Словакия. История
Исто́рия Слова́кии, история Словакии, государства в Восточной Европе, с древнейших времён до периода современности.
Территория Словакии в древности и начале Средневековья
К древнейшим свидетельствам присутствия человека относят фрагмент черепа Homo erectus из Спишске-Подградье (около 1,8 млн лет назад; утрачен во время Второй мировой войны). Сохранились находки костей гейдельбергского человека. Древнейшие орудия (около 600/500–400/300 тыс. лет назад; олдувайская культура) происходят из Братиславы и Миявских гор (Словацко-Моравские Карпаты). Находки Ашеля и Клектона в основном не стратифицированы. Средний палеолит представлен останками неандертальца, индустриями премустье, микромустье, собственно Мустье, Леваллуа, Микок; поздний – индустриями/культурами Селет, Ориньяк, Граветт, эпиграветт, свидерской культурой, продолжающейся в мезолите, когда на юго-западе известны памятники, связанные с традициями Совтер, на востоке – Тарденуа.
Неолитизация (с 6-го тыс. до н. э.) связана с распространением групп/культур круга культуры линейно-ленточной керамики, развитием этих и близких традиций. В позднем неолите – энеолите существовала культура Лендьель, которую сменили баденская культура, связанные с ней группы «поздненеолитического культурного комплекса»; в районе Братиславы известны памятники культуры Йорданув (влияния с севера и запада), на западе региона также культуры колоколовидных кубков; на востоке – потисской и полгарской культуры, ямной культуры, восточно-словацкой группы культур шнуровой керамики. Часть из них принадлежит «эпишнуровому комплексу» начала бронзового века; на их основе сложились нитрянская и коштянская культуры. К раннему и/или среднему бронзовому веку относятся культуры Хатван, Кишароштаг, унетицкая культура, тип Гата – Мошон (Визельбург), мадьяровская культура, группы культуры керамики с мелованной инкрустацией, культура Оттомань. Со среднего бронзового века распространяются группы/культуры, связанные с общностью культуры курганных погребений, с позднего – общности полей погребальных урн.
Ряд перемен в начале железного века соотносится с появлением в 8 в. до н. э. восточноевропейских традиций «киммерийского периода». Календербергская культура (около 720–580 до н. э.) на юго-западе региона относится к кругу Восточного Гальштата. Её сменила верекерцугская культура, так же как куштановицкая в восточных областях, соотносимая главным образом с фракийцами и влиянием «скифо-сибирского мира», которое фиксируется также в северных и восточных районах, где продолжались традиции лужицкой культуры. В 4 в. до н. э. становится заметным влияние, а затем происходит распространение культуры Латен, что отражает несколько волн экспансии восточных кельтов – сначала в юго-западной части региона (в конце 2 в. до н. э. на территории Западной Словакии фиксируется появление бойев). В этом контексте сложилась и пуховская культура (2 в. до н. э. – 2 в. н. э.; в основном северо-западная и средняя Словакия), сопоставляемая с котинами. Юго-восточнее их известны осы (кельты и/или паннонцы). В Потисье – даки, экспансия которых при Буребисте в 60-х гг. до н. э. затронула всё Среднее Подунавье, а культура оказала влияние на местные культуры.
В конце 1 в. до н. э. земли к югу от Дуная были захвачены Римом; не позднее правления императора Домициана (81–96 н. э.) построен военный лагерь Герулата (ныне г. Русовце), позднее римские торговые и военные пункты возникали и на левом берегу Дуная. В 8 г. до н. э. юго-западные земли заняли квады. Они и ряд соседей вошли в созданное римлянами около 20 г. н. э. государство Вания, сыгравшее важную роль в торговле до Балтийского моря, в 50 г. разгромленное лугиями и другими северными племенами из ареала в основном пшеворской культуры. Ряд народов с территории Словакии приняли участие в Маркоманских войнах, в конце которых в 179/180 г. юго-запад региона был оккупирован римским императором Марком Аврелием; создание здесь римской провинции не состоялось, поскольку сын Марка Аврелия Коммод вывел войска. К началу эпохи Великого переселения народов северную часть региона занимала северокарпатская группа (до 1-й половины 5 в.; старое название – прешовская культура), юго-запад – квады (свевы), остатки которых разгромлены лангобардами в начале 6 в. Около 2-й четверти 5 в. южные земли вошли в державу гуннов, здесь появилось население с чертами восточногерманской и кочевнической культур.
На протяжении 2-й половины 5 – 1-й половины 6 вв. Словакия была освоена славянами, носителями пражской культуры. К середине 7 в. земли близ современной Братиславы вошли в состав Аварского каганата, расширившего владения на территории Южной Словакии в 3-й трети 7 – 8 вв. После его падения в начале 9 в. западная территория Словакии входила в состав Нитранского княжества, в 833 г. ставшего частью Великоморавской державы.
Территория Словакии в 10–16 вв.
Приход в Карпатскую долину мадьяр (венгров) и конец великоморавской государственности (10 в.) привели к тому, что словацкие территории вошли в состав Венгерского королевства в качестве северо-венгерских земель (Верхняя Венгрия) под властью династии Арпадов, затем Анжуйской династии, Люксембургов и Ягеллонов. Словацкие земли долгое время являлись объектом соперничества Венгрии с Чехией и Польшей, которые неоднократно захватывали западную и центральную часть территории Словакии в 10 – начале 11 вв. Христианизация словацких земель началась ещё в довенгерский период (в 9 в.); правитель Геза (около 971–997) из рода Арпадов принял христианство. После принятия венграми христианства бо́льшая часть территории Словакии оказалась в ведении Эстергомского архиепископства. Сын Гезы Иштван I в 1000/1001 г. стал королём Венгрии, с этого времени власть Венгерского королевства над словацкими землями постоянно укреплялась.
Территория Словакии разделялась на 15 комитатов, во главе которых стояли королевские правители (жупаны), наделённые административными, фискальными, военными и судебными полномочиями (11 в.). С конца 12 в. наблюдалось активное развитие городов как центров ремесла и торговли (Трнава, Нитра и др.), временно прерванное монголо-татарским нашествием в 1241–1242 гг. Завоеватели дошли до Банска-Штьявницы и Зволена, часть территории Словакии была опустошена. В 13 в. на территории Словакии было построено множество замков (градов). Особое положение занимали т. н. Спишские города с центром в Левоче, подчинявшиеся непосредственно венгерскому королю и являвшиеся важными центрами транзитной торговли. В 13 в. городские привилегии получили Банска-Бистрица, Пожонь (ныне Братислава) и др. В период феодальной раздробленности (середина 13 в. – 20-е гг. 14 в.) в восточной Словакии властвовал магнат Омодей Аба, а в юго-западной – род Чаков. После укрепления королевской власти земли магнатов были конфискованы короной, начался экономический подъём (восстановлена система феодальной зависимости, произошло укрепление крупных феодальных хозяйств, развивались города и торговля). На территории Словакии действовали монашеские ордены францисканцев, доминиканцев, цистерцианцев, антонианцев и картузианцев. В 14 в. усиливается роль венгерско-турецкого противостояния (в том числе и на словацких землях), в 1397 г. введён специальный налог для борьбы с Османской империей, лёгший дополнительным бременем на крестьян. Словакия длительное время оставалась также местом столкновения центральной власти и гуситов, которые потерпели здесь окончательное поражение лишь в 1467 г.
