Османская империя
Осма́нская импе́рия (осман. دولت عالیه عثمانیه., тур. Devlet-i Âliyye-i Osmâniyye; Оттоманская империя) (около 1300 – 1922), мусульманское государство эпохи Средневековья и Нового времени; одно из крупнейших и могущественнейших мусульманских государств в истории. Его изначальное ядро находилось в северо-западных районах Малой Азии, но в период расширения Османская империя охватывала страны Восточного и Южного Средиземноморья (Малая Азия, Балканский полуостров, Сирия, Палестина, Египет, Ливия, Тунис, Алжир, часть современного Марокко), бо́льшую часть стран Передней Азии (западный Кавказ, западная часть Закавказья, Ирак, западное и восточное побережья Аравийского полуострова, Йемен), часть Восточной Европы [Венгрия, Валахия, Молдавия, Трансильвания (ныне Румыния), Северное Причерноморье]. На ранних этапах истории столицами государства Османов были Бурса (древняя Бруса; 1326 – около 1369), Эдирне (древний Адрианополь; около 1369 – 1453), с 1453 г. Константинополь (ныне Стамбул). Основу идеологии и правовых отношений в Османской империи составляло вероучение ислама. На протяжении всей своей истории Османская империя управляла не только мусульманами, но и огромным и разнообразным христианским населением, которое составляло в разное время от трети до половины подданных империи.
Эпоха становления (конец 13 – 1-я половина 14 в.)
Вторжение турок-сельджуков в Малую Азию во 2-й половине 11 в. привело в этом регионе к краху государственных структур Византийской империи, кризису Константинопольской православной церкви и исходу значительной части христианского населения из внутренних районов Малой Азии. Степи в центральной части Анатолийского плато были заняты скотоводческими племенами тюрок, чьи кочевья перемежались с уцелевшими анклавами городской и земледельческой культуры. Византийская государственность сохранилась лишь в прибрежных областях Малой Азии, защищённых горными хребтами. На завоёванных землях турки-сельджуки образовали ряд государств, наиболее значительным из которых стал Иконийский султанат. В середине 13 в. монгольские завоевания вызвали новую волну миграции тюрок в Анатолию. Предки Османов восходят к одному из племён 2-й волны переселенцев – кайи, которое появилось в Малой Азии незадолго до или во время монгольского нашествия. После поражения от монголов в 1243 г. в битве при Кёсе-даге сельджуки Малой Азии оказались в вассальной зависимости от монгольского улуса Хулагуидов. К началу 14 в. Иконийский султанат распался, уступив место конгломерату примерно из примерно 20 бейликов (княжеств); некоторые из них оказались нестабильны и недолговечны. Эпоха бейликов (середина 13 – начало 15 вв.) стала периодом политической раздробленности Малой Азии. Постепенно наиболее значительным среди тюркских государств этого региона стал Османский бейлик, возникший в континентальных районах северо-западной Анатолии (близ современных городов Эскишехир и Биледжик).
Первый из беев рода Османов – Эртогрул – является фигурой легендарной. Единственное аутентичное свидетельство историчности Эртогрула – монеты его сына Османа (1281/1288 – 1324). Около 1300 г. Османы добились независимости от Хулагуидов. Географическое положение и политическая ситуация способствовали подъёму их династии. Одним из важнейших преимуществ Османов было соседство со слабеющей Византией. Войны против неё позволяли постепенно увеличивать территорию и стимулировали приток с Востока тюрок, присоединявшихся к завоеваниям. Установление контроля над побережьем Вифинии позволило Османам начать экспансию на Балканский п-ов и постепенно сконцентрировать в своих руках ресурсы, многократно превосходившие силы других бейликов.
В начале 14 в. силы Османа постепенно продвигались на север по долине реки Сангарий (Сакарья) к плодородным приморским районам Вифинии. В 1302 г. Осман разбил византийское войско под Никомидией (ныне Измит) и за следующие 10 лет овладел прибрежными землями от Никомидии до равнины около крепости Брусы. Не умея брать укреплённые города, турки поставили под контроль их окрестности, а сами города блокировали и обложили данью. Полного разрушения земледельческого уклада при этом не происходило: тюрки-скотоводы заняли луга на горных склонах, лежавшие выше возделанных долин. Изолированные остатки византийских владений поддерживали связь с Константинополем только по морю. В 1321 г. Осман захватил порт Муданья, тем самым отрезав Брусу от моря. В правление сына Османа Орхана I (1324 – 1360/1362) города Вифинии один за другим переходили в руки турок. Бруса сдалась в 1326 г. и стала столицей османов.
В 1329 г. турки отразили поход византийцев во главе с императором Андроником III Палеологом, после чего Византия более не предпринимала серьёзных попыток отстоять Вифинию. Никея (ныне Изник) пала в 1331 г., Никомидия – в 1337 г. Несколько позже Османы овладели соседним бейликом Кареси (земли вдоль южного берега Мраморного моря и Дарданелл). В 1340-х гг. распад улуса Хулагуидов позволил Османам поставить под свой контроль бывшую монгольскую территорию в северо-западной части Малой Азии, до Анкары. Византийский император Иоанн VI Кантакузин в 1346 г. заключил союз с Орханом I и привлёк его силы к византийской гражданской войне во Фракии. Это позволило османам получить лучшее представление о ландшафте и ресурсах Балкан. В 1353 г. Иоанн VI предоставил Орхану I порт Цимпа (Чимпе) в Дарданеллах. В марте 1354 г. османы захватили город Галлиполи, воспользовавшись тем, что землетрясение разрушило его стены. Отсюда османы предпринимали дальнейшие походы во Фракию, сопровождавшиеся переселениями больших групп тюрок из Малой Азии на Балканы.
Для Османского государства 14–15 вв. было характерно сосуществование и противоборство двух сил. Первую из них составляли тюркская военная аристократия (включавшая бывших христиан из анатолийских греков), племена кочевников и разбойничьи группировки акынджи (иррегулярной кавалерии). Им противостояли зарождающиеся институты бюрократического государства – как чиновники христианского происхождения, так и мусульманские богословы-правоведы. Шло развитие административной системы; появился управленческий аппарат во главе с вазиром (визирем). В государстве сочетались элементы тюркской политической традиции и классического исламского и византийского наследия.
Появилось административное деление, началась чеканка монеты (акче), наблюдался переход от малоуправляемого племенного ополчения к организованной армии, включавшей в себя как конные, так и пехотные подразделения. Воины получали тимары (земельные наделы), им стали платить жалованье. Распространялись исламские религиозные учреждения – мечети, медресе и обители дервишей, владевшие земельными угодьями, пожалованными правящей элитой. Были заметны и элементы христианско-мусульманского симбиоза, известны примеры вовлечения христиан в государственное управление. Почти все османские правители 14–15 вв. были женаты на представительницах византийской или южнославянской аристократии, вслед за которыми при дворе появлялись группы советников и чиновников-христиан. По мере приближения административного устройства к моделям, характерным для городской цивилизации, племена кочевников, бывшие когда-то основой Османского бейлика, стали рассматриваться как деструктивная сила. Их пытались поставить под контроль и обложить налогами. Закрепившись на Балканах, Османы стали переселять племена тюрок (туркмен) на земли вдоль своих границ в Европе, используя этих переселенцев в дальнейших завоеваниях.
Создание империи (2-я половина 14 в.)
При Мураде I (1360/1362 – 1389) османы развернули экспансию вглубь Малой Азии, на севере вышли к Чёрному морю, овладев Ираклией Понтийской (ныне Эрегли). К концу 1370-х гг. были захвачены бейлики Гермиян (столица Кютахья), Хамид, часть Карамана в Центральной Анатолии; османы вышли к Средиземному морю близ Атталии (ныне Анталья). В 1380-х гг. Мурад I принял титул султана, отражавший растущее могущество и амбиции Османской империи.
