Россия. Экономика. Экономические санкции в отношении России
Экономи́ческие са́нкции в отноше́нии Росси́и, экономические мероприятия запретительного характера, введённые рядом стран в отношении Российской Федерации.
История
Первые персональные санкции в отношении российских граждан были введены США в 2012 г. Список Казначейства США Specially Designated Nationals and Blocked Persons List (SDN) с тех пор постоянно расширяется. С июля 2014 г., после вхождения Крыма в состав России, были введены жёсткие секторальные санкции в отношении российского финансового, энергетического, оборонного и горно-металлургического секторов. Эти санкции представляли собой ограничения на выдачу займов и предоставление услуг инвестиционного характера, запрет на поставку технологий двойного назначения, вооружений, военной техники, а также высокотехнологичного оборудования и технологий.
В декабре 2014 г. США, а вслед за ними страны Европейского союза (ЕС) и некоторые другие государства расширили санкции в отношении Республики Крым, которые ограничивали ввоз и вывоз товаров, услуг или технологий в Крым и из Крыма, запрещали инвестиции в Крым и обслуживание на территории республики банковских карт Visa и MasterCard.
В августе 2017 г. США ввели вторичные санкции в отношении физических и юридических лиц третьих стран, которые сотрудничали с компаниями из России в разведывательной и оборонной сферах или инвестировали в проекты с российским участием более 33 % (преимущественно в нефтегазовом и отчасти в финансовом секторах).
В апреле 2018 г. произошло очередное ужесточение секторальных санкций: некоторые российские компании были включены в список SDN, что предполагало для них не только запрет на финансирование со стороны резидентов США, но и заморозку активов и запрет на любые операции с ними, для нерезидентов – угрозу вторичных санкций.
Очередная волна санкций в отношении РФ была введена в августе 2018 г., они предполагали запрет на поставку в РФ продукции военного и двойного назначения, на любую помощь РФ (кроме срочной гуманитарной помощи, поставок пищевых продуктов или сельскохозяйственных товаров) и на предоставление российским властям кредитов и любых видов финансовой поддержки.
В целом формальными поводами для введения санкций странами было объявление ими нарушений прав человека и коррупция в РФ, наличие криминальных лиц и группировок российского происхождения, присоединение Крыма и нарушение территориальной целостности Украины, поддержка режима Б. Асада в Сирии и его деятельности. С 2018 г. новыми поводами для введения санкций назывались вмешательство России в выборы в США, нарушение кибербезопасности, использование химического оружия. Наконец, самые обширные санкции были введены после начала Россией Специальной военной операции на Украине в феврале 2022 г.
На начало июня 2022 г. в отношении России введено беспрецедентное число санкций (10 684), что гораздо выше, чем в отношении Ирана (3616), Сирии (2598), КНДР (2052), Белоруссии (1133), Венесуэлы (651), Мьянмы (567). При этом санкции после начала Специальной военной операции составляют более 78 % всех антироссийских санкций. Наибольшее число антироссийских санкций как после начала спецоперации на Украине, так и в целом с 2014 г. ввели США.
Характеристика санкций
Первый пакет санкций США (с 22 февраля 2022, за признание ЛНР и ДНР), принятый непосредственно перед началом Специальной военной операции на Украине, включал, помимо персональных санкций, запрет на осуществление деятельности граждан США в ЛНР и ДНР, на операции на вторичном рынке с государственными облигациями, санкции против российских банков, которые финансируют оборонную промышленность, против компании Nord Stream 2 AG – оператора газопровода «Северный поток – 2». ЕС присоединился к санкциям, а Германия приостановила сертификацию «Северного потока – 2». Великобритания, Австралия, Канада, Япония ввели санкции финансового характера в отношении отдельных российских банков и размещения облигаций на своих рынках, запрет на все виды деятельности с ЛНР и ДНР, а также персональные санкции.
