Анабаптисты
Анабапти́сты (от греч. ἀναβαπτίζω – вновь крестить, перекрещивать), представители радикального протестантского движения, сформировавшегося в 1-й половине 16 в. в Швейцарии, Германии, Австрии, Моравии, Нидерландах; одной из его отличительных особенностей являлось повторное крещение взрослых членов общины. Термин «анабаптисты» не является самоназванием, т. к. члены общины считали крещение младенцев недействительным, а следовательно, крещение взрослых не было, с их точки зрения, повторным. Сами анабаптисты называли себя «братья и сёстры».
Анабаптисты ведут своё начало от протестантов-радикалов из Цюриха, которых возглавил К. Гребель. Он выступал против крещения младенцев, т. к., по его мнению, оно не имело обоснования в Библии, призывал вернуться к практике церкви времён апостолов. В 1527 г. швейцарские «братья» составили т. н. Шлейтгеймское исповедание (текст М. Саттлера), в котором изложили основы вероучения анабаптизма:
крещение взрослых после принесения публичного покаяния;
изгнание из общины согрешивших и нераскаявшихся;
отстранение верующих от нечестия мира, т. е. отказ от участия в городских магистратурах, от службы в армии, ношения оружия и принесения клятв.
Пастор, которого выбирают из тех, кто имеет доброе имя за пределами общины, руководит молитвой, преломляет хлеб, наставляет, увещевает и наказывает. Этих основ в целом придерживались в своих общинах Я. Гуттер и М. Симонс. Идеи анабаптистов вызывали неприятие как католических, так и протестантских властей. Анабаптисты Цюриха стали первыми жертвами гонений. В 1527 г. в Цюрихе был казнён Ф. Манц.
Особо среди анабаптистов выделяют анабаптистов-спиритуалистов (апокалиптиков). К ним относят Т. Мюнцера, «цвиккауских пророков» – Н. Шторха, М. Штюбнера, Т. Дрекселя; Г. Гута, М Гофмана, Я. Матиссена, Иоанна Лейденского, Д. Йориса. «Пророки» появились в Цвиккау (в Саксонии) в 1520 г. Они выступали против любой формы церковной организации, полагая, что все истинно верующие находятся под непосредственным водительством Святого Духа и должны получать от него наставления в виде пророческих снов и видений. С его точки зрения, для того чтобы князья не угнетали «народ божий», надо было создать Царство Божие на земле, а тех, кто не признаёт его, следовало уничтожить (см. Крестьянская война в Германии 1524–1526). Мельхиор Гофман на основании книги пророка Даниила и Откровения Иоанна Богослова предсказал, что конец света наступит в 1533 г. После его ареста в 1533 г. общину его последователей (мельхиоритов) в Антверпене возглавил Я. Матиссен. В конце 1533 – начале 1534 гг. Я. Матиссен и Иоанн Лейденский прибыли в Мюнстер и, после того как их сторонником стал бургомистр, попытались осуществить идею создания «Нового Иерусалима»: ввели коллективную собственность на имущество, а также полигамию, преследовали несогласных. 24 июня 1535 г. «Новый Иерусалим» был взят войсками местного католического епископа, а наиболее видные участники «мюнстерской теократии» казнены в январе 1536 г.
Ныне существуют 3 протестантских движения, являющихся наследниками анабаптистов 16 в.: амиши, гуттериты и меннониты. По оценкам самих анабаптистов, их численность составляет более 2 млн. В большей степени анабаптизм распространен в Северной Америке и Африке.