Лендьель
Ле́ндьель (венг. Lengyel), археологическая культура позднего неолита – среднего энеолита (около 5200–3600 до н. э.) в Центральной Европе. Наиболее ранние памятники занимают Верхнее Подунавье и правобережье Среднего Подунавья (на территории современных Моравии и Западной Словакии Лендьель называют также культурой моравской расписной керамики), на юге известны до нижнего течения Савы, а на севере – до верховьев Одера и Вислы. В период наибольшего распространения (с середины 5-го тыс. до н. э.) достигают среднего течения Вислы и Одера на севере, нижнего и среднего течения Рейна на западе. Названа по поселению и могильнику, которые в 1882–1888 гг. исследовал австро-венгерский археолог М. Вошинский в области Тольна, на юге современной Венгрии. Опираясь на анализ орнаментики посуды, выделяют от 3 до 5 фаз; с учётом калиброванных радиоуглеродных дат некоторые исследователи предпочитают оперировать понятиями «ранний Лендьель» (5200–4600 до н. э.) и «поздний Лендьель» (4600–3600 до н. э.).
Крупные (20–25 га) поселения (в том числе окружённые рвами и частоколами), некоторые включают до 1 тыс. построек. Длинные дома столбовой конструкции (от 5–7 × 4–5 м до 16–23 × 6–8 м); судя по моделям из глины, с двухскатной крышей. Фиксируют внутренние перегородки и очаги вдоль центральной оси. Известны полуземлянки (25–40 м2), округлые или овальные в плане; в позднем Лендьеле есть наземные дома (около 100 м2) с «апсидой». Грунтовые могильники. В основном трупоположения скорченные на боку; реже – трупосожжения на стороне с помещением праха в ямку. В могилы помещали сосуды, украшения; в мужских погребениях встречаются каменные сверлёные полированные топоры. Ведущие керамические формы: тюльпановидные и биконические кубки, кувшинообразные сосуды с высоким горлом, чаши, в том числе на высоких поддонах, острорёберные миски. Керамику украшали росписью или врезным орнаментом, на месте наибольшего диаметра сосудов нередко присутствуют симметрично распределённые по периметру небольшие выпуклины. Самая ранняя роспись – красная, наносилась после обжига; покрывала сосуд целиком или прокрашивался заранее нанесённый врезной орнамент. Красная краска использовалась и в качестве основы для белой или жёлтой росписи. Основные мотивы – треугольники, фестоны, спирали. Для конца Лендьеля роспись нехарактерна. Каменные мотыги с отверстием для рукояти под прямым углом к рабочему краю, колодкообразные тёсла, плоские шлифованные топоры, отбойники, куранты, зернотёрки; ножевидные пластины, скребки, свёрла и другое из кремня и обсидиана. Шилья, муфты для топоров, лощила и другое из кости и рога, украшения из клыков кабана. Есть свидетельства прядения и ткачества (грузики грушевидной формы для ткацкого стана, нити в бусинах). Довольно много изделий из меди – шилья, бусы, кольца, подвески, браслеты.
Памятники приурочены к пригодным для земледелия лёссовым низинам и поймам. В основе хозяйства – земледелие (пшеница-спельта, двурядный ячмень) и животноводство (в основном крупный рогатый скот). Происхождение Лендьеля связывают с культурой линейно-ленточной керамики и культурой Винча. Наиболее ранние памятники Лендьеля соответствуют Винче С. На многих территориях Лендьель сменяет баденская культура.