Второй пакет санкций со стороны США (с 25 февраля 2022) включал ограничение на все операции (включая финансирование) с рядом российских финансовых и нефтяных компаний, а также с такими компаниями, как «Ростелеком», «РусГидро», АЛРОСА, «Совкомфлот», «РЖД», ограничение на экспорт высокотехнологичной продукции и на возможности заимствования на американских и европейских рынках крупными российскими госкомпаниями. ЕС запретил финансирование и помощь в проведении финансовых операций компаниям «Алмаз-Антей», «КАМАЗ», «Ростех», «РЖД» и ряду других. В отношении ряда оборонных российских компаний («Уралвагонзавод», концерн «Калашников», «МиГ», «Сухой» и др.) был введён запрет на поставки товаров и оборудования, на предоставление финансирования, а в отношении банков «Открытие», Альфа-банк, «Акционерный банк "Россия"» и Промсвязьбанк – запрет на совершение сделок. Был ограничен размер депозитов в европейских банках и запрещена продажа ценных бумаг гражданам России и российским компаниям. Великобритания ограничила сумму вкладов и депозитов в своих банках для российских граждан, запретила предоставлять финансирование российским компаниям на британском рынке, а также экспорт технологий и оборудования, используемого в нефтепереработке. Основной удар второго пакета санкций пришёлся на российскую авиационную отрасль и самолётостроение – ЕС ввёл запрет на продажу самолётов и запасных частей к ним, передачу их в лизинг, страхование. Кроме того, Латвия, Литва, Новая Зеландия, Норвегия, Словения, Чехия, Эстония и Япония начали ограничивать выдачу виз россиянам (к октябрю 2022 число стран, ужесточивших визовый режим с Россией, достигло 26). В рамках второго пакета санкций в начале марта произошло закрытие странами (Албанией, Боснией и Герцеговиной, Великобританией, Исландией, Канадой, Молдавией, Норвегией, Северной Македонией, США, Швейцарией, Черногорией, Канадой и ЕС) воздушного пространства для России, на что Россия дала зеркальный ответ. Кроме того, в ряде стран был введён запрет на вещание российских СМИ, а также прекращено сотрудничество в области культуры. Швейцария присоединилась ко второму пакету санкций 28 февраля 2022 г.
Третий пакет (с 9 марта 2022) объединил санкции США, ЕС, Канады и Великобритании. Главными ограничениями в нём были заморозка резервов Центрального банка РФ (ЦБ РФ), отмена программы «золотых паспортов» для инвесторов из России, отключение ряда российских банков от SWIFT («ВТБ», «Открытие», Промсвязьбанк и др.), запрет на поставки из России некоторых продовольственных товаров и на экспорт предметов роскоши в Россию. 9 марта вступил в силу запрет США на импорт российских энергоносителей, включая нефть, уголь и природный газ. В апреле прибалтийские страны присоединились к этому пакету санкций, отказавшись от покупок природного газа у России. ЕС запретил экспорт технологий для морской навигации и радиокоммуникаций. В области науки и образования были прекращены связи между Россией и западными странами. 28 февраля Республика Корея и Сингапур ввели запрет на поставки в Россию продукции военного и двойного назначения, Япония ввела санкции в отношении ЦБ РФ. 1 марта Канада запретила российским судам заходить в канадские порты.
Четвёртый пакет (с 15 марта 2022) предполагал запрет со стороны ЕС на поставки российской сталелитейной продукции, деятельность европейских рейтинговых агентств в России, приостановку РНБ (режим наибольшего благоприятствования) для России. В свою очередь, в рамках четвёртого пакета США наложили запрет на экспорт технологий для отдельных компаний оборонного, морского и аэрокосмического секторов. Япония ввела запрет на экспорт полупроводников, оборудования связи и отдельных видов материалов, а также 26 технологий. Великобритания, помимо санкций в отношении российских физических и юридических лиц, запретила экспорт люксовых товаров, отменила РНБ, применив 35%-ную импортную пошлину на российские товары. 20 марта Австралия ввела запрет на экспорт глинозёма, алюминиевых руд и бокситов в Россию, а 27 марта Республика Корея ввела запрет на экспорт в Россию 57 нестратегических товаров и технологий, в их числе – полупроводники, компьютеры, чипы, микросхемы.