Основной сферой интересов и политическим ядром владений Османской империи на следующие почти полтора века (конец 14 – начало 16 вв.) стали Балканы. Инициатива экспансии чаще принадлежала не самому султану, а была делом предводителей разбойничьих дружин, лишь номинально признававших султанскую власть. Успехи Османов объясняются, с одной стороны, их широкой веротерпимостью, готовностью инкорпорировать в свою политическую систему местные христианские элиты и, с другой стороны, разобщённостью и взаимным соперничеством христианских государств. С 1361 г. турки повели активное наступление на Балканах; в 1362 г. овладели Адрианополем и перенесли туда свою столицу (по другим данным, перенос столицы произошёл в правление Баязида I); в 1363 г. они взяли Филиппополь (ныне Пловдив, Болгария). В 1371 г. на Балканах сложилась христианская коалиция, попытавшаяся противостоять натиску Османской империи. Однако в сентябре 1371 г. союзники были разгромлены в битве при Черномене (на реке Марице, близ Адрианополя). Христианские правители восточных Балкан признали вассальную зависимость от Османской империи. Мурад I активно использовал войска своих вассалов-христиан в дальнейшей борьбе с бейликами Малой Азии. Развивая успех, турки предприняли ряд новых походов: овладели черноморским побережьем Фракии, отрезав Константинополь с окрестностями от других европейских земель, захватили Софию (1382), Серры (1383) и Фессалонику (1387). На их пути встала новая коалиция западнобалканских владетелей во главе с сербским князем Лазарем, состоявшая из сербов, болгар, влахов, боснийцев и албанцев. На стороне Мурада I выступили вассальные болгарские и сербские князья и союзные ему беи Малой Азии. 15 июня 1389 г. произошла битва на Косовом поле, которая в исторической памяти балканских народов стала событием эпического масштаба. Османы одержали победу. В битве погиб Мурад I, а князь Лазарь, взятый в плен, был казнён по приказу наследника Мурада – Баязида I.
При Баязиде I, который получил прозвище Йылдырым (с тур. – молниеносный) за стремительность своих военных операций, углубились противоречия между тюркской военной аристократией с одной стороны и вассальными христианскими князьями и корпорацией капыкулу (с тур. – государевы рабы), занимавших важные государственные посты, с другой. Беи пограничных территорий настаивали на продолжении завоеваний на Балканах, а противостоящая им группировка подталкивала Баязида I к завоеванию бейликов Малой Азии.
Используя оснащённые огнестрельным оружием войска своих балканских вассалов, Баязид I в 1390–1392 гг. быстро завоевал бейлики Западной Анатолии. Потом султан задействовал войска анатолийских беев на Балканах. В 1393 г. Баязид I захватил Тырново – столицу 2-го Болгарского царства. В 1394 г. турки впервые перешли Дунай и вторглись в Валахию и Венгрию. В сентябре 1396 г. в битве под Никополем османы разгромили крестовый поход европейских рыцарей, венгров, валахов и болгар под командованием венгерского короля Сигизмунда Люксембургского. В том же году был взят Видин – последний очаг государственности Болгарии. Сокрушив врагов на западе, Баязид I снова повернул на восток, выступив против Карамана. Отклонив мирные предложения, Баязид I разгромил войско караманского бея и казнил его (1397), а обширные земли Карамана вплоть до Киликии и Приевфратья включил в состав своих владений.
На рубеже 14 и 15 вв. Османы были гегемонами как на Балканах, так и в Малой Азии. Однако череду их успехов прервало вторжение в Малую Азию войск азиатского завоевателя Тимура (Тамерлана), при дворе которого нашли убежище свергнутые Османами правители тюркских бейликов. 20 июля 1402 г. в сражении под Анкарой армия Баязида I была раздавлена превосходящими силами Тимура. Свою роль в разгроме сыграло и предательство ряда анатолийских беев, покинувших Баязида I в ходе сражения. Баязид I закончил свою жизнь в плену, а Османская империя оказалась на грани краха.
Особенности социокультурного развития в 14 – 1-й половине 15 вв.
В 14–15 вв. мусульмане составляли меньшинство населения Османского государства. На Балканах они образовали лишь отдельные колонии в приграничных областях и вокруг военно-административных центров. Османы старались не менять традиционный уклад на завоёванных землях и постепенно интегрировать в свою среду византийские, славянские и албанские элиты. Местная аристократия сохранила свои земельные владения и служила султанам на тех же условиях, что и прежним (христианским) государям. На низовом уровне были широко распространены религиозный синкретизм и смешанные браки, причём от женщин-христианок, выходивших замуж за мусульман, не требовалось менять веру. Постепенно усложнялись структура государства и придворный ритуал. Султаны стали изолировать себя от подданных, делегировав решение задач текущего управления визирям, из круга которых около 1360 г. выделился верховный визирь – садразам (глава исполнительной власти). При Мураде I окончательно оформились система тимаров и практика учёта имущества подданных для налогообложения. Тимариоты (обладатели тимаров), составлявшие феодальную конницу сипахи, лично не занимались ведением хозяйства, но получали налоговые выплаты с переданных им территорий. Захват новых земель и раздача их в держание способствовали не только усилению военного потенциала Османской империи, но и изживанию провинциального сепаратизма. Анатолийские сипахи получали имения на Балканах и отныне связывали свои интересы с успехами османской экспансии.
Сипахи создавали низовые административные единицы – алай (подразделение), которые объединялись в более крупные военно-территориальные образования – санджак, или лива (знамя), во главе с санджакбеями. Наверху административной системы стояли бейлербеи, управлявшие эялетами (провинциями). Изначально в Османской империи было 2 эялета – Румелия (Балканы) и Анатолия, но постепенно административная система усложнилась.
Раздача тимаров вела к усилению тюркской военной аристократии, беев пограничных балканских территорий. Как противовес племенным ополчениям и тюркским кланам султаны использовали войска своих вассалов-христиан и корпорацию капыкулу. Изначально это были рабы и военнопленные, из которых создавались элитные пехотные части янычар («новое войско»). Начиная с эпохи Мурада I османы обратились к практике комплектации янычарского корпуса посредством девширме – принудительного набора мальчиков из среды христиан, главным образом славян и албанцев, которых обращали в ислам и воспитывали в духе преданности султану. Баязид I расширил эту практику, используя капыкулу как на военной, так и на гражданской службе.
При Баязиде I режим мягкой гегемонии сменила политика централизации, поглощения зависимых областей, введения общеимперской системы военно-ленного землевладения и замены автохтонной аристократии наместниками из султанских рабов. Однако эти мероприятия вызывали болезненную реакцию не только среди населения завоёванных земель, но и в самом османском обществе, которое считало эти шаги нарушением старых традиций.
Кризис и возрождение (1-я половина 15 в.)
В начале 15 в. Тимур восстановил анатолийские бейлики, ранее завоёванные Баязидом I, а оставшиеся османские владения разделил между сыновьями Баязида I. Братья сразу начали междоусобную войну (1403–1413), победителем в которой стал султан Мехмед I. В процессе внутренней борьбы турки были вынуждены уступить часть своих владений соседним государствам. Византии была возвращена Фессалоника, Сербии – Ниш, Валахии – Добруджа. К 1413 г. Мехмед I снова собрал воедино Османскую империю, быстро подчинил бейлики западной Малой Азии (1414–1415). Была возвращена и часть территорий на Балканах, утраченных ранее; возобновились нападения на Трансильванию, Боснию, Морею, что вскоре вынудило воевод Валахии, королей Боснии и албанских князей снова признать себя вассалами Османской империи.
Укрепление Османской империи вело к поляризации общества и ужесточению налогового пресса на райю (податное население). Особенно недовольны были туркмены-кочевники и племенная верхушка, терявшая свою роль в армии. Кроме того, туркмены в большинстве были приверженцами еретических вероучений, далёких от суннитского ислама. Кризис начала 15 в. резко усилил социальное недовольство и вылился в мощное протестное движение под предводительством суфийского мыслителя шейха Бедреддина Симави (1358–1416). Сложный путь духовных исканий привёл его к идеям пантеизма, проповеди братства людей всех религий, осуждению неравенства. Мехмед I сумел разбить повстанцев. Бедреддин был схвачен и казнён в конце 1416 г. В Новейшее время он стал культовой фигурой в идеологии турецкого коммунистического движения.
