Рен Кристофер
Рен Кри́стофер (Christopher Wren) (20.10.1632, Ист-Нойл, графство Уилтшир – 25.2.1723, Лондон), английский архитектор, астроном, математик, физик.
Родился в семье приходского священника. В 1649–1653 гг. учился в Уодем-колледже в Оксфорде. В 1653–1657 гг. преподавал в оксфордском колледже Олл-Соулс (Всех душ), в 1657–1661 гг. профессор астрономии в Грешем-колледже (Лондон), где стал одной из центральных фигур «экспериментального философского клуба» «Невидимый колледж», преобразованного после реставрации монархии в Лондонское королевское общество (президент в 1680–1682). В 1661–1673 гг. доктор и профессор астрономии в колледже Олл-Соулс. Поворот К. Рена к архитектурной практике произошёл в 1660–1663 гг., когда король Карл II привлёк его в качестве эксперта по вопросам фортификации и строительства (в том числе для оценки возможности реконструкции собора Святого Павла в Лондоне).
Крупнейший мастер английского барокко, Рен не получил архитектурного образования и проектировал сооружения, опираясь на трактаты Витрувия, А. Палладио, на свои знания экспериментального моделирования, математики и механики. Самые ранние архитектурные работы Рена – часовня Пемброк-колледжа в Кембридже (1663–1665) и Шелдоновский театр в Оксфорде в духе древнеримских амфитеатров, с уникальной конструкцией потолка, имитирующего небо (1664–1669). Исполнил также ряд архитектурных проектов для университетов, в том числе библиотеки Тринити-колледжа в Кембридже (1676–1684) и завершения «Башни Тома» колледжа Крайст-чёрч в формах готики в Оксфорде (1681–1682).
В 1665 г. К. Рен посетил Париж, где познакомился с достижениями французской архитектуры того времени. По возвращении выполнил проект купола для собора Святого Павла, но пожар 1666 г. уничтожил весь центр Лондона вместе с собором. Рен разработал проект реконструкции столицы (1666, не реализован), предполагавший её перестройку на основании регулярного плана с созданием системы парадных перспектив. Как представитель короля, Рен (наряду с архитекторами Р. Праттом и Х. Мэем) участвовал в разработке «Акта о перестройке Сити» (1667).
В 1668–1675 гг. выполнил несколько проектов нового собора Святого Павла, включая «Большую модель» (1673), которая вызвала нарекания со стороны Англиканской церкви; в итоге Рен изменил форму плана с центрической на более традиционную базиликальную, но сохранил купол и классицистический декор. Собор Святого Павла – главное архитектурное свершение Рена, демонстрирующее его экспериментальный подход к архитектуре и многообразие источников творчества (римское барокко, французский классицизм, античные памятники и идеальные геометрические построения).
С 1670 г. Рен руководил строительством новых лондонских церквей: часть их проектировали его помощники, поэтому трудно определить вклад самого Рена в каждом отдельном случае. Однако Рен задал для них общее архитектурное решение: уличные фасады с разными по форме и стилю колокольнями, решение интерьера в форме «аудитории» (бесколонного зала или базилики с облегчёнными внутренними опорами).
В 1669–1718 гг. Рен как главный инспектор королевских работ руководил строительством резиденции Карла II в Виндзоре (1683–1685); спроектировал несколько корпусов дворца Уайтхолл в Лондоне (1685–1693), а после пожара 1698 г., уничтожившего Уайтхолл, исполнил проект нового дворца (не реализован); руководил работами в королевской резиденции Хэмптон-корт (перестройка южного и восточного крыла, 1689–1694) и Кенсингтонском дворце (1689–1696), спроектировал Военный госпиталь в Челси (1682–1692) и Гринвичский морской госпиталь (ныне все – в Лондоне).
Рен был одним из первых джентльменов-масонов Англии (мастером Ложи Изначальных, впоследствии Ложи Древних) и считается одним из родоначальников английского масонства.
В 1673 г. К. Рен возведён в рыцарское достоинство.
С 1670-х гг. писал работу по теории и всеобщей истории архитектуры (5 т. н. трактатов; опубликованы в 1750). В 1749 г. Дж. Гуинн издал его неосуществлённый генеральный план Лондона (1666), что вызвало новую волну интереса английских архитекторов к проблемам планировки и благоустройства столицы. Теоретические взгляды Рена повлияли на творчество его ученика – Н. Хоксмура.