Новый Завет
Но́вый Заве́т (греч. Ἡ Καινὴ Διαθήκη), название 2-й части христианской Библии, которая следует за Ветхим Заветом. Впервые в Священном Писании выражение «новый завет» появляется в пророческой литературе и обозначает возобновление нарушенного народом Израиля синайского завета (Иер 31:31–34; Иез 16:60; ср.: 37:26; Ис 61:8); у пророков понятие, таким образом, связано с представлением об осуществлении ветхозаветных обетований о новом, вечном завете Бога с людьми (Иез 16:60; 36:26).
В Ветхом Завете (1-й части христианской Библии) описан целый ряд заветов (договоров, союзов), заключённых между Богом и отдельными праведниками. Это завет с Ноем (Быт 9:9–17; Ис 54:17), с Авраамом (Быт 15:18, 17:2–12), с Израилем на Синае (Исх 19:5; 24:7, 8; 34:10; Втор 4:13; Ис 56:4; Иер 1:2 и др.). Описывается заключение завета между Богом и вождями (царями) Израиля (Нав 24:25; 4 Цар 11:17; 2 Пар 29:10; 4 Цар 23:3), договор Бога с Ездрой и народом Израиля (Ездр 10:3). Основным условием завета здесь является обязательство царей и народа соблюдать закон Бога и быть верным ему. В завете Бога с Давидом на первый план выступает обетование Бога сохранять царскую династию потомков Давида (Пс 89:4–5; 132:11).
Выражение встречается уже в ряде пророческих текстов в Ветхом Завете, говорящих о «новом завете» Бога с народом Израиля, т. е. о завете на новых по сравнению с синайским условиях. Основополагающим здесь является текст из книги пророка Иеремии (Иер 31:31–34); представление о новом (вечном) завете встречается и у других великих пророков (ср.: Ис 42:6; 49:8; 55:3; 61:8; Иер 32:40; 50:5; Иез 16:60; ср.: 20:37; завет мира Иез 34:25; 37:26), а также один раз у малых пророков [(Ос. 2:18(20)].
Пророк Иеремия говорит, что Господь хочет заключить с отступившим от заключённого завета народом Израиля новый завет. «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили … Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер 31:31–34). Этот «новый» завет означает возврат к истинному исполнению воли Божией, данной в Торе. Но он будет отличаться от прежнего тем, что воля Божия будет исполняться иудеями по внутреннему побуждению: теперь она будет сообщена не на внешних скрижалях, но написана в сердцах людей.
Тема нового завета присутствует также в кумранских рукописях. Здесь новый завет в сущности понимается как тот же завет, который был установлен на Синае; т. е. кумраниты видели себя теми единственными, кто следует завету [Комментарий (пешер) на Аввакума. 2:3; Дамасский документ. 6:19; 8:21;19:33; 20:12].
Раннехристианские авторы отнесли эти пророческие обетования к плодам искупительного подвига Иисуса Христа. Евангелисты свидетельствуют, что Сам Христос употребил это выражение на Тайной вечере в словах, произнесённых над чашей: «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф 26:28; см. также: Мк 14:24; Лк 22:20; 1Кор 11:25). Сама формулировка отсылает к представлению о заключении ветхозаветного синайского завета (Исх 24:5–8) между Яхве и народом Израиля, и это может проливать свет на понимание Иисусом своего мессианского служения, в частности как исполнение в крестной смерти пророчества Иеремии о новом, эсхатологическом завете (Иер 31:31–34).
В посланиях апостола Павла понятие «Новый Завет» упоминается в «установительных словах» Иисуса Христа на Тайной вечере (1 Кор 11:25). О двух заветах речь идёт у того же апостола также в послании к Галатам (Гал 4:24). Кроме того, апостол противопоставляет Ветхий Завет, знаком которого были высеченные на камне слова закона Моисея, Новому, установленному благодаря спасению человечества во Христе [2Кор 3:6–15; здесь единственный раз встречаются словосочетания «Новый Завет» (2Кор 3:6) и «Ветхий Завет» (2Кор 3:14)].
Богословие заветов подробно разрабатывается в послании к Евреям, в частности вопрос о связи между Ветхим и Новым Заветом (Евр 4:14–10:15). Здесь оба завета, Новый и Ветхий, противопоставляются. Новый назван «лучшим» (Евр 7:22). Христос стал его «поручителем», «ходатаем», т. е. посредником и искупителем от грехов, связанных с Ветхим (первым) Заветом (Евр 7:22; 8:6; 9:15; 12:24). «Первый завет» имеет «недостаток» (Евр 8:7) – он ветхий, «а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евр 8:13), что доказывается обетованием пророка Иеремии о Новом Завете (Иер 31:31-34). Во Христе Ветхий Завет исполнен, в нём нашли исполнение «образ» и сама идея Завета (Евр 10:1).
В конце 2 в. выражение «Новый Завет» стало использоваться в качестве наименования 2-й части христианской Библии. Канон Нового Завета составляет 27 книг. Это 4 Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна); Деяния святых апостолов; 7 соборных посланий (Иакова, 1–2-е Петра, 1–3-е Иоанна, Иуды); 14 посланий апостола Павла (к Римлянам, 1–2-е к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, 1–2-е к Фессалоникийцам, 1–2-е к к Тимофею, к Титу, к Филимону, к Евреям); Откровение Иоанна Богослова.
Рукописная традиция греческого Нового Завета обнаруживает некоторые различия между его отдельными текстами. В последовательности расположения книг Нового Завета в греческих рукописях преобладает порядок: Евангелия, Деяния, Соборные послания (Иакова, 1–2-е Петра, 1–3-е Иоанна, Иуды), послания апостола Павла (Послание к Евреям между 2-м посланием к Фессалоникийцам и 1-м посланием к Тимофею). В отдельных рукописях традиционный порядок следования Евангелий заменяется на т. н. западный (от Матфея – от Иоанна – от Луки – от Марка), при котором на 1-м месте стоят сочинения, написанные апостолами из числа Двенадцати. Иногда Евангелие от Луки помещается на последнем месте, что позволяет обоим сочинениям евангелиста стоять рядом.