Кальвинизм
Кальвини́зм, одно из основных течений протестантизма, названное по имени его основателя Ж. Кальвина.
История
История кальвинизма берёт начало в середине 16 в. Кальвин, получивший в Париже, Орлеане и Бурже хорошую подготовку в области теологии, права и литературы, под влиянием М. Лютера и других протестантских деятелей включился в борьбу за реформирование католической Церкви. Вынужденный покинуть Францию, Кальвин переехал в Базель, где в 1536 г. издал на латинском языке своё основное теологическое сочинение «Наставление в христианской вере», которое многократно переиздавалось с вносимыми автором изменениями и дополнениями. В этом труде, задуманном как своего рода введение к Библии, провозглашались принципы Реформации в их понимании Кальвином, давалось изложение важнейших догматических положений кальвинизма. В том же 1536 г. Кальвин переехал в Женеву, где впервые были реализованы его реформаторские идеи.
Во 2-й половине 16 в. кальвинизм получил распространение в Южной Франции (что вызвало гугенотские войны), Швейцарии, Нидерландах (кальвинисты участвовали в Нидерландской революции), ряде областей Германии (Рейнланд-Пфальц, Гессен, Бремен), Шотландии, Англии (пуритане), Венгрии. В конце 16 – начале 17 вв. с кальвинизмом слилось цвинглианство, оказавшее на него значительное влияние. Доктрины кальвинизма были зафиксированы с небольшими вариациями в нескольких исповеданиях: Галликанском (1559), Бельгийском (1561), 2-м Гельветическом (1566), Вестминстерском (1647), а также в Гейдельбергском катехизисе (1563) и других документах.
В начале 17 в. от кальвинизма откололось учение Я. Арминия (арминианство), осуждённое последователями строгого кальвинизма на Дордрехтском (Дортском) синоде (1618–1619). В 17 в. в связи с гонениями на кальвинистов во Франции, Великобритании, некоторых германских землях началась их эмиграция в другие страны Европы (прежде всего в Нидерланды и Швейцарию), а затем и за её пределы. С 1620-х гг. кальвинизм распространялся в Северной Америке (Новая Англия), со 2-й половины 17 в. – в Африке (в Капской колонии).
В 18–20 вв. благодаря дальнейшей эмиграции из Европы, а также активной миссионерской деятельности значительное число последователей кальвинизма появилось в ряде стран Северной и Южной Америки, Африки, Азии и Океании.
В России кальвинизм был представлен в основном реформатами.
Вероучение
В основе кальвинистского вероучения лежит предложенная Кальвином интерпретация Библии. Священное Писание, Слово Божие, являющееся откровением Бога человеку, записанное людьми по наитию Святого Духа, в кальвинизме, как и в других течениях протестантизма, считается единственным непогрешимым руководством в вере и жизни. Центральное место в теологии кальвинизма занимает принцип всевластия Бога над миром, в котором всё определяется только его ничем не ограниченной волей. Она непостижима для человеческого разума, поскольку грехопадение коренным образом изменило природу человека, превратив её в сугубо греховную, лишённую свободы воли. Всё, что делает падший человек, – греховно и ведёт к неизбежной гибели, даже если внешне его поступки выглядят как добрые дела. Из этих положений в кальвинизме логически выводится доктрина абсолютного предопределения, согласно которой Бог ещё до грехопадения человека и даже до сотворения мира определил одних к спасению, других – к вечным мукам в аду. Кальвинизму чужда характерная для некоторых других христианских конфессий (например, православия) идея синергии, соучастия Божией благодати и человеческой воли в деле спасения человека. С точки зрения кальвинистов, искупительная жертва Христа открыла путь к спасению грешникам, но не всем, а лишь избранной их части. При этом спасение возможно только через благодать, действие которой на избранных столь же неодолимо, как и действие греха на осуждённых. Таким образом, вера и благочестивая жизнь рассматриваются не как основание для спасения, а как признак избранности человека. Часто в качестве указания на предопределённость к спасению рассматривается и успех в делах (в том числе материальный).
В догматическом учении о едином в трёх Лицах Боге кальвинизм унаследовал западнохристианский принцип filioque (от лат. – и от Сына), согласно которому Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Большинство кальвинистов признаёт Апостольский, Афанасьевский и Никейский (Никео-Константинопольский c filioque) символы веры, а также выработанное на Халкидонском (IV Вселенском) соборе понимание Иисуса Христа как истинного Бога и истинного человека в одном Лице.