Политическая нестабильность 15 в. была связана с борьбой за венгерскую корону между Габсбургами и Ягеллонами, участие в которой принимали также венгерские и чешские магнаты, в том числе Ян Искра из Брандиса, в 1443–1453 гг. жупан Верхней Венгрии. К середине 15 в. королевство Венгрия становится сословной монархией: законодательная власть принадлежала королю и Государственному собранию, в которое входили магнаты и дворяне (с 1439), в 1440 г. официально оформлена привилегия избрания короля; в то же время были регламентированы деятельность и состав Государственного собрания. Укрепление центральной королевской власти при Матьяше Хуньяди было относительно кратковременным, после его смерти к власти вновь пришли магнаты, на землях Венгерского королевства – внутриполитическая раздробленность и экономический упадок. С последней трети 15 в. Словакия стала важным центром горного дела в Европе, связанным с добычей и производством серебра и меди.
Этнический состав населения Словакии отличался многообразием. На юге компактно проживали венгры, с 13 в. усилился поток немцев-колонистов (в 1381 венгерским королём Лайошем I Великим в Жилине издана «Привилегия для славян», которая предусматривала избрание равного количества немцев и словаков в городское управление), в 14 в. на словацкой территории появились итальянцы и евреи. Выражением социального и религиозного протеста в Словакии в середине 15 в. стало движение братиков, бывших воинов-гуситов во главе с Петром Аксамитом, в 1520-х гг. – восстание горняков Банска-Бистрицы и ряда других городов. Новые черты в развитии культуры 15–16 вв. – проникновение идей гуманизма и Реформации, создание в Пожони университета (Академия Истрополитана, основана в 1467, существовала до 1490, центр деятельности итальянских гуманистов – учёных и архитекторов). Реформация способствовала распространению чешского языка среди лютеранского населения словацких городов. В 16 в. на словацких землях получили распространение новые религиозные течения, в том числе евангелизм, лютеранство, а также анабаптистские, гельветические и антитринитаристские учения.
Словацкие земли в составе империи Габсбургов (1526–1918)
После поражения венгерской армии в Мохачской битве 1526 г. и окончательного разделения в 1541 г. Венгрии на три части (центральная Венгрия под властью Османской империи, автономная Трансильвания и «королевская» Венгрия во главе с Габсбургами) бо́льшая часть словацких земель осталась в составе Венгерского королевства, южные территории были захвачены османами. Пожонь (Пресбург, ныне Братислава) превратился в центр политической жизни Венгрии и место концентрации венгерского дворянства; получил статус венгерской столицы (1536–1784), здесь заседали Государственное собрание, Наместнический совет, Казённая палата, проходили коронации венгерских правителей (1563–1830). После коронации венгерской короной Фердинанд I создал правительство (губерниум) во главе с палатином. После захвата Эстергома турками (1543) архиепископство было перенесено в Трнаву (до 1820).
Ко 2-й половине 16 в. относится появление в Словакии книгопечатания. Первая постоянная типография открыта в Бардеёве в 1577 г. (типография Д. Гутгесела работала до 1599), а в 1581 г. была напечатана первая на территории словацких земель книга на чешском языке – «Малый катехизис» М. Лютера. Во 2-й половине 16 в. стал употребляться термин «Словакия», особенно среди чехов, поляков и австрийцев. В условиях противостояния с турками-османами Словакия в 17 в. становится территориально-этническим образованием с самоназванием «Славония», «Склавония», «Словения». Однако словацкая знать в это время значительно мадьяризована. В начале 17 в. началась полномасштабная Контрреформация, одним из центров которой стала юго-западная Словакия (иезуитский университет в Трнаве, 1635–1777, и др.). Рудольф II Габсбург поддерживал католическую веру в своих владениях, в том числе и на землях венгерской короны; были приняты законы, нарушающие права лютеран, составлявших бо́льшую часть населения словацких земель. Меры против протестантов вызвали крупномасштабное восстание 1604–1606 гг. во главе с И. Бочкаи. В 1646 г. заключена Ужгородская уния Римско-католической церкви с православными священниками Словакии, церковнославянский язык сохранялся в богослужении; центром деятельности униатского духовенства стала Пряшевская Русь. Одновременно территория Словакии превратилась в арену сословных выступлений венгерского дворянства против централизаторской политики Габсбургов. Давление на крестьянство (ввиду расширения государственного аппарата и содержания армии) вызывало отток населения в пограничные районы, усиливало градус социальных конфликтов в Словакии.
В годы Тридцатилетней войны 1618–1648 гг. территория Словакии была занята войсками трансильванского князя Ракоци Дьёрдя I, получившего в пожизненное владение ряд словацких комитатов по Линцскому миру 1645 г. В период австро-турецких войн 1660–1664 и 1683–1699 гг. часть словацких земель оккупирована турецкой армией. После победы над турками (с участием воинов-словаков) под Веной в 1683 г. Словакия по решениям Карловицкого конгресса 1698–1699 гг. возвращена Габсбургам. Её земли являлись центром крупных антигабсбургских восстаний: в 1678–1685 гг. под руководством И. Тёкёя, в 1703–1711 гг. – Ракоци Ференца II. В 1703 г. в ходе восстания Ракоци куруцы захватили почти все словацкие земли. 3 августа 1708 г. в битве при Тренчине войско Габсбургов разбило куруцев и вытеснило их из западной и средней областей Словакии. В 1711 г. был заключён Сатмарский мир. В это время в словацких землях появились шайки разбойников во главе с легендарным «словацким Робин Гудом» – Юраем Яношиком. В 1-й половине 17 в. на смену Ренессансу в искусстве пришло барокко, итальянские мастера возводили крепости и храмы (крепости Леопольдов, Комарно, университетская церковь Трнавы).
