Поляки
Поля́ки (самоназвание – polacy; муж. род – polak; жен. род – polka), западнославянский народ, основное население Республики Польша.
Численность в Польше 36,1 млн человек (2011, перепись). В США насчитывается около 9,1 млн граждан польского происхождения (2018, данные Бюро переписи). По разным оценкам, в Германии проживают от 2 до 3 млн человек польского происхождения, в Бразилии – от 1,8 до 3 млн человек, в Канаде – более 1,1 млн человек (2016, перепись), во Франции – от 0,5 до 1 млн человек, в Великобритании – около 700 тыс. человек, в Аргентине – около 500 тыс. человек, в Беларуси – около 288 тыс. человек (2019, перепись); в Литве – свыше 183 тыс. человек (2021, перепись); в Австралии – от 160 до 200 тыс. человек, в Нидерландах – свыше 173 тыс. человек (2021, официальная оценка), на Украине – свыше 144 тыс. человек (2001, перепись), в Италии – около 130 тыс. человек, в Ирландии – свыше 122 тыс. человек (2016, перепись), в Норвегии – свыше 108 тыс. человек (2019, официальная оценка), в Швеции – свыше 103 тыс. человек (2017, статистическое управление); в Бельгии – свыше 70 тыс. человек, в Испании – свыше 69 тыс. человек (2014, перепись), в Греции – свыше 50 тыс. человек, в России – свыше 22 тыс. человек (2020, перепись), в Латвии – около 45 тыс. человек (2011, перепись), в Дании – около 40 тыс. человек, в Чехии – свыше 38 тыс. человек (2021, перепись), в Казахстане – свыше 35 тыс. человек (2021, перепись).
Этноним «поляки» связан с названием одного из западнославянских племён 8–9 вв. – полян, земли которого стали в 11 в. ядром Польского королевства. Племенное наименование происходит от слова «поле», обозначающего равнинную местность. Близкий смысл имеет и этноним «лях» (мн. ч. ляхи), которым поляков называли восточные славяне. Он образован от уменьшительной формы слова *lȩděninъ – *lech, со значением «житель необработанной земли, поля».
Среди поляков выделяется несколько этнографических, или субэтнических, групп. В исторической области Великая Польша, в бассейне реки Варта, выделяются великополяне, произошедшие как от коренных жителей региона, так и от переселенцев из других регионов страны и некоторых европейских государств. В составе великополян насчитывается около 30 этнолокальных подразделений. Малую Польшу, занимающую юго-восток и юг современного польского государства, населяют малополяне, включающие около 20 локальных групп. В Мазовии, расположенной в северо-восточно-центральной Польше, обособились мазовшане, или мазуры, объединяющие около десятка субэтнических подразделений. На севере центральной части Польши выделяются ленчицане, а на юге – серадзяне. В приграничных с Чехией и Словакией районах Верхней Силезии проживают слензане (силезцы, слензаки), включающие более полутора десятков субэтнических групп, а также ряд подразделений, обладающих локальной идентичностью. На севере Польши, на землях, прилегающих к Балтийскому морю, и в нижнем течении реки Висла среди поморян и кашубов известны около двух десятков этнолокальных групп. С конца 20 в. наметилась тенденция к выделению силезцев и кашубов в качестве отдельных этнических общностей. Согласно переписи населения 2011 г., в Польше силезскую идентичность указали 809 тыс. человек, кашубскую – 228 тыс. человек.
В антропологическом отношении поляки в основном относятся к среднеевропейской и атланто-балтийской малой расам, в меньшей степени представлены другие подразделения европеоидов.
Бо́льшая часть поляков исповедует католицизм, есть приверженцы православия и протестантизма.
Польский язык относится к лехитской подгруппе западнославянской группы славянской ветви индоевропейской языковой семьи. Самый ранний письменный текст относится к 14 в. Письменность сформировалась на основе латинской графики. Литературные нормы польского языка сложились в 16 в. из великопольского и малопольского диалектов, с некоторым влиянием мазовецкого. Силезский и кашубский диалекты некоторыми исследователями рассматриваются как самостоятельные языки.
