«Турецкий поток»
«Туре́цкий пото́к», магистральный газопровод, предназначенный для экспорта газа из России в Турцию и далее в страны Южной (Греция, Северная Македония, Албания) и Юго-Восточной (Болгария, Сербия, Венгрия, Хорватия) Европы, проложенный по дну Чёрного моря. Проектная мощность 31,5 млрд м3 (2 нитки по 15,75 млрд м3 каждая). Первая нитка используется для транспортировки природного газа в Турцию, вторая – в страны Европы. Протяжённость 1100 км. Из них 930 км проложены по дну Чёрного моря: Анапа (Россия) – Кыйыкёй (приёмный терминал в Турции), около 160 км – по территории Турции: Кыйыкёй – Люлебургаз (точка сдачи газа для турецких потребителей). Наибольшая глубина залегания 2200 м; диаметр труб 81 см; владелец и оператор морского участка – «Газпром» (Россия), сухопутного участка в Турции – Botaş Petroleum Pipeline Corporation (Турция). Введён в эксплуатацию в 2020 г.
Причины строительства и предыстория
Турция – одно из основных направлений экспорта газа из России, который традиционно осуществлялся по Трансбалканскому газопроводу (отвод от украинской газотранспортной системы) через Украину, Молдавию, Румынию, Болгарию. Рост потребностей экономики Турции в газе привёл к необходимости расширения пропускной способности данного газопровода. Правительство Болгарии отказало российско-болгарскому совместному предприятию «Топэнерджи» в предоставлении земли под строительство дополнительного трубопровода. В результате осуществлено строительство газопровода «Голубой поток», идущего по дну Чёрного моря в обход перечисленных стран-транзитёров. Проектная мощность 16,5 млрд м3; протяжённость 1213 км [373 км по территории России: Изобильный – Архипо-Осиповка, 396 км в акватории Чёрного моря: Архипо-Осиповка [компрессорная станция (КС) «Береговая», Россия] – Самсун (терминал Дурусу, Турция) и 444 км по территории Турции: Самсун – Анкара]; наибольшая глубина залегания 2150 м; диаметр труб 61 см; владелец и оператор морского участка – российско-итальянская компания Blue Stream Pipeline Company B.V. («Газпром», ENI); введён в эксплуатацию 2002 г., в 2003 г. начались промышленные поставки газа. Функционирование «Голубого потока» привело к увеличению объёмов экспорта газа и стабилизации его поставок в Турцию благодаря отсутствию посредников между поставщиком и потребителем, а также к уменьшению стоимости экспортируемого газа. При этом российские компании получили опыт сооружения подводных газопроводов на больших глубинах в сложных природных условиях, который в современных внешнеполитических условиях оказался востребованным для реализации других трубопроводных проектов.
Первым из них стал «Южный поток» – нереализованный проект строительства магистрального морского газопровода (Чёрное море), идущего из России в обход стран-транзитёров (Республики Беларусь, Украины, Молдавии) при реализации внешнеторговых операций с природным газом со странами Европы. Мощность 63 млрд м3; 4 нитки; протяжённость 2380 км (925 км – морской участок, 1455 км – сухопутный участок); наибольшая глубина залегания 2250 м; диаметр труб 81 см. Морской маршрут Анапа (КС «Русская», Россия) – Варна (КС «Галата», Болгария), сухопутный маршрут Болгария – Сербия (отводы на Хорватию, Республику Сербскую в составе Боснии и Герцеговины), Венгрия, Словения, Италия. Ввод в эксплуатацию был запланирован на 2015 г., строительство морского участка осуществлялось консорциумом South Stream Transport AG, в состав которого входили «Газпром», ENI, EDF (Франция), Wintershall (Германия). Строительство началось в 2012 г., было остановлено в 2014 г. в связи с заявлением Еврокомиссии о несоответствии «Южного потока» нормам Третьего энергопакета ЕС (согласно которым поставщики энергоресурсов не могут владеть трубопроводами для доставки топлива потребителям) и, как следствие, затягиванием процесса согласования документации по проекту со стороны правительства Болгарии. Россия, не дожидаясь завершения процесса согласования, отказалась от реализации проекта и предложила его альтернативу – строительство «Турецкого потока» (газопровода, ориентированного на рынки стран Европы, но идущего в обход стран – членов ЕС) с использованием при его прокладке 660 км коридора «Южного потока» и 250 км нового коридора в направлении европейской части Турции.
