Иоанн Павел II
Иоа́нн Па́вел II (лат. Ioannes Paulus II; до избрания папой Кароль Юзеф Войтыла, польск. Karol Józef Wojtyła) (18.5.1920, Вадовице, Краковское воеводство, ныне Малопольское воеводство, Польша – 2.4.2005, Ватикан), папа Римский (1978–2005), политический и общественный деятель.
Родился в небогатой семье отставного офицера, 3-й ребёнок. Начальное гимназическое образование получил в родном городе. Летом 1938 г. вместе с отцом переехал в Краков, где поступил в Ягеллонский университет; изучал польскую литературу и филологию, лингвистику, философию. Значительное внимание уделял изучению европейских языков, впоследствии свободно владел английским, немецким, французским, испанским, португальским, итальянским, русским, украинским и другими языками. Совмещал учёбу в университете с работой библиотекаря. Тогда же вступил в экспериментальную театральную «Студию-38». Во время немецкой оккупации, после закрытия Ягеллонского университета, работал в ресторане (с конца 1939), продолжая образование (брал частные уроки и занимался самоподготовкой). С осени 1940 г. работал в каменоломнях близ Кракова, а также на химическом производстве. В 1942 г. поступил на курсы подпольной Краковской духовной семинарии, руководимой архиепископом Кракова кардиналом Адамом Стефаном Сапегой. Тогда же стал одним из инициаторов создания действовавшего подпольно Рапсодического театра. В августе 1944 г. сумел избежать депортации мужского населения Кракова (т. н. чёрное воскресенье), предпринятой гестапо для предотвращения в городе восстания, подобного начавшемуся в Варшаве. Из соображений безопасности вместе с другими семинаристами был переведён кардиналом Сапегой в Краковское епархиальное управление, где проработал до конца Второй мировой войны 1939–1945 гг. В ноябре 1946 г. кардиналом Сапегой рукоположен в пресвитеры, направлен в Рим для продолжения богословского образования в Папском университете Cвятого Фомы Аквинского (Университет «Ангеликум»). В 1948 г. там же защитил докторскую диссертацию «Учение о вере в сочинениях святого Иоанна Креста» («Doctrina de fide apud S. Joannem a Cruce») по произведениям испанского мистика 16 в., реформатора ордена кармелитов. В диссертации особое внимание уделил проблематике личностного осмысления мистического опыта встречи человека с Богом. Летом 1948 г. вернулся в Польшу, был назначен помощником настоятеля прихода в Неговице. В августе 1949 г. переведён в Краков. В 1953 г. защитил на богословском факультете Ягеллонского университета диссертацию «Оценка возможности создания христианской этики на основе системы Макса Шелера» («Ocena możliwości zbudowania etyki chrześcijańskiej przy założeniach systemu Maxa Schelera»), став доктором морального богословия; преподавал нравственное богословие и этику в Краковской духовной семинарии, в Ягеллонском университете, в Люблинском католическом университете. В июле 1958 г., по решению папы Римского Пия XII, назначен епископом-помощником Краковской митрополии, в сентябре 1958 г. рукоположен в сан титулярного епископа Омби. Принимал активное участие в сессиях Второго Ватиканского собора как один из самых молодых его участников. Сыграл значительную роль в подготовке пастырской конституции «Gaudium et spes» и декларации о религиозной свободе «Dignitatis humanae». В январе 1964 г., по решению папы Римского Павла VI, возведён в сан архиепископа и митрополита Краковского, в июне 1967 г. – в кардиналы. Исполнял обязанности вице-президента Польской епископской конференции, член постоянного секретариата Синода епископов Римско-католической церкви. После окончания II Ватиканского собора был одним из основных участников подготовки Краковского Синода (1972) для осуществления программы реформ в русле аджорнаменто, участником епископских Синодов 1971, 1974 и 1977 гг., Евхаристического конгресса в Филадельфии (1976). В Польше деятельность кардинала К. Войтылы стала продолжением (в более современных формах) пастырского курса, проводившегося кардиналом С. Вышиньским, способствовала активизации постсоборного диалога между Церковью и польскими интеллектуальными кругами. Избран на папский престол в октябре 1978 г. при поддержке кардинала Ф. Кёнига и др. (изначально склонялись к поддержке кардинала Сири как компромиссной фигуры). Иоанн Павел II – первый славянин на римской кафедре, первый папа-неитальянец с 1523 г. Считал себя продолжателем политики пап Иоанна XXIII и Павла VI. Девизом понтификата избраны слова «Totus Tuus» – «Весь Твой», т. е. полностью принадлежащий Деве Марии. 13 мая 2005 г., по представлению кардинала К. Руини, папа Римский Бенедикт XVI одобрил диспенсацию пятилетнего срока со дня смерти, необходимого процессуально для начала процедуры канонизации, чем фактически начал процедуру причисления Иоанна Павла II к лику блаженных.