Мурад II (1421–1444, 1446–1451) в начале правления выдержал борьбу за престол с несколькими соперниками. Утвердившись на престоле, Мурад II сумел ослабить позиции пограничных беев. Его опорой была тюркская знать во главе с кланом Чандарлы, которая поддерживала развитие централизованного государства, а также капыкулу, выходцы из которых заняли все ключевые посты в провинциях. Капыкулу выступали за продолжение обогащавшей их экспансии, столичная бюрократия отстаивала более миролюбивую политику, не желая усиления капыкулу. Соперничество этих группировок позволяло султану поддерживать баланс в системе власти.
Продвижение на Балканах привело Османов к конфликту с Венецией в Средиземноморье. Венециано-турецкая война 1423–1430 гг. вынудила Османскую империю озаботиться созданием сильного флота, который в 1430 г. вновь овладел Фессалоникой. После смерти бездетного сербского короля Стефана Лазаревича (1427) Мурад II присоединил значительную часть его земель, ссылаясь на династические браки Османов с представителями сербского правящего дома. Главным противником турок на Балканах к тому времени стала Венгрия, на поддержку которой ориентировались правители Боснии, Сербии и Валахии. Отчаянное положение Константинополя, окружённого владениями Османской империи и выдержавшего несколько осад, побудило часть византийской элиты искать помощи в Западной Европе. Однако Османы успешно играли на общем для мусульман и православных чувстве враждебности к латинскому Западу, искусно стимулировали туркофильские настроения среди византийцев и тем самым усугубляли внутренние противоречия в Византии.
Ферраро-Флорентийский Собор (1438–1445) активизировал планы крестового похода Европы против Османской империи. Во главе крестоносцев встал венгерский полководец Янош Хуньяди, уже прославившийся рядом побед над турками. В 1443 г. войско крестоносцев вступило в пределы Османской империи на Балканах. Хуньяди продвигался по землям Южной Сербии, овладел Софией, но наступившая зима заставила крестоносцев отойти в Венгрию. Мурад II был атакован с разных направлений. Его янычарское войско было немногочисленно, казна истощена, а пограничные беи всё громче требовали отречения султана в пользу его сына Мехмеда, который своей воинственностью больше импонировал сторонникам завоевательной политики. Не дожидаясь нового вторжения крестоносцев, Мурад II пошёл на заключение тяжёлого мирного договора: согласился на территориальные уступки, в том числе восстановление Сербии в границах 1427 г. и переход Валахии под венгерский сюзеренитет. Подписав мир, в августе 1444 г. Мурад II передал власть своему сыну и удалился в Манису в обитель дервишей.
Однако молодой Мехмед II оказался не готов править самостоятельно. Многие лидеры крестоносцев отвергли примирение с Османской империей и настояли на продолжении войны. Римский папа Евгений IV объявил недействительными клятвы, данные неверным. Войско Хуньяди и польско-венгерского короля Владислава III вновь двинулось на восток. Под Варной оно столкнулось с османской армией, которую вновь возглавил Мурад II, вернувшийся из затвора по настоянию визиря Чандарлы и тюркской знати. В сражении 10 ноября 1444 г. крестоносное войско было уничтожено, Владислав погиб. В Восточной Европе не осталось силы, способной противостоять Османской империи.
В 1446 г. Мурад II официально вернулся к власти, сохранив за своим сыном титул султана. В последние годы своего правления он принял масштабные меры по тюркизации и исламизации Болгарии, чья знать ранее поддержала крестоносцев, заставил признать свою власть византийских правителей Морейского деспотата и отразил ещё одно вторжение Хуньяди, одержав победу во 2-й битве на Косовом поле в 1448 г.
Османская империя после захвата Константинополя (2-я половина 15 – 16 вв.)
Взятие Константинополя открыло новую главу в истории Османской империи. Безраздельный контроль над Босфором и Дарданеллами сулил огромные экономические выгоды, облегчая расширение на все 4 стороны света. «Сыны Османа» окончательно утвердили свой авторитет в мире ислама как законные наследники кесарей ромеев и одновременно общепризнанные предводители джихада.
Мурад II и Мехмед II Фатих, которые значительную часть своей жизни провели в походах, собирая под своим знаменем земли бывшей Византии, раздвинули границы султаната от нижнего Дуная до верхнего Евфрата. Баязид II Вели, уделяя внимание развитию военно-морских сил, воздерживался от крупномасштабных завоеваний. Однако все трое способствовали утверждению империи как первостепенной силы на Адриатическом море и Чёрном море.
Завладев остатками Генуэзской Газарии и поставив себе на службу военные ресурсы Крымского ханства, Мехмед II и Баязид II наладили в Восточной Европе связи с Польским королевством и Великим княжеством Литовским. В Западной Европе, несмотря на долговременное противостояние, с Османской империей завязали сношения Кастилия и Арагон и их союзники – Неаполитанское королевство и папы римские Александр VI и Юлий II. В Западной Азии их главными соперниками выступали Караманский бейлик и султаны Ак-Коюнлу. В 1479 г. посольство Мехмеда II при подготовке Константинопольского мира посетило Венецию, став первой в истории османской дипломатической миссией на европейской территории. В 1496 г. Баязид II принял послов великого князя Ивана III Васильевича, стремившегося обеспечить русским купцам беспрепятственную торговлю в Крыму.
Двор Османов проводил бо́льшую часть мирного времени в пределах своеобразного треугольника столиц – Константинополя, Эдирне и Бурсы. Лишь во время важнейших походов султан, принимая на себя верховное главнокомандование, выдвигался с янычарскими соединениями и сипахийскими ополчениями по установленному маршруту в направлении западной или восточной границы. Маршрут неизменно пролегал через Румелию (Rum-ili – восток Балканского полуострова) или Анатолию (Anadolu – запад Малой Азии), что объясняет особые функции бейлербеев этих эйялетов, которые отвечали за организацию и логистику кампаний в Европе и Азии соответственно. В отсутствие чёткого порядка престолонаследования в Османской империи будущим преемником, как правило, считался тот, кто назначался (часто в малолетстве, впоследствии – преимущественно по достижении совершеннолетия) беем в Рум (бывший бейлик Эретна, ныне провинции Амасья, Токат и Сивас). Его воспитатель – «дядька» (лала), как фактический правитель бейлика, выполнял обязанности бейлербея Рума.
В 1450–1510-е гг. произошёл быстрый взлёт османско-тюркской литературы (обогащение новыми мотивами, разнообразие жанров, совершенствование техники стиха, рифмованной и ритмизованной прозы). Развитие системы образования способствовало появлению большого числа мастеров слова, которые зачастую оставались невостребованными. Источником вдохновения, как правило, служили темы классического персидского стихотворства (для маснави – преимущественно «Пятерица» Низами Гянджеви) с мистико-иносказательной образностью, навеянной суфизмом (для газели – «Диван» Хафиза Ширази), с главным героем – вольнодумным «повесой» (риндом).
Уроженец северо-западной Анатолии, Хамди (1449–1503) в выборе сюжетов своей хамсе почти полностью отошёл от Низами, во многом вдохновляясь своими тюркоязычными предшественниками (1-й половины 15 в.) – Сулейманом-челеби и Ахмедом Биджаном Языджиоглу. Суфийской символикой пронизаны аллегорические поэмы Лямии: «Вамик и Азра» («Vamık u Azra»), «Вис и Рамин» («Vis ü Ramin»), «Абсаль и Саламан» («Absal u Salaman»). Поэты Ахмет-паша, Неджати и Месихи, поэтессы Зейнеб и Михри-хатун отразили в своих касыдах интриги и развлечения двора при Мехмеде II Фатихе и Баязиде II Вели.
Среди османской элиты 2-й половины 15 – 1-й половины 16 в существовал запрос и на исследования практического характера, прежде всего связанные с точным знанием. Сам Мехмед II принял при своём дворе математика Али Кушчи (ум. в 1474), работавшего вместе с Улугбеком. Вместе с тем увлечение рациональными науками в ущерб традиционным (т. е. религиозным) могло осуждаться, а то и караться: ученик Кушчи – математик и астроном Лютфи Токади – вызвал их раздражение выпадами против официальной учёности улама (улемов) и был казнён в 1494 г. по приговору суда шариата.