История
Хронология создания «Турецкого потока» следующая:
В декабре 2014 г. «Газпром» и Botaş Petroleum Pipeline Corporation (Турция) подписали меморандум о взаимопонимании по строительству газопровода через Чёрное море в направлении Турции.
В сентябре 2016 г. «Газпром» получил первые разрешения от органов власти Турецкой Республики на реализацию «Турецкого потока».
В октябре 2016 г. заключено соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики по проекту «Турецкий поток».
В декабре 2016 г. подписан контракт между South Stream Transport B.V. (Россия) и Allseas Group S.A. (Швейцария) на строительство первой нитки морского участка газопровода «Турецкий поток» с опционом на укладку второй нитки.
В феврале 2017 г. подписан контракт между South Stream Transport B.V. и Allseas Group S.A. на строительство второй нитки морского участка газопровода «Турецкий поток».
В мае 2017 г. началось строительство газопровода «Турецкий поток» в Чёрном море (работа стартовала у российского побережья).
В ноябре 2018 г. завершена укладка труб газопровода в Чёрном море.
В январе 2020 г. начались поставки газа по «Турецкому потоку».
Технологические особенности реализации проекта
Строительство столь протяжённого глубоководного газопровода большого диаметра (крупнейшая газотранспортная система в мире, проложенная на глубине 2200 м) (рис. 1), проходящего по морскому дну со сложным рельефом и в агрессивной морской среде (высокий уровень содержания сероводорода), потребовало решения ряда технологических задач, что сделало «Турецкий поток» одним из самых инновационных проектов в современной мировой газотранспортной индустрии. Основные из этих задач следующие:
Протяжённость газопровода обеспечена 150 тыс. двенадцатиметровых труб (75 тыс. шт. каждая нитка) с толщиной стенок 39 мм. Трубы были сварены в одну нитку. Каждый шов сканирован при помощи автоматической ультразвуковой системы, затем нанесено полипропиленовое покрытие для защиты от внешней коррозии. Сваренные трубные секции, прошедшие все этапы контроля, и станции нанесения покрытия опускались в воду. Проведённые операции позволяют выдерживать не только высокое внешнее давление воды, но и расчётное внутреннее давление до 300 бар, обеспечивая безопасную транспортировку больших объёмов природного газа.
На границе континентального шельфа Чёрного моря глубина резко меняется с 80 до 1500 м. Для обеспечения устойчивости коридора укладки на этих сложных участках использовались такие методы, как выемка грунта с помощью струи воды под высоким давлением и срезка пиков с помощью подводного камнедробильного устройства.
В связи с тем, что на морскую среду мелководных прибрежных участков трассы могут оказывать воздействие сильные придонные течения, а возмущения морской среды могут возникать в результате постановки морских судов на якорь и передвижения рыболовецких судов, для дополнительной защиты труб у берега нанесено утяжеляющее бетонное покрытие толщиной 5–8 см.
На участках, непосредственно примыкающих к береговой линии, газопровод проложен в траншеях глубиной до 1,5 м. После укладки труб траншеи засыпаны.
После завершения строительства морского участка газопровода и обоих переходов береговой линии они соединены друг с другом по методу т. н. надводного захлёста.
Для пересечения газопроводом береговой линии у населённого пункта Кыйыкёй (Турция) использован траншейный метод строительства (укладка и заглубление газопровода с помощью подготовленной траншеи), что делает его невидимым для посетителей.
На приёмном терминале измеряется температура, давление и состав газа, поставляемого по морскому газопроводу; при необходимости поток газа останавливается в автоматическом режиме.
