Европейский союз
Европе́йский сою́з (ЕС), региональное интеграционное объединение. Действует на основе Договора о Европейском союзе и Договора о функционировании Европейского союза. Они стали итогом длительной эволюции Римского и Парижских договоров об учреждении Европейского объединения угля и стали, Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии, в ходе которой государства-члены радикальным образом расширили компетенцию объединения, модернизировали его, усовершенствовали сформированную в его рамках структуру многоуровневого управления.
В состав ЕС входят 27 стран Западной, Центральной, Северной, Юго-Восточной Европы и стран Балтии. В 2024 г. по уровню интеграции ЕС уступает лишь бывшему СССР накануне его развала. Он построен по тому же федеральному принципу распределения компетенции между наднациональным центром и государствами-членами: страны ЕС обладают лишь теми полномочиями в области проведения внутренней и внешней политики и её регуляторного обслуживания, которые они не передали на наднациональный уровень. Главное отличие – совместно формируя общее и всё более единообразное национальное право, государства-члены полностью сохраняют международную правосубъектность и суверенитет в международных делах.
Европейским союзом созданы единый внутренний рынок, валютный рынок, единое экономическое пространство, по ряду качественных характеристик приближающиеся к внутреннему рынку национального государства. В них в высокой степени реализуются четыре свободы общего рынка: свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Через распространение процедур регулирования единого внутреннего рынка на сотрудничество правоприменительных органов – для совместного решения задач обеспечения внутренней безопасности – создано пространство свободы, безопасности и правосудия. Высокий уровень объединения возможностей государств-членов в самых различных областях не предотвратил, однако, длительную череду кризисов, с которыми ЕС столкнулся в 2000–2020-х гг. По нему сильнее, чем по другим регионам, ударил первый глобальный финансово-экономический кризис. Затем последовали европейский долговой кризис; европейский миграционный кризис; крайне болезненный выход Великобритании из состава объединения; кризисы, вызванные мерами по борьбе с коронавирусной пандемией, а также связанные с торгово-экономической, технологической, санкционной войнами против Российской Федерации, Китайской Народной Республики, ряда других держав, проводящих независимую внутреннюю и внешнюю политику. Все эти кризисы были расценены ЕС и государствами-членами как свидетельствующие о недостаточности и незавершённости интеграции. Реагируя на них, государства-члены приступили к форсированной достройке интеграционного объединения также бюджетным, фискальным, энергетическим, логистическим, военно-стратегическим союзами, союзами в области рынка капитала, здравоохранения и т. д. и существенно продвинулись на каждом из этих направлений. С 2020 г. они приступили к построению ЕС «следующего поколения», понимаемого как отказ в постпандемийный период от следования устаревшей модели социально-экономического развития и восстановления прежней экономики и переход к созданию новой. Под ней ЕС и государства-члены понимают «зелёную», цифровизированную, безотходную, климатически нейтральную (декарбонизированную) экономику.
В целях построения ЕС «следующего поколения» государства-члены впервые в истории объединения пошли на обобществление долгов. Они совместно произвели заимствование на свободном финансовом рынке порядка 800 млрд евро, которые стали фактически вторым чрезвычайным бюджетом ЕС, передали их Фонду восстановления и устойчивости и договорились, что деньги из него будут поступать на осуществление национальных программ экономического развития, только если включаемые в них проекты соответствуют требованиям новой экономики. Все выдвигавшиеся ранее предложения по углублению интеграции, укреплению ЕС, его переформатированию, модернизации и повышению эффективности проводимой им внутренней и внешней политики были обобщены в ходе беспрецедентной по своим масштабам Конференции о будущем Европы, которая проходила 9 мая 2021 – 9 мая 2022 гг. Центром конференции стала многоязычная цифровая платформа. К маю 2022 г. её посетили около 5 млн человек, были зарегистрированы более 50 тыс. активных участников, а также обсуждены 18 тыс. идей, которые руководящие инстанции ЕС обязались претворить в жизнь и незамедлительно взяли в работу.
