Штур Людовит
Штур Лю́довит (Ľudovít Štúr) (29.10.1815, по другим данным, 28.10.1815, Угровец – 12.1.1856, Модра, близ Пресбурга, ныне Братислава), словацкий общественный деятель эпохи Славянского возрождения, поэт, публицист, философ, кодификатор словацкого литературного языка.
Родился в семье сельского учителя-евангелиста. С 1827 г. учился в гимназии в г. Раб (ныне Дьёр), в 1829 г. поступил в евангелический лицей в Пресбурге, где занимался до 1836 г. Во время учёбы начал общественную деятельность. В 1835–1837 гг. заместитель председателя Чехославянского общества студентов (Spoločnosť česko-slovanská), действовавшего c 1829 г. при лицее. С 1835 г. один из редакторов литературного альманаха Plody, который был опубликован в 1836 г. в Пресбурге и стал первым идейным и литературным манифестом молодого поколения деятелей словацкой культуры (штуровцев). С 1836 г. заместитель ведущего профессора кафедры чешско-словацкого языка и литературы Пресбургского лицея Ю. Палковича, читал лекции по истории славян, вёл дискуссии о творчестве словацких и славянских поэтов, организовывал экскурсии патриотического толка по родному краю.
В 1838–1840 гг. Штур изучал языкознание и историю в университете в Галле. В 1840 г. возвратился в Пресбург, с октября продолжил преподавать в Пресбургском лицее, но в конце декабря 1843 г. по решению конвента Евангелической церкви Пресбурга был лишён должности заместителя профессора Ю. Палковича.
Вёл активную научную и политическую деятельность, опубликовал ряд статей, в которых выступил против политики мадьяризации. Издал несколько стихотворений, публицистических сочинений («Starý a nový věk Slováků», 1841; «Azia a Evropa», 1842). Подготовил на немецком языке полемический труд «Протесты и жалобы славян в Венгрии на противозаконные действия мадьяров» («Žaloby a ponosy Slovan v Uhorsku na protizákonné prechmaty Maďarov» – «Die Beschwerden und Klagen der Slaven in Ungarn», 1843), в котором пришёл к выводу, что язык – самая характерная черта каждого народа, условие его выживания и дальнейшего развития.
14 февраля 1843 г. Штур и его ближайшие сторонники приступили к разработке основ нового словацкого литературного языка, который должен был выражать идею национального своеобразия словаков. К этому времени словацкая культура всё ещё развивалась в русле католической и евангелической церковности. Протестанты-евангелисты пропагандировали «библичтину», представлявшую собой чешский язык в варианте, канонизированном переводом Кралицкой Библии, с некоторыми словакизмами, а католические богословы – «бернолаковщину». Эту норму письменного словацкого языка разработал А. Бернолак, положив в его основу идиом, сформировавшийся в Юго-Западной Словакии (прежде всего в г. Трнава). «Бернолаковщина» имела хождение в среде католиков до середины 19 в.
К лету 1843 г. среди штуровцев была достигнута договорённость о создании нового литературного языка, который был кодифицирован в работах Штура «Наука о языке словацком» («Náuka reči slovenskej») и «Словацкое наречие, или необходимость писать на этом наречии» («Nárečja slovenskuo alebo potreba písaňja v tomto nárečí»), опубликованных в 1846 г. Кодификация была осуществлена на основе среднесловацкого диалекта.
Штур совместно с Й. М. Гурбаном и М. Годжей в августе 1844 г. в г. Липтовски-Микулаш организовал первое общенациональное культурно-просветительное общество Tatrín, которое издавало труды на новом литературном языке.
Инициативы штуровцев не встретили поддержки у старшего поколения словацких евангелистов во главе с признанным поэтом, проповедником словацкой евангелической общины в Пеште Я. Колларом, сторонником этнического, языкового и литературного единства словаков и чехов, автором теории «единого чехословацкого племени», пропагандистом славянской взаимности в сфере культуры. Коллар призывал к духовной консолидации словацкого народа с чехами, его выступления нашли поддержку у чешских либералов (Ф. Палацкого, Ф. Л. Ригера, П. Й. Шафарика).
В свою очередь, Штур сделал приоритетной политическую сферу, акцентировал внимание на развитии отечественной экономики, улучшении системы образования народа, повышении уровня его нравственности, а в общегосударственном масштабе – на необходимости перемен в общественной жизни, сильной исполнительной власти, строгого соблюдения принципа справедливости и др.