Исторический очерк
Начало формирования польского этноса тесно связано с созданием Древнепольского государства в конце 10 – начале 11 вв., когда в один политический организм были включены племенные объединения силезцев, вислян, мазовшан и поморян, консолидировавшихся с полянами. В 966 г. началась христианизация Польши, продолжавшаяся несколько веков. Сепаратистские тенденции привели к созданию в 12–14 вв. самостоятельных удельных княжеств. В 13–14 вв. часть западных и северных польских земель была захвачена и колонизирована немцами. С 1320 г. началось восстановление единого польского королевства. В его состав были включены и некоторые восточнославянские земли. В 1385 г. была заключена Кревская уния с Литвой. Объединение ресурсов позволило разгромить Тевтонский орден в Грюнвальдской битве и возвратить некоторые польские территории. Люблинская уния с Великим княжеством Литовским в 1569 г. привела к созданию Речи Посполитой с полиэтничным составом. Развитие поляков в рамках единого государства способствовало формированию литературного языка, укреплению этнического самосознания и национальных традиций.
К концу 18 в. завершился процесс раздела Речи Посполитой между Российской империей, Священной Римской империей и Пруссией, что впоследствии привело к ослаблению связи между отдельными частями польского этноса и формированию субэтнических и этнолокальных групп. Кроме того, происходило онемечивание и русификация поляков. Польские восстания 1830–1831 гг. и 1863–1864 гг., которые закончились поражением восставших, привели к ликвидации самостоятельности Царства Польского, русификации системы управления и образования. В австрийской Галиции в тот же период (1861–1873) положение поляков улучшилось (поляки назначались наместниками провинций, польский язык использовался в государственных учреждениях и в системе образования и др.). В Германии, наоборот, с 1871 г. усилилась германизация поляков. Со 2-й половины 19 в. существенно возросла эмиграция поляков, особенно в Германию, Бразилию, США и Канаду.
После окончания Первой мировой войны 1914–1918 гг. было воссоздано независимое польское государство, включавшее значительные территории с восточнославянским населением (территории Западной Украины и Западной Белоруссии оказались в составе Польши по итогам советско-польской войны 1919–1920). В то же время часть земель с польским населением осталась в составе Германии. В годы Второй мировой войны границы Польши вновь изменились, и страна стала превращаться в мононациональное государство. Если по переписи 1931 г. поляки составляли около 69 % населения Польши, то по переписи 2011 г. – около 94 %.
Этнографический очерк
Хозяйство
Основным занятием поляков было земледелие. В большинстве районов Польши со Средневековья до 19 в. преобладала трёхпольная система земледелия. Из зерновых культур сеяли просо, пшеницу, овёс, ячмень, рожь, гречиху, с 19 в. – кукурузу; из технических – мак, лён и коноплю, хмель, табак и рапс; из бобовых – горох, бобы и чечевицу, которую в течение 19 в. вытеснила фасоль. В полях выращивали репу, в 18 в. появился картофель, впоследствии ставший одной из основных продовольственных культур. Огородными культурами были капуста, свёкла, брюква, лук, чеснок, морковь, укроп, в 19–20 вв. стали выращивать салат, цветную капусту, помидоры, огурцы, сельдерей.
Пахотными орудиями служили деревянные колёсные и бесколёсные плуги, вытесненные во 2-й половине 19 в. плугами с железным изогнутым отвалом. В некоторых северных и восточных районах до начала 20 в. использовалась соха. Архаичная борона из верхушки дерева для рыхления почвы сохранялась местами до конца 19 в., но большее распространение имели рамные бороны с деревянными или железными зубьями. Длительное время основной тягловой силой являлись волы, с 19 в. их стали вытеснять лошади. Для уборки зерновых культур использовали серпы и косы, для обмолота – цепы, в конце 19 в. появились молотилки. Применявшиеся для веяния зерна специальные лопаты во 2-й половине 19 в. стали заменяться веялками ремесленного или промышленного изготовления. Муку получали перемалыванием зерна на ручном жернове или на мельнице.