Пятый пакет (с 5 апреля 2022) санкций включал эмбарго со стороны ЕС на импорт российского угля, ограничение ввоза удобрений из России, запрет заходить в европейские порты российским судам, запрет на экспорт высокотехнологичного оборудования и полупроводников, на импорт российской древесины, семян, алкоголя и морепродуктов, на работу автотранспортных перевозчиков. США в рамках пятого пакета санкций ввели полный запрет на осуществление новых инвестиций в Россию, на импорт всех энергоресурсов и в очередной раз расширили санкционные списки. Новая Зеландия 6 апреля ввела запрет на вывоз промышленной продукции в РФ, отменила РНБ-режим. Великобритания ввела запрет на ввоз российской продукции из железа и стали, серебра, изделий из дерева, на экспорт оборудования для нефтедобычи и нефтепереработки, включая катализаторы, на все новые инвестиции в Россию, 8 мая существенно расширив перечень запрещённых к экспорту товаров (химикаты, пластмасса, резина и машинное оборудование). 8 апреля Япония ввела запрет на импорт угля и водки из России, приостановила новые инвестиции в Россию, а 13 мая расширила перечень запрещённых к экспорту в Россию товаров, включив в него квантовые компьютеры и запчасти к ним, микроскопы, оборудование для 3D-моделирования, оборудование для производства органических светодиодов, вакуумные насосы, полимеры и др. 27 апреля Швейцария, присоединившись к пятому пакету санкций, запретила ввозить каменный и бурый уголь из России, древесину, цемент, морепродукты и икру, ввела запрет на экспорт товаров, которые могут быть использованы для производства военной продукции.
Шестой пакет (с 31 мая 2022) санкций предполагал частичный запрет со стороны ЕС на закупку российской нефти, на предоставление консалтинговых и аудиторских услуг российскому бизнесу, а также расширение списка банков, отключаемых от SWIFT, запрет на работу трёх российских СМИ, экспортные ограничения в отношении ряда российских компаний и отдельных наименований российской продукции. В рамках этого пакета 17 июня Литва ввела запрет на транзит российских санкционных грузов, но это решение вскоре было отменено. Со стороны США санкции шестого пакета запрещали ввоз золота из России и расширяли перечень товаров, на которые вводились 35%-ные заградительные пошлины. Япония, Новая Зеландия расширили санкционные списки российских физических и юридических лиц. Кроме того, 9 июня Япония наложила эмбарго на экспорт в РФ продукции тяжёлого машиностроения, станкостроения, древесины, газовых генераторов, насосов. Норвегия присоединилась к санкциям за исключением ограничений, касающихся импорта нефти и нефтепродуктов. Швейцария также присоединилась к санкциям, расширив санкционные списки физических и юридических лиц и товаров, запрещённых к вывозу в Россию и ввозу из России. 24 июня Великобритания ужесточила контроль за соблюдением санкционного режима, запретила ввозить в Россию наличные фунты стерлингов, осуществлять техническую помощь, финансовые и брокерские услуги в отношении товаров, запрещённых к экспорту в Россию, расширила список запрещённых к экспорту технологий, в частности технологий для производства химического и биологического оружия, для нефтепереработки, морских технологий, экспортировать авиационное топливо, импортировать железо и сталь из России. Канада запретила экспорт 28 видов услуг, 8 июля присоединилась к запрету на импорт золота и некоторых изделий из него, 15 июля ввела запрет на предоставление услуг, связанных с производством металлических изделий, компьютерной техники, транспорта и другого оборудования.
В рамках седьмого пакета санкций (с 21 июля 2022) ЕС запретил любые операции с российским золотом, порт Роттердама прекратил контейнерные перевозки в/из РФ. Кроме того, ЕС запретил европейским банкам принимать депозиты от компаний, размещённых в третьих странах, но находящихся под управлением граждан РФ. США наложили запрет на экспорт услуг квантовых вычислений, расширили экспортный контроль, установили вторичные санкции за использование платёжной системы «Мир». Великобритания запретила импортировать золото и нефть из России, а также расширила персональные санкции. 3 августа присоединилась к седьмому пакету и Швейцария, запретив импорт и транспортировку золота и изделий из него и услуг, связанных с этими товарами. Важно отметить, что в рамках седьмого пакета санкций ЕС (и присоединившиеся к санкциям ЕС страны) вывели из-под санкций транзакции, связанные с поставками продовольствия, удобрений и транспортировкой нефти в третьи страны. Япония 26 сентября, помимо расширения списка персональных санкций, ввела запрет на вывоз в Россию продукции и материалов, связанных с химическим оружием. 30 сентября Великобритания ввела запрет на предоставление консультационных услуг в области ИТ, архитектурных, инжиниринговых, рекламных, аудиторских услуг.
