Униатство
Униа́тство, термин, обозначающий идеологию и практику объединения поместных восточнохристианских церквей и Римско-католических церкви под каноническим главенством папы. Униатство оформилось в средние века (Лионская уния, Флорентийская уния, католики восточного обряда – марониты, мелькиты, сирокатолики, армянокатолики и др.). Термин «униатство» используется также применительно к особой христианской субкультуре, сложившейся в результате осуществления институциональной унии. После Брестской унии 1596 г. термин применяется преимущественно к украинско-белорусским религиозным реалиям.
Распространение униатства породило многочисленные религиозно-общественные конфликты на украинских и белорусских землях Речи Посполитой (особенно в середине 17 в., см. Освободительная война украинского и белорусского народов 1648–1654 гг.). Униатскую церковь пришлось строить, захватывая (иногда – буквально) приход за приходом и монастырь за монастырём. Однако во 2-й половине 17 в. польское правительство перешло к политике энергичной поддержки униатства и открытой дискриминации православия. В конце 17 – начале 18 вв. Перемышльская, Львовская и Луцко-Острожская епархии (до этого православные) перешли в униатство (1691, 1700, 1702); унию приняли Львовское братство (1708) и Почаевский монастырь (после 1712). Логика религиозной программы униатства привела к превращению её в региональный вариант «латинской» культуры. После Замойского собора (1720) «латинизация» усилилась [постепенное удаление иконостасов, введение «годзинок» (особых молитв), «тихих литургий», конфессионалов (исповедален); новые архитектурные формы, органы; Символ веры с Filioque; имя папы вносилось в диптихи; запрещено посещать православные храмы].
После разделов Речи Посполитой большая часть униатов оказалась под властью России. Часть вернулась в православие добровольно, часть – по принуждению. В правление императоров Павла I и Александра I правительство отказалось от репрессивной политики по отношению к последователям униатства. В конце 18 – 1-й трети 19 вв. происходил отток верующих из унии; в 1839 г. на территории России униатская Церковь была почти ликвидирована; в Люблинской и Седлецкой губерниях Царства Польского (в составе России) – лишь в 1870-е гг.
В образованной после 1-го раздела Речи Посполитой (1772) австрийской Галиции была создана униатская митрополия с центром в Лемберге (Львове); Церковь стала официально именоваться Грекокатолической (c 1774) и по статусу была приравнена к Римско-католической. Открывались униатские семинарии: в Вене (1775), Лемберге (1783); в 1786 г. была открыта консистория униатской Церкви.
В 19 в. униатство способствовало укреплению национального самосознания русинов. Новое поколение духовенства, выступавшее за возвращение к восточнохристианским началам в обрядах, стало основой галицко-украинской национальной интеллигенции. Его деятельность вызвала негативную реакцию со стороны Рима и Вены. Митрополит Галицкий Иосиф (Сембратович) (1870–1882) был отстранён от служения, ряд «москвофилов» привлечёны к суду; в Лемберге прошёл судебный процесс по делу о государственной измене. В 1882 г. иезуиты провели реформу василианского ордена.
После того как униатское духовенство возглавил митрополит Андрей (Шептицкий) (1901–1944), в галицийском униатстве идея сближения с русским православием сменилась симпатией к украинскому национализму и стремлением к прозелитизму среди православных.
После 1918 г. униатство продолжало существовать на украинских и белорусских землях Польши (около 3800 приходов к 1945). В 1939 г. Западная Украина и Западная Белоруссия вошли в состав СССР, и в марте 1946 г. под контролем Наркомата государственной безопасности СССР проведён Львовский собор, заявивший о самоликвидации Грекокатолической церкви; приходы вошли в состав Русской православной церкви (РПЦ). В 1989 г. Грекокатолическая церковь была восстановлена, имеет ныне около 3000 приходов на Украине и несколько десятков в Белоруссии.
На территории России отдельные грекокатолические приходы существовали в 1909–1923 гг.; в 1917 г. были организованы в Русский экзархат восточного обряда; в 1923 г. униатские священники подверглись репрессиям. Незначительная сеть общин сложилась после 1991 г. Самостоятельной иерархии в России они не имеют и подчинены римско-католическим епископам.
Униатство – одна из самых сложных проблем в отношениях между Русской православной церковью и Ватиканом. В 1993 г. Совместная комиссия католических и православных церквей по диалогу констатировала, что униатство «не может быть принято ни как метод поведения, ни как модель единства, которого ищут наши церкви». Во время встречи патриарха Кирилла и папы Франциска в Гаване в 2016 г. эта позиция была подтверждена (см. Церковная уния).