Постоянно проводятся плановые инспекции газопровода с помощью диагностических очистных устройств, которые запускаются в газопровод на участке берегового примыкания в России и вместе с газовым потоком проходят по газопроводу в направлении объектов берегового примыкания рядом с Кыйыкёем, где они извлекаются через специальные камеры приёма. Важные участки маршрута газопровода (крутые склоны, траншеи, граница континентального шельфа) подвергаются более частым проверкам, вначале на ежегодной основе, а затем по мере необходимости (по результатам мониторинга).
В прокладке морской части газопровода принимали участие 12 морских судов: 2 судна трубоукладчика, 7 судов обеспечения, 3 изыскательских и экскаваторных судна. Основные работы были выполнены крупнейшим в мире строительным судном Pioneering Spirit, принадлежащим компании Allseas Group S.A. Оно перемещалось по Чёрному морю по маршруту газопровода, укладывая ежедневно до 5 км труб.
Сопряжённые газопроводы
Значимость «Турецкого потока» определяется в сравнении особенностей функционирования сопряжённых с ним газопроводов (таблица, рис. 2).
Подводящим газопроводом для «Турецкого потока», обеспечивающим его ресурсной базой, является «Южный коридор» (Россия). Несмотря на то что он в целом ориентирован на подачу дополнительных объёмов природного газа в регионы Центральной и Южной России для развития промышленности и сельского хозяйства, ускорения темпов газификации, одновременно он служит обеспечению бесперебойной подачи газа в экспортные подводные газопроводы страны, идущие по дну Чёрного моря. «Южный коридор» проходит по территории 8 субъектов РФ: Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Волгоградской, Воронежской и Ростовской областей, Республики Мордовия, Краснодарского края. Общая протяжённость трассы составляет более 2506 км, работают 10 КС общей мощностью 1516 МВт. Пропускная способность – 63 млрд м3 газа в год. Газ поступает с северных месторождений Уренгоя (газопровод Уренгой – Помары – Ужгород) к КС, расположенным на побережье Чёрного моря России по двум веткам. Западный маршрут: КС «Писаревка» (Воронежская область) – КС «Шахтинская» (Ростовская область) – КС «Кореновская» (Краснодарский край) – КС «Казачья» (Краснодарский край) – КС «Русская» (Краснодарский край) (протяжённость 880,6 км). Восточный маршрут: КС «Починки» (Саратовская область) – КС «Жирновская» (Волгоградская область) – КС «Волгоградская» (Волгоградская область) – КС «Сальская» (Ростовская область) – КС «Кореновская» (Краснодарский край) – КС «Казачья» (Краснодарский край) – КС «Русская» (протяжённость 1625,6 км). Подготовка газа [очистка от влаги и примесей, компримирование (сжатие)] к транспортировке морским путём осуществляется на КС «Казачья». Его подача в экспортный подводный газопровод происходит на КС «Русская». Расстояние между компрессорными станциями составляет около 50 км. КС «Русская» является одновременно конечной точкой «Южного коридора» и начальной точкой «Турецкого потока». Проектная мощность станции 448 МВт позволяет создать давление газа до 28,45 МПа, обеспечивающее его транспортировку по дну Чёрного моря.
В свою очередь, «Турецкий поток» является подводящим газопроводом для магистрального газопровода «Балканский поток», по которому российский газ из Турции поступает в Болгарию, Сербию и Венгрию. Его проектная мощность составляет 15,8 млрд м3; протяжённость, по разным оценкам, 877/1116 км (130 км – по территории Турции, 498 км – Болгарии, 403 км – Сербии, 85 км – Венгрии); диаметр труб 120 см; операторы: Botaş (Турция), «БулгарТрансГаз» (Болгария), «Гастранс» (Сербия), FDSZ (Венгрия); введён в эксплуатацию в 2021 г.
