Балтийское море
Балти́йское мо́ре (позднелат. Mare Balticum, у древних славян – Варяжское море или Свейское), внутриматериковое море Атлантического океана между Скандинавским полуостровом и материковым побережьем северо-западной части Европы. Омывает берега Швеции, Финляндии, России, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Германии, Дании. На юго-западе соединяется с Северным морем Датскими проливами. Морская граница Балтийского моря проходит по южным входам проливов Эресунн, Большой Бельт и Малый Бельт. Площадь 419 тыс. км2, объём 21,5 тыс. км3. Наибольшая глубина 470 м. Глубины над порогами Датских проливов: Дарсер – 18 м, Дрогден – 7 м. Поперечное сечение над порогами, соответственно, 0,225 и 0,08 км2, что лимитирует водообмен с Северным морем. Балтийское море глубоко вдаётся в материк Евразия. Сильно изрезанная береговая линия образует многочисленные заливы и бухты. Наиболее крупные заливы: Ботнический залив, Финский залив, Рижский залив, Куршский залив, Щецинский залив, Гданьский залив. Берега Балтийского моря на севере высокие, скалистые, преимущественно шхерного и фьордового типов, на юге и юго-востоке – большей частью низменные, лагунного типа, с песчаными и галечными пляжами. Наиболее крупные острова: Готланд, Борнхольм, Сааремаа, Муху, Хийумаа, Эланд и Рюген. Много небольших скалистых островков – шхер, расположенных вдоль северных берегов (в группе Аландских островов свыше 6 тыс.).
Рельеф и геологическое строение дна
Балтийское море мелководное, полностью лежит в пределах шельфа, глубины до 200 м, занимают 99,8 % его площади. Наиболее мелководны Финский, Ботнический и Рижский заливы. Рельеф дна в заливах выровненный аккумулятивный с хорошо развитым покровом рыхлых отложений. Бóльшая же часть дна моря характеризуется сильно расчленённым рельефом. Дно его котловины имеет впадины, разграниченные возвышенностями и основаниями островов: на западе – Борнхольмская (105 м) и Арконская (53 м), в центре – Готландская (249 м) и Гданьская (116 м); к северу от о. Готланд с северо-востока на юго-запад протянулась наиболее глубокая впадина – Ландсортская (до 470 м). Многочисленны каменные гряды; в центральной части моря прослежены уступы – продолжения глинтов, тянущихся от северного берега Эстонии к северной оконечности о. Эланд, подводные долины – затопленные морем ледниково-аккумулятивные формы рельефа.
Балтийское море занимает депрессию на западе древней Восточно-Европейской платформы. Северная часть моря располагается на южном склоне Балтийского щита; центральная и южная части принадлежат крупной структуре древней платформы – Балтийской синеклизе. Крайняя юго-западная часть моря входит в пределы молодой Западно-Европейской платформы. Дно на севере Балтийского моря сложено преимущественно комплексами докембрийского возраста, перекрытыми прерывистым чехлом ледниковых и современных морских отложений. В центральной части моря в строении дна принимают участие горные породы силура и девона. Протягивающиеся здесь уступы образованы кембрийско-ордовикскими и силурийскими породами. Палеозойские комплексы на юге перекрыты толщей ледниковых и морских осадков значительной мощности.
В последнюю ледниковую эпоху (в позднем неоплейстоцене) впадина Балтийского моря была полностью перекрыта ледниковым щитом, после таяния которого образовалось Балтийское ледниковое озеро. В конце позднего неоплейстоцена, около 13 тыс. лет назад, произошло соединение озера с океаном и впадину заполнили морские воды. Связь с океаном прерывалась в интервале 9–7,5 тыс. лет назад, после чего последовала морская трансгрессия, отложения которой известны на современном побережье моря. В северной части Балтийского моря продолжается поднятие, скорость которого достигает 1 см в год.
Донные осадки на глубинах свыше 80 м представлены глинистыми илами, под которыми залегают ленточные глины на ледниковых отложениях; на меньших глубинах ил смешан с песком; в прибрежных районах распространены пески. Встречаются валуны ледникового происхождения.
