Диптих
Ди́птих (греч. δίπτυχος – сложенный вдвое, двустворчатый), две соединённые друг с другом пластины для записей или изображений.
Античные диптихи
В Древней Греции (δέλτοι, πίνακες) и Риме (tabellae, pugillares, codices, codicilli, libelli) – таблички для записей, представлявшие собой две скреплённые тесьмой, шнурком или шарниром пластины (чаще всего деревянные или костяные; для записей предназначались внутренние навощённые стороны). Широкое распространение самого термина «диптих» относится к 4 в. Подобные «книжки» могли содержать дополнительные «листы», и тогда, в зависимости от их числа, они именовались триптихами (τρίπτυχα), тетраптихами (τετράπτυχα), пентаптихами (πεντάπτυχα) или полиптихами (πολύπτυχα).
Диптихи в христианстве
В древней Церкви диптих – список имён, поминавшихся во время литургии (возглашался с амвона при Евхаристии). Так, например, о практике составления поминальных списков принявших мученичество за веру, существовавшей, видимо, с апостольских времён, упоминают Киприан Карфагенский, Кирилл Иерусалимский, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский. Диптихи служили зримым воплощением единства Церкви, соединения в ней всей полноты верных; исключение из диптиха фактически означало отпадение от общения с Церковью.
Позднейшим расширением диптихов обусловлена их спецификация. Оформляются диптихи живых (δίπτυχα ζώντων) и диптихи усопших (δίπτυχα νεϰρῶν). В первые включались имена новокрещёных, а также имена пап и патриархов, епископов и священников, ктиторов, знатных лиц из мирян (довольно быстро оформляются собственно епископские диптихи). В диптихах живых воспоминались также Богородица, мученики и исповедники, предстательствующие пред Богом о полноте верных. Имена лиц, находившиеся в диптихах живых, после их смерти включались в диптихи усопших, что свидетельствовало о непрерывности их общения с Церковью.
Диптихи с именами усопших и здравствующих христиан стали впоследствии именоваться синодиками, в которые в большинстве случаев вносят имена христиан для временного поминовения, например в течение 40 дней или 1 года. По отношению к усопшим существует также т. н. вечное поминовение, продолжительность которого ограничена лишь экстремальными событиями (например, прекращением существования приходской или монастырской общины, как это было во времена гонений в 20 в. в Русской церкви).
Другим видом современного диптиха являются частные помянники, которые ведутся благочестивыми семьями и подаются вместе с просфорами для поминовения на Божественной литургии живых и усопших родственников, друзей, иных православных. Ныне в православном богослужении древнему обычаю чтения диптихов соответствует поминовение живых и усопших на проскомидии, на ектениях после чтения Евангелия, в заключительной части анафоры. В католическом богослужении поминовение живых и усопших совершается во время евхаристической молитвы.
Термин «диптих» употребляется и применительно к списку предстоятелей автокефальных православных церквей и соответственно – к перечню самих этих церквей.
Диптих в изобразительном искусстве
Диптихи стали художественно оформляться в эпоху поздней Античности. С середины 3 в. в Римской империи получили распространение консульские диптихи из слоновой кости. На внешней стороне был представлен консул, восседающий на курульном кресле, со скипетром в одной руке и цирковой маппой (свёртком ткани для подачи сигнала к началу игр) в другой; вверху изображался бюст императора, а под портретом консула – сцены цирковых игр, конских ристалищ, гладиаторских боёв. На внутренних поверхностях диптихов помещался список консулов, начиная от первого – Луция Юния Брута, кончая тем, кто был изображён на внешней стороне.
С конца 4 в. по подобию консульских диптихов стали создаваться диптихи для церковных нужд с изображениями Иисуса Христа, Богоматери, апостолов и сценами из Священной истории на внешних створках. В Византии в период иконоборчества появились складни в форме диптихов, в которых иконы располагались не на внешних, а на внутренних сторонах, так что их удобно было прятать от гонителей. После победы над иконоборчеством диптихи-складни из слоновой кости, дерева, золота, серебра, меди и др. использовали в путешествиях в качестве молитвенных образов. Живописные и мозаичные иконы-диптихи в Византии получили распространение с 11 в.
Диптихи из слоновой кости вернулись в западное искусство в конце 13 – 14 вв. Центром их производства был Париж, где в готической стилистике создавались диптихи с многофигурными повествовательными сценами. В Византии и Западной Европе создавались ювелирные диптихи, украшенные эмалями и драгоценными камнями. Под византийским влиянием тип живописного диптиха в конце 13 в. проник в Европу и стал одним из наиболее распространённых типов живописного произведения; его размеры варьируются от миниатюрных переносных складней до монументальных алтарей. Высшего расцвета живописный диптих достиг в Италии и Германии в 14 в., в Нидерландах – в 15 в. В 16 в. форма диптиха постепенно вышла из употребления, и в искусстве Нового времени диптихом стали называть композицию из двух отдельных, но дополняющих друг друга картин.