Наконец, из наиболее важных мер восьмого пакета (с 6 октября 2022) можно назвать полный запрет ЕС на обслуживание криптокошельков граждан РФ, на создание криптоактивов гражданами РФ, на экспорт услуг, связанных с информационными технологиями, установление потолка цен на российскую нефть и нефтепродукты, запрет на ввоз российского оружия и боеприпасов, готовой стальной продукции, транспортных средств, керамики и др. Албания, Босния и Герцеговина, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Северная Македония, Украина и Черногория присоединились к восьмому пакету санкций ЕС (как и ко всем предыдущим). США расширили списки персональных санкций в отношении российских сенаторов и депутатов Государственной думы. Норвегия 6 октября ввела запрет на посещение своих портов российскими рыболовецкими судами. 11 октября Новая Зеландия ввела эмбарго на экспорт морепродуктов, вина, предметов роскоши, оборудования для нефтегазовой отрасли, запрет на импорт нефтепродуктов, газа, угля, водки и икры из России. Австралия запретила своему экспортно-кредитному агентству предоставлять финансирование для поддержки торговли или инвестиций в Россию. Япония, Швейцария, Канада расширили списки персональных санкций.
Все страны, присоединившиеся к санкциям, на протяжении всего санкционного периода расширяли списки персональных санкций и санкций в отношении российских юридических лиц.
К октябрю 2022 г. в отношении России санкции в том или ином виде ввели 82 страны.
Сравнение наиболее важных секторальных санкций, которые ввели в отношении России отдельные страны, представлено в таблице 1. Наиболее обширные санкции применяют страны, которые в наименьшей степени зависят от российских рынков, в частности США и Великобритания. Остальные страны последовательно готовятся к вводу новых санкций, минимизируя для себя ущерб от их применения. На конец октября 2022 г. в наименьшей степени из представленных стран введены секторальные антироссийские санкции со стороны Австралии и Швейцарии.
Таблица 1. Основные секторальные санкции в отношении России по состоянию на 15 октября 2022 г.
Санкции/страны | Австралия | Канада | ЕС | Япония | Швейцария | Великобритания | США |
Ограничения на импорт российской нефти | + | + | + | + | + | + | + |
Ограничения на импорт российского газа | + | – | – | – | – | – | + |
Ограничения на импорт российского угля | – | – | + | + | – | + | + |
Запрет на импорт российского золота | + | + | + | + | + | + | + |
Ограничения на ввоз российских металлов | – | – | + | – | + | – | – |
Ограничения на экспорт металлов | + | – | – | – | – | – | – |
Ограничения на экспорт предметов роскоши | + | + | + | + | + | + | + |
Ограничения на импорт предметов роскоши | – | + | + | – | – | + | + |
Ограничения на экспорт технологий | – | + | + | + | + | + | + |
Ограничения на вещание российских государственных СМИ | + | + | + | – | – | + | + |
Ограничения на экспорт профессиональных услуг | – | + | + | + | + | + | + |
Ограничение доступа России к фондам Международного валютного фонда и Всемирного банка | – | + | + | + | – | + | + |
Аннулирование режима наибольшего благоприятствования | + | + | + | + | – | + | + |
Запрет инвестиций в суверенный долг России | + | + | + | + | + | + | + |
Ограничения по корреспондентским счетам российских банков | – | – | – | – | – | + | + |
Ограничение доступа российских банков к SWIFT | – | + | + | + | + | + | + |
Вторичные санкции
Иностранные компании из стран, которые ввели официальные санкции, а также компании из третьих стран, не присоединившихся к санкциям, прекращают сотрудничество с российскими компаниями и организациями, боясь также попасть под санкции (т. н. вторичные). Кроме того, иностранные компании масштабно присоединяются к антироссийским санкциям, сворачивая свою деятельность на территории России. По данным исследователей из Йельского университета, около 1 тыс. западных компаний обязались прекратить или сократить свою деятельность в России.