Климат
Для Балтийского моря характерен умеренный морской климат с чертами континентальности. Его сезонные особенности определяются взаимодействием барических центров: Исландского минимума и Азорского максимума на западе и Сибирского максимума на востоке.
Циклоническая деятельность достигает наибольшей интенсивности в осенне-зимние месяцы, когда циклоны приносят пасмурную, дождливую погоду с сильными западными и юго-западными ветрами. Средняя температура воздуха в феврале от –1,1 °C на юге, –3 °C в центральной части моря, до –8 °C на севере и востоке и до –10 °C в северной части Ботнического залива. Редко проникающий на короткое время на Балтику холодный арктический воздух понижает температуру до –35 °C. Летом дуют также ветры западных направлений, но небольшой силы, приносящие с Атлантического океана прохладную влажную погоду. Температура воздуха в июле 14–15 °C в Ботническом заливе и 16–18 °C в остальных районах моря. Редкие поступления тёплого средиземноморского воздуха вызывают кратковременные повышения температуры до 22–24 °C. В год выпадает осадков от 400 мм на севере до 800 мм на юге. Наибольшее число дней с туманами (до 59 дней в году) отмечается на юге и в центральной части Балтийского моря, наименьшее (22 дня в году) – на севере Ботнического залива.
Гидрологический режим
Гидрологические условия Балтийского моря определяются его климатом, значительным поступлением пресных вод и ограниченным водообменом с Северным морем. В Балтийское море впадает около 250 рек. Речной сток в среднем составляет 472 км3 в год. Наиболее крупные реки (км3 в год): Нева – 75,7, Висла – 32,6, Неман – 16,8, Западная Двина – 21,9.
По территории пресный сток распределяется неравномерно. В Ботнический залив поступает 181 км3 в год, в Финский – 110, в Рижский – 37, в центральную часть Балтийского моря – 112. Количество пресной воды атмосферных осадков (172 км3 в год) равно испарению. Водообмен с Северным морем в среднем составляет 1660 км3 в год. Более пресные воды с поверхностным стоковым течением уходят из Балтийского моря в Северное море, солёная североморская вода с придонным течением поступает через проливы из Северного моря. Сильные западные ветры обычно усиливают приток, восточные – сток воды из Балтийского моря через Датские проливы.
Гидрологическая структура Балтийского моря в большинстве районов представлена поверхностной и глубинной водными массами, разделёнными тонким промежуточным слоем. Поверхностная водная масса занимает слой от 20 до (местами) 90 м, температура её в течение года колеблется от 0 до 20 °C, солёность обычно в пределах 7–8 ‰. Эта водная масса образуется в самом море как результат взаимодействия морских вод с пресными водами атмосферных осадков и речного стока. Она имеет зимнюю и летнюю модификации, отличающиеся в основном по температуре. В тёплом сезоне отмечается наличие холодного промежуточного слоя, что связано с летним прогревом воды на поверхности. Глубинная водная масса занимает слой от 50–100 м до дна, её температура изменяется от 1 до 15 °C, солёность – от 10,0 до 18,5 ‰. Глубинная вода образуется в придонном слое в результате перемешивания с водой высокой солёности, поступающей из Северного моря. Обновление и вентиляция придонных вод сильно зависят от поступления североморской воды, которое подвержено межгодовой изменчивости. При сокращении притока солёной воды в Балтийском море на больших глубинах и во впадинах рельефа дна создаются условия для появления заморных явлений. Сезонные изменения температуры воды захватывают слой от поверхности до 50–60 м и глубже обычно не проникают.
Ветровое волнение особенно сильно развивается в осенне-зимнее время при продолжительных и сильных юго-западных ветрах, когда отмечаются волны высотой 5–6 м и длиной 50–70 м. Наиболее высокие волны наблюдаются в ноябре. Зимой развитию волнения препятствует морской лёд.
В Балтийском море всюду прослеживается циклоническая (против часовой стрелки) циркуляция вод, осложнённая вихревыми образованиями разных масштабов. Скорости постоянных течений обычно около 3–4 см/с, но на некоторых участках временами возрастают до 10–15 см/с. Из-за малых скоростей течения неустойчивы, их картина часто нарушается под действием ветров. Штормовые ветры вызывают сильные ветровые течения со скоростями до 150 см/с, быстро затухающие после шторма.