В 18 в. политическое значение Словакии в рамках Венгерского королевства снизилось. Войны и восстания привели к переселению крестьян и упадку сельского хозяйства, являвшегося основой экономики. Вместе с тем в Словакии продолжало развиваться горное дело, появились мануфактуры (первая в 1722 в Малацках). Реформы императора Иосифа II (патент о веротерпимости 1781, патент 1785 об отмене личной крепостной зависимости) улучшили положение крестьянства и словацких протестантов. В конце 18 в. 75 % населения исповедовали католицизм, 20 % – протестантизм, причём венгры-протестанты придерживались кальвинизма, а немцы и словаки – лютеранства. Русины, жившие на северо-востоке, были греко-католиками; в Комарно существовала и православная община. В 1777 г. Трнавский университет перенесён в Буду. Постепенно распространялись идеи Просвещения (А. Ф. Коллар, Й. И. Байза и др.), что создавало предпосылки в конце 18 в. для процесса словацкого национального возрождения. Как и у других славянских народов, вопрос о кодификации литературного языка стал одним из ключевых. Сторонники идеи создания словацкого языка из католических кругов во главе с А. Бернолаком разработали его нормативы – «бернолачину»; он рассматривался рядом исследователей как словакизированный чешский язык. Им противостояли протестантские деятели (Ю. Палкович, Я. Коллар, П. Й. Шафарик и др.), выступавшие за использование чешского литературного языка – «библичтины» (язык Кралицкой Библии) – с целью поддержания чешско-словацкого единства. Важными вехами в становлении словацкого национального самосознания стали окончательная кодификация словацкого языка Л. Штуром (1843), создание культурно-просветительского общества «Татрин» (Tatrín, 1844); издание первой газеты на словацком языке «Словацкая национальная газета» (Slovenské národné noviny, 1845–1848). С этого времени усиливалась согласованность позиций католиков и протестантов по вопросам языка и культуры, что укрепляло национальную идентичность словаков и радикализировало сознание нарождающейся буржуазии.
Начало революции 1848–1849 гг. в Венгрии было поддержано деятелями словацкого национального движения, однако отказ венгерского революционного правительства от выполнения их требований привёл к формированию Словацкого национального совета в Вене (сентябрь 1848, возглавлялся Л. Штуром, Й. М. Гурбаном и М. М. Годжей), выступившего на стороне Габсбургов. Некоторые шаги австрийских и венгерских властей навстречу словацкому национальному движению в 1860-х гг. (создание первых словацких гимназий, Матицы словацкой) сменились усилением политики мадьяризации в 1870-х гг., происходившим после образования двуединой Австро-Венгрии (1867) и включения Словакии в венгерскую часть (Транслейтания). Требование автономии в рамках Венгерского королевства (создание «Словацкого околия», нереализованного проекта территориальной единицы в его рамках), сформулированное в Мартинской декларации 1861 г., стало определяющим для ряда словацких общественно-политических деятелей (Гурбан, Я. Францисци, Ш. Дакснер и др.; т. н. Старая школа), опиравшихся на интеллигенцию и крестьянство. Другое общественно-политическое течение (т. н. Новая школа; Я. Паларик и др.), поддерживаемое крупной буржуазией, частью дворянства и интеллигенции, стремилось к обеспечению национальных прав словаков в рамках существующего административно-территориального деления. Для «Старой школы» была характерна ориентация на Россию, в то время как для «Новой школы» – на венгерское оппозиционное движение.
Промышленный переворот, начавшийся в Словакии в 1840-х гг., привёл к постепенному внедрению машинного труда, прежде всего в пищевой промышленности и в горном деле (добыча железной руды, меди, серебра), металлургии. Тем не менее словацкая экономика оставалась в основном аграрной. Малоземелье, разорение крестьянских хозяйств, избыток рабочей силы привели к массовой эмиграции словаков в конце 19 в. за рубеж. В США образовалась полумиллионная словацкая диаспора, представители которой выступали за полную независимость Словакии и поддерживали ориентированные на её достижение политические движения. Доминирование (с середины 19 в.) венгерского капитала в условиях общего роста влияния кредитно-банковских организаций столкнулось к началу 20 в. с ростом чешских инвестиций (Živnostenská banka и др.). Первый словацкий банк Tatra образован в 1885 г. в г. Турчьянски-Свети-Мартин (Турчански-Свети-Мартин; ныне Мартин), в 1890-х гг. возникли первые словацкие акционерные промышленные предприятия.
Экономическое развитие Словакии, постепенное усложнение социальной структуры словацкого общества способствовали кристаллизации отдельных политических направлений и организаций. В 1871 г. образовалась Словацкая национальная партия, боровшаяся за национальные и языковые права словаков; в 1905 г. – Словацкая социал-демократическая партия, отстаивавшая интересы рабочих; в 1913 г. – католическая Словацкая народная партия (СНП). Возник ряд менее сплочённых, но влиятельных либеральных политических течений, группировавшихся вокруг периодических изданий, среди которых выделялись гласисты (В. Шробар, П. Благо; журнал Hlas, 1898–1904). Интересы аграриев отстаивал М. Годжа (1878–1944), поддерживавший идею чешско-словацкого единства (журналы Slovenský týždenník, 1903–1918, Slovenský denník, 1910–1915). Накануне Первой мировой войны усилились контакты чешских и словацких политических и общественных деятелей, ощутимым было влияние идей Т. Г. Масарика.
В годы 1-й мировой войны словаки за рубежом и внутри страны участвовали в антигабсбургском национально-освободительном движении. Его центром стал Чешско-словацкий национальный совет, образованный М. Р. Штефаником, Масариком и Э. Бенешем в Париже (создан как Чешский заграничный комитет в ноябре 1915, реорганизован в феврале 1916). Словацкие эмигрантские организации в США поддерживали идею государственного союза с чехами после войны на основе равноправия и автономного положения Словакии в составе объединённого государства (Кливлендское соглашение 1915, Питтсбургское соглашение 1918).
Образование Чехословацкой республики. Словакия в 1918–1945 гг.
28 октября 1918 г., незадолго до окончания 1-й мировой войны, была создана самостоятельная Чехословацкая республика (ЧСР). Словацкий национальный совет, избранный на собрании в г. Турчьянски-Свети-Мартин 30 октября 1918 г., в тот же день принял Мартинскую декларацию о добровольном вхождении Словакии в единое государство с чехами. Первым президентом ЧСР стал Т. Г. Масарик, военным министром – М. Р. Штефаник. Проявлением революционных процессов в Словакии, связанных с продвижением войск Венгерской советской республики 1919 г. на её территорию, стало создание Словацкой советской республики 1919 г. с центром в Прешове (прекратила существование в июле 1919, её территория вошла в состав ЧСР).