В 1845–1848 гг. Штур выпускал первую газету на словацком языке Slovenskje národňje novini («Словацкая национальная газета») с литературным приложением Orol Тatránski. На страницах издания постепенно выкристаллизовывалась словацкая национальная программа буржуазно-демократического толка, прежде всего в серии статей Штура «Наши надежды и требования к предстоящему сейму» («Naše nádeje a žjadosťi k nastávajucemu sňemu»).
В 1847 г. Штур был избран в венгерский сейм от г. Зволен. На заседаниях сейма он отстаивал права невенгерских народов, выступил против мадьяризации населения Венгерского королевства и призвал к реформированию его политической системы.
В марте – апреле 1848 г. на волне революционных событий в Австрийской империи Штур и его сторонники разработали значимый программный документ «Требования словацкого народа», который был одобрен на многочисленном собрании словаков в г. Липтовски-Микулаш в мае. В нём говорилось о необходимости признания самобытности и национальных прав словацкого народа, демократизации общественной и политической жизни, был сформулирован ряд социальных положений. В многочисленных выступлениях периода революции Штур высказывался за федерализацию Венгерского королевства.
Введение в Венгерском королевстве военного положения и начавшееся преследование вынудили Штура переехать в Прагу. Здесь он работал над подготовкой и проведением Славянского съезда в июне 1848 г. Выступил с критикой австрославистской программы чешских либералов, пытался оспорить тезис Ф. Палацкого о целесообразности сохранения Австрийской империи и «немецкой династии Габсбургов». Участвовал в Пражском восстании 1848 г.
Отказ венгерского революционного правительства признать требования словацкого национального движения вынудил словацких лидеров пойти на сближение с правящей династией Габсбургов. 16 сентября 1848 г. в Вене был создан Словацкий национальный совет, который возглавили Л. Штур, Й. М. Гурбан и М. Годжа. Штур сыграл значимую роль в формировании двух словацких добровольческих отрядов для борьбы против венгерских революционных сил, которые выступили на стороне правительственных войск.
В то же время Штур содействовал отправке депутаций к императору и венскому двору с петициями, содержащими требования поддержать национальную программу словаков. Но ни в ходе революции, ни после её поражения она не была реализована. Просьба Штура о возобновлении издания газеты Slovenskje národňje novini была отвергнута, сам он находился под полицейским наблюдением.
В октябре 1851 г. в Пресбурге при его участии состоялась встреча, посвящённая реформе словацкого языка на народной основе, на которой присутствовали сторонники «библичтины» и «бернолаковщины». В 1852 г. предложенная Штуром кодификация была скорректирована М. Гатталой в «Краткой грамматике словацкого языка» («Krátka mluvnica slovenská»). Окончательно проведённая реформа словацкого литературного языка утвердилась в жизни словаков в 1850–1860-е гг.
Разочарованный в итогах революции, Штур стал выражать симпатии славянофильским представлениям о самобытности и особых путях исторического развития славян. Эта тенденция нашла выражение в трактате «Славянство и мир будущего» [«Slovanstvo a svet budúcnosti» – «Das Slawentum und die Welt der Zukunft», 1851 (оставался в рукописи на немецком языке, в 1867 опубликован на русском языке, полностью издан на языке оригинала в 1931)]. Этот трактат стал частью задуманного Штуром крупного сочинения, в котором автор предсказывал распад Австрийской и Османской империй, высказался за объединение славян во главе с сильной и свободной Россией. Он полагал, что «мир будущего» принадлежит славянам. Воспевал истинно славянские формы быта в России и считал, что православие может стать господствующей религией в будущем славянском государстве. Единым литературным языком в нём мог стать русский язык.
В 1853 г. вышло сочинение Штура «О народных песнях и повестях племён славянских» («O národních písních a pověstěch plemen slovanských»).
Штур скончался после случайно полученного на охоте ранения. В его честь названы улицы в нескольких чешских и словацких городах; в 1948 г. словацкий город Паркан, расположенный на границе с Венгрией, был переименован в Штурово. В честь Штура также назван орден (государственная награда Словакии). Его имя носит Институт языкознания Словацкой АН. Портрет Штура размещался на чехословацких и словацких банкнотах.