Приливы в Балтийском море из-за незначительной связи с океаном выражены слабо, высота 0,1–0,2 м. Сгонно-нагонные колебания уровня достигают значительных величин (в вершинах заливов до 2 м). Совместное действие ветра и резких перепадов атмосферного давления вызывает сейшевые колебания уровня с периодом 24–26 ч. Величина таких колебаний от 0,3 м в открытом море до 1,5 м в Финском заливе. Сейшевые волны при нагонных западных ветрах иногда вызывают повышение уровня в вершине Финского залива до 3–4 м, что задерживает сток Невы и приводит к наводнениям в Санкт-Петербурге, иногда катастрофического характера: в ноябре 1824 г. около 410 см, в сентябре 1924 г. – 369 см.
Температура воды на поверхности Балтийского моря сильно изменяется от сезона к сезону. В августе в Финском заливе вода прогревается до 15–17 °C, в Ботническом заливе – 9–13 °C, в центральной части моря – 14–18 °C, в южных районах достигает 20 °C. В феврале в открытой части моря температура воды на поверхности 1–3 °C, в заливах и бухтах ниже 0 °C. Солёность воды на поверхности составляет 11 ‰ у выхода из Датских проливов, 6–8 ‰ в центральной части моря, 2 ‰ и меньше в вершинах Ботнического и Финского заливов.
Балтийское море относится к т. н. солоноватым бассейнам, в которых температура наибольшей плотности выше температуры замерзания, что приводит к интенсификации процесса образования морского льда. Льдообразование начинается в ноябре в заливах и у берегов, позднее – в открытом море. В суровые зимы ледяной покров занимает всю северную часть моря и прибрежные воды центральной и южной его частей. Толщина припайного (неподвижного) льда достигает 1 м, дрейфующего – от 0,4 до 0,6 м. Таяние льда начинается в конце марта, распространяется с юго-запада на северо-восток и заканчивается в июне.
История исследования
Первые сведения об исследованиях Балтийского моря связаны с норманнами. В середине 7 в. они проникли в Ботнический залив, открыли Аландские острова, во 2-й половине 7 – 8 вв. достигли западного побережья Прибалтики, открыли Моонзундский архипелаг, впервые проникли в Рижский залив в 9–10 вв. и использовали побережье от устья Невы до Гданьской бухты для торговой и пиратской деятельности. Гидрографические и картографические работы производились русскими в Финском заливе в начале 18 в. В 1738–1739 гг. Ф. И. Соймонов издал атлас Балтийского моря, составленный по отечественным и иностранным источникам. В середине 18 в. многолетние исследования проводил А. И. Нагаев, который составил подробную лоцию Балтийского моря. Первые глубоководные гидрологические исследования в середине 1880-х гг. были выполнены С. О. Макаровым. С 1920 г. проводились гидрологические работы Гидрографическим управлением военно-морского флота, Государственным гидрологическим институтом (Ленинград), а со 2-й половины 20 в. были развёрнуты широкие комплексные исследования под руководством Ленинградского (Санкт-Петербургского) отделения Государственного океанографического института РАН.
Хозяйственное использование
Рыбные ресурсы Балтийского моря включают пресноводные виды, обитающие в распреснённых водах заливов [карась, балтийский окунь (бельдюга), лещ, щука, судак, голавль, сырть (рыбец), европейская ручьевая минога и др.], балтийское стадо сёмги и чисто морские виды, распространённые преимущественно в центральной части моря [балтийские сельдь (салака) и килька (шпрот), европейские корюшка (снеток) и ряпушка (рипус, или килец), треска, камбала и др.]. В Балтийском море ведётся рыбный промысел, особенно салаки, шпрота, снетка, трески и камбалы. Уникальный объект рыбной ловли – европейский угорь (в 2008 внесён в Красную книгу Международного союза охраны природы).
