#Стили, движения, направления в изобразительном искусстве
Стили, движения, направления в изобразительном искусстве
Тег

Стили, движения, направления в изобразительном искусстве

Стили, движения, направления в изобразительном искусстве
Найденo 25 статей
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Неопластицизм
Неопластици́зм, живописная система геометрической абстракции в изобразительном искусстве 20 в., разработанная в 1912–1917 гг. П. Мондрианом. Стремясь к «денатурализации форм», выявлению в природе первичной схемы, Мондриан свёл художественные средства к нескольким элементам: взаимно перпендикулярные линии образуют решётку, ячейки которой заполняются тремя чистыми основными цветами (красный, синий, жёлтый) или остаются пустыми. Идеи неопластицизма оказали значительное влияние на развитие геометрической абстракции в европейском и американском искусстве. Под его влиянием сформировался архитектурно-дизайнерский стиль группы «Де Стейл».
Пит Мондриан. Композиция: красное, жёлтое, синее и чёрное. 1921
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Ярославская школа
Яросла́вская шко́ла, одна из наиболее значительных школ русского искусства в 17–18 вв.; сложилась в Ярославле и его округе с развитием торговли в Верхнем Поволжье. Архитектурная школа зарождается в 1620 – 1640-х гг. (церковь Николы Надеина, 1620–1622) и достигает расцвета после 1658 г. (церковь Илии Пророка, 1647–1650; церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове, 1671–1687). В 1640 – 1690-х гг. в декорации фасадов активно использовались карнизы, ширинки, фризы, колонки, поребрик, изразцы (церковь Святого Иоанна Златоуста в Коровниках, 1649–1654). Расцвет ярославской школы в иконописи с её особой повествовательностью и эмоциональностью, тёмным колоритом приходится на 1640 – 1710-е гг. (росписи в Успенском соборе Московского Кремля 1642–1644).
Церковь Святого Иоанна Златоуста в Коровниках, Ярославль. 1649–1654
Периоды (эпохи) в культуре
Кватроченто
Кватроче́нто, период Раннего Возрождения в истории итальянской культуры и искусства, приблизительно совпадающий с 15 в. В эпоху кватроченто происходило разложение средневекового синтеза пространственных искусств, создавались теоретические сочинения, формировались новые типы зданий и градостроительные принципы, развивались техники скульптуры и живописи, обретал самостоятельное значение рисунок. Среди ведущих представителей кватроченто: архитекторы Ф. Брунеллески и Л. Б. Альберти, скульптор Донателло, живописцы Мазаччо, Фра Беато Анджелико, Филиппо Липпи, Доменико Венециано, Пьеро делла Франческа.
Доменико Венециано. Мадонна с Младенцем на троне с предстоящими святыми Франциском, Иоанном Крестителем, Зиновием и Лючией. Середина 1440-х гг.
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Скифо-сибирский звериный стиль
Ски́фо-сиби́рский звери́ный стиль, звериный стиль 8 – начала 3 вв. до н. э., характерный для «скифо-сибирского мира». Представлен главным образом в оформлении конского снаряжения, оружия, элементов одежды; в Азии также известны изображения на скалах и оленных камнях. Отражает идеологию преимущественно ираноязычных кочевников – скотоводов и воинов, а именно культы огня, коня, солнца, троичную модель мироздания.
Застёжка из Сибирской коллекции Петра I. Золото
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Школа Кано (живопись)
Шко́ла Ка́но́, направление в японской живописи 15–19 вв. Сформировалось вокруг династии художников Кано. Основными заказчиками школы были представители военной элиты и буддийские монастыри, а творчество её художников стало официальным искусством периодов Адзути-Момояма (преимущественно последняя четверть 16 в.) и Эдо (сёгунат Токугава; 1603–1867). Основателем школы считается Кано Масанобу. На основе принципов японского и китайского искусства художники школы Кано разработали декоративные приёмы, которые были реализованы в монументальных форматах росписи стен и ширм («Порхающие птицы, цветущая слива и ивовые деревья» работы Кано Санраку и Кано Сансэцу, 1631, храм Тэнкюин в святилище Мёсиндзи, Киото).