Сопоставление ЕС с другими ведущими экономиками мира
О ЕС можно говорить как о единой экономике. Вместе с Китаем и США он входит в тройку крупнейших экономик мира, а многие из государств-членов прочно прописались также в группе мировых лидеров по качеству жизни, деловому климату, валовому внутреннему продукту (ВВП) на душу населения. Согласно всем имеющимся прогнозам, они сохранят свои позиции в мировых рейтингах в среднесрочной перспективе, хотя по темпам роста существенно уступают Индии, Китаю, США, быстро поднимающимся государствам. В 2008 г. ВВП ЕС превосходил ВВП США. В 2024 г., отнюдь не только из-за «брекзита», он был уже на ⅓ меньше.
Ещё совсем недавно ЕС считался крупнейшим в мире интеграционным объединением. Сегодня по пространственному охвату, демографии, ВВП формально он уступает Всеобъемлющему региональному экономическому партнёрству в составе Австралии, Китая, Корейской Республики, Новой Зеландии, Японии и 10 участников Ассоциации государств Юго-Восточной Азии; Всеобъемлющему прогрессивному Транстихоокеанскому партнёрству стран Азиатско-Тихоокеанского региона; ЮСМКА – обновлённой зоне свободной торговли «плюс» между США, Канадой и Мексикой. В действительности по всем этим показателям ЕС существенно крупнее своего номинального состава. По правилам, установленным ЕС, живут также страны Европейской ассоциации свободной торговли, большая группа стран, получившая от ЕС статус государств – кандидатов на вступление, и государства, заключившие с ЕС соглашения о продвинутом партнёрстве и ассоциации «плюс» (базовый документ между ЕС и государством, не являющимся его членом, на основе которого осуществляется сотрудничество в политике, торговле и пр.).
Институциональный механизм ЕС
Важнейшим фактором, обусловившим успех европейского интеграционного проекта, является эффективность институционального механизма, которым государства-члены наделили объединение. Главными органами ЕС, институтами по его терминологии, являются Европейский совет, Европейский парламент, Совет ЕС, Европейская комиссия, Суд ЕС, Европейский центральный банк и Счётная палата. Они образуют ядро подчиняющейся им разветвлённой системы взаимосвязанных и взаимоподдерживающих агентств, организаций, вспомогательных органов. Они обеспечивают объединение бюрократических структур альянса и государств-членов в единый механизм согласования интересов, принятия решений, их реализации и контроля за исполнением.
Европейский совет и Совет ЕС, стоящие во главе вертикали обслуживающих их вспомогательных органов, являются институтами межправительственного сотрудничества; они также обеспечивают представительство интересов государств-членов. Остальные пять институтов являются институтами общего интереса. Считается, что они действуют в интересах граждан ЕС, всего европейского социума. Европейский совет, состоящий из глав государств и правительств, играет роль руководящего и направляющего института ЕС. Функции законодательной власти делят Европейский парламент и Совет ЕС. Первоначально Европейский парламент был всего лишь совещательным органом. Однако по мере федерализации и конституционализации ЕС он превратился в ключевой институт объединения, наиболее активно ратующий за углубление интеграции и продвижение его ценностей. В рамках обычной законодательной процедуры Европейский парламент и Совет ЕС обладают равными правами. Функции исполнительной власти делят Совет ЕС, Европейская комиссия, Европейская служба внешних действий, многочисленные агентства (такие как Европол, Евроюст, европейские агентства по охране сухопутных и морских границ, по окружающей среде, по безопасности продуктов, европейские космическое, аграрное агентства и др.).
Тем не менее Европейскую комиссию, упрощая ситуацию, обычно приравнивают к правительству ЕС. Для этого имеются весомые основания. Европейской комиссии принадлежит эксклюзивное право законодательной инициативы. Она вносит на утверждение государств-членов и Европейского парламента: основные ориентиры политики на 5-летний срок своей деятельности; общие и отраслевые стратегии; программы законотворчества. После их утверждения она занимается конкретизацией и реализацией всех этих планов и повседневной деятельностью ЕС. Кроме того, Европейской комиссии вверены полномочия по контролю за соблюдением законодательства ЕС и принуждению государств-членов строго следовать его предписаниям. Государствам-членам выгодно соблюдать законодательство ЕС, и степень соблюдения очень высока потому, что оно отвечает их интересам. Они вырабатывают его совместно. Законодательство строится по пакетному принципу, когда, идя на компромиссы, государства-члены получают уступки от партнёров в других областях. Контроль за соблюдением построен таким образом, что индивидуальному государству-члену противостоять Европейской комиссии бессмысленно: за ней совокупная сила остальных 26 стран ЕС. Общий выигрыш всех участников интеграционного проекта от подобного институционального устройства состоит в том, что снимается проблема политизации межгосударственных споров. Государства или группы государств, недовольные действиями партнёра или партнёров или считающие, что он/они нарушают свои обязательства, действуют не напрямую, а через Европейскую комиссию. В результате межгосударственные конфликты не выходят из-под контроля и решаются техническими средствами.