На юго-восточном побережье Балтийского моря распространены россыпи янтаря, наиболее активно его добыча ведётся близ посёлка Янтарный в Калининградской области (Россия). Промышленная добыча янтаря началась ещё в Восточной Пруссии в 1827 г., в 1945 г. была прекращена, возобновлена в 1947 г. В недрах морского дна обнаружены незначительные запасы нефти (в российском секторе – в 1983), ведётся их промышленная разработка (с 2004). Добыча железной руды ведётся у побережья Финляндии.
Велико транспортное значение Балтийского моря. Согласно оценкам Европейской комиссии, в 2020 г. вывоз грузов из акватории Балтийского моря должен был составить около 400 млн т, для сравнения: ввоз грузов – около 155 млн т, оборот грузов внутри морской акватории – около 180 млн т. По Балтийскому морю осуществляются крупномасштабные перевозки наливных, навалочных и генеральных (включая контейнерные) грузов. Через Балтийское море осуществляется значительная часть внешней торговли Финляндии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, а также Дании, Швеции, Германии и России. В общем объёме грузов, перевозимых морским транспортом, преобладают сырая нефть и нефтепродукты, сжиженный природный газ, каменный уголь, продукция переработки древесины, железная руда. Важную роль играют также машины и оборудование, крупными производителями и потребителями которых являются страны, расположенные на берегах и в бассейне Балтийского моря, а также химические товары.
Крупнейшие порты Балтийского моря по общему грузообороту (млн т, 2019): Усть-Луга (103,9), Приморск (61,0), Санкт-Петербург (59,8; все – Россия), Гданьск (52,0; Польша), Клайпеда (46,3; Литва), Гётеборг (41,0; Швеция), Рига (32,8; Латвия), Щецин – Свиноуйсьце (32,2; Польша), Росток – Варнемюнде (25,7; Германия) и Гдыня (24,0; Польша). Крупнейшие порты по обороту контейнеров ДФЭ (тыс. ед., 2019): Санкт-Петербург (2235,6), Гданьск (2073,2), Гдыня (897,1), Гётеборг (772,0), Клайпеда (703,0), Хамина – Котка (677,6; Финляндия), Орхус (589,5; Дания), Хельсинки (533,8; Финляндия), Рига (466,9) и Раума (261,2; Финляндия). Другие крупные морские порты: в России – Высоцк и Калининград, в Германии – Любек и Киль, в Дании – Копенгаген, в Швеции – Треллеборг, Хельсингборг, Мальмё, Укселёсунд и Лулео, в Финляндии – Пори, в Латвии – Вентспилс и Лиепая, в Эстонии – Таллин и Силламяэ. Суммарный грузооборот морских портов Балтийского моря 478,6 млн т (2019), оборот контейнеров ДФЭ 9209,9 тыс. ед.
Развито морское паромное сообщение. В 2020 г. действовала единственная железнодорожная паромная линия Росток – Треллеборг (грузовое сообщение) и несколько автомобильных (грузовых или грузопассажирских) паромных линий: Травемюнде – Ханко (Финляндия), Варнемюнде – Гедсер (Дания), Свиноуйсьце – Истад (Швеция), Фредериксхавн (Дания) – Гётеборг, Хельсингёр (Дания) – Хельсингборг, Стокгольм – Турку и ряд других.
