев, а некоторые роды вошли в состав аристократии Франкского государства.
Ряд групп готов, к концу 4 в. оставшихся за Дунаем, составили заметную часть ополчения Радагайса, которое пыталось прорваться в Италию, но в 406 г. было разгромлено. Многие готы входили в державу гуннов и играли в ней видную роль. Из них сформировались остготы, основавшие в конце 5 в. Остготское королевство, после падения которого они некоторое время сохраняли самобытность (ещё в 11 в. упоминается «готское право»), но затем приняли участие в формировании итальянцев. Небольшие группы готов, оставшиеся на территории Восточной Европы, к 7 в. были ассимилированы славянами (см. в статье Мартыновский клад).
Малые готы с 4 в. постоянно жили на Балканах, не участвуя в войнах с Римской империей. Известия о них можно найти до 9 в., постепенно они растворились среди населения, ставшего частью болгар. Многие готы принимались на службу в римскую армию, где, случалось, составляли элитные подразделения и достигали высоких постов.
В Крыму среди группировок готов известны тетракситы, в середине 5 в. под давлением гуннов они переселились к востоку от Керченского пролива (Дюрсо), имели спорадические связи с Византией, но после 6 в. сведений о них нет. Другие группы готов жили в Южном Крыму (Харакс); известно, что они являлись федератами Византии, занимали область Дори (Суук-Су), у них был православный епископ. Позднее они стали частью населения княжества Феодоро (Мангуп), а после его разгрома – частью крымских татар и греков. О существовании почти забытого языка готов в Крыму (т. н. крымско-готский язык) известно по записи 16 в.