Важным элементом османской словесности на стыке художественной прозы и общественных наук стало историописание (târih), творчески перерабатывавшее наследие персоязычных предшественников и племенное предание огузов. Его наиболее примечательными образцами стали «Подвиги дома Османа» («Menâkıb-i âl-i Osmân») Ахмеда Ашыкпаша-задэ (ум. около 1484/1485) и «Всемирное обозрение» («Cihânnümâ») Мехмеда Нешри (около 1450 – 1520).
При Селиме I Явузе империя удвоила, а при Сулеймане I Кануни – утроила свою площадь. Основными факторами расширения стали войны с Мамлюкским султанатом (присоединение Сирии, Египта и Хиджаза) на востоке и с Ягеллонами на западе (завоевание Венгрии с Трансильванией). За ними последовало многолетнее противостояние с Сефевидами Исмаилом I и Тахмаспом I в Азии (покорение Армянского нагорья, Месопотамской низменности и части Кавказа) и Карлом V и Фердинандом I в Европе (осада Вены и опустошительные нашествия на земли Священной Римской империи, не приведшие, однако, к долгосрочным приобретениям). Итогом ожесточённого противоборства с Габсбургами в Западном Средиземноморье стало вхождение в орбиту влияния Стамбула Магриба, где под руководством корсаров, в том числе Хайраддина Барбароссы, возникли т. н. Варварийские регентства – Алжир, Триполи и Тунис.
Капитуляции (договор «о мире, дружбе и торговле»), дарованные королю Франциску I в 1536 г., заложили фундамент влияния Франции в Леванте: предоставляя ей возможность иметь постоянного посла в Константинополе и консула в Александрии, они предусматривали, наряду с консульским судом и консульской защитой в случае тяжб подданных «христианнейшего короля» с подданными «великого турка», беспрепятственное передвижение и свободу торговли для обеих сторон (с пошлиной 5 %). Католикам гарантировались религиозная свобода, возможность посещения святых мест и принятия под покровительство зиммиев, постоянно проживающих в Османской империи.
Ирано-семитское, греко-славянское, а позднее и романо-германское влияния определили разнообразие и универсализм интеллектуальной и художественной культуры османского мира конца 15 – середины 16 вв. Блестяще образованные султаны (Мехмед II, Баязид II, Сулейман I оставили стихотворные сборники на тюркском языке, Селим I – на персидском) покровительствовали традиционным наукам и искусству, тратя громадные средства на возведение культовых, погребальных, крепостных, дворцовых сооружений и общественное строительство как в столицах (Константинополе, Эдирне, Бурсе), так и в провинциальных центрах: обычные (mescid) и соборные (câmi) мечети, гробницы (türbe), караван-сараи (hân) и др. Воплощением архитектурных тенденций эпохи стали работы Мимара Синана.
Не менее бурное развитие переживала в 1510–1570-е гг. изящная словесность, в основном имевшая развлекательное или назидательное назначение. Таковы «Прение султана Весны и государя Зимы» («Münâzara-i Sultân-i Bahâr bâ Şehriyâr-i Şitâ») Лямии-челеби, «Августейшая книга» («Hümâyûn-nâme») Али Васи-челеби (ум. в 1543) – переложение «Калилы и Димны» – и «Алаева этика» («Ahlâk-ı Alâi») Али Кыналы-задэ (1510/1511 – 1572) – адаптация аналогичного руководства Туси. Сатирически-пародийные «Книга увлечений» («Heves-nâme») Джафер-челеби (ум. в 1514) – фаворита Селима I – и «Книга гулянок» («İşret-nâme») Ревани-челеби (ум. 1524) живописуют достопримечательности и злачные места столицы и её предместий.
В 1530 г. Кадри Бергамалы впервые дал грамматический очерк анатолийско-тюркского (староосманского) языка (прямого предшественника современного турецкого) в своём труде «Облегчение пути к наукам» («Müyessiretü’l-ulûm»). Под влиянием Навои закрепился жанр «памятки» (тазкирэ), сочетавший черты биографического справочника и поэтической антологии: «Восемь раев» (Heşt Behişt, 1538) Сехи, тазкирэ Латифи, Ашика-челеби, Хасана Кыналы-заде (1580-е гг.).
На правление Селима I Явуза и Сулеймана I Кануни приходится небывалый расцвет историописания, пользовавшегося, как правило, патронажем либо самих султанов, либо высших сановников (садразамов, вазиров и пр.). Специфическим его типом стали стихотворные «царские книги» (шахнаме) как на персидском, так и на османском языке, составлявшиеся при каждом падишахе особо назначавшимися шахнамеджи. Выдающимися памятниками османской хронистики стали «Венец летописей» («Tâcü't-tevârih») Садеддина (1536/1537 – 1599) и «Суть известий» («Künhü’l-ahbâr») Аали (ум. в 1600). Особенную ценность представляет «Хроника» («Tarih») Селяники (ум. около 1600), сочетающая дневниковые записи с развёрнутыми комментариями, зачастую социально-критического и обличительного содержания.
Стремительная экспансия и расцвет военного мореходства Османской империи не только в средиземноморском и черноморском бассейнах, но и на Каспийском, Красном и Аравийском морях, стимулировали развитие географических знаний. Так, Пири-реис (около 1465/1470 – 1554/1555), переработав пособия португальцев и венецианцев (многие из которых не сохранились), в 1513 г. составил карту мира, а в 1523 г. – атлас «Морской» («Bahriye»), сохранявший значение до конца эпохи парусного флота. Сейди Али-реис (1498 – 1562/1563) оставил ценные труды «Всеохватный» («Muhit») – навигационное описание Индийского океана и «Зеркало царств» («Mirâtü'l-Memâlik») – рассказ о своих странствиях по Южной и Средней Азии. Значительный вклад в расширение и поддержание географической традиции внесли Али Экбер Хитаи, описавший своё путешествие в Восточную Азию, и эрудит Мехмед Ашык (1555 – после 1600) в энциклопедическом своде «Зрелища вселенных» («Manâzırü’l-Avâlim») и др.
Смерть Сулеймана I обозначила первые признаки династического кризиса. Дворцовые интриги (в первую очередь Хюррем), которые при нём стоили жизни двум его сыновьям, проложили путь к престолу Селиму II (1566–1574), а затем и Мураду III (1574–1595). Успехи их царствований, прежде всего поддержание темпов экспансии, приписываются главным образом дарованиям и энергии новообращённых мусульман, которые установили почти полный контроль над административным аппаратом.
Этнорелигиозная ситуация в Османской империи в 15–16 вв.
В условиях османской гегемонии ослабление аристократии покорённых народов (особенно на Балканах) сопровождалось централизацией, которая сначала способствовала социально-экономической стабильности и даже относительному процветанию. Двор обогащался от сбора налогов с многократно увеличившегося податного населения, от пошлин на импорт, экспорт и транзит, от дани с зависимых княжеств. Хотя некоторые из захваченных в середине 16 в. земель были вскоре утрачены (например, предгорья Большого Кавказа) или сохранили фактическую независимость (Йемен, Черногория), границы Османской империи сохраняли относительную стабильность.
Среди полиэтничного населения обширного пространства Юго-Восточной Европы, Юго-Западной Азии и Северо-Восточной Африки, которое охватила Османская империя, сравнительно небольшую долю составили тюркоязычные мусульмане. В данную эпоху у этнонима «турки» не было чётких границ и он, как и производный от него топоним «Турция», использовался почти исключительно европейскими авторами, а также христианскими интеллектуалами – подданными султанов (в частности, православным духовенством) порой в весьма широком смысле (в том числе для обозначения новообращённых мусульман, даже сохранявших свои прежние языки).
Во 2-й половине 15 – 1-й половине 16 вв. ускорился процесс ассимиляции греческого, армянского и славянского элемента в этнополитическую общность османцев (Osmanlı), одним из главных механизмов которого была вербовка в ряды «государевых рабов» – капыкулу (kapı kulları) – молодых сербов, хорватов, боснийцев, валахов и албанцев. В становление социальной структуры Османской империи в этот период значительный вклад внесла работорговля, процветавшая во многих крупных приморских городах, прежде всего в Константинополе. На завоёванных территориях османская верхушка и рядовые воины получали в виде наград или иным способом приобретали значительные чифтлики (земельные владения), выступали как хозяева по отношению к местному населению, которое превращалось в прикреплённых к тем или иным наделам арендаторов.
