#Стили, движения, направления в изобразительном искусстве
Стили, движения, направления в изобразительном искусстве
Тег

Стили, движения, направления в изобразительном искусстве

Стили, движения, направления в изобразительном искусстве
Найденo 20 статей
Направления, стили, жанры в литературе
Предромантизм
Предроманти́зм, комплекс идейно-стилевых тенденций в культуре европейских стран и США 18 в., подготовивших появление романтизма. Понятие введено в начале 20 в. французскими литературоведами Д. Морне и П. Ван Тигемом. Философскую основу составили выдвижение «естественности» на роль культурных доминант в концепциях Ж.-Ж. Руссо и И. Г. Гердера и мистическая устремлённость к трансцендентному в учениях И. Г. Гамана, Ф. Гемстергейса, Л.-К. де Сен-Мартена; ключевые понятия предромантизма – Бог и природа. В эстетике было выработано представление о воображении и гении как главных движущих силах творчества, обрели самостоятельность категории «возвышенного» и «чудесного». Наиболее заметно проявился в литературе, архитектуре и изобразительном искусстве. Понятие предромантизма, включающее в себя ряд разнородных явлений, остаётся спорным. Дискуссионно соотношение предромантизма с сентиментализмом, который трактуется как один из признаков предромантизма (П. Ван Тигем) или как предшествующая предромантизму ступень.
Джеймс Уайатт. «Аббатство» Фонтхилл – имение писателя Уильяма Бекфорда в Уилтшире. 1796–1817
Направления, стили, жанры в литературе
Сентиментализм
Сентиментали́зм, художественное направление в литературе и искусстве Западной Европы и России середины 18 – начала 19 вв. Иногда рассматривается в рамках предромантизма. Зарождение связано с переосмыслением рационалистических принципов классицизма. Философская основа – сенсуализм (Дж. Локк), развитый в трудах Э. Эшли-Купера. Значительное влияние на сентиментализм оказали идеи Ж.-Ж. Руссо о «естественном человеке». Сентименталисты концентрировали внимание на эмоциональной сфере человеческой жизни; на первый план выдвигались незначительные в масштабах истории, но важные для конкретной судьбы события. Культ «естественного» в значительной степени способствовал популяризации темы природы, обращению к первозданным ландшафтам, а также к будням сельских жителей, в жизни которых обнаруживается непосредственная связь между природной добродетелью человека и «добротой» природы.
Владимир Боровиковский. Портрет Марии Ивановны Лопухиной. 1797
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
«Сельские глины»
«Се́льские гли́ны» (франц. rustiques figulines), вид декоративных фаянсовых изделий, созданных в 16 в. французским мастером Б. Палисси. Декор больших овальных блюд, чаш, кувшинов имитировал ландшафт сельских водоёмов или лугов (отсюда их название). Специально разработанные мастером прозрачные цветные глазури (т. н. яшмовые) воссоздавали цветовое богатство воды, земли, песчаного или илистого дна, раковин, флоры и фауны водоёмов. Рельефные фигурки рыб, змей, ящериц, улиток, лягушек, бабочек, как и изображения некоторых растений, создавались на основе слепков с живой натуры и сохраняли естественность своих форм, движений, фактур. Жизнеподобие фигур оттенялось композиционной симметрией и ярко выраженными ритмическими декоративными рефренами элементов на блюдах. Этот тип керамических изделий – одно из высших проявлений типичного для эпохи Возрождения союза естественно-научной мысли, технического изобретательства и художественного творчества. Производство «сельских глин» было поставлено на поток в мастерской Палисси и продолжалось после смерти мастера в 17 в. Этому типу изделий охотно подражали в 19 в. (керамисты Ш.-Ж. Ависо, Т. Минтон и др.).
Бернар Палисси. «Сельские глины». Глазурованное керамическое блюдо. 1-я половина 16 в.
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Романский стиль
Рома́нский стиль, стиль в искусстве и архитектуре стран Западной и частично Центральной Европы, распространённый с 10 до 12 – начала 13 вв. Первый интернациональный большой стиль Средневековья, объединивший все виды пространственных искусств на базе нового типа храма – сводчатой базилики с усложнённой структурой восточного окончания храма (деамбулаторий с венцом капелл). Несмотря на общность некоторых признаков, в каждой из множества региональных школ романский стиль имел собственные отличительные черты, сформировавшиеся под влиянием местных традиций, античной или византийской культуры и др. В эпоху романского стиля складывалась система декора церковного здания, включающая в себя украшенные рельефами порталы, капители и другие декоративные элементы. Романская живопись (середина 11 в. – около 1200) представлена настенными росписями, мозаикой и книжной миниатюрой.
Западный фасад церкви Сен-Филибер в Турню. 1066–1120
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Проторенессанс
Проторенесса́нс, начальный период итальянского Возрождения. Термин введён Я. Буркхардтом во 2-й половине 19 в. применительно к архитектуре инкрустационного стиля, в дальнейшем перенесён на всё искусство Италии 2-й половины 13 – начала 15 вв., предшествующее Раннему Возрождению: 1260–1410-е гг. в скульптуре (Никколо Пизано и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Л. Майтани, Андреа Пизано и Нино Пизано) и 1280–1425 гг. в живописи (П. Каваллини, Чимабуэ, Дуччо ди Буонинсенья, Джотто, П. Лоренцетти и А. Лоренцетти, С. Мартини и др.). В отечественном искусствознании концепция Проторенессанса развита В. Н. Лазаревым; он разграничивал собственно Проторенессанс и искусство эпохи т. н. треченто (начало 14 – начало 15 вв.). В современном зарубежном искусствознании термин «Проторенессанс» употребляется сравнительно редко.
Джотто. Маэста (Мадонна с Младенцем во славе, или Мадонна Оньисанти). Ок. 1310
1
2