В соответствии с учением о предопределении к спасению трактуются в кальвинизме и церковные таинства как не имеющие сами по себе спасительной силы. Таинств в кальвинизме два – крещение и Вечеря Господня (причащение). Крещение считается инициационным знаком членства человека в Церкви и его освобождения от грехов, которое даёт вера в Христа. Допускается крещение младенцев верующих родителей как членов «общины спасённых». Своеобразно понимается кальвинистами и причащение. Кальвин, в отличие от Лютера, считал, что во время Евхаристии Тело и Кровь Христа присутствуют в элементах причастия не физически, а духовно. Ныне многие кальвинисты приняли несколько отличную от точки зрения Кальвина трактовку причащения, предложенную У. Цвингли, согласно которой причащение рассматривается лишь как увековечивание памяти о Вечере Господней, воспоминание об искупительной жертве Христа.
Структура Церкви
Церковная иерархия в кальвинизме практически отсутствует. На основе идеи о всеобщем священстве верующих в кальвинизме признаются как установленные Богом 4 чина церковных служителей: пасторы (священники), доктора (учители), старейшины (пресвитеры) и диаконы. Пасторы проповедуют и являются служителями таинств, доктора преподают богословие, старейшины заботятся о дисциплине, диаконы ведают благотворительностью. Часто доктора и диаконы рассматриваются как вспомогательные служители, а пасторы и старейшины – как основные. В некоторых кальвинистских церквах (например, в Венгрии) имеются епископы, но только как должности церковных руководителей, а не как особая степень священства. В каждой общине (конгрегации) присутствуют пастор и несколько старейшин, образующие сессию, или консисторию. Церкви управляются либо пресвитериями (церковными советами), куда входят пасторы и старейшины из нескольких соседних общин, либо непосредственно собраниями конгрегаций. Подобно другим протестантским деноминациям, кальвинизм отвергает принятый в католичестве целибат духовенства, а также монашество. В некоторых церквах к пасторскому служению допускаются женщины.
Направления кальвинизма
Современный кальвинизм существует в трёх формах: реформатство, пресвитерианство и конгрегационализм. Первые две мало отличаются друг от друга: реформатство возникло в континентальной Европе (Франции, Швейцарии, Германии), пресвитерианство – на Британских о-вах. Конгрегационализм отличается от реформатства и пресвитерианства тем, что в нём отсутствуют пресвитерии и каждая конгрегация вполне самостоятельна. Термин «кальвинизм» сами кальвинисты, как правило, не используют, отказываясь связывать себя с каким-либо другим именем, кроме Христа. Иногда термин «кальвинистский» понимается расширительно: его относят не только к кальвинистскому течению протестантизма, но и ко всем другим Церквам, принимающим кальвинистскую доктрину об абсолютном предопределении, например к большинству баптистских церквей.
В целом для кальвинистских церквей характерны открытость к развитию, постоянное обновление, отсутствие привязанности к строгой конфессиональной идентичности. Бо́льшую часть кальвинистов объединяет Всемирный альянс реформатских церквей (пресвитериан и конгрегационалистов), созданный в 1970 г. в результате слияния Всемирного союза реформатских церквей (пресвитерианского устройства) и Международного конгрегационалистского совета. В начале 21 в. в альянс входило более 200 церквей. Руководящие органы – в Женеве. Многие кальвинистские церкви активно участвуют в деятельности Всемирного совета церквей.
Богослужение
Культовая практика в разных кальвинистских церквах несколько различается, но в целом для неё характерно существенное упрощение богослужения не только по сравнению с православием, католицизмом, англиканством, но даже по сравнению с лютеранством. Важное место в литургии отводится проповеди, которая, как и Слово Божие, считается основным средством получения благодати. Как и лютеране, кальвинисты отказались от почитания святых, реликвий и мощей; но если лютеране, удалив из церквей иконы, допускают там настенную живопись, то кальвинисты отвергли любые изображения, считая их идолопоклонством. Церковные помещения отличаются непритязательностью, отсутствуют какие-либо специальные облачения для духовенства, во время богослужений не зажигаются свечи. В храмах нет алтаря, крест не считается обязательным церковным символом. Церковные службы совершаются на языках верующих.