Среди мелких землевладельцев – крестьян преобладали исламизированные греки, армяне и южные славяне (смена религии позволяла сохранить преимущественные права на недвижимую собственность). На восточноевропейских рубежах Османской империи постоянно сохранялась напряжённость: приграничные правители и атаманы, как мусульманские, так и христианские, регулярно совершали набеги на земли противника, что привело к созданию своеобразных полуразбойных-полуповстанческих банд гайдуков, ускоков, морлаков, дели и др. Те или иные округа и замки периодически захватывали отряды, не подчинявшиеся, по сути, никому, что создавало почву для возобновления противостояния.
Огромную долю райя (податного населения) составляли христиане, сохранившие верность православной халкидонской Церкви или нехалкидонским церквам (армяне, копты, сиро-яковиты). Их общины пользовались самоуправлением, в том числе в религиозно-юридическом отношении. Избранный Священным Синодом Константинопольской церкви патриарх Геннадий II Схоларий немедленно был утверждён султаном и поставлен в один ряд с высшими чиновниками Османской империи. Он получил право самостоятельно судить свою паству и назначать ей наказания, вплоть до смертной казни.
Особую роль в дипломатии Османов сыграли иудеи, которые поставляли им, начиная с Мурада II, главных врачей (хаким-баши). Мехмед II способствовал переселению грекоязычных романиотов (субэтнос евреев) с Пелопоннеса в недавно завоёванный Константинополь с правом строить синагоги, открывать иешивы и вести торговлю. При массовом переселении сефардов из Испании после гонений при католических королях беклербеки Румелии и Анатолии получили строгие наказы способствовать обустройству беженцев. Иудеев державы возглавлял верховный раввин (хахам-баши), который заседал в диване наряду с шейх-уль-исламом и вселенским патриархом, занимался развёрсткой и сбором податей, осуществлял назначения среди раввината и ведал правосудием. Первым на этот пост был назначен романиот Моисей Капсали, при котором Константинополь и Салоники стали очагами талмудической учёности; следующие за ним хахам-баши уже выбирались единоверцами и лишь утверждались султаном.
Звание хаким-баши в 16 в. практически наследовалось в сефардском роду Хамонов из Гранады: Иосиф (ум. около 1518), его сын Моисей (ум. около 1554) и внук Иосиф (ум. около 1577). Благодаря им Сулейман I Кануни приблизил к себе влиятельную группировку португальских марранов (криптоиудеев – крещёных евреев, исповедовавших тайно иудаизм), сложившуюся вокруг Грации Наси и её племянника Иосифа, которые получили от него Тиверию с 7 окрестными городками для поселения иудеев, выведенных из Италии. Иосиф Наси поддержал Селима-эфенди в его противоборстве с братом – Баязидом-эфенди, и после его воцарения удостоился титула герцога Наксосского с властью над Кикладами и доходами от ввоза вина через Чёрное море; соперничая с Мехмедом Соколлу, он инициировал завоевание Кипра. При Мураде III его в качестве доверенного лица султана сменил итальянский еврей Соломон Ашкенази, который после сражения при Лепанто (1571) состоял в османской делегации на переговорах по заключению договора 1573 г., в 1574 г. представлял Соколлу в Венецианской республике. Тиверия и окрестности, принадлежавшие раньше Наси, перешли к другому португальскому маррану – Соломону Абенаишу, которому состояние, нажитое на добыче алмазов в Индии, обеспечило влияние при дворе Мурада III, где он стал одним из инициаторов союза с Елизаветой I против Филиппа II.
Османская империя на пике развития (17 в.)
К середине 17 в. Османская империя представляла собой гигантскую державу, расположенную в трёх частях света, с населением около 22 млн человек. Несмотря на огромное этническое, лингвистическое и религиозное многообразие, она сохраняла высокий уровень стабильности. Её система управления сочетала силу и гибкость как в столице, так и в регионах.
Османский государь с начала 15 в. пользовался одновременно титулами «султан», «падишах» и «хан». Он обладал огромными политическими и религиозными полномочиями, являлся верховным главнокомандующим, назначал высших гражданских, военных и духовных лиц, мусульман и немусульман. Его воля выражалась посредством высочайших указов-фирманов, скреплённых личной эмблемой-тугрой. В отличие от многих других великих династий мусульманского мира легитимность власти Османов не была основана на высоком происхождении – их род не восходил ни к Чингисхану, ни к пророку Мухаммеду. Пока их владения сохраняли относительную компактность, они обосновывали свои права тем, что являются подлинными вождями джихада. По мере экспансии им потребовалась новая идеология, легитимирующая претензии на лидерство во всём мусульманском мире. Ею стала концепция государства всеобщей справедливости в исламской парадигме. Султан являлся главой суннитской общины, «тенью Аллаха на земле», но также считался «покровителем» подвластных ему христиан и иудеев.
Султан управлял посредством «августейшего» совета – диван-и-хумаюн. Совет рассматривал основные вопросы, касавшиеся объявления войны и заключения мира, оперативного управления огромным государством, а также играл роль верховного суда, в который мог обратиться каждый подданный. С 1654 г. заседания дивана стали всё чаще переносить в Баб-и-Али (осман. «возвышенные врата» – باب عالى) – резиденцию садразама; отсюда в европейских языках Блистательная, или Высокая, Порта. Политические структуры Османской империи как в центре, так и на местах формировались по принципу единства власти и коллективного руководства. Последнее подразумевало совместное обсуждение и принятие решений, считавшихся выражением воли всех мусульман и требовавших общего согласия (принцип шура). Вследствие этого в Османской империи не было чёткого размежевания между ветвями власти, а также между религиозными и светскими административными функциями. Все они находились в одних руках, взаимно дополняли друг друга.
В августейшем диване председательствовал садразам – формально второе лицо в государстве. Он являлся «неограниченным представителем» (осман. وكيل مطلق) султана, который ему делегировал значительную долю властных полномочий. Однако фактически власть садразама имела серьёзные ограничения. С одной стороны, он должен был регулярно отчитываться перед султаном, с другой – принимать решения только по итогу их обсуждения в диване. Для произведения различных выплат и совершения трат садразаму требовалось получить согласие главного финансового контролёра – дефтердар-паши. Неподведомственны садразаму были корпус богословов-улама (улемов), янычарский корпус, дворцовая охрана, придворные службы.
Османская империя являлась государством «торжествующего ислама». Каждый её подданный должен был существовать в системе взаимоотношений, определённых шариатом. Вопросы интерпретации положений «божественного закона» являлись прерогативой наиболее авторитетных законоведов-муфтиев. Даже султан должен был подчиняться выносимым ими вердиктам (фетвам), что ограничивало его личную власть. При этом султан обладал правом определять должности муфтиев в государственной духовно-судебной системе. Как известно, суннитский ислам не предусматривает существования духовной организации и иерархии, подобной христианской Церкви. Однако османские власти выстроили официальную иерархию мусульманских законоведов и теологов, которую с огромной долей допущения можно считать аналогом православной церковной организации. Эту не имевшую прецедентов в суннитской религиозной традиции иерархию возглавляли кадиаскеры (верховные судьи) Румелии и Анатолии и высший духовно-правовой авторитет – муфтий столицы, носивший звание «шейх-уль-ислам». Султанские власти стремились поддерживать лояльность высших законоведов, но подчас муфтии выступали влиятельными противниками того или иного правителя и иногда санкционировали дворцовые перевороты. Непосредственное функционирование системы права осуществлялось корпусом судей (кади). Отправляемое кади правосудие касалось прежде всего мусульман. Представители иных религиозных общин предпочитали решать внутренние вопросы в церковных или раввинских судах. Тем не менее каждый немусульманин имел право обратиться в шариатский суд с просьбой вынести приговор; вмешательство кади происходило чаще, если истец с ответчиком принадлежали к разным конфессиям, и носило обязательный характер, если один из них исповедовал ислам.