Кано Мотонобу. Левая часть ширмы «Цветы и птицы четырёх времён года». 16 в.
Термины
Суперграфика
Супергра́фика, приём оформления интерьеров и фасадов зданий крупномасштабными геометрическими мотивами и надписями, разновидность графики. Возникла в середине 1960-х гг. в среде американских архитекторов постмодернизма как эксперимент с пространством: росписи, перетекавшие с одной поверхности на другую, визуально трансформировали архитектурную форму. Среди ранних образцов: оформление интерьеров жилого комплекса «Си Ранч» (Калифорния, дизайнер Б. Штауффахер-Золомон, архитектор Ч. Мур, 1965) и др. В 21 в. суперграфику относят и к средовому дизайну (Ж.-Ф. Ланкло, П. Шер и др.).
Барбара Штауффахер-Золомон. Суперграфика в интерьере дома жилого комплекса «Си Ранч», штат Калифорния (США). 1965
Направления, стили, жанры в литературе
Предромантизм
Предроманти́зм, комплекс идейно-стилевых тенденций в культуре европейских стран и США 18 в., подготовивших появление романтизма. Понятие введено в начале 20 в. французскими литературоведами Д. Морне и П. Ван Тигемом. Философскую основу составили выдвижение «естественности» на роль культурных доминант в концепциях Ж.-Ж. Руссо и И. Г. Гердера и мистическая устремлённость к трансцендентному в учениях И. Г. Гамана, Ф. Гемстергейса, Л.-К. де Сен-Мартена; ключевые понятия предромантизма – Бог и природа. В эстетике было выработано представление о воображении и гении как главных движущих силах творчества, обрели самостоятельность категории «возвышенного» и «чудесного». Наиболее заметно проявился в литературе, архитектуре и изобразительном искусстве. Понятие предромантизма, включающее в себя ряд разнородных явлений, остаётся спорным. Дискуссионно соотношение предромантизма с сентиментализмом, который трактуется как один из признаков предромантизма (П. Ван Тигем) или как предшествующая предромантизму ступень.
Джеймс Уайатт. «Аббатство» Фонтхилл – имение писателя Уильяма Бекфорда в Уилтшире. 1796–1817
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Лейденская школа тонкой живописи
Ле́йденская шко́ла то́нкой жи́вописи, голландские художники, работавшие около 1630–1710 гг. в г. Лейден. Для их произведений характерны ювелирно тонкое письмо и миниатюрный формат, преобладание жанровых сцен и камерных портретов. Главные представители – Г. Доу, основатель школы, и его ученик, Ф. ван Мирис Старший, родоначальник династии живописцев, также принадлежавших к лейденской школе.
Франс ван Мирис Старший. Мальчик, пускающий мыльные пузыри. 1663
Направления, стили, жанры в литературе
Сентиментализм
Сентиментали́зм, художественное направление в литературе и искусстве Западной Европы и России середины 18 – начала 19 вв. Иногда рассматривается в рамках предромантизма. Зарождение связано с переосмыслением рационалистических принципов классицизма. Философская основа – сенсуализм (Дж. Локк), развитый в трудах Э. Эшли-Купера. Значительное влияние на сентиментализм оказали идеи Ж.-Ж. Руссо о «естественном человеке». Сентименталисты концентрировали внимание на эмоциональной сфере человеческой жизни; на первый план выдвигались незначительные в масштабах истории, но важные для конкретной судьбы события. Культ «естественного» в значительной степени способствовал популяризации темы природы, обращению к первозданным ландшафтам, а также к будням сельских жителей, в жизни которых обнаруживается непосредственная связь между природной добродетелью человека и «добротой» природы.
Владимир Боровиковский. Портрет Марии Ивановны Лопухиной. 1797
1
2
3