Важную роль в хозяйстве играло животноводство. Разводили крупный рогатый скот, овец, коз, свиней, лошадей, из домашней птицы – кур, гусей, уток. С 19 в. для скота стали выращивать клевер, люпин, кормовую свёклу и люцерну. Во 2-й половине 19 в. сократилось поголовье овец, коз, но стало больше свиней и лошадей. До конца 19 в. в некоторых районах Польши сохранялось бортничество, но затем стало преобладать пчеловодство.
На морском побережье большое значение имело рыболовство. Для промысла в основном из родственников организовывались рыбацкие артели (maszoperii). Рыбу вылавливали и на внутренних водоёмах. Охота имела подсобное значение у крестьян, а для шляхты служила развлечением.
Ремёсла
До 20 в. в рамках крестьянского хозяйства существовали домашние производства. Женскими занятиями были прядение и ткачество из льняных, конопляных и шерстяных нитей, плетение и вязание кружев. Изготовлением сельскохозяйственного инвентаря, утвари, мебели, бондарных изделий, транспортных средств, изделий из луба, корней и веток деревьев, строительством жилых и хозяйственных помещений занимались мужчины. Получили развитие гончарное производство, обработка металла и камня. До 19 в. сохранялось смолокурение и выплавка железа из местных руд. В некоторых районах Польши сложились центры ремесленного производства.
Поселение и жилище
Традиционные сельские поселения поляков отличались многообразием. Наибольшее распространение получили уличные деревни (ulicówka), образованные двумя рядами построек, расположенных по сторонам дороги или по берегам реки. Рядовые деревни (rzȩdówka) отличались менее компактным расположением крестьянских усадеб. Окольница (okolnica, wieś podkowiasta, wieńcowa, pierścieniowa) представляла собой небольшую деревню с круговой или подковообразной застройкой, с незастроенной площадкой или прудом в центре. Такие поселения на рубеже 19–20 вв. сохранились в основном в Поморье. Овальница (owalnica) совмещала черты уличной и круговой планировки. В её средней части за счёт расширения уличной части образовывалась площадь с расположенными здесь прудом, костёлом и кладбищем. Такие поселения получили распространение в Поморье, а также в районе Познани. Для безлесных районов Польши обычными были кучевые или многоуличные деревни (wieś wielodroźna) со свободной застройкой вдоль нескольких улиц неправильной формы. Почти повсеместно имелись поселения, состоящие из одной или из нескольких усадеб, расположенных на значительном расстоянии друг от друга (wieś samotnicza). В Поморье, Мазовии и части Подлясья встречались небольшие населённые пункты – przysiołki, разросшиеся из однодворных поселений мелкой шляхты. Они были как свободной, так и уличной планировки, могли иметь центральную площадь. В 19 в. некоторые сельские поселения уличной и рядовой форм начали приобретать квартальную планировку.
Городские поселения делились на собственно города (miasto), часть из которых возникла ещё в период Средневековья, рабочие поселки и небольшие торговые и ремесленные местечки.
Жилые и хозяйственные постройки составляли крестьянскую усадьбу (obejście, zagroda, gospodarstwo). Она включала жилище, помещения для хлеба (stodoły), помещения для скота (оbоrа, stajnia, chlew), навесы (szopa) и сараи для транспортных средств (wozownia). Для обмолоченного зерна в прошлом предназначалось помещение, называемое spichlerz, swiren, kleć. Впоследствии вместо него стали использовать чердаки, коморы, погреба (piwnica). Обычно постройки усадьбы составляли единый комплекс, за исключением стодола, находившегося на значительном удалении от него.
Поляки. Традиционный дом в Подляском музее народной культуры. Василькув (Польша). 2019.
Для строительства жилых и хозяйственных построек использовали дерево, глину, камень, кирпич; иногда комбинировали эти материалы. Конструкция крыш на сохах в 20 в. была вытеснена стропильной. По форме преобладали четырёхскатные и двухскатные кровли. Самым распространённым кровельным материалом служила солома, в ряде районов применяли тростник, гонт, дранку, доски, черепицу.