Османская империя делилась на эялеты (так с 1590 именовались бейлербейства), в 1610 г. их число достигло 32. Они не зависели друг от друга, непосредственно подчиняясь центральной власти в Константинополе. Бейлербей (наместник, с 1590 назывался вали) носил звание паши и соединял функции главы гражданской администрации и военного командующего. Высшие чиновники провинции подлежали постоянной ротации (наместники – теоретически ежегодной), и подчинялись собственному руководству в столице. Эялет подразделялся на санджаки, а те, в свою очередь, – на каза. Также в пределах Османской империи существовал ряд зависимых государственных образований с фактическим статусом протекторатов: Крымское ханство, Хиджаз (округа Мекки и Медины), Молдавия, Валахия, Трансильвания, Рагузинская республика (Дубровник); в различные периоды автономию имели Египет, Мегрельское княжество, Имеретинское царство, епископальное княжество Черногория и ряд других стран. Эти территории пользовались широкими правами самоуправления, а их зависимость от султана ограничивалась отправкой ежегодной дани и оказанием военной помощи.
Тюркоязычные мусульмане рассматривались как аскери (господствующая прослойка «военных»), будучи представлены в основном корпорациями сейфийе («людей меча») и отчасти калемийе («людей пера»). Они первоначально играли решающую роль в управлении покорёнными областями.
Военно-ленная система оставалась крайне консервативной. Активизация товарно-денежного обмена заставляла сипахи усиливать поборы с райи. Постепенно над потомками старой тюркской знати одержали верх выходцы из капыкуллары (осман. «рабов порога [султанского дворца]»), овладевшие их ленами и потеснившие их с ключевых позиций в войске. Как следствие, сокращалась численность и падала дисциплина армии, что ярко выразилось в восстаниях джеляли, вспыхнувших в центральной Анатолии (1595–1603 и 1592–1608), которые с огромным трудом удалось подавить.
Падал боевой потенциал и тех соединений, которые состояли на денежном содержании. Янычары в нарушение правил обзаводились семьями, перерождаясь в привилегированную прослойку, в которую попадали люди, не имевшие отношения к военному делу. К началу 17 в. утвердился сеньоратный принцип передачи власти (к старшему в роду Османов). Наследники престола в ожидании своей очереди, как правило, проживали при дворе, не получая опыта управления и командования. Султаны после Сулеймана I Кануни всё менее влияли на государственные дела. Фактическую власть они всё более делегировали Высокой Порте. Первыми приметами такой тенденции, наряду с правлением Мехмед-паши Соколлу, стали постепенное отстранение султана от присутствия на заседаниях дивана, где важное значение получило участие садразама, рост влияния гарема на назначение высокопоставленных сановников, вазиров, бейлербеев, а также участившиеся случаи фактической покупки должностей. Последнее явление первоначально было обусловлено дефицитом монеты, который обозначился вслед за обесцениванием серебра. Продажа должностей сравнительно быстро превратилась в норму и способствовала разложению государственного аппарата, сопровождаясь нарастанием престижных расходов на содержание двора, домочадцев и челяди султана. Чиновники и придворные становились получателями земельных пожалований и условных держаний.
Внешняя политика Османской империи в 17 в.
Для истории Османской империи 17 в. стал эрой перехода от периода апогея к периоду упадка, когда её внешняя экспансия пошла на убыль и участились военные мятежи, народные восстания и дворцовые перевороты. Этими трудностями воспользовался иранский шах Аббас I, который успешно действовал против неё во время ирано-османских войн 1602–1612 и 1616–1618 гг. На фоне военных неудач и нараставших экономических трудностей непокорность проявили правители Киликии и Ливана, по провинциям прокатилась волна бунтов.
Изнурительные войны с Венецией (1645–1669) и Речью Посполитой (1672–1676) закончились для Порты успешно: к Османской империи были присоединены Крит и Подолия. Однако уже война с Россией не принесла Османам желаемых результатов. Следующая военная кампания – против Габсбургов (1683–1699) – обернулась сокрушительным поражением под Веной (1683), которое было воспринято в Константинополе как катастрофа. Предвкушение возможности положить конец османским завоеваниям сплотило европейских противников Османской империи. В 1684 г. при поддержке Римской курии была образована Священная лига в составе Священной Римской империи, Речи Посполитой и Венеции; в 1686 г. к ним примкнуло Русское государство. Противостояние блоку христианских держав потребовало от Османской империи максимальной мобилизации ресурсов, введения дополнительных податей и чрезвычайных налогов, задержки выплаты жалованья и дальнейшей порчи монеты. Ответом стали янычарский бунт и свержение султана Мехмеда IV в 1687 г.
Война со Священной лигой продолжалась при трёх султанах – Сулеймане II (1687–1691), Ахмеде II (1691–1695) и Мустафе II (1695–1703) – и завершилась в 1699 г. подписанием Карловицких мирных договоров (с Габсбургами, Речью Посполитой и Венецией по отдельности). В соответствии с ним Османская империя потеряла Венгрию, Трансильванию, Подолию, Морею и ряд других территорий; Русское государство получило Азов.
Начало упадка Османской империи (18 в.)
Первые три четверти 18 в. стали временем неуклонного ослабления центральной власти и усиления региональной мусульманской (аянской; от араб. أعيان – выдающиеся, авторитетные) знати. Порта теряла рычаги эффективного руководства провинциями, в которых усилились центробежные тенденции. Рушилась идея единого государства, управляемого признанным всеми сюзереном. Крестьяне и ремесленники, торговцы и богословы, мусульмане и христиане утрачивали веру в способность султана стоять на страже шариатской морали и справедливости. Параллельно в османской элите нарастало противостояние реформистски и консервативно настроенных группировок, ориентированных либо на структурные преобразования, либо на консервацию существовавших институтов. Упоение предыдущими успехами и пиетет перед памятью великих предшественников заставляли многих выдающихся османских государственных деятелей смотреть в прошлое, а не в будущее. Власть не могла предложить адекватный ответ вызовам, которые ставила перед ней новая эпоха. Административно-политическая структура, утратив наступательный порыв, начала явственно разрушаться как под давлением внутренних проблем, так и под внешним нажимом.
Султан Ахмед III более интересовался не государственными проблемами, а устройством гарема и прекрасных садов, в которых цвели тысячи тюльпанов (его правление получило название «эпоха тюльпанов»). В это же время в результате серии переворотов в Магрибе власть захватили военные группировки: командующие сипахи – в Тунисе (1702–1705), янычарские командиры – в Триполи и Алжире (1711). Они продолжали считать султана духовным главой и верховным сюзереном, но фактически действовали самостоятельно, лишь эпизодически оказывая Порте военно-политическую поддержку.
Попытавшись пересмотреть Карловицкий мир, Османская империя в 1716 г. начала новую войну против Австрии. Австрийские войска под командованием Евгения Савойского нанесли несколько тяжёлых поражений турецкой армии. По итогам войны в 1718 г. был подписан Пожаревацкий мир, по которому Австрия получила часть сербских и боснийских территорий, включая захваченный Савойским Белград. Тяжёлые итоги войны с Австрией и констатация роста военной мощи ведущих европейских держав привели к усилению в Османской империи реформаторской группировки. Садразам Дамад Ибрахим-паша (занимал должность в 1718– 1730) направил дипломатические миссии в Вену, Париж, Москву и Варшаву. Развёрнутые доклады посланников послужили основой для начала частичной вестернизации придворной жизни. Административно-политические преобразования были крайне ограниченными. Усилия Порты в это время были направлены на исправление недостатков, а не на коренную трансформацию основных институтов общества. Тем не менее модные западные веяния способствовали осознанию того, что настали новые времена и турецкое главенство на Балканах и в Средиземноморье сменилось необходимостью догонять ведущие европейские державы. «Эпоха тюльпанов» ознаменовалась рядом трактатов османских интеллектуалов, исследовавших причины столь быстрого прогресса христианского мира. По инициативе Мехмеда-эфенди, сына османского посланника в Париже, в 1727 г. в Константинополе была открыта типография; возглавил её принявший ислам венгр Ибрагим Мютеферрика. Первая книга была напечатана в 1729 г.