Согласно конституции 1920 г., ЧСР провозглашалась единым централизованным государством, в состав которого вошли чешские земли, Словакия и Подкарпатская Русь. Статус государственной приобрела концепция единого чехословацкого народа и единого чехословацкого языка (Закон о языке, 1920). В Словакии усилилось движение за автономию, позднее стали проявляться и сепаратистские тенденции. Главным сторонником автономного статуса Словакии выступила СНП (на парламентских выборах 1925–1935 набирала от 28 до 34 % голосов), возглавляемая А. Глинкой, с 1938 г. – Й. Тисо [в 1925 переименована в Глинкову словацкую народную партию (ГСНП), в 1938 – в Глинкову словацкую народную партию – Партию словацкого национального единства]. Некоторые уступки центрального правительства словацким автономистским требованиям (в том числе Закон о реформе административного управления, 1927, вводивший элементы децентрализации) не смогли разрешить ряд проблем, несмотря на поддержку чехословацкими властями курса на индустриализацию и ускоренное культурное развитие Словакии. После ухода Масарика в отставку президентом был избран многолетний глава внешнеполитического ведомства Э. Бенеш (1935–1938).
В межвоенный период словацкие предприятия не могли конкурировать с более развитой чешской промышленностью; массовым явлением стала эмиграция в страны Западной Европы и в Америку. В 1920–1930-х гг. в Словакии была воссоздана система образования (открылись новые школы и средние учебные заведения, в 1919 создан Словацкий университет имени Я. А. Коменского в Братиславе); открылись словацкие национальные театры в Братиславе и Кошице; возобновлена деятельность Матицы словацкой (1919); начали издаваться многочисленные журналы с культурной тематикой; началось вещание словацкого радио (1926).
Пользуясь резким ослаблением центрального правительства в условиях отторжения от ЧСР Судетской области по Мюнхенскому соглашению, руководство ГСНП 6 октября 1938 г. провозгласило автономию Словакии с собственным правительством во главе с Й. Тисо (президент ЧСР Бенеш ещё 5 октября 1938 сложил с себя полномочия и эмигрировал на Запад). По Венскому арбитражу от 2 ноября 1938 г. южные районы Словакии были оккупированы Венгрией; позднее по результатам договорённости от 4 апреля 1939 г., завершившей боевые столкновения венгерских и словацких войск, к Венгрии присоединена и часть восточной Словакии. 14 марта 1939 г. Тисо под нажимом А. Гитлера объявил о независимости Словакии. Согласно конституции 1939 г. создавались собственная словацкая армия, полиция, жандармерия, госаппарат. Формально независимая авторитарная Словацкая республика де-факто являлась марионеточным государством, находясь в силовом поле Германии (договор от 23 марта 1939). Во Второй мировой войне Словакия 1 сентября 1939 г. отправила войска против Польши (при этом ей были возвращены земли, захваченные последней в 1938), а 23 июня 1941 г. объявила войну СССР.
Открытие немецкого рынка для словацких товаров, повышенный спрос на военную продукцию стали причинами роста словацкой экономики, создавались новые предприятия как тяжёлой, так и лёгкой промышленности, модернизировались старые заводы; правительство Словакии активно поддерживало рост промышленности, оказывало поддержку предпринимателям. Однако экономика и промышленность Словакии были подчинены нуждам Германии, перекос в сторону военной промышленности, инфляция привели к снижению темпов роста экономики, а затем и к спаду производства; неудачными оказались попытки властей модернизировать сельское хозяйство.
После создания независимого государства в Словакии начались преследования евреев и цыган. Еврейская собственность конфисковывалась, передавалась немцам и словакам. 9 сентября 1941 г. опубликован «Еврейский кодекс», постановления которого были аналогичны «Нюрнбергским законам». В 1942 г. в лагеря были отправлены 58 тыс. словацких евреев. В конце 1942 г. депортации приостановились, но возобновились снова после подавления Словацкого национального восстания в октябре 1944 г. Всего в холокосте погибли около 70 тыс. евреев Словакии; 25–30 тыс. человек уцелели. Постепенно в стране крепло движение Сопротивления, в декабре 1943 г. был создан Словацкий национальный совет (СНС), объединивший главные оппозиционные течения на базе антифашистской борьбы. В августе 1944 г. вспыхнуло Словацкое национальное восстание, большую помощь которому оказал СССР; при подавлении восстания бо́льшая часть Словакии была оккупирована немецкими войсками, Германия взяла под свой полный контроль экономику Словакии. В сентябре 1944 – мае 1945 гг. территория довоенной ЧСР была освобождена Красной Армией в ходе Карпатско-Дуклинской, Моравска-Остравской и Пражской операций. В боях за освобождение Словакии погибли более 60 тыс. советских военнослужащих.
Словакия в 1945–1989 гг.
После окончания 2-й мировой войны чехословацкое государство было восстановлено, с территории Словакии принудительно высланы около 75 тыс. венгров. Кошицкая программа коалиционного правительства Национального фронта чехов и словаков [сформировано в апреле 1945 по результатам переговоров в марте 1945 в Москве между представителями чехословацкого правительства в эмиграции, Коммунистической партии Чехословакии (КПЧ) и СНС] была призвана стать основой для послевоенного развития ЧСР. На территории Словакии развернули свою деятельность Коммунистическая партия Словакии (КПС) и Демократическая партия Словакии (ДПС), с 1946 г. – Словацкая партия свободы и Партия труда социал-демократического толка (основана в январе 1946). На первых послевоенных парламентских выборах (май 1946) большинство голосов получила ДПС (62,5 %), опасавшаяся углубления национализации промышленности и радикальной аграрной реформы; на долю КПС пришлось 30,4 % голосов (меньше, чем на территории Чехии). Осенью 1947 г. позиции ДПС, обвинённой коммунистами в бойкотировании национализации и Закона о ревизии аграрной реформы 1919 г., были ослаблены, в феврале 1948 г. партия распущена.
В феврале 1948 г. в стране произошёл коммунистический переворот, Э. Бенеш вышел в отставку (7 июня 1948), новым президентом страны стал К. Готвальд (14 июня 1948). После установления монополии на власть со стороны КПЧ в Словакии начался период «социалистического строительства». В 1949–1955 гг. было осуществлено кооперирование сельского хозяйства, в 1949–1953 гг. развернулась 1-я пятилетка развития народного хозяйства, одной из целей которой ставилось ускоренное развитие экономики Словакии на путях форсированной индустриализации (сопровождалось ограничением её экономической самостоятельности и усилением централизаторских тенденций). Новая конституция 1948 г. копировала советский образец. Не согласные с переворотом покинули страну. Развернулась чистка партийных рядов (в сентябре 1948 КПС влилась в состав КПЧ), по обвинению в «словацком буржуазном национализме» были репрессированы Г. Гусак, Л. Новомеский и др.; преследования уже самих словацких коммунистов продолжались и после смерти И. В. Сталина. Процессы десталинизации в социалистических странах, начавшиеся после XX съезда КПСС (1956), затронули и ЧСР. Политическая «оттепель» и осуждение культов Сталина и Готвальда серьёзно расшатывали коммунистическую идеологию, заставляли критически переосмыслить политический опыт.