До конца 19 в. для традиционного польского жилища были характерны два основных типа: с узким и широким фасадом. В доме с широким фасадом вход вёл в сени с длинной стороны, обычно посредине, а по обеим сторонам сеней располагались избы. Одна из них (izba biała, świetlica, kleć) была неотапливаемой и служила в качестве кладовой для ценных вещей и как гостевая комната. Вторая изба (izba czarna) являлась жилым помещением. Вход в сени узкофасадного дома делался с узкой стороны. За сенями анфиладой располагались изба и комора. В некоторых западных и северо-западных районах перед сенями устраивались подсени (podciene).
Для центральных, южных и некоторых восточных районов Польши была характерна кухонно-обогревательная система, включающая закрытое огнище для приготовления пищи с вытяжным колпаком (kара, kaptur) над ним, хлебной печи, обогревательного щита и дымохода. На других территориях в центре дома устраивался большой кóмин, к которому присоединялись все печи соседних помещений. Во 2-й половине 19 в. на смену кирпичным печам пришли изразцовые. На западе Польши имелись хлебные печи на открытом воздухе. В 20 в. получили распространение плиты для приготовления пищи и печи-голландки для отопления жилища.
Пища
Заметную роль в пищевом рационе поляков играл хлеб. Его выпекали преимущественно либо из чистой ржаной муки, либо из её смеси с ячменной, пшеничной или овсяной. Нередко пекли пресные лепёшки. Частичной заменой хлебу с 19 в. стал картофель. К праздникам готовили круглые калачи из белой муки, покрытые сверху творожной массой с яйцами и сахаром, брынзой или картофелем с луком, а также покупали пшеничные булки (kukiełki). В Билгорае пекли праздничные пироги (piróg biłgorajski, krupniak) из гречневой каши, картофеля, яиц и сметаны, иногда с добавлением мяты, смальца и шпика.
Различные похлёбки и супы готовили из картофеля, овощей, грибов, добавляя лук, чеснок и ароматные травы. От супов мало отличались варёные фасоль, горох и капуста, т. к. их ели с водой, в которой они варились. Мясо из сваренного супа вынимали и ели отдельно. Делали также фруктовые супы. Разнообразием отличались кислые похлебки. Из хлебной муки, залитой горячей водой и заквашенной в течение двух дней получали журек, или жур (źurek, źur); из борщевика, а позднее из квашеной свёклы – борщ (barszcz); из сока квашеной капусты – квашницу (kwaśnica). Из шляхетской в общенациональную кухню вошёл бигос (bigos) из кислой и свежей капусты, тушёной с луком, лавровым листом, грибами и мясом.
Из каш наиболее распространёнными являлись ячменная и пшённая. Из заваренной кипятком муки готовили брыйю (bryja), в которую добавляли жир, масло, молоко. Для приготовления пищи использовали свиной жир, сливочное масло, в период постов – льняное или конопляное.
В неурожайные годы возрастало значение грибов, ягод, орехов, плодов, трав. Из кислого молока делали творог, брынзу, сыры. Мясные блюда готовили только к праздникам и важным семейным событиям. Чаще всего в пищу употребляли свинину. В горных районах с развитым овцеводством первостепенное значение имела баранина. Домашняя птица и яйца шли на продажу и только в праздники попадали на стол. В приморских, приречных и приозёрных районах существенное место в рационе занимала рыба. Обрядовой пищей считался мёд. В некоторых районах варили медовый напиток, но наиболее распространёнными с середины 19 в. стали кофе и чай.
Одежда
На основе использовавшихся материалов в конце 18 – начале 19 вв. выделялись две группы одежды. Для первой было характерно применение белого льняного полотна и овечьей шерсти натурального цвета, для второй – особенно в женских костюмах – преобладание полосатой шерстяной ткани. В начале 19 в. на северо-западе возник, а к середине столетия широко распространился в Силезии, Великой Польше и Мазурии костюм из фабричных тканей, который сформировался под городским влиянием.