Первыми на санкции отреагировали транспортно-логистические компании. В частности, датская компания Maersk, швейцарская MSC и французская CMA CGM приостановили отправку грузов в/из России по всем направлениям, за исключением продовольственных, медицинских и гуманитарных грузов (кроме портов Новороссийска, Калининграда и Санкт-Петербурга). На аналогичный шаг пошли и другие компании, в частности Hapag-Lloyd, Shipco, ONE, Yang Ming; ввели отдельные ограничения – HMM. Финская VR Group приостановила приём товаров, погруженных в вагоны, которые принадлежат АО «ВТБ Лизинг», АО «ВЭБ-лизинг» и ГРК «ВЭФ.РФ», а также временно прекратила приём грузов от российских предприятий «Уралхим», «Уралкалий», «МХК Еврохим», «Северсталь», «Тольяттиазот», «Томет». Литовская компания LTG Cargo остановила движение всех принадлежащих ей вагонов в Белоруссию и Россию, а также их транзит через эти страны. Почтово-логистические компании DHL, UPS, FedEx приостановили работу с почтовыми отправлениями и посылками в/из России.
В апреле 2022 г. 262 крупные иностранных компании заявили о приостановке или полном прекращении деятельности в России, наибольшее их число принадлежит сектору информационных технологий и разработки программного обеспечения. В августе 2022 г. число таких компаний среди крупнейших составило около 350.
К началу апреля 2022 г. только 24 компании ограничились приостановкой инвестиций и отказом от реализации новых проектов, а к августу часть из них перешла в категорию приостановивших или прекративших свою деятельность в России. При этом к августу наибольшее число компаний, поддержавших санкции в отношении России, приостановили свою деятельность (38 %), приостановили продажи или производство (25 %), приостановили поставки (18 %), полностью ушли с российского рынка (13 %), приостановили инвестиции (6 %). Ушедшие или приостановившие деятельность иностранные компании аргументировали своё решение сложившейся политической ситуацией (например, Jooble, DMarket, IKEA и др.), проблемами логистического характера (Nike, Renault, iHerb и др.), высокой политической и экономической неопределённостью.
Согласно исследованию ЦСР, потери крупнейших иностранных компаний из-за антироссийских санкций составили 200–240 млрд долл. США. Около 7 % этих компаний ушли с российского рынка без смены собственника, примерно 15 % компаний передали свои российские подразделения другому лицу, при этом 90 % компаний, которые сменили собственника, возобновили деятельность в России. Также ЦСР оценил средний дисконт, с которым продавались российские подразделения зарубежных компаний, в 70 %.
Оценки влияния антироссийских санкций
Прямым следствием введённых в отношении России санкций является сокращение торговых потоков. В частности, согласно опросам ЦБ РФ, проблемы с экспортными поставками испытали почти 60 % предприятий-экспортёров, в том числе 10 % экспортёров полностью прекратили поставки за рубеж, ещё 35 % столкнулись с частичной приостановкой экспорта.
Согласно исследованию НКР (Национальные кредитные рейтинги), наибольшее негативное влияние западных санкций отмечается в авиации, телекоммуникациях и чёрной металлургии. Негативный эффект для авиаперевозок связан с ограничениями на полёты, дефицитом запчастей и отсутствием регулярного сервисного обслуживания. Предприятия чёрной металлургии страдают в основном из-за логистических проблем. Негативный эффект санкций усиливается решениями государства, принятыми до начала Специальной военной операции, по введению экспортных пошлин на металлургическую продукцию, привязке налога на добычу полезных ископаемых к котировкам сырья на мировых рынках, введению акциза на жидкую сталь, что привело к повышению налоговой нагрузки на металлургические компании. Влияние санкций на телекоммуникации и связь выражается в прекращении работы на территории России (а также поставок в страну) ряда ключевых производителей телекоммуникационного оборудования. В свою очередь, наиболее устойчивыми к санкциям являются пищевая промышленность, цветная металлургия, добыча нефти и газа, сельское хозяйство. Главными факторами устойчивости к санкциям этих отраслей является поддержка государства, рост цен на товары данных отраслей на мировом рынке, новые логистические решения, снижение импорта товаров конечного пользования (для пищевой промышленности).
