Славяне
Славя́не, 1) народ, известный в греко-латинских источниках с 6 в. как склавины. По данным археологии, сложился не позднее 2-й половины 4 в. У образовавшихся в ходе его расселения в 7–8 вв. народов сохранилось сознание общности, что отражено в славянских исторических произведениях (в том числе в Житиях Кирилла и Мефодия и «Повести временных лет»), описаниях иностранцев (см., например, статью Сакалиба), самоназваниях ряда славянских народов (словене, словаки, словенцы и др.).
2) Славянские народы, группа народов, говорящих на славянских языках. Делятся на восточных (русские, белорусы, русины, украинцы), западных (лужичане, поляки, чехи, словаки) и южных (словенцы, хорваты, бошняки, сербы, черногорцы, македонцы, болгары) славян.
Общие сведения
Близость славянских языков при огромной территории и отсутствии у славян когда-либо политического единства, сходство по языку древнейших славянских письменных памятников (конец 1-го – начало 2-го тыс.) свидетельствуют об относительно компактном исходном проживании славян и сравнительно позднем распаде славянской общности. Большинство исследователей согласны, что древние/ранние славяне жили в лесной и лесостепной зоне от реки Одер до Среднего Поднепровья и прилегающего Полесья; в пределах этой территории различные учёные помещают прародину славян в Среднее Поднепровье, Полесье, Висло-Одерском регионе (школа Т. Лер-Сплавиньского и др.), Северо-Восточное Прикарпатье (например, немецкий лингвист Ю. Удольф), Среднее Подунавье (например, О. Н. Трубачёв) и др.
Многочисленные сходства с балтийскими языками объяснимы генетической близостью и/или длительностью контактов славян с балтами. Заимствования из иранских языков объясняют расширением на запад «скифо-сибирского мира», либо присутствием части славян в «Геродотовой» Скифии, либо соседством славян с сарматами и/или народами позднескифской археологической общности. Влияние германских языков на славянский язык и наоборот могло произойти в ходе экспансии ряда объединений германцев на восток. Сходства с италийскими языками (в основном латинским) – аргумент в пользу гипотезы о формировании славян в Среднее Подунавье не позднее 2-го тыс. до н. э. Ряд особенностей культуры и языка славян восходит к эпохе сравнительно компактного проживания носителей индоевропейских языков.
Не позднее 6 в. в письменных источниках славяне известны как склавины, анты, венеды. Приском Панийским, участником византийского посольства к Аттиле (Среднее Подунавье, 440-е гг.), приведены слова, имеющие ближайшие соответствия в славянских языках (например, μέδος – medъ) и/или ассоциируемые главным образом со славянскими традициями.
В основном со склавинами сопоставимы памятники 5–7 вв. пражской культуры (включая тип Суков – Дзедзицы), группы Ипотешти – Кындешти – Чурел и производных от них. Присутствие славян в Малой Азии и на части Балкан (подтверждается и топонимией вплоть до Греции) археологически слабо документировано. С антами соотносится пеньковская культура. Возможно, с частью венедов, другими славянскими народами могут быть сопоставлены памятники 5–7 вв. типа верхних слоёв Банцеровшины и Тушемли, культуры длинных курганов, колочинской культуры и др., а также ряд памятников в лесостепном Подонье (в составе группы Замятино – Чертовицкое; отдельные пеньковские и колочинские памятники) и Поволжье (см. в статье Именьковская культура). Истоки этих культур в 1-й половине 1-го тыс. связаны с киевской культурой и другими группами, восходящими к традициям зарубинецкой культуры; к славянскому кругу относят и часть носителей пшеворской культуры, памятников лимигантов (см. статью Сербия. Исторический очерк), некоторые компоненты в черняховской культуре и др. Круг более ранних культур славянского круга чётко не фиксируется.
В других теориях истоки славянских археологических культур возводятся до среднего бронзового века в Висло-Одерском регионе (в основном школа Ю. Костшевского) или позднего в Среднем Поднепровье (после 1970-х гг. лишь некоторые в основном украинские археологи). Есть точки зрения о славянстве всех этих культур (например, Б. А. Рыбаков) или только их небольшой части и не ранее железного века, например, «подклошевой» части поморской культуры (И. П. Русанова, в основном В. В. Седов и др.).
Миграции с середины 7–8 вв. усилили славянское присутствие на востоке и севере славянского ареала и расширили его (см. статьи Мартыновский клад, Сахновка, Роменская культура, культура сопок); в Среднем Поволжье славяне были, возможно, ассимилированы. В источниках конца 1-го – 1-й половины 2-го тыс., отражающих и более ранние реалии, есть данные о многочисленных «племенах» славян в Восточной (словене, кривичи, полочане, радимичи, вятичи, дулебы, восточнославянские хорваты, волыняне, дреговичи, древляне, поляне, северяне, уличи, тиверцы) и Центральной (группы в составе полабских славян; поморяне, поляне, мазовшане, слензане, висляне, лендзяне, чехи, нитряне и др.) Европе, на Балканах (хорваты и сербы, делившиеся на ряд групп, хорутане, мораване и многие другие).
Образование в 7 в. недолговечных славянских государственных образований (Само, Карантания, ряд «славий» на Балканах), включение некоторых групп славян в Аварский каганат, область даней Хазарскому каганату, Венгрию, формирование государств, где славяне преобладали (Первое Болгарское царство, Великоморавская держава, государства сербов, хорватов, Пястов, Пржемысловичей, Древнерусское государство и др.), к концу 1-го тыс. закрепило распад славянской общности.
В Средневековье и позднее основная часть славян в бассейне Эльбы, отчасти Одера была ассимилирована немцами, в Западном Подунавье – баварцами, австрийцами, в части Среднего и Нижнего Подунавья, Восточного Прикапатья – венграми, румынами, молдаванами, на юго-западе Балкан – греками, албанцами, в Передней Азии – арабами. В Восточной Европе, напротив, славяне ассимилировали ряд народов балтов и финно-угров (в том числе полностью голядь, мещеру, мурому и др.). Главным образом на славянской основе сложились казаки. Расширение с позднего Средневековья славянского ареала до Тихого океана, Средней Азии, Северного Кавказа связано в основном с расселением русских и украинцев. Традиционная культура типична для народов Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы.
Языческая религия и мифология
Прокопий Кесарийский (6 в.) упоминал жертвоприношения верховному богу славян – громовержцу, речным духам («нимфам») и др. В русско-византийских договорах 10 в. называются дружинный бог Перун и «скотий бог» Волос (Велес). В «Повести временных лет» под 980 г. в святилище, построенном в Киеве князем Владимиром Святославичем, упомянуты идолы Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла, Мокоши. У западно-европейских авторов 11–12 вв. приводятся подробные описания святилищ и культов Редигоста (Сварожич) в Ретре, Святовита (Свентовита) в Арконе, Триглава в Щецине, Чернобога, святилище в Волине и др. Отождествление ряда восточно-европейских памятников со славянскими святилищами не бесспорно (Перынь, комплекс близ места находки Збручского идола и др.). После христианизации славян старые верования сохранялись в форме культа предков и веры в низших духов (домовых, леших, русалок). Многочисленны дохристианские элементы в славянских календарных обрядах и обрядах жизненного цикла.