Согласно доктрине Кальвина, культовая музыка может быть только вокальной и одноголосной. В 1539 г. в Страсбурге под наблюдением Кальвина были изданы «Некоторые псалмы и гимны для пения» («Aulcuns pseaulmes et cantiques mys en chant»). В 1562 г. в Женеве была опубликована полная Псалтирь, т. н. Женевская, или Гугенотская, содержащая 125 простых мелодий, написанных малоизвестными композиторами (в отношении многих мелодий авторство не установлено); в дальнейшем она была переведена на другие европейские языки. Вскоре после смерти Кальвина в богослужение проникло многоголосие. Композиторы сочиняли мотеты на тексты и мелодии Женевской Псалтири (а также и на свои собственные мелодии) не только в простом гомофонном, но и в развитом полифоническом стиле; среди авторов – К. Гудимель, К. Ле Жён, Я. П. Свелинк. В современном кальвинизме исполняются как традиционные одноголосные, так и многоголосные песнопения (главным образом композиторов 16–17 вв.).
Политическая философия
Кальвинизм не ограничивается богословием. Это также религиозно-философская система, включающая определённые взгляды на общество, науку, культуру и государственность. Сам Кальвин настаивал на автономии церкви от светской власти, но на практике создал в Женеве своеобразную модель теократического государства. Кальвинистские Церкви являлись государственными в ряде стран (Нидерланды, бо́льшая часть швейцарских кантонов, американские штаты Новой Англии и др.), но ныне они утратили прежний статус, лишь Церковь Шотландии сохранила положение «национальной» Церкви, хотя и она официально отделена от государства. В современном кальвинизме признаётся необходимость полной свободы вероисповедания (за исключением антигосударственных по своей сути учений) и равенства всех конфессий перед государством.
Статистика
Общая численность последователей кальвинизма в мире около 75 млн человек (2008). В Европе они представлены в Нидерландах (2,97 млн человек, около 20 % всего населения, часть голландцев и фризы), Швейцарии (2,5 млн человек, 36 % населения, причём доля кальвинистов велика как среди германошвейцарцев, так и среди франкошвейцарцев), Германии (около 2 млн человек), Венгрии (1,6 млн человек), Великобритании (1,4 млн человек, преимущественно шотландцы и ольстерцы). Имеются кальвинисты в Румынии (696 тыс. человек, главным образом венгры), Франции (469 тыс. человек), на Украине (130 тыс. человек, в подавляющем большинстве венгры), в Чехии (125 тыс. человек), Словакии (120 тыс. человек, в основном венгры) и других странах.
Значительные группы сторонников кальвинизма существуют в Америке: в США (6,9 млн человек, лица голландского, шотландо-ирландского, шотландского, швейцарского, венгерского, корейского и другого происхождения), Канаде (3,3 млн человек), Мексике (1,2 млн человек), Бразилии (769 тыс. человек) и других странах.
В Азии кальвинисты имеются в Республике Корея (свыше 6 млн человек), Индонезии (5,7 млн человек, преимущественно в восточных районах страны), Индии (свыше 1 млн человек, главным образом на северо-востоке: кхаси, мизо и др.), Республике Филиппины (свыше 1 млн человек), в Пакистане (свыше 0,5 млн человек) и других странах.
В Африке последователей кальвинизма много в ЮАР (свыше 6 млн человек, 15 % населения, большинство африканеров и многие банту), Нигерии (5,6 млн человек, игбо и др.), Кении (около 3 млн человек), Республике Мадагаскар (свыше 2,5 млн человек), в Камеруне (около 2,5 млн человек), Демократической Республике Конго (свыше 2 млн человек), Эфиопии (свыше 2 млн человек), Замбии (около 1,5 млн человек) и других странах.
Кальвинисты составляют высокий процент населения в ряде стран Океании: Новой Зеландии (613 тыс. человек, свыше 16 % населения, в основном лица шотландского происхождения), Французской Полинезии (97 тыс. человек, 39 % населения), Западном Самоа (70 тыс. человек, 40 %), Вануату (66 тыс. человек, 31 %), Кирибати (28,3 тыс. человек, 34 %), в Республике Маршалловы Острова (42,5 тыс. человек, 70 %) и других странах.
Имеются кальвинисты также в Австралии (около 600 тыс. человек).