Санкции привели к пересмотру прогнозов экономического развития России. В начале года наибольшее падение ВВП в России по итогам 2022 г. спрогнозировал Всемирный банк (на 11,2 %) (таблица 2). Однако в течение 2022 г. прогнозы для России пересматривались в лучшую сторону. Например, согласно майскому прогнозу Министерства экономического развития РФ, падение ВВП России по итогам 2022 г. предполагалось на уровне 7,8 %, в 2023 г. – лишь на 0,7 %. В августе прогноз был пересмотрен в лучшую сторону – падение ВВП в РФ по итогам 2022 г. ожидалось на уровне 4,2 %. МВФ 11 октября 2022 г. также улучшил прогноз по России – падение ВВП на 3,4 % к концу 2022 г. против 6 % в июле, а Всемирный банк в октябре спрогнозировал падение ВВП лишь на 4,5 % против 11,2 % в апрельском прогнозе. Напротив, прогнозы в отношении развития западных стран пересмотрены в сторону ухудшения из-за нарастания энергетического кризиса и ускорения инфляции. Например, Еврокомиссия в июле 2022 г. ухудшила прогнозы по развитию стран еврозоны и ЕС до 2,7 %.
Таблица 2. Прогнозы экономического развития РФ
Организация | Дата прогноза | Падение ВВП РФ в 2022 г. |
Kiel Institute for the World Economy и Austrian Institute of Economic Research | 3 марта | 9,71 % |
Moody's | 6 марта | 7 % |
11 марта | 9 % | |
Bloomberg | 6 сентября | 8,3 % |
Европейский банк реконструкции и развития | 31 марта | 10 % |
Всемирный банк | 10 апреля | 11,2 % |
Всемирный банк | 4 октября | 4,5 % |
Минэкономразвития РФ | 17 мая | 7,8 % |
Минэкономразвития РФ | 17 августа | 4,2 % |
ООН | 19 мая | 10 % |
МВФ | 26 июля | 6 % |
МВФ | 11 октября | 3,4 % |
Немаловажное последствие санкционной политики в отношении России – энергетический кризис в европейских странах в связи с их отказом от российских энергоресурсов, в первую очередь российского трубопроводного газа, в результате чего ряд производственных компаний в Европе вынуждены были сокращать производство и численность персонала, некоторые из крупнейших европейских компаний переводят своё производство с территории Европы в США. В частности, Volkswagen AG сообщил о наращивании инвестиций в производственные мощности в США. В то же время США проводит политику по стимулированию индустриализации и сокращению инфляции, что повышает привлекательность страны для европейского бизнеса.
Контрсанкционная политика России
Действия российских властей в условиях санкционного давления в целом можно разделить на контрсанкционные меры, предполагающие нанесение ущерба странам, которые ввели санкции, и меры по преодолению последствий санкций для отечественной экономики. Первые в основном предполагали зеркальные меры, в частности продуктовое эмбарго (7 августа 2014), определение списка недружественных стран (14 мая 2021), закрытие воздушного пространства (28 февраля 2022), прекращение поставок ракетных двигателей РД-180 в США (3 марта 2022), перевод расчётов за покупку и лизинг иностранных самолётов в рубли (1 апреля 2022) , перевод расчётов за поставки российского газа в рубли (23 мая 2022), прекращение поставок газа в Польшу и Болгарию, затем в Финляндию, Нидерланды, Данию, легализация параллельного импорта (29 марта 2022), введение временных запретов экспорта пшеницы, меслина, ржи, ячменя и кукурузы (14 марта 2022), а также санкции в отношении отдельных иностранных физических и юридических лиц и др.