Внутрицерковная, социальная и гуманитарная политика
В сфере внутрицерковной политики продолжал курс на обновление католической церкви в духе решений II Ватиканского собора. Обнародовал новый Кодекс канонического права (Codex Iuris Canonici, 1983), учредил Папскую комиссию по его интерпретации (1984), впервые утвердил Кодекс канонов восточных церквей (1990), впервые после Тридентского собора издал новый Катехизис католической церкви (1992), осуществил реформу Римской курии (1988). Всего за время понтификата обнародовал 14 энциклик, 15 апостольских обращений, 11 апостольских конституций и 45 апостольских посланий. Опубликованием Иоанном Павлом II буллы «Incarnationis mysterium» (ноябрь 1998) и апостольского послания «Tertio Millesimo Adveniente» (ноябрь 1994) положено начало подготовки к празднованию юбилейного 2000 г. В октябре 2002 г. апостольским посланием «Rosarium Virginis Mariae» реформировал молитву Розария, включив в неё 5 новых «светлых» тайн. В июне 2000 г. Иоанн Павел II поручил префекту Конгрегации вероучения кардиналу Й. Ратцингеру (будущий папа Бенедикт XVI) обнародовать хранившееся долгое время в секрете одно из пророчеств Фатимского явления Богородицы, связанных с грядущими судьбами мира, – «Третью фатимскую тайну», снабдив издание необходимыми богословскими комментариями о роли и значении частных откровений и пророчеств в истории и учении Церкви.
Бóльшая часть позиций социального учения католической церкви 1980-х – начала 1990-х гг. (папские энциклики «Laborem exercens», «Sollicitudo rei socialis», «Centesimus annus») представляет собой богословско-этическую критику коммунистического и капиталистического обществ. Аспекты социальной этики, отношение к труду, оценка социализма и капитализма в свете экономической и социальной доктрины Церкви были даны Иоанном Павлом II в энциклике «Laborem exercens», написанной во многом под влиянием лозунгов, выдвинутых польским профсоюзным движением «Солидарность». Согласно энциклике, человеческий труд является ключом ко всему социальному вопросу (раздел 3). Человек работает, выполняет различные действия, относящиеся к процессу производства, именно потому, что он – человек – личность. Независимо от объективного содержания этих действий все они должны помогать человеку реализовать его человеческую природу и присущее ему в силу этой природы призвание стать личностью (раздел 6). Подобное понимание труда констатирует приоритет духовного измерения в устроении как личности, так и общества. Помимо этого, была высказана мысль о коммунизме как форме государственного капитализма. Выражая поддержку населению беднейших стран в борьбе за социальную справедливость, Иоанн Павел II в то же время подверг критике положения т. н. теологии освобождения, подчёркивая, что борьба против различных видов социального и политического подавления должна сохранять духовные приоритеты и пониматься как основанное на этических критериях движение, вдохновляемое Евангелием, а не как неизбежный продукт классовых конфликтов, интерпретируемых в марксистских категориях исторического развития. В энциклике «Centesimus annus» Иоанном Павлом II поставлен вопрос о том, является ли капитализм после крушения коммунизма единственной социальной системой, которой должны придерживаться страны, желающие восстановить и модернизировать свою экономику. Согласно энциклике, если под капитализмом понимается неолиберальная модель глобализации с жёсткой капиталистической идеологией, не регулируемой системой свободного рынка и культурой массового консюмеризма, то не является. Если же капитализм представляется как модель «демократических обществ, вдохновлённых социальной справедливостью», с рыночной экономикой, регулируемой правом и сдерживаемой профсоюзами и культурой солидарности, то является. В энциклике «Sollicitudo rei socialis» Иоанн Павел II сформулировал понятие «выбор в пользу бедных», или «преимущественная любовь к бедным». К работе в сфере гуманитарного служения были призваны также многочисленные благотворительные учреждения Святого Престола, учреждённые Иоанном Павлом II: Социальный фонд помощи пострадавшим от засухи, поддерживающий программы борьбы с пустынями (1984), фонд Populorum Progressio (1992) для помощи беднейшим странам Африки и Латинской Америки.