Насколько зыбким было благополучие «эпохи тюльпанов», продемонстрировал вспыхнувший в 1730 г. бунт столичных янычар, которые отказались отправляться на войну с Ираном (1730–1736). Константинополь был переполнен беженцами из оставленных Османской империей балканских провинций, и в городе возникла благодатная почва для распространения восстания. Мятежники под руководством отставного моряка и янычара Патроны Халила громили дворцы, поджигали разбитые вдоль бухты Золотой Рог сады, убивали представителей знати и погрузили столицу в атмосферу террора. Дамад Ибрахим-паша был казнён, Ахмед III отрёкся от трона, и его сменил его племянник Махмуд I (1730–1754).
Новые войны с Россией (1735–1739), Австрией (1737–1739) и Ираном (1743–1746) потребовали от Османской империи предельного напряжения сил и продемонстрировали низкую боеспособность и управляемость янычар. Отставание в военном деле достигло критического уровня. Но попытки военных реформ вызывали противодействие янычар, пользовавшихся особым статусом, включая судебный и налоговый иммунитет, и не желавших никаких изменений. Неспособные реорганизовать армию, власти избрали оборонительную военную стратегию. Отгораживаясь от России, Австрии и Польши цепью бастионов, Порта, несмотря на усилия ряда западных дипломатов и реваншистские настроения внутри собственной элиты, придерживалась политики невмешательства в конфликты между странами Европы. Это дало Османской империи возможность выдержать необычно продолжительный период мира – с 1746 по 1768 гг.
Во 2-й трети 18 в. административный контроль Порты сосредоточивался преимущественно на провинциях Румелии и Анатолии, которые рассматривались как оплот государства и главный источник пополнения казны. В арабских провинциях Константинополь с переменным успехом пытался сохранить под своим непосредственным контролем Сирию и фактически уступил бразды правления мамлюкским династиям в Египте и Ираке.
Войны с Россией и Австрией, необходимость выплачивать репарации, утрата ряда провинций, падение товарооборота с революционной Францией пагубным образом сказались на финансах Османской империи. Традиционные методы пополнения казны не могли покрыть растущий дефицит, поэтому Порта прибегла к системе общественных займов и обратилась за денежной помощью к союзным государствам. Не имея достаточных средств для мобилизации и снабжения войск, центральное правительство было вынуждено передать эти функции региональной знати, чем та и воспользовалась с явной выгодой для себя. Провинциальные вельможи, наделённые теперь значительными экономическими и военными полномочиями, явно стремились упрочить и свои политические позиции. Правительство пыталось бороться с сепаратистскими тенденциями, натравливая одних провинциальных лидеров на других, что подчас приводило к междоусобным войнам. Лояльность многих региональных властителей Порта покупала, распределяя между ними посты наместников.
Пришедший к власти в самые тяжёлые годы войны с Россией племянник султана Абдул-Хамида I (1774–1789) султан Селим III видел глубину поразившего Османскую империю кризиса, осознавал необходимость модернизации прежде всего армии и флота. Военную реформу Селим III предпринял, не покушаясь на привилегии янычар, а организуя параллельно современные части низам-е джедид («нового порядка»). Вводимый Селимом «новый порядок» объединил против себя и стремившихся к автономии местных лидеров, и недовольных нововведениями и ущемлением своих прав представителей старой знати. Стремление Селима модернизировать Османскую империю по западному образцу отразилось и на дипломатической активности. Если прежде Османы лишь отправляли посольства к европейским дворам, то теперь были учреждены постоянные представительства в Лондоне (1793), Вене (1794), Берлине (1795) и Париже (1796). Планировавшееся в 1793–1795 гг. открытие посольства в Санкт-Петербурге так и не состоялось.
В 18 в. менялся характер взаимоотношений Порты с западным миром: Константинополь постепенно превращался в слабого партнёра, которому европейские державы навязывали свою волю и заставляли выполнять свои требования. Исповедуемая Европой политика меркантилизма и антимеркантилистская политэкономия Порты привели к хроническому дефициту османской внешней торговли, в которой объём импорта постоянно превышал объём экспорта. Оживление как региональной, так и международной коммерции увеличивало таможенные платежи в казну, что было жизненно важно для Порты. Кроме того, Османская империя постепенно попадала в экономическую зависимость от Западной Европы, превращаясь в поставщика сырья. Свидетельством этих процессов была эволюция системы капитуляций. Условия капитуляций с течением времени становились всё менее выгодными для Османской империи, превращаясь в её односторонние обязательства. В крупнейших торговых центрах Османской империи стала разрастаться сеть западных консульств. При этом характер консульской деятельности менялся: из простых защитников торговых интересов консулы превращались в полномочных представителей своих держав.
Реформы в Османской империи в 19 в. Эпоха Танзимата
По мере роста национального самосознания христианских народов прежнее господство мусульман в империи уже не было столь бесспорным, и в течение 19 в. постепенно оформился глубокий раскол османского общества по религиозному признаку. Он стал поводом для растущего вмешательства европейских держав в дела Османской империи, которое привело к ряду трагических событий как для христиан, так и для мусульман, и в конечном счёте – к падению Османской империи.
Начало реформ при Селиме III не смогло предотвратить новую серию военных неудач Османской империи на рубеже 18 и 19 вв., в ходе французской оккупации Египта (1798–1801) и в русско-турецкой войне (1806–1812). В эту же эпоху подъём национализма в ряде стран Европы под влиянием идей Французской революции и Наполеоновских войн затронул Балканы, способствуя формированию национально-освободительных движений прежде всего среди сербов и греков.
Свержение Селима III (1807) и крах его военных реформ привели к дальнейшему ослаблению контроля со стороны Стамбула над ситуацией в ряде провинций. Централизаторская политика султана-реформатора Махмуда II (1808–1839), важнейшими проявлениями которой стали ликвидация янычарского корпуса (1826), создание новой регулярной армии и борьба с непокорными наместниками в ряде провинций, способствовала вновь постепенной консолидации государственной власти в трудных условиях Греческой войны за независимость и русско-турецкой войны 1828–1829 гг. Но в 1831–1840 гг. султану и его правительству пришлось вести борьбу с могущественным наместником Египта Мухаммадом Али-пашой, который создал сильную армию по европейским образцам и стремился подчинить себе сирийские провинции Османской империи.
В 1839 г. вступивший на трон султан Абдул-Меджид I (1839–1861) провозгласил Гюльханейский Хатт-и Шариф – документ, ознаменовавший начало эпохи реформ в Османской империи, известной как Танзимат. Османское правительство, руководимое Мустафой Решид-пашой и другими министрами-реформаторами, взяло курс на модернизацию системы государственного управления и образования, а также на постепенное уравнивание немусульман (христиан и иудеев) в правах с мусульманами. По замыслу османских государственных деятелей это должно было препятствовать росту национализма и сепаратизма среди христианских народов, а также иностранному вмешательству в дела Османской империи. Тем не менее национальные идеи греческих, сербских, болгарских, валашских, молдавских и армянских интеллектуалов всё больше вступали в противоречие с принципом сохранения османского суверенитета. Среди греков, а также части валахов, славян и албанцев-христиан распространялась т. н. Мегали идеа (Великая идея) воссоздания на месте османской державы «Великой Греции» или Византии со столицей в Константинополе.
В 1830–1870-х гг. одним из проявлений кризиса системы миллетов (этноконфессиональных общин) стало их дробление и официальное признание правительством некоторых новых религиозных общин благодаря поддержке со стороны ряда западных держав (особенно Англии, Франции, Пруссии и Австрии). Султанский Хатт-и Хумаюн (имперское предписание) 1856 г., изданный под давлением английской и французской дипломатии по окончании Крымской войны, подчёркивал равноправие мусульман и немусульман в Османской империи: христианам и иудеям гарантировалась свобода вероисповедания, позволялось строить культовые сооружения и школы без особого разрешения властей в местах компактного проживания, а также поступать на государственную службу наравне с мусульманами. С 1856 г. прекратилось взимание джизьи с немусульман. При этом за освобождение их от призыва на военную службу вводился особый налог (бедел-и аскери). Введение в действие принципов Хатт-и Хумаюна вызвало противоречивую реакцию в османском обществе: многие христиане восприняли дарованное султаном равноправие с мусульманами как факт признания Османским государством превосходства христианства над исламом. Среди мусульманского большинства населения тем временем распространялись тревожные слухи о нежелании христиан повиноваться властям и о возможных новых интервенциях европейских держав.