Польский традиционный костюм.Дольше всего старинный вариант женского костюма первой группы сохранялся в районе Билгорая. Ещё в начале 20 в. женщины носили здесь белую льняную рубаху с длинной присборенной юбкой. Плечевые части рубахи покрывались вышитым геометрическим орнаментом красного или чёрного цвета. Вышивкой украшался и льняной фартук. Замужние женщины закалывали волосы к надетому на голову картонному или лубяному обручу (chamielka), поверх него надевали шёлковый сетчатый чепец и вышитый льняной платок. Своеобразной деталью костюма являлся łoktusz – полотняный шарф с вышивкой на концах, который накидывали на плечи. Летом женщины обычно ходили без обуви, зимой обували кожаные керпцы (kierpce).
Наиболее выразительная традиционная мужская одежда характерна для подгалянских гуралов. Их костюм включал льняную рубаху с плечевыми нашивками, манжетами на рукавах, с отложным воротником, скрепляющимся серебряной запонкой, и суконные белые штаны, украшенные сердцевидной цветной вышивкой (parzenica) и лампасами из тёмно-синего или чёрного шнура. Верхней наплечной одеждой служила белая шерстяная cucha, скрепляемая ремешком на шее. Широкий кожаный пояс (до 20 см), украшенный тиснением и латунными гвоздиками, застёгивался латунными запонками. Головным убором служила чёрная фетровая шляпа с полукруглой головкой, опоясанной красным ремешком с нашитыми белыми ракушками, и приопущенными вниз полями. Костюм дополнялся тростью-топориком (czupaga) и трубкой с выгнутым чубуком. Обувью служили кожаные керпцы коричневого цвета, орнаментированные штамповкой и латунными гвоздиками.
Ко второй группе одежды относится ловичский костюм. Женщины носили тёмные бархатные блузки с длинными рукавами, украшенными цветной вышивкой. Короткая и широкая полосатая юбка (wielniak) с чёрной бархатной каймой по подолу пришивалась к лифу. Передник (zapaska) также шился из шерстяной полосатой домотканины, декорировался каймой чёрного бархата внизу, а иногда вышивался цветами. В праздники ловичанские женщины надевали на голову высокий тюлевый чепец, позднее получили распространение шерстяные платки с цветочным орнаментом и бахромой на концах. На ноги обували чёрные ботинки с красными шнурками.
Для мужчин этого региона характерны рубахи с плечевыми нашивками и отложным воротником. Более поздний вариант имел стоячий воротник, вышитый крестом. Рубахи носили заправленными в домотканые полосатые штаны. Поверх рубахи надевали жилет с низким воротником. Верхней одеждой служил также долгополый сукман. Как и жилет, его опоясывали широким шерстяным поясом с бахромой на концах. Традиционный головной убор – чёрная фетровая шляпа. Обувью служили кожаные сапоги.
К третьей группе польской одежды относится краковский костюм. Будучи самым распространённым, он считается национальным. Для женской рубахи характерны длинные рукава с вышитыми манжетами. Широкая шерстяная юбка имела зелёный, красный, голубой или белый фон, по которому располагались крупные цветы. Тюлевый или полотняный передник белого цвета орнаментировался полосой вышивки. Частью костюма был суконный или бархатный корсет, украшавшийся золотым или серебряным шитьём, кораллами, металлическими пластинками. Вариантом корсета являлась katana – вышитая блузка с длинными рукавами. Наиболее популярным украшением являлись коралловые бусы. Головной убор замужних женщин – чепец, девушки носили шерстяные цветные платки, а в тёплый период года нередко ходили с непокрытой головой. Обувь – высокие туфли со шнуровкой, с металлическими подковками на каблуках.
Мужская рубаха длиной почти до колен украшалась спереди и по отложному воротнику белой вышивкой. Широкие штаны шились в сборку из материи с чередующимися одноразмерными белыми и красными или белыми и голубыми полосками. Верхней одеждой являлись суконные кафтаны или сукманы. Тёмно-синий кафтан расширялся книзу и украшался вышивкой. Сукманы шили из коричневого сукна на красной подкладке, с большим треугольным воротником, расшитым цветными узорами, или из белого сукна с небольшим стоячим воротником. Широкие кожаные мужские пояса украшались латунными гвоздиками. Головные уборы отличались разнообразием: чёрные фетровые шляпы с высокой головкой, magierki – белые шерстяные круглые шапки, сшитые из красного сукна rogatywki с четырёхугольным верхом и барашковым околышем. Обувь – кожаные сапоги с мягкими голенищами.