ЕС как правовое сообщество
Большой вклад в укрепление правовой системы и разрешение всей номенклатуры тяжб, возникающих в ходе функционирования интеграционного объединения, вносит судебная система ЕС. Формально она состоит из трёх звеньев. Высшим является Суд ЕС. Он выступает апелляционной инстанцией по отношению к Суду общей юрисдикции. Низшее звено, которое призваны составить специализированные суды, находится на стадии формирования (законодательством ЕС предусмотрено, что они смогут рассматривать дела и выносить постановления в первой инстанции с возможностью их обжалования в Суде общей юрисдикции). Суд ЕС выступает одновременно и как межгосударственный, и как конституционный, верховный, высший административный и т. д. Он обладает почти универсальной компетенцией. Особенно полезным для ЕС оказалось наделение суда полномочиями рассматривать запросы национальных судебных органов в преюдициальном порядке. При возникновении сомнений относительно толкования нормы права ЕС, которая подлежит применению при разбирательстве конкретного дела, и того, является ли она действующей, национальные суды любого уровня могут, а высшие судебные инстанции при определённых условиях обязаны обращаться за разъяснениями в Суд ЕС. Разъяснение, данное Судом ЕС, является обязательным для всех судов и технических и властных органов государств-членов.
ЕС и государства-члены придают столь большое значение совместно формируемому ими общему национальному праву, вытеснению таким образом из сферы регулирования отношений внутри ЕС международного и индивидуально принимаемого национального права, единообразию права ЕС и правоприменения, поскольку только так можно обеспечить одинаковое функционирование всех национальных сегментов единого внутреннего рынка и одинаковые условия для ведения бизнеса и повседневной жизни граждан ЕС в пределах единой территории объединения. Этим же объясняется, почему ЕС позиционирует себя в качестве правового объединения и всемерно поощряет экспансию своего внутреннего права вовне. Колоссальный массив наработанного им законодательства и правоприменения позволяет регуляторными методами повысить международную конкурентоспособность, компенсировать слабости экономического, политического, военно-стратегического порядка, дать преимущества национальным компаниям.
Сотрудничество в сфере обороны
ЕС обычно называют экономическим гигантом и сугубо мирным гражданским объединением, подчёркивая, что во внешнеполитической и военно-стратегической сфере он остаётся «карликом». Такие представления больше не соответствуют действительности. Юридически ЕС давно уже является военно-политическим блоком.
В учредительные договоры ЕС включено положение о военной взаимопомощи. В соответствии с ними он обладает широчайшими полномочиями в области военного строительства. С 2017 г. государства-члены приступили к осуществлению десятков проектов постоянного структурированного сотрудничества в военной области. С 2022 г. форсируют интеграцию в военной области и создание единого военно-промышленного комплекса (ВПК). Вооружённые силы стран ЕС разрозненны, плохо специализированы и дублируют друг друга. Аналогичная ситуация с предприятиями ВПК. Но в совокупности по численному составу вооружённые силы стран ЕС превосходят армии и США, и Китая, и России. Совместно они расходуют на военные нужды на порядок больше, чем Россия и Китай. По темпам роста военных бюджетов страны ЕС также намного опережают и Китай, и США. ВПК ЕС весомо присутствует на мировом рынке вооружений. Благодаря Франции ЕС имеет доступ к ядерному оружию. Создание ЕС общего рынка вооружений, перевооружение и реформа вооружённых сил уже в среднесрочной перспективе завершат перерождение ЕС из преимущественно экономического также и в военный альянс. ЕС играет ключевую роль в определении мировой повестки, по его инициативе или под его давлением в центр мировой политики были поставлены задачи устойчивого развития, защиты окружающей среды, обеспечения равноправия между мужчинами и женщинами и многие другие.