В 1960 г., согласно новой конституции, страна стала называться Чехословацкой Социалистической Республикой (ЧССР). Внешняя политика страны ориентировалась на СССР, сотрудничество в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ, Чехословакия член с 1949) и Организации Варшавского договора (ОВД, Чехословакия член с 1955). В период демократических преобразований в ЧССР в 1968 г., прологом которых стали отставка с поста 1-го секретаря ЦК КПЧ чеха А. Новотного и избрание словака А. Дубчека, провозглашалась цель построения «социализма с человеческим лицом». Началась «Пражская весна», либерализация и демократизация режима, негативно воспринятая лидерами соседних социалистических стран. В августе 1968 г. в Чехословакию были введены войска ряда стран ОВД, движение «Пражской весны» насильственно подавлено.
Осенью 1968 г. государство было преобразовано в Федерацию Чешской и Словацкой республик. В период т. н. нормализации, проводившейся руководством страны во главе с новым партийным лидером словаком Г. Гусаком, шли чистки в рядах партийных и общественных организаций, применялся ряд репрессивных мер, вызвавший новую волну эмиграции. Оборотная сторона «нормализации» – меры по улучшению материального положения населения в целях обеспечения его лояльности (социальная программа КПЧ, 1971; новый Закон о пенсионном обеспечении, 1976; и др.). В этот период происходит концентрация всё больших властных полномочий в руках Гусака. Экономическое развитие Словакии в 1970-х гг. было отмечено масштабными капиталовложениями в знаковые инфраструктурные проекты: скоростная автомагистраль Прага – Брно – Братислава, ГЭС «Габчиково-Надьмарош» (Gabčíkovo – Nagymaros; ныне – ГЭС «Габчиково») на Дунае и др. Однако просчёты в планировании экономического развития, в том числе создание в Словакии крупного военно-промышленного комплекса на ввозной сырьевой и энергетической базе, создавали в дальнейшем значительные трудности. Их преодоление с конца 1970-х гг. сопровождалось мерами по усилению централизма за счёт сокращения прав республик (конституционные законы декабря 1980) и усилением недовольства доминированием коммунистической идеологии в ЧССР. Это привело к появлению диссидентского движения («Хартия-77») в Чехии и повышению политической активности католиков в Словакии («тайная» церковь).
Словакия в 1989–1993 гг.
Серьёзное влияние на внутриполитическое положение ЧССР оказала перестройка в СССР. В ЧССР начался рост оппозиционных настроений, подогреваемых внутрипартийными дискуссиями о путях развития страны. Разгон 17 ноября 1989 г. студенческой демонстрации в Праге стал катализатором новых акций протеста. Протестное движение в Чехии возглавил Гражданский форум (ГФ; В. Гавел и др.), в Словакии – движение «Общественность против насилия» (ОПН; Я. Чарногурский и др.). Процесс демонтажа коммунистического режима в Словакии получил название «нежная революция» (по аналогии с «бархатной революцией» в Чехии).
25 ноября 1989 г. ОПН и Координационный комитет словацких студентов выступили за ликвидацию в стране монопольного положения КПЧ, а 30 ноября 1989 г. была отменена соответствующая статья конституции, ушли в отставку главы словацкой законодательной и исполнительной власти. За день до этого Братиславу посетил В. Гавел, ГФ и ОПН приняли совместное коммюнике, зафиксировавшее задачу преобразования Чехословакии в демократическую федерацию. С этой целью с 10 декабря 1989 г. по 27 июня 1990 г. в Словакии функционировало правительство национального согласия Словацкой социалистической республики, возглавляемое квалифицированным юристом М. Чичем; задачей правительства являлась подготовка населения к свободным выборам и контроль за их проведением.
29 марта 1990 г. государство переименовано в Чехословацкую Федеративную Республику, а 20 апреля 1990 г. – в Чешскую и Словацкую Федеративную Республику (ЧСФР). На первых свободных выборах в составе федерации (июнь 1990) убедительную победу одержала коалиция ГФ и ОПН (49,5 % голосов, 63,5 % депутатских мандатов). Федеральное правительство во главе со словаком М. Чалфой приступило к системной трансформации в политической и экономической сферах (чековая приватизация, реституция национализированного имущества и др.). В результате вывода Советской армии с территории ЧСФР (находилась с 1968, вывод осуществлён в феврале 1990 – июне 1991) и распада ОВД (июль 1991) изменилось международное положение государства, лидеры которого постоянно провозглашали необходимость «возвращения в Европу». 26 июня 1990 г. состоялась сессия нового словацкого парламента, главой которого стал Ф. Миклошко (ОПН), а его заместителями – Я. Чарногурский и Я. Клепач (оба – Христианско-демократическое движение, ХДД), Л. Надь (Венгерская независимая инициатива), М. Земко (ОПН), О. Кельтошова (Демократическая партия, ДП), из 150 депутатов только 22 были коммунистами. Правящую коалицию сформировали ОПН, ХДД и ДП, получившие в парламенте 57,3 % голосов (86 депутатских мандатов), председателем правительства стал представитель ОПН В. Мечьяр (правительство проработало до 23 апреля 1991). После раскола в ОПН и выхода из неё Мечьяра главой второго словацкого правительства (в составе федерации) стал Я. Чарногурский (23 апреля 1991 – 24 июня 1992); в новый состав правительства входили оппозиционные Мечьяру силы.
17 августа 1990 г. в Праге состоялась встреча представителей правительств ЧСФР, ЧР и СР, а также лидеров ГФ и ОПН с участием президента В. Гавела. Участники подписали коммюнике, в котором поддерживалась озвученная ещё в ноябре 1989 г. идея федерации в составе двух самостоятельных республик. 12 декабря 1990 г. депутаты двух палат Федерального собрания ЧСФР внесли изменение в Закон о федерации 1968 г., предусматривавшее передачу части компетенций с федерального на республиканские уровни. Весной 1991 г. В. Мечьяр, уступивший пост главы правительства Я. Чарногурскому, покинул ОПН и основал Движение за демократическую Словакию (ДЗДС, 1991; с 2003 Народная партия – Движение за демократическую Словакию), выступавшее за национальный суверенитет Словакии. Чешско-словацкий компромисс оказался недолговечным. Переговоры, возобновившиеся летом 1991 г., не дали результата из-за различий в представлениях чешских и словацких политиков о приоритетных направлениях и темпах реформирования государственной системы. Победа на парламентских выборах в июне 1992 г. противоположных по своим взглядам сил (в Чехии – Гражданской демократической партии В. Клауса, в Словакии – ДЗДС Мечьяра, получившее почти ½ мест в Словацком национальном совете, который стал именоваться Национальным советом Словацкой Республики, НС СР) делала проблематичной перспективу сохранения федерации. В августе 1992 г. была достигнута договорённость о прекращении существования ЧСФР. Словацкий парламент принял Конституцию независимого государства (1 сентября 1992), решением Федерального собрания (25 ноября 1992) прекращено существование федерации (с 1 января 1993), образованы два самостоятельных государства – Чешская Республика и Словацкая Республика. В 1993 г. Словакия стала членом ООН, ОБСЕ, Совета Европы.