Социальная организация и семья
У польских крестьян до 19 в. сохранялись некоторые элементы общинных порядков. Так, всему деревенскому сообществу принадлежал nawsie – земля, включавшая места совместного хозяйственного использования, а также деревенская территория с костёлом, кладбищем, корчмой и ремесленными мастерскими. Совместным делом была организация охраны поселения от злоумышленников и врагов, строительство и ремонт дорог, мелиоративные работы, выпас скота, содержание значимых объектов: мельниц, лесопилок, пивоварен.
Наиболее тесные связи складывались между соседями. Они объединяли усилия во время напряжённых периодов сельскохозяйственных работ, например при сенокосе или жатве. При необходимости выполнить одновременно большой объём работ устраивалась tłoka, когда на помощь могли приглашать жителей всей деревни. По окончании работы хозяева устраивали для участников угощение и увеселение. Одним из видов помощи было ощипывание пера (skubaczki), на которое хозяйка приглашала женщин и девушек. Во время выполнения работы участники исполняли песни, а после её завершения начинались танцы под музыку деревенского оркестра.
В зимний период в 19 в. девушки собирались по вечерам в одном из домов на попрядухи (prządki), в ходе которых, кроме прядения, пели, рассказывали анекдоты, легенды. Через некоторое время приходили парни и устраивались танцы.
Особые сословия в польском обществе составляли шляхта и мещане. Их положение и внутрисословные отношения обладали своей спецификой. Религиозным центром округи являлся костёл, большим авторитетом не только в религиозной, но и в общественной жизни обладал ксёндз. Весомым для крестьян было также мнение людей пожилого возраста и зажиточных хозяев.
Не только питейным заведением, но и средоточием общественной жизни была корчма. Здесь заключались торговые сделки, решались вопросы местного самоуправления, проходили судебные заседания. Одновременно люди приходили сюда для того, чтобы пообщаться, обсудить новости, потанцевать под музыку деревенского оркестра. В начале 20 в. на смену корчмам пришли специализированные культурные учреждения – читальни и народные дома.
Во 2-й половине 19 в. под воздействием рыночных отношений традиционный уклад начинает интенсивно разрушаться, семейные и общественные связи ослабевают, сужается круг участников семейных обрядов.
У польских крестьян существовали как малые семьи, так и расширенные (сложные), включавшие женатого сына с женой и детьми, а иногда и других родственников.
При заключении брака большое значение имел экономический фактор, поэтому чаще всего супругами становились люди сопоставимого достатка. Обычно семьи создавали в возрасте от 20 до 25 лет.
В крестьянской среде большое значение придавалось семейным обрядам. Существовали запреты для беременных, например на выполнение некоторых работ. Для благополучных родов женщине расплетали косы, обводили её вокруг стола, открывали двери. В целях магической охраны новорождённого в колыбель или на порог клали железные предметы.
Свадебная обрядность включала несколько этапов. После успешного сватовства устраивался сговор (zmówiny), в ходе которого обговаривали организацию свадьбы и приданое. Этот этап сопровождался соединением рук молодых на хлебе. В свадебном обряде участвовало много персонажей, выполнявших определённые функции. Свадебный поезд со стороны жениха составляли неженатые юноши (druźby), со стороны невесты – незамужние девушки (druźki). Руководил свадебной церемонией всеми уважаемый женатый мужчина – «свадебный староста». Важной была роль старшей свахи, обычно являвшейся крёстной матерью невесты. Накануне свадьбы организовывался прощальный девичий вечер, а на следующее утро невесте расплетали косу, переодевали в свадебную одежду, родители благословляли молодых и они отправлялись на венчание. После возвращения из костёла организовывался свадебный стол, а также проводился обряд принятия молодой в сообщество замужних женщин (czepiny), сопровождавшийся подрезанием кос и надеванием чепца. Заключительным этапом свадебного цикла было прощание с домом родителей (przenosiny).
В случае смерти человека обычно звонили в церковные колокола, тело умершего обмывали и облачали в праздничную или особую, «смертную», одежду. На окраине поселения один из пожилых родственников просил покойного простить все обиды, причинённые ему жителями деревни. После возвращения с кладбища в доме умершего устраивали поминки, оставляя для него свободное место за столом.