Вынужденной мерой в 2014 г. стало требование по хранению данных на территории РФ и локализации программного обеспечения в государственных учреждениях, что явилось причиной роста издержек компаний. Для снижения зависимости от зарубежных финансовых сервисов в России был разработан аналог международной системы SWIFT – СПФС (система передачи финансовых сообщений), запущена платёжная система «Мир», осуществлён переход на Национальные кредитные рейтинги. Тогда же началась переориентация торговых потоков на дружественные страны СНГ и азиатские страны вместе с декларируемыми целями по импортозамещению, в основном в таких секторах, как сельское хозяйство, машиностроение, IT-технологии и государственные закупки. Тем не менее зависимость российского производства от импортных комплектующих в отдельных секторах и к 2022 г. оставалась очень высокой.
Разработка ответа на введённые в отношении России санкции за её действия на Украине началась с Указа Президента РФ от 28 февраля 2022 г. № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями США и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций».
Первый пакет по стабилизации ситуации в условиях внешнего санкционного давления был принят 15 марта и включал порядка 170 мер. Далее было принято ещё 10 пакетов мер (всего 309 мер). Среди ключевых задач названы максимальная свобода хозяйственной деятельности внутри страны, бесперебойная работа предприятий и выстраивание новых логистических и производственных цепочек, обеспечение компаний оборотными средствами, формирование «зелёного коридора» для импорта, сохранение занятости, реализация отраслевых мер поддержки, особенно в промышленности (с акцентом на импортозамещение), сельском хозяйстве, транспорте, секторе ИТ и инноваций, туризме, строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, а также стабилизация ситуации на финансовых рынках. Примером отраслевых мер является разработка Министерством промышленности и торговли России новой стратегии развития автомобильной промышленности до 2035 г., предусматривающей осуществление перехода к суверенитету в технологиях от глобалистской концепции встраивания в международные цепочки поставок и достижение локализации на уровне 80 %. Стратегия предполагает инвестиции в НИОКР и создание компонентных производств в размере 2,7 трлн руб. за период 2023–2035 гг.
Уход иностранных компаний с российского рынка привёл к снижению предложения товаров конечного потребления, а также к перебоям в функционировании цепочек добавленной стоимости. Для преодоления этих негативных последствий Правительством РФ был разрешён параллельный импорт тех товаров, поставки которых были ограничены «недружественными» странами. Также 5 августа 2022 г. вышел Указ Президента № 520 «О применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций», который запрещал до конца 2022 г. сделки с долями в стратегических компаниях России для держателей из недружественных государств. Действие указа распространяется на доли в проекте «Сахалин-1» и Харьягинском СРП.
Правительство реализует следующие меры по повышению устойчивости экономики и поддержке граждан в условиях санкций: мораторий на плановые проверки бизнеса, сокращение срока выдачи разрешений на отсрочку уплаты таможенных пошлин, упрощение правил регистрации медицинских изделий, ускорение вывода строительных материалов на внутренний рынок, введение квоты на вывоз макулатуры, серы для минеральных удобрений, лома и отходов чёрных металлов, введение ограничений на вывоз импортированных ранее товаров и оборудования, пролонгация лицензий и разрешений, пролонгация сроков реализации инвестпроектов в леспроме и рыболовстве, введение разрешительного порядка экспорта свинца, введение упрощённой государственной регистрации лекарств и др.
В целом одним из долгосрочных приоритетов в противодействии санкциям должны стать международные финансы. Это означает отход от использования доллара США в международных расчётах не только Россией, но и другими странами-партнёрами. Вторым приоритетом является диверсификация торговли как в части импорта, так и в части экспорта. При этом важно, чтобы Россия не замкнула все торговые потоки на единственного крупнейшего партнёра, например Китай. Третьим приоритетом является приверженность и отстаивание в СБ ООН верховенства международного права, которое не допускает введения односторонних санкций, нарушающих права человека в стране, в отношении которой эти санкции были введены. Наконец, четвёртым приоритетом является развитие собственных производств и новых технологий, которые позволят заместить иностранные аналоги.