Османская империя во 2-й половине 19 – начале 20 вв.
В правление султана Абдул-Азиза (1861–1876) реформы Танзимата продолжались: была создана государственная система образования по европейским образцам. В то же время усиливалась экономическая и политическая зависимость Османской империи от европейских держав. В мае 1876 г. в результате дворцового переворота Абдул-Азиз был вынужден отречься от престола в пользу племянника – Мурада V, который спустя 3 месяца также был низложен. Новым султаном был провозглашён его брат – Абдул-Хамид II.
Продолжением модернизации османской политической и правовой системы в эпоху Танзимата стала Конституция 1876 г. В ней были подтверждены равные права всех османских подданных (османлы) вне зависимости от вероисповедания. В 1878 г. на фоне неудач в войне 1877–1878 гг. даровавший конституцию султан Абдул-Хамид II распустил парламент и не созывал его до 1908 г. Лидеры реформистского течения в османской элите, в том числе Михдат-паша, подверглись репрессиям. В следующие десятилетия Абдул-Хамид II правил самовластно при поддержке группы верных приближённых и министров. На всех уровнях подчёркивались принцип сакральности власти султана как халифа всех мусульман и обязанность подданных безоговорочно подчиняться его воле. Доля мусульман в провинциях, оставшихся под контролем Порты, значительно выросла за счёт притока мусульманских переселенцев (мухаджиров) с Балкан и Северного Кавказа в Константинополь, Малую Азию и Сирию. Тем не менее в начале 20 в., согласно османским переписям, население Османской империи составляло 20 млн человек и из них христианами были около 23 %. Наиболее крупной конфессией среди них оставались православные (более 13 % от всего населения Османской империи) (Karpat. 1985. P. 162–169).
Султан уделял большое внимание развитию государственной системы образования и инфраструктуры (строилась Хиджазская железная дорога). Положение финансов империи оставалось тяжёлым (в 1879 Османская империя объявила себя банкротом).
Революция «младотурок» и падение Османской империи (20 в.)
Долгое правление Абдул-Хамида II постепенно приводило к росту протестных настроений среди либерально настроенной части османской элиты, в том числе среди молодого офицерства. В 1889 г. была образована нелегальная организация «Единение и прогресс» (в литературе известна как движение «младотурок»), нацеленная на то, чтобы любой ценой добиваться от правительства введения конституции в действие, дальнейших реформ и модернизации Османской империи. Летом 1908 г. группа офицеров подняла мятеж в Македонии и вскоре во главе большой армии из всех балканских эялетов подошла к Константинополю. Под их давлением Абдул-Хамид II 24 июля 1908 г. объявил о созыве нового парламента; «младотурки» установили контроль над армией и государственным аппаратом. В ходе дальнейшей политической борьбы в апреле 1909 г. в Константинополе произошёл мятеж в поддержку султана. В ответ руководство партии двинуло на Константинополь войска и заняло столицу. 27 апреля парламент объявил султана Абдул-Хамида II низложенным. Новым султаном был провозглашён его брат – Мехмед V (1909–1918), но его власть была уже существенно ограничена в пользу контролируемого «младотурками» правительства, ответственного перед парламентом.
В 1910-х гг. Османская империя переживала новую череду кризисов. Темпы реформ и развития империи уже фатально не успевали за нарастающими внешними и внутренними проблемами. В ходе итало-турецкой войны 1911–1912 гг. и Балканских войн 1912–1913 гг. Османская империя лишилась Киренаики, Триполитании и ещё части территорий на Балканах (Македония, Албания) и в Эгейском море. Ответом на эти события стал переворот, организованный «младотурками» в январе 1913 г., в результате которого реальная власть в Османской империи была сосредоточена в руках руководства партии, а правительство возглавил «триумвират» с участием Энвер-паши, Талаат-паши и Джемаль-паши. Осенью 1914 г. лидеры «младотурок», будучи во многом самонадеянны и рассчитывая взять реванш за предыдущие военные неудачи, втянули Османскую империю в Первую мировую войну на стороне Германии и Австро-Венгрии.
Первая мировая война стала катастрофой для христиан Закавказья, Малой Азии и ряда других ближневосточных стран (армян, греков-понтийцев и ассирийцев). «Младотурецкое» руководство, оказавшись перед угрозой поражения османской армии от наступавших в Закавказье русских войск, весной 1915 г. приняло решение о массовой депортации христианского (в первую очередь армянского, а также греческого и ассирийского) населения из широкой прифронтовой полосы, включавшей целые провинции. В качестве предлога для депортации использовались случаи вооружённого сопротивления армян призыву в «трудовые батальоны», в которых мобилизованные христиане умирали от непосильного каторжного труда. Жертвами депортаций в пустынные восточных районы Сирии, сопровождавшихся массовыми убийствами и грабежами, а также гибелью переселенцев от голода, стали в общей сложности сотни тысяч армян, понтийских греков и ассирийцев.
Спастись от резни и депортаций удавалось лишь тем, кто бежал под защиту русских войск и повстанческих отрядов сопротивления. Ко времени окончания 1-й мировой войны (1918) большинство христиан Восточной и Центральной Анатолии погибли или были изгнаны с территорий исторического проживания. Тем временем территории Сирии, Ливана, Палестины и Ирака были заняты войсками Антанты. Первая мировая война обернулась для Османской империи военно-политическим крахом, иностранной оккупацией и разделом территории. 3 июля 1918 г., когда положение Османской империи в войне было уже безнадёжным, Мехмед V скончался.
Последним султаном рода Османов стал Мехмед VI (1918–1922), сын Абдул-Меджида I. 30 октября 1918 г. Османская империя заключила со странами Антанты Мудросское перемирие, фактически капитулировав; 13–14 ноября войска и флот союзников заняли Константинополь; лидеры правительства и партии «младотурок» бежали в Германию. Правительство Мехмеда VI было сформировано из членов партии «Свобода и согласие», оппозиционной «младотуркам», и поставлено под контроль верховного комиссара Антанты. Мехмед VI оказался марионеткой западных держав. В 1919 г., в ходе начавшейся греко-турецкой войны, султанское правительство не могло активно противостоять вторжению греческих войск в Малую Азию, а с начала 1920 г. пыталось выступать против турецкого национального движения Мустафы Кемаль-паши. Созванное кемалистами в апреле 1920 г. Великое национальное собрание турок в Анкаре объявило, что султан фактически находится в плену и поэтому его приказы не подлежат исполнению. В августе 1920 г. под давлением Антанты правительство Мехмеда VI подписало Севрский мирный договор, подразумевавший расчленение владений Османской империи в Малой Азии и у черноморских проливов.
Под властью султана должны были остаться Константинополь и северная часть Малой Азии; остальные земли передавались Греции, Италии, Франции, Великобритании и Армении. Однако в 1922 г. греческая армия в Малой Азии потерпела поражение от кемалистов (сторонников Кемаль-паши), что ещё более подорвало авторитет султанского правительства в Константинополе в глазах большинства турок. 1 ноября 1922 г. Великое национальное собрание объявило о разделении властных прерогатив султаната и халифата и об упразднении султаната. Тем самым Мехмед VI был объявлен низложенным и 17 ноября покинул Константинополь на британском корабле. 18 ноября он также был лишён полномочий халифа, которые были переданы Абдул-Меджиду II, сыну султана Абдул-Азиза. По условиям Лозаннского мирного договора (1923) были установлены новые границы Турции, после эвакуации войск Антанты в Стамбул вступили войска кемалистов. 29 октября 1923 г. было официально провозглашено создание Турецкой Республики; Османская империя упразднялась. Вопрос о сохранении статуса халифа в Турции некоторое время обсуждался, однако 3 марта 1924 г. Национальное собрание издало закон об изгнании из страны всех членов династии Османов и о прекращении полномочий халифа.