В юго-западной части Балтийского моря через ряд проливов сооружены одноимённые мосты. В Дании Старый (1935; длина 1178 м) и Новый (1970; 1700 м) мосты через пролив Малый Бельт соединили п-ов Ютландия и о. Фюн, мост Большой Бельт (1998; 6790 м) – острова Фюн и Зеландия. Через пролив Гульдборгсунд (разделяет острова Фальстер и Лолланн) построены одноимённый мост (1934; 180 м) и тоннель (1988; 460 м), а также мост короля Фредерика IX (1963; 295 м). Острова Зеландия и Фальстер соединили мосты Маснедсунд (201 м) и Сторстрём (3199 м; оба – 1937, через о. Маснедё), а также двойной мост Фарё (1985; общая длина 1726 м; через о. Фарё). Мост Эресунн (2000; общая длина около 16 км, в его составе тоннель – 4050 м) соединил Данию (о. Зеландия) и Швецию (южная оконечность Скандинавского п-ова). В Германии в 1936 г. о. Рюген с материком соединила плотина, в 2007 г. её частично заменил мост Рюген (через пролив Штрелазунд, это второе название моста; 2831 м, в его составе разводной мост Цигельграбен – 583,3 м), в 1963 г. о. Фемарн с материком через пролив Фемарн-Бельт соединил одноимённый мост (963,4 м). Между Данией и Германией, под проливом Фемарн-Бельт, запланировано сооружение тоннеля Фемарнбельтского тоннеля (2020–2028; 25 км). Из-за небольших глубин многие места недоступны для морских судов со значительной осадкой, однако даже самые крупные круизные лайнеры и плавучие буровые установки, сооружаемые в Финляндии для бурения на морском шельфе, проходят через Датские проливы и морской Кильский канал (1895, до 1948 Канал кайзера Вильгельма, реконструкция 1914 и 1965; длина 98,6 км, глубина 11 м; в 2019 пропустил 28,8 тыс. судов) в Атлантический океан.
По дну Балтийского моря были проложены газопроводы «Северный поток – 1» [Nord Stream 1; соединил российский г. Выборг и германскую общину Лубмин (близ города Грайфсвальда); двухниточный, каждая нить диаметром 1220 мм; 1-я нить введена в эксплуатацию в 2011, 2-я нить – в 2012; проектная мощность двух нитей 55 млрд м3] и «Северный поток – 2» (Nord Stream 2; соединил российский портовый посёлок Усть-Луга и Лубмин; проектировался как двухниточный; первая нить газопровода была сооружена 10.6.2021, вторая нить – 29.12.2021; проектная мощность двух нитей 55 млрд м3). Оба газопровода должны были стать морской частью Северо-Европейского газопровода, в состав которого также вошли германские газопроводы OPAL (Ostsee – Pipeline – Anbindungsleitung; 2011; соединил Лубмин и г. Ольбернхау) и NEL (Nordeuropäische Erdgasleitung; 2012; соединил Лубмин с коммуной Реден). 26 сентября 2022 г. близ о. Борнхольм три нити газопровода были разрушены взрывами неизвестного происхождения, после чего их дальнейшая эксплуатация остановилась.
На побережье Балтийского моря находится множество курортов и мест отдыха: Сестрорецк, Солнечное, Репино, Комарово, Зеленогорск, Светлогорск, Зеленоградск, Пионерский, Янтарный, южная часть Куршской косы (Россия), Пярну, Нарва-Йыэсуу (Эстония), Юрмала, Саулкрасты (Латвия), Паланга, южная часть Куршской косы (Литва); Сопот, Хельская коса, Колобжег, Кошалин (Польша), Хайлигендамм, Тиммендорф, Травемюнде, острова Узедом и Рюген, (Германия), о. Эланд (Швеция).
Экологическое состояние
Балтийское море, имеющее затруднённый водообмен с Мировым океаном (обновление вод длится около 30 лет), окружено индустриально развитыми странами и испытывает чрезвычайно интенсивную антропогенную нагрузку. Основные экологические проблемы связаны с захоронением на дне моря химического оружия, сбросом в море сточных вод крупных городов, смывом химических удобрений, используемых в сельском хозяйстве, и особенно с судоходством – одним из самых интенсивных в мире (преимущественно нефтеналивные танкеры). После вступления в силу в 1980 г. Конвенции по защите морской среды Балтийского моря экологическая ситуация улучшилась за счёт введения в строй большого количества очистных сооружений сточных вод, сокращения использования химических удобрений, контроля за техническим состоянием судов. Уменьшилась концентрация токсических веществ типа дихлордифенилтрихлорэтана (ДДТ) и полихлорбифенила, нефтяных углеродов. Содержание диоксинов в балтийской сельди в 3 раза ниже предельно допустимой концентрации (ПДК), восстановилась популяция серого тюленя. Рассматривается вопрос о придании Балтийскому морю статуса особо уязвимого морского района.
22 марта в Европе празднуют День Балтийского моря.