В целях защиты и поддержки христианской концепции семьи и брака Иоанном Павлом II учреждены Папский исследовательский институт семьи и брака при Латеранском университете (1982), Папский совет по делам семьи (1983), обнародована Декларация прав семьи (1983), подкреплённая особым документом Конгрегации вероучения «Donum vitae» (февраль 1987) об уважении к зарождающейся человеческой жизни. Начиная с 1994 г. по инициативе Иоанна Павла II регулярно (один раз в 3 года) проводятся международные конгрессы по проблемам семьи. Неизменность католического вероучения относительно ценности и неприкосновенности человеческой жизни с момента зачатия до естественной смерти Иоанн Павел II подтвердил в энциклике «Evangelium vitae» (март 1995). Значительное место в посланиях понтифика отведено разъяснению роли женщины в системе традиционных христианских нравственных и этических ценностей. Вместе с проповедью о достоинстве женщины и напоминанием о том, что образцом для неё является сама Богородица, в них в то же время утверждается, что Церковь не обладает властью рукополагать женщин в священный сан, чего добиваются те, кто отстаивает ложно понимаемое равенство и руководствуется т. н. феминистическим богословием.
В течение понтификата Иоанна Павла II канонизированы 482 святых. В их числе – монахиня-кармелитка Э. Штайн (вместе со святыми Екатериной Сиенской и Бригиттой Шведской провозглашена небесной покровительницей Европы), польская монахиня Ф. Ковальская (основываясь на частных откровениях, запечатлённых в её дневнике, был установлен общецерковный католический праздник Божиего Милосердия, отмечающийся с 2000 во 2-е воскресенье по Пасхе). За этот же период было беатифицировано 1338 человек, среди которых папы Римские Пий IX (1846–1878; беатифицирован в сентябре 2000) и Иоанн XXIII (сентябрь 2000), Франсишку и Жасинта Марту, удостоившиеся Фатимского явления Богородицы, Тереза Калькуттская (мать Тереза; октябрь 2003).
Внешнецерковная политика
Считая экуменизм путём единения христиан и знамением времени, предпринял ряд шагов по преодолению доктринальных разногласий между католической церковью и другими христианскими церквами и общинами.
Следуя положениям декларации II Ватиканского собора «Nostra aetate» об отношении католической церкви к нехристианским конфессиям, Иоанн Павел II с начала своего понтификата прилагал усилия для развития диалога с представителями иудаизма, ислама и других религий. Об этом свидетельствует в том числе папский визит в Римскую синагогу (апрель 1986) и организация молитв за мир (Ассизи, 1986, 1993, 2002) с участием представителей нехристианских конфессий. В 1998 г. Святым Престолом обнародован документ «Мы помним: Размышления о Шоа» («We Remember: The Reflection on the Shoah»), посвящённый трагической судьбе еврейского народа, подвергшегося геноциду в годы Второй мировой войны.
На торжествах, посвящённых 1000-летию Крещения Руси, присутствовала представительная ватиканская делегация во главе с государственным секретарём кардиналом А. Казароли. Делегация была принята генеральным секретарём ЦК КПСС М. С. Горбачёвым, которому было передано послание Иоанна Павла II с выражением надежды на нормализацию отношений между Святым Престолом и СССР. Положительный ответ М. С. Горбачёва на послание папы заложил основу для их встречи в Ватикане в декабре 1989 г., которая стала переломным моментом как в истории дипломатических контактов России со Святым Престолом на современном этапе, так и в процессе возрождения католической церкви в СССР. Дальнейшему развитию международных отношений между Святым Престолом и Россией способствовали встречи Иоанна Павла II с президентами Б. Н. Ельциным, В. В. Путиным. В апреле 1991 г. Иоанном Павлом II издан официальный документ о восстановлении структур католической церкви в России, Белоруссии и Казахстане.
Философско-богословское наследие
Религиозная и социальная философия Иоанна Павла II носит черты персонализма. Так, структуру человеческой личности выражают два её основных элемента: самосознание и свобода, проявляющаяся в способности самоопределения. По мнению понтифика, подлинная свобода руководствуется истиной, которая определяет границы присущей человеку автономности. Познание истины, являющейся с этической точки зрения нормой нравственного закона, позволяет человеку быть свободным и вместе с тем реализоваться как личности. Цель культурной деятельности – всестороннее и гармоничное развитие личности. Поэтому принципиально важно создание здоровой в нравственном смысле культуры, фундамент которой – абсолютные ценности (истина, благо, священное, прекрасное), противостоящие «цивилизации смерти» – разрушению семейных ценностей, эгоизму, потребительскому отношению к жизни, абортам, эвтаназии, терроризму.