Словацкая Республика с 1993 г.
Первым президентом независимой Словакии стал М. Ковач (1993–1998), премьер-министром – В. Мечьяр (1993 – март 1994, декабрь 1994 – 1998). Руководство Словакии избрало курс на умеренные реформы, отказалось от форсированной приватизации и сохранило государственное регулирование экономики; поддерживались широкие экономические связи с Россией. Стремление Мечьяра проводить политику балансирования между Россией и западными державами, несмотря на зафиксированные в 1998 г. Всемирным банком признаки экономического подъёма страны, стало одной из причин, по которым он постоянно находился под зачастую надуманными обвинениями в авторитаризме, национализме, всеобъемлющей коррупции и неправильных методах приватизации. Госсекретарь США М. Олбрайт именовала Словакию «чёрной дырой Европы»; на этом основании тормозилось заявленное вхождение в НАТО и Европейский союз (ЕС; заявка подана в июне 1995), поскольку фигурировавший в западных странах термин «мечьяризм» отождествлялся ими не с «вхождением в Европу», успешно осуществляемым Чехией, а с «возвращением к коммунизму».
По итогам парламентских выборов в сентябре 1998 г. к власти пришли противники В. Мечьяра, объединившиеся в рамках Словацкой демократической коалиции (предвыборная коалиция, в составе: Демократический союз, Христианско-демократическое движение, Демократическая партия, Социал-демократическая партия Словакии, Зелёная партия Словакии). Её лидер, в прошлом один из основателей ХДД М. Дзуринда возглавлял правительство в 1998–2006 гг. Совместно с президентом Р. Шустером (победил на первых прямых президентских выборах в Словакии; введены конституционной поправкой в январе 1999) форсировал либеральные реформы в Словакии, провозгласил стратегической целью устранение барьеров на пути к интеграции Словакии в НАТО и ЕС.
Новое правительство приступило к проведению болезненных экономических преобразований. Осуществление пенсионной реформы в условиях непреодолённых последствий всемирного финансово-экономического кризиса 1998 г. сразу же вызвало рост социальной напряжённости. Во внешней политике Словакия поддержала агрессию НАТО против Союзной Республики Югославия (24 марта 1999 – 10 июня 1999) и начала сворачивать торговые связи с Российской Федерацией. «Рыхлая коалиция» из 4 партий (Словацкая демократическая коалиция, Демократическая левая партия Словакии, Партия венгерской коалиции, Партия гражданского согласия) пользовалась поддержкой электората и президента Шустера. В сентябре 2002 г. в Братиславу с апостольским визитом прибыл папа Римский Иоанн Павел II, объявивший Словакию моральным примером для католиков Европы. Выборы 20–21 сентября 2002 г. оставили у власти «рыхлую коалицию» (4 партии с 78 местами в парламенте), однако внутренняя политика коалиционного правительства (усиливавшееся расхождение между ростом ВВП и снижением уровня жизни большинства населения) порождала социальную напряжённость в стране. 16–17 мая 2003 г. был проведён референдум о вхождении Словакии в ЕС: «за» отдали голоса 92,46 % участвовавших в голосовании; интенсифицировалась и кампания за вступление Словакии в НАТО. Словацкая Республика стала членом ЕС и НАТО в 2004 г. На президентских выборах в апреле 2004 г. победу одержал И. Гашпарович, в прошлом лидер левоцентристской партии «Движение за демократию»; за него проголосовали 59,91 % избирателей, а его соперник В. Мечьяр, получив 40,09 %, ушёл из большой политики. Правительству Дзуринды удалось преодолеть внутриполитический кризис, увеличить темпы роста словацкой экономики на 6 % в 2005 г.; по заявлениям премьер-министра, это было вызвано переориентацией словацкой экономики на Запад.
Постоянным оппонентом М. Дзуринды стал в этот период Р. Фицо (основатель партии «Направление», 1999), выступавший с критикой коалиции и ратовавший за социально ориентированную экономику. В декабре 2004 г. эта партия, объединив силы левой ориентации, получила название «Направление – Социал-демократия» (Н-СД) и выдвинула требование справедливого распределения доходов, критиковала одностороннюю ориентацию правительства Дзуринды на США, игнорирование отношений с РФ. Побуждением к внеочередным парламентским выборам стал выход из правящей коалиции ХДД – партийной структуры, одним из основателей которой являлся сам Дзуринда. На состоявшихся 17 июня 2006 г. выборах победила Н-СД, получившая 50 мандатов (партия Дзуринды – 31); правительство возглавил Фицо. Кабинет заявил о своей проевропейской ориентации; Словакия вошла в Шенгенскую зону (2007), присоединилась к зоне евро (с 1 января 2009). В условиях расширения затрат на социальные нужды правительство смогло создать условия для сохранения высоких темпов экономического роста. Европейские социал-демократы признали успех подобного курса, хотя и выступали с острой критикой ряда действий Фицо (с запозданием приняв Н-СД в Партию европейских социалистов); его поддержал и И. Гашпарович, вторично победивший на президентских выборах в апреле 2009 г. На выборах в Европейский парламент 6 июня 2009 г. Н-СД получила 5 мандатов из 13, что считалось явным успехом.
На пятых парламентских выборах 12 июня 2010 г. Н-СД получила 62 мандата, оппозиция добилась 79 депутатских мест, право формировать правительство перешло к представителю правоцентристской партии «Словацкий демократический и христианский союз – Демократическая партия» И. Радичовой, уступившей год назад на президентских выборах Гашпаровичу. К весне 2011 г. правящая коалиция уже не располагала достаточной поддержкой, после чего снова возник вопрос о внеочередных выборах, назначенных на 10 марта 2012 г. На них Н-СД получила 44,41 % голосов электората (2006 – 29,14 %, 2010 – 34,79 %) и 83 мандата, а её лидеру Фицо удалось сформировать первое в истории Словакии однопартийное левоцентристское правительство. В 2013 г. ускорился рост словацкой промышленности, вместе с тем осенью 2013 г. рекордным для страны оказался уровень безработицы (13,9 %). Представители власти обвинялись общественностью в коррупции и неоправданном росте государственных расходов, что не помешало действовавшему премьер-министру Фицо принять участие в президентских выборах 2014 г.; победу на них во 2-м туре 29 марта 2014 г. одержал А. Киска (59,38 %) – независимый кандидат, придерживавшийся правых позиций. 24 мая 2014 г. состоялись выборы в Европарламент с участием всего лишь 13,05 % избирателей (один из наиболее низких показателей среди стран ЕС), победителем снова стала партия Н-СД с 4 мандатами.