После запуска «Турецкого потока» и его сухопутного продолжения в виде «Балканского потока» для России исчезла необходимость использования территории Украины и Молдавии для экспорта газа в Болгарию, Турцию (с отводами в Грецию, Северную Македонию), что привело к прекращению его поставок в данном направлении (2020) по Трансбалканскому газопроводу (функционирующему с 1980-х гг.) и открыло возможности использования данного газопровода для реверсной транспортировки газа из Турции, Греции через Болгарию и Румынию в Молдавию и Украину. Создание «Турецкого потока» позволило России дистанцироваться от характера отношений с Украиной при реализации экспорта газа в страны Юго-Восточной Европы.
Состояние и развитие «Турецкого потока» зависит от многих факторов, среди которых главным является политика ЕС по географической диверсификации импорта природного газа. Ныне функцию диверсификации реализует система магистральных газопроводов, которую принято называть «Южный газовый коридор», ориентированная на транспортировку газа в Европу из Азербайджана (в перспективе из Туркменистана и Узбекистана – после строительства Транскаспийского газопровода). В неё входят: Южно-Кавказский газопровод, Трансанатолийский газопровoд (TANAP), Трансадриатический газопровод (TAP). Южно-Кавказский газопровод, направленный на перекачку газа с азербайджанских месторождений Каспийского моря (Шах-Дениз 1) в Европу через территорию Турции, – первый магистральный газопровод постсоветского пространства, транспортирующий газ в Европу в обход территории России. Его проектная мощность составляет 20 млрд м3; протяжённость 970 км (442 км – по территории Азербайджана, 248 км – Грузии, 280 км – Турции); диаметр труб 1067 мм; операторы: BP (Великобритания), Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики (ГНКАР, Азербайджан); введён в эксплуатацию в 2006 г. Открытие новых газоконденсатных месторождений на Каспии (Шах-Дениз 2) привело к необходимости увеличения пропускной способности газопровода: был построен Трансанатолийский газопровoд, связавший Южно-Кавказский газопровод со странами ЕС (Греция). Его проектная мощность составляет 16,5 млрд м3 (с увеличением до 31 млрд м3 к 2027); протяжённость 1811 км; диаметр труб 1400, 1200, 910 мм; операторы: TANAP project company (Турция, Великобритания, Азербайджан); введён в эксплуатацию в 2018 г. TANAP, в свою очередь, является подводящим газопроводом для Трансадриатического газопровода. Его проектная мощность составляет 11 млрд м3; протяжённость 877 км (550 км – по территории Греции, 214 км – Албании, 105 км – по дну Адриатического моря, 8 км – Италии); диаметр труб 1200 мм, подводной части – 910 мм; операторы: BP, ГНКАР, Snam (Италия), Fluxys (Бельгия) и Enagás (Испания); введён в эксплуатацию в 2020 г.
Таблица. Основные характеристики газопроводов, сопряжённых с деятельностью «Турецкого потока»
Название газопровода | Ввод в эксплуатацию, год | Характеристики |
протяжённость, пропускная способность | ||
«Голубой поток» | 2003 | 1213 км; 16,5 млрд м3 |
«Южный поток» | 2014 (остановлено строительство) | 2 380 км; 63 млрд м3 |
«Южный коридор» | 2015 | 2 506 км; 63 млрд м3 |
«Турецкий поток» | 2020 | 1100/930 км; 31,5 млрд м3 |
«Балканский поток» | 2021 | 1 116 км; 15,8 млрд м3 |
Южно-Кавказский | 2006 | 970 км; 20 млрд м3 |
Трансанатолийский (TANAP) | 2018 | 1 811 км; 16,5 млрд м3 |
Трансадриатический (TAP) | 2020 | 878 км; 11 млрд м3 |
Таким образом, с одной стороны, Южный газовый коридор, содействуя диверсификации поставок газа, уменьшает зависимость стран Европы от России в вопросе потребления природного газа и конкурирует тем самым с «Турецким потоком». С другой стороны, заполнить Южный коридор при его растущей пропускной способности только азербайджанским газом проблематично. Россия в данной ситуации способна выступить скорее партнёром, а не конкурентом, предлагая газ, в том числе идущий по «Турецкому потоку», для заполнения газотранспортной системы.