Праздники
Календарные праздники поляков, имея дохристианскую основу, формировались под воздействием католической церкви. На День святого Андрея (30 ноября) устраивались гадания (анджейки, andrzejki). В День святого Николая (6 декабря) совершались обрядовые действия, направленные на защиту от волков, патроном которых он являлся. Этот святой считался также покровителем детей, девушек на выданье и спасителем утопающих. День святой Луции (13 декабря) знаменовал начало зимы по народным представлениям. Существовало поверье, что в эту дату, так же как в «щедрый вечер» и в День трёх королей, на шабаш собираются ведьмы.
В сочельник (wigilia) начинались рождественские празднества. Полагалось, что пришедший первым в дом полазник-мужчина предвещал благополучие, а женщина – неприятности. По домам ходили ряженые, они били розгами непослушных детей и угощали яблоками и сладостями послушных. Святой Николай в этот день приносил детям подарки. С первой звездой, совершив молитву, семья усаживалась за стол. К Рождественскому сочельнику и Новому году приурочивались разнообразные гадания о погоде и урожае в грядущем году, о замужестве и семейных событиях. Особое значение придавалось приметам.
Торжественно отмечалось Рождество (Boźe Narodzenie). В этот день запрещалось выполнять тяжёлые работы и готовить обед. С рождественского вечера начиналось хождение по домам с пением колядок. На следующий день было принято ходить друг к другу в гости. Канун праздника Трёх королей (6 января) благодаря обилию угощений и подарков называли «щедрый вечер» (szczodry wieczór).
Последующий период, продолжавшийся до начала Великого поста, «пепельной среды» (śrioda popielcowa, popielec), знаменовался запретами, мясопустами, карнавалом (zapusty, miȩsopusty, karnawał) и считался временем противоборства зимы с весной. Это представление отражалось в карнавальных действиях и обрядах. Последний день карнавала назывался «жирный вторник» (tłusty wtorek), в этот день принято есть пончики.
В праздник Божьей Матери Громничей (2 февраля) в костёлах освещали свечи-громницы. Считалось, что такая свеча защищает жилище во время грозы. Детям ею подпаливали волосы, чтобы они не боялись грома и волков, а умирающему давали в руки для облегчения страданий и отпугивания злых духов.
В Вербное воскресенье, которое поляки называли пальмовым (palmowa niedziela), в костёле освящали «пальмы» в виде веточек вербы, огромных жердей или тростника, украшенного ветками.
Дни предпасхальной недели со среды по субботу называли великими. Перед восходом солнца в пятницу для сохранения здоровья шли к водоёмам, где пили проточную воду, умывались и купали лошадей. К Пасхе (Wielkanoc) святили продукты и зерно, красили и расписывали яйца (pisanki), выпекали агнца из теста (baranek z ciasta), а также куличи (babka wielkanocna). В воскресенье и понедельник вечером молодёжь ходила с куклой на жерди по дворам и получала от хозяев выкуп – wołoczebne. День святого Ежи (24 апреля), считавшегося патроном пахарей и пастухов, сопровождался обрядами, направленными на благополучие скота. Пятидесятидневный период от пасхального понедельника до Троицы назывался зелёными святками (zielone śwątki).
Важной датой народного календаря являлся День святого Ивана (24 июня). Канун этого праздника связывался с активностью злых сил, поэтому сопровождался охранительными действиями с использованием растений. Существовали представления о том, что в ночь на Яна на «лысых горах» собирались ведьмы и танцевали нагими, а человек, нашедший цветок папоротника, становился богатым и счастливым. Популярными были девичьи гадания о замужестве. За пределами поселений молодёжь разжигала костры и прыгала через огонь, девушки водили хороводы и пели.