В середине 2010-х гг. усилились позиции партий популистской ориентации. В их число входила партия «Обычные люди и независимые личности» (ОЛиНЛ), лидер которой И. Матович во внутренней политике ориентировался на популистские лозунги, мало обеспечиваемые программами реальных преобразований. Во внешнеполитических заявлениях он одобрял антироссийские санкции 2014–2015 гг., выступал против «ревизионизма границ». Б. Коллар, лидер партии «Мы – семья», выступал одновременно за евроатлантическую интеграцию Украины и усиление экономического сотрудничества с Россией; во внутренней политике делал ставку на традиционные ценности. Считавшаяся пророссийской партия «Народная партия – Наша Словакия» (НП-НС) М. Котлебы эксплуатировала настроения евроскептицизма рядовых словаков, около ⅓ которых, по ряду опросов 2017 г., одобряли выход Словакии из ЕС. Партия заняла и антииммигрантскую позицию, а также выступила с требованием дискриминационных мер против цыган (ромов). Составляя, по разным оценкам от 200 тыс. до 400 тыс. граждан Словакии, они в основном живут на пособия, а в ряде городов с начала 2010-х гг. места их проживания огораживаются бетонными стенами. Права цыган защищают, с одной стороны, партии левой ориентации, а с другой – католическая Церковь, однако их проблемы далеки от удовлетворительного решения.
По результатам выборов 15 марта 2016 г. в словацкий парламент вошли 8 политических партий: Н-СД – 49 мест, праволиберальная «Свобода и солидарность» (СиС) – 21, ОЛиНЛ – 19, националистически ориентированная Словацкая национальная партия (СНП) – 15, популистские НП-НС – 14, «Мы – семья» – 11, партия венгерского меньшинства «Мост-Хид» – 11, созданная в 2014 г. партия «Сеть – Объединяем Словакию» – 10 мест. Впервые в истории Словакии после «нежной революции» ХДД не удалось преодолеть 5 %-ный барьер, хотя в предшествующем парламенте движение располагало 11 мандатами. Н-СД, СНП, «Мост-Хид» и «Сеть – Объединяем Словакию», несмотря на крайнее расхождение политических позиций, сформировали коалиционное правительство во главе с Р. Фицо. В этом ракурсе особо важными стали признанные ими принципы «открытого правления» и открытость происхождения имущества, а также приоритетности западного вектора словацкой экономической дипломатии. В конце 2016 г. из коалиции вышла партия «Сеть – Объединяем Словакию».
Весной 2018 г. страну потряс политический кризис в связи с убийством словацкого журналиста Я. Куцияка и его невесты (занимался расследованием связей словацких политиков с калабрийской мафиозной группировкой «Ндрангета»), начались массовые акции протеста против властей. Свои посты покинули премьер-министр, начальник полиции, министр внутренних дел и министр культуры. Н-СД выдержала этот удар, хотя и понесла репутационные потери. После ухода в отставку Фицо (15 марта 2018) правительство продолжало свою деятельность в том же составе (Н-СД, СНП и «Мост-Хид»); 22 марта 2018 г. кабинет министров возглавил П. Пеллегрини (Н-СД). Коалиционный кабинет получил вотум доверия парламента, при этом в самой Н-СД наметились линии раскола, инициированные зачастую бездоказательными обвинениями Фицо в причастности к убийству Куцияка.
На выборах президента Словакии 30 марта 2019 г. победила З. Чапутова – одна из основателей непарламентской либеральной партии «Прогрессивная Словакия». Она приобрела известность критикой правительства под лозунгом «Встанем против зла» и ратовала за такие ценности, как гуманизм, солидарность и правда, защита окружающей среды.
К парламентским выборам 29 февраля 2020 г. в Словакии оформились новые политические силы: партия «За людей» бывшего президента А. Киски и Словацкая консервативная партия, преобразованная из движения «Сеть – Объединяем Словакию». В выборах приняли участие 25 политических партий (2010 – 18, 2012 – 26, 2016 – 23) и 65,8 % избирателей (наибольшее число с 2002). ОЛиНЛ, сделав акцент на борьбе с коррупцией, получила 25,03 % голосов (53 мандата), оставив позади Н-СД, собравшую 18,29 % голосов электората (38 мандатов; худший результат социал-демократов с 2002). «Мы – семья» и НП-НС получили по 17 мандатов, праволиберальная СиС – 13, правоцентристская партия «За людей» Киски – 12. Коалиции «Прогрессивная Словакия – Вместе», поддерживаемой Чапутовой, для вхождения в парламент не хватило всего 0,04 %, а ХДД – 0,35 %. Выборы проиграла и СНП – 3,16 %, лидер которой А. Данко занимал пост председателя парламента в 2016–2020 гг. Впервые в истории Словакии в состав парламента не вошли представители партий венгерского меньшинства, что усугубило и без того непростые словацко-венгерские отношения. Осложнилось решение проблем эксплуатации ГЭС в Габчиково. Словакия в свою очередь активно протестовала против предоставления своим гражданам венгерских паспортов.
21 марта 2020 г. сформировано правоцентристское коалиционное правительство в составе ОЛиНЛ, «Мы – семья», СиС и «За людей»; кабинет министров возглавил И. Матович. В программных заявлениях ОЛиНЛ выступает за жёсткую миграционную политику и против однополых браков, за укрепление ЕС и критикует внешнюю политику как США, так и России, призывает к проведению экономических реформ с акцентом на региональном развитии. Правительство 2020 г. представляло собой некий аналог «рыхлой коалиции» 1998–2006 гг.; его глава, будучи сильным оратором, позиционировал себя как обычного жителя Трнавы, знающего нужды простых людей. Матович сделал особый акцент на борьбе с коррупцией, обвиняя в ней лидеров как левых, так и правых партий. В феврале 2021 г. без согласования с партнёрами по коалиции Матович договорился о поставках в Словакию российской вакцины от коронавируса Sputnik V, не дожидаясь одобрения со стороны Европейского агентства лекарственных средств. Это спровоцировало правительственный кризис и привело к уходу Матовича с поста премьер-министра. 1 апреля сформировано новое правительство во главе с министром финансов Э. Хегером. С началом Специальной военной операции России на Украине Хегер выступил в поддержку украинской стороны, в апреле 2022 и марте 2023 гг. посещал Киев. В декабре 2022 г. Чапутова распустила кабинет Хегера в результате вотума недоверия, инициированного СиС. Хегер продолжил выполнять обязанности премьер-министра до назначения в мае 2023 г. нового временного правительства под руководством Л. Одора. На 30 сентября 2023 г. была намечена дата проведения внеочередных парламентских выборов.