Главным принципом, положенным в основу богословия Иоанна Павла II, является христоцентризм, который носит характер, с одной стороны, методологический (отношение ко Христу как полноте истины о Боге и человеке), с другой – предметный (тайна Христа как постоянный объект созерцания Церкви, центр её жизни и веры). Обращая особое внимание на то, что Бог – Творец Вселенной – являет себя как Отец, «богатый милосердием», понтифик связывает веру в распятого Сына с верой в милосердие Отца; важнейшее следствие этого – вера в существование Любви, которая сильнее зла. Главным тезисом богословской антропологии, развивавшимся понтификом, является убеждение, что человека невозможно принять до конца без Христа. То, что Бог дал человечеству своего Единородного Сына в качестве Искупителя, подтверждает, насколько велика для Бога ценность человека. Концепция человека как образа Божия приводит Иоанна Павла II к выводу, что человек призван приносить себя как бескорыстный дар другой личности и, в свою очередь, принимать в дар личность другого человека, создавая таким образом неразрывный союз и взаимную причастность личностей. В области нравственного и этического богословия Иоанн Павел II развил концепцию человека как «свидетеля истины» и абсолютной ценности человеческой жизни. Экклезиология Иоанна Павла II имеет христоцентрический характер и вместе с тем тесную связь с мариологией. Дева Мария является прообразом Церкви, Новой Евой (будучи матерью Христа – Нового Адама), Матерью Церкви (как Матерь Искупителя); Она сопровождает Церковь в «странствовании к вере». Церковь – это единое целое, в котором сосуществуют и дополняют друг друга различные призвания. Священники призваны осуществлять пастырское служение, связанное со священной властью в силу таинства священства. В то же время миряне не пребывают в состоянии «пассивного обладания верой», но благодаря своему состоянию крещёных участвуют – каждый в присущей ему мере – в едином и общем священстве Христа, Его священническом, пророческом и царственном служении. Важная тема в экклезиологии Иоанна Павла II – экуменизм, трактуемый как общехристианское стремление к возвращению к истокам веры.
Литературное наследие
Иоанн Павел II – автор значительного литературного наследия. Первым поэтическим циклом К. Войтылы были, вероятнее всего, неопубликованные «Бескидские баллады» («Ballady beskidzkie»). В 1939 г. был подготовлен лирический сборник «Славянская книга» («Księga słowiańska»), в котором традиционная ритмика и рифмовка сочетаются с элементами фольклора жителей польских Бескид. Иоанн Павел II опубликовал ряд стихотворных произведений: «Песнь о Боге сокрытом» («Pieśń o Bogu ukrytym», 1946), «Песнь о блеске воды» («Pieśń o blasku wody», 1950), «Мысль – удивительное пространство» («Myśl jest przestrzenią dziwną», 1952), «Каменоломня» («Kamieniołom», 1957), «Размышления о смерти» («Rozważanie o śmierci», 1975), «Римский триптих» («Tryptyk Rzymski», 2003) и др. Лирическое «я» автора отражает его философские взгляды (активный персонализм, стремление к большей свободе и т. д.). Особенно сильна связь поэзии К. Войтылы с христианской мистической литературой, прежде всего с сочинениями Иоанна Креста. В центре внимания поэзии Войтылы – человек, живущий и действующий в обществе, его труд, отношения с другими людьми. Важную роль играет тема родины, рассматриваемой и как ближайшее окружение человека, с детства формирующее его психику, и как родной край, и как универсальная община – Церковь, и, наконец, как небесная Отчизна, к которой стремится христианин.
В первые послевоенные годы К. Войтыла создал своё самое значительное драматическое произведение – «Брат нашего Бога» («Brat naszego Boga», опубликовано в 1979, экранизировано К. Занусси в 1998), главным героем которого является ныне причисленный к лику святых А. Хмелёвский. Литературные псевдонимы, использовавшиеся Иоанном Павлом II, – Анджей Явень, Станислав Анджей Груда, Пётр Яcень.
Посмертное почитание
Вскоре после кончины Иоанна Павла II ряд католических священнослужителей и мирян (в том числе его преемник Бенедикт XVI) начали выступать за присвоение ему почётного неофициального наименования «Великий» (традиционно используется в католицизме по отношению к папам Римским Льву I, Григорию I и Николаю I). В честь Иоанна Павла II были названы католические университеты в Люблине (Польша) и Эскондидо (штат Калифорния, США), многие другие учебные заведения, больницы. Одновременно среди католиков по всему миру началась массовая кампания в поддержку канонизации Иоанна Павла II. Уже 28 июня 2005 г. начался официальный процесс его беатификации, вопреки нормам канонического права, устанавливающим промежуток не менее 5 лет между смертью человека и началом процесса по его беатификации. После сбора необходимых свидетельств Бенедикт XVI 1 мая 2011 г. официально беатифицировал Иоанна Павла II. Его торжественную канонизацию (одновременно с канонизацией папы Иоанна XXIII) совершил папа Римский Франциск 27 апреля 2014 г.