Последующие праздники летне-осеннего периода были ориентированы на успешное выполнение сельскохозяйственных работ. Много примет, связанных с уборкой урожая, пахотой, сбором яблок, получением свежего мёда, приходилось на День святого Вавжиньца (10 августа). В праздник Успения Богородицы (Wniebowzięcie Najświętszej Maryi Panny, Matka Boska Zielna) (15 августа) в костёлах освящали новый урожай и дикорастущие травы. Название праздника Рождества Богородицы (Narodzenie Najświętszej Maryi Panny, Matka Boska Siewna) (8 сентября) возникло в связи с тем, что с этой даты начинался сев озимых культур.
В День святого Роха (16 августа) для защиты от заразных болезней через разведённые костры трижды прогоняли скот. Сбор огородных и садовых культур нередко соотносился крестьянами с праздником святой Ядвиги (15 октября). На следующий день после праздника Всех святых (1 ноября) отмечался день задушны (dzień zaduszny), когда поминались умершие предки.
Устное творчество
Народная вокальная музыка поляков преимущественно одноголосная. Многоголосие характерно для районов Польши, прилегающих к Беларуси и Украине, для польско-литовского пограничья; встречается у гуралов. Вокальная музыка включает песни календарно-обрядовые, семейно-обрядовые, лирические, солдатские (рекрутские); припевки (пшыспевки) являются частью танцевальной музыки, а также входят в свадебный обряд. До середины 20 в. сохранялось исполнение баллад странствующими музыкантами (дзяды вэндровнэ). Песни набожнэ поются вне церковной службы, в том числе в паломнических путешествиях (пилигримки), песни погжэбовэ – во время погребального обряда. С прославлением Воскресения Христова связан уникальный мужской обряд аллилуйка – хождение по деревням с пением пасхальных церковных песнопений (совершается после Пасхи, сохранился в польско-литовском пограничье). Пение коленд/колядок распространено повсеместно у католиков и православных.
Инструментальная музыка – неотъемлемая часть свадебного обряда и «забавы» (танцевального вечера). Пастушеские наигрыши на аэрофонах в прошлом выполняли сигнальную функцию. Среди них особые наигрыши – хейналы – исполнялись во время Рождественского поста на большой деревянной трубе лигавке (близка к западноевропейскому альпийскому рогу). Лигавка известна в польских землях с 11 в., встречается главным образом в Мазовии; аналогичные инструменты – базуна у кашубов, тромбита/трембита у гуралов-подгалян. Значительное место среди аэрофонов занимают разновидности волынки (дуды, козел бялы, козел чарны и др.). Наряду со скрипкой, которая широко используется как сольный и ансамблевый инструмент, известны традиционные разновидности смычковых: генсле, мазанки, злобцоки, сука билгорайска, басетля (басэтля), марына (два последних инструмента – басовые); распространена колёсная лира – лира корбова. Среди аэрофонов: пастушеские гвиздки, бекаче, пищалки, фуярки. Распространено ансамблевое инструментальное музицирование, ансамбль (капела) в каждом районе Польши имеет свой состав. В Мазовии обязательный солирующий инструмент ансамбля – скрипка, к которой добавляются бас (басэтля), бубен (бэмбэнек) или барабан (бэмбэн вельки), гармоника (хармония). Для Великопольши характерны капелы дудярске (включают волынки разных видов, скрипку, кларнет, бас), для Силезии – ансамбли духовых, для Подгалья – смычковые ансамбли (2 скрипки, альтовка венгерская, бас), в польско-белорусском пограничье, в Тарнувском повяте (Малопольское воеводство) и Подкарпатском воеводстве в состав капеллы входят цимбалы и др.
Повсеместно распространены танцы в сопровождении инструментальной музыки: хороводные; коллективные двухрядные; парные – танцы вировэ (хореографическая основа – вращение пар: оберек, полька, вальс) и танцы фигуровэ [ходзоны – народный вариант полонеза, мазур (см. в статье Мазурка), краковяк].
Начало последовательному изучению музыкального фольклора положил этнограф, фольклорист и композитор О. Кольберг (1814–1890), он впервые собрал и систематизировал по областям памятники польской народной культуры.
После Второй мировой войны народная музыка стала утрачивать свою первоначальную обрядовую функцию, в 20–21 вв. из народной практики постепенно исчезают локальные музыкальные особенности, происходит унификация вариантов песен и танцев.