Председателем Национального собрания Словацкой Республики с 20 марта 2020 г. стал Б. Коллар (партия «Мы – семья»). Парламент 2020 г. характеризуется дистанцированием от крайностей как еврооптимизма, так и евроскептицизма; в его составе, как и ранее, чаще объединяются на платформе еврореализма и даже европрагматизма, неизбежного для лидеров государств, находящихся в самом центре Европы.
Политическая сцена Словакии после выборов не прекращает переформатирование. П. Пеллегрини (в 2014–2016 председатель законодательного органа страны; 22 марта 2018 – 20 марта 2020 глава кабинета министров), выйдя из Н-СД, заявил 29 июня 2020 г. о создании партии под названием «Голос – Социал-демократия» (Г-СД, зарегистрирована 11 сентября 2020). В самом названии сохраняется преемственность двух партий, что указывает на потенциал сил левой ориентации удерживаться на властных позициях, несмотря на кризисы.
В связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 16 марта 2020 г. введён общенациональный карантин: закрыты все магазины, кроме торгующих товарами первой необходимости, ограничена работа ресторанов и кафе, закрыты театры и кинотеатры, запрещены массовые мероприятия, отложены плановые операции в больницах; запрещены забастовки, ужесточена уголовная и административная ответственность за совершённые преступления. С 22 апреля 2020 г. началось снятие ограничительных мер; 14 июня 2020 г. общенациональный карантин отменён, возобновилось пассажирское транспортное сообщение с теми государствами ЕС, в которых риск заражения коронавирусом минимален. 1 октября 2020 г. на территории Словакии из-за ухудшения эпидемиологической обстановки вновь введён режим чрезвычайного положения, ограничена работа спортивных центров и точек общественного питания, средние школы переведены на дистанционное обучение, граждан обязали носить маски как внутри помещений, так и на открытом воздухе; с 24 октября 2020 г. введены ограничения на передвижение граждан по стране. Нарушителям ограничений грозили штрафы до 20 тыс. евро. В начале ноября в 2 этапа проведено всеобщее тестирование населения страны; цель сплошного тестирования заключалась в том, чтобы остановить распространение вируса по стране, предотвратить общенациональный локдаун и связанный с ним экономический кризис.
В марте 2020 г. правительством приняты меры по поддержке экономики и рынка труда (отсрочка по выплате ряда налогов, взносов, кредитов и пр.); предприятиям малого и среднего бизнеса выделена финансовая помощь в форме гарантий по кредитам и платежей по кредитным процентам; крупным компаниям предоставлен специальный пакет помощи от государства. Властями предусмотрены дополнительные выплаты для безработных, компенсации заработной платы в размере 80 %, выплаты для самозанятых и компаний в зависимости от падения их выручки. 19 июня 2020 г. правительство объявило о трёх программах помощи с общим бюджетом в 4 млрд евро для поддержки компаний, пострадавших от вспышки коронавируса (программы были направлены на сохранение ликвидности компаний, продолжение деятельности, увеличение инвестиций, поддержку уровня занятости). В феврале 2022 г. прекращён режим чрезвычайного положения, в мае 2023 г. отменены последние ограничения, действовавшие в связи с пандемией COVID-19.
На состоявшихся 30 сентября 2023 г. девятых (четвёртых внеочередных) по счёту выборах в Национальное собрание Словацкой Республики с участием 68,51 % электората победила партия Н-СД, получившая 22,94 % голосов избирателей (42 места). 2-е место закрепила за собой партия «Прогрессивная Словакия» – 17,96 % (32 места), на 3-м месте – Г-СД (14,7 %, 27 мест), 4-е место заняла коалиция – ОЛиНЛ, «Христианский союз», «За людей» (8,89 %,16 мест), 5-е место – ХДД (6,82 %,12 мест), 6-е место – СиС (6,32 %, 11 мест), 7-е место – СНП (5,62 %, 10 мест). Президент страны поручила лидеру победившей на выборах партии Н-СД Р. Фицо сформировать в течение 14 дней новое правительство. 12 октября три лидировавшие на выборах политические партии (Н-СД, Г-СД и СНП) подписали декларацию о создании правящей коалиции. 25 октября президент Словакии З. Чапутова назначила новое коалиционное правительство во главе с лидером партии Н-СД Фицо. Председатель партии Г-СД. П. Пеллегрини избран спикером Национального собрания.
В целом Словацкая Республика состоялась в качестве демократического государства, руководители которого достаточно успешно справлялись со сложными проблемами, возникавшими перед расположенной в самом центре Европы страной.
Российско-словацкие отношения
Дипломатические отношения между Словакией и РФ установлены в 1993 г., в августе 1993 г. подписан Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве; его реализация отличается непростой динамикой. Правительства В. Мечьяра и Р. Фицо выступали за сбалансированные отношения Словакии и России; правительства «рыхлых коалиций» форсировали переориентацию внешней политики страны в западном направлении. В 2005 г. в ходе официального визита В. В. Путина в Словакию (где состоялась его встреча с Дж. Бушем-младшим) было заключено соглашение об экономическом и научно-техническом сотрудничестве. В 2006 г. в РФ нанёс визит президент Словакии И. Гашпарович. В 2010 г. Словакию с государственным визитом посетил Д. А. Медведев. Существенный урон развитию российско-словацких отношений нанесло присоединение в 2014–2015 гг. Словакии к антироссийским санкциям, которые ввели США, страны НАТО и ЕС, хотя они носили выборочный характер. В 2019 г. товарооборот между Словакией и Россией составил 6,22 млрд долл. (увеличился на 4,06 % по сравнению с 2018). 20 февраля 2020 г. в Россию с визитом прибыл премьер-министр П. Пеллегрини; в 2019 г. он успешно провёл переговоры о поставках топлива для атомных электростанций и модификации газотранспортной системы. Однако весной 2020 г. президент и премьер-министр страны солидарно выступили против строительства «Северного потока-2» (ранее словацкие власти также не поддерживали проект «Турецкого потока»). Внешнеполитический раздел программы правительства на 2020–2024 гг. не содержит упоминания о РФ; в то же время товарооборот между двумя странами продолжал увеличиваться до 2022 г.
В феврале 2022 г. Словакия осудила Специальную военную операцию России на Украине и присоединилась к антироссийским санкциям, был взят курс на свёртывание сотрудничества практически во всех областях.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 г. Словакия внесена в перечень иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации.