Кочевничество
Коче́вничество (номадизм; от греч. νομάς, род. падеж νομάδος – пастух, скотовод, кочевник), образ жизни, основанный на периодических перекочёвках. Как правило, термин «кочевничество» применяется к обществам, занимающимся экстенсивным скотоводством; иногда он относится ко всем, кто ведёт подвижный образ жизни, включая бродячих охотников-собирателей, подсечных земледельцев, «морских кочевников» оранг-лаутов Юго-Восточной Азии, мигрирующие этнические группы (например, цыган) и др. Выделяют типы кочевничества в зависимости от степени оседлости: кочевое (население постоянно перемещается со стадами, не имея оседлых поселений), полукочевое (часть времени, обычно зиму, проводят оседло), полуоседлое (со стадами кочует только часть населения). Учитывается также направление кочевания: вертикальное (горы – равнины) и горизонтальное, которое может быть широтным, меридиональным, круговым и т. д. Направления могут варьировать в зависимости от экологических, политических и других факторов. Почти всегда кочевники, помимо скотоводства, занимаются земледелием; при этом скотоводство в кочевых обществах сохраняет престижный характер, а группы, специализирующиеся на земледелии и переходящие на полуоседлый или оседлый образ жизни, состоят из обедневших скотоводов.
Выделяют 7 больших зон распространения кочевничества в его различных формах: 1) евразийские степи, где разводят «пять видов» – лошадей (наиболее престижное животное), крупный рогатый скот, овец, коз, верблюдов (характерно для монголов, бурят, хакасов, тувинцев, киргизов, казахов и др.); 2) Ближний Восток, Иран, Афганистан, с преимущественным разведением мелкого рогатого скота, лошадей, верблюдов и ослов (пуштуны, бахтиары, белуджи, тюркские народы Ирана и Афганистана и др.); 3) Аравийская пустыня и Северная и Северо-Восточная Африка, где преобладает верблюдоводство (арабы-бедуины, берберы, кушиты); 4) саванны к югу от Сахары в Западном Судане (фульбе) и Восточной Африке (нилоты), а также саванны Южной Африки (гереро, зулу, коса, кой-коин), где разводят крупный рогатый скот; 5) высокогорные районы Азии (Тибет, Памир, Кавказ) и Южной Америки (Анды), где население специализируется на полуоседлом отгонном скотоводстве; 6) оленеводческий регион Сибири и европейской тундры (саамы, ненцы, эвенки, эвены, нганасаны, чукчи, коряки и др.); 7) североамериканские Великие равнины и южноамериканская пампа, жители которых разводят лошадей и занимаются конной охотой на крупных копытных животных. К менее обширным регионам распространения кочевничества относятся Балканские горы (аромуны, каракачаны) и др. (многие из перечисленных народов ныне являются кочевниками лишь частично).
Для кочевничества характерны разнообразные способы заготовки кисломолочных продуктов и мяса; блюда из варёного теста (в том числе варёные пирожки с начинкой); разборное переносное жилище (палатка или шатёр, юрта, чум, типи) или крытая повозка (кибитка); утварь из дерева и кожи; широкое употребление ковров (в том числе в Евразии – войлочных кошм); одежда из меха, кожи, шерсти (в Евразии – в особенности из войлока). Кочевничество предполагает устойчивое сохранение родовой (клановой) и племенной организации, служившей механизмом защиты членов группы, их стад и пастбищ. Значительные преимущества в военном деле давали кочевникам использование верховых лошадей и верблюдов, освоение техники верховой езды и вооружения (сабля, сложный лук) и племенная организация, на основе которой формировалась военная организация кочевых обществ. Владение скотом, бывшим главным продуктом обмена, давало возможность увеличения богатства и формирования неравенства и отношений зависимости. Для кочевых обществ характерен культ войны, воина-всадника, героизированных предков, нашедший отражение в устном творчестве (кочевниками созданы обширные циклы героического эпоса). Социальная стратификация и воинская идеология ранних кочевников Евразии выражены в образах скифо-сибирского звериного стиля и в погребальном обряде (создание грандиозных погребальных сооружений, в том числе курганов с богатым погребальным инвентарём).
Специфика общественного строя кочевников остаётся предметом споров (дискуссия о «кочевом феодализме» в советской науке 1930–1960-х гг.; современные концепции об особом варианте социальной эволюции номадов; полемика о наличии у них государственности и др.).
Древнейшие формы подвижного скотоводства сложились в 4–3-м тыс. до н. э. на периферии первых цивилизаций Ближнего Востока, о чём свидетельствуют доместикация лошади (степи Восточной Европы, 4-е тыс. до н. э.) и появление крытых колёсных повозок (3-е тыс. до н. э.). Его развитие способствовало в бронзовом веке освоению малопригодных для жилья территорий степного пояса Евразии, распространению различных культурных инноваций. С 3-го тыс. до н. э. известны исторические кочевые народы Древнего Востока (амореи и др.). Классическое кочевничество сформировалось в евразийских степях на рубеже 2–1-го тыс. до н. э. в связи с развитием верховой езды, конского снаряжения и металлического вооружения, способствовавшего совершенствованию техники конного боя. С развитием верховой езды и кавалерии связана военная техника у арабов-бедуинов. С распространением лошади и верховой езды в Новом Свете своеобразная форма кочевничества возникла и в Америке.
Кочевники никогда не существовали изолированно от земледельческого мира. Нуждаясь в земледельческой и ремесленной продукции, они получали её посредством торговли и других видов обмена с соседями (так, фульбе берут на выпас скот земледельцев), в результате войн, при чередовании набегов с периодами вымогания подарков, взимания дани, непосредственной экспансии и переселения в завоёванную страну. В результате такого переселения часть кочевников перенимали культуру земледельческого и городского населения, а некоторые кочевые народы (дунайские и волжско-камские болгары, венгры, арабы, татары, турки-османы, узбеки, туркмены, нигерийские фульбе и др.) слились с завоёванным земледельческим населением и в основном утратили кочевой образ жизни, сохраняя при этом элементы кочевой культуры (в традиционной кухне, одежде, интерьере жилища и др.), а иногда – и кочевые группы в своём составе.
Историческая роль кочевничества выросла с возникновением «кочевых империй» Евразии середины 1-го тыс. до н. э. – середины 2-го тыс. н. э.: объединения скифов, хунну, сяньби, жужаней, Тюркский каганат, Великая Болгария, Хазарский каганат, Аварский каганат, арабский Халифат, государства Караханидов, Сельджуков, Монгольская империя, Османская империя и др. С установлением Великого шёлкового пути кочевники участвовали в трансконтинентальной торговле. С 1-го тыс. н. э. они совершали крупные миграции из Центральной Азии на запад (гунны, авары, древние тюрки, булгары, угры, печенеги, кидани, кипчаки, монголы, тюрки-сельджуки, калмыки и др.). После монгольских завоеваний 13 в. с участием кочевников сформировалась сеть технологического и культурного обмена. Именно благодаря ей в Западную Европу попали порох, компас и книгопечатание (т. н. средневековая глобализация). В Африке кочевники также занимались посреднической караванной, в том числе транссахарской, торговлей. В результате кочевнических завоеваний возникали государственные образования (основанная фульбе империя Сокото, созданные тутси государства Межозерья и др.).
В Новое время кочевники оказались неспособны конкурировать с индустриальной экономикой. Распространение многозарядного огнестрельного оружия и артиллерии положило конец их военному могуществу. Кочевники стали вовлекаться в модернизационные процессы в качестве подчинённой стороны. Это приводило к утрате ими пастбищ, росту безработицы и нищеты, деформации социальной организации, деградации кочевого хозяйства. В 20 в. в ряде стран (СССР, Монголии, Иране и Афганистане) проводилась насильственная седентеризация (перевод на оседлость). После распада социалистической системы в Средней Азии и Монголии произошла обратная номадизация скотоводов. В настоящее время кочевой образ жизни ведут около 35–40 млн человек в Северной, Центральной и Внутренней Азии, на Ближнем Востоке, в Африке. В Казахстане, Киргизии, Монголии, Нигере, Сомали, Мавритании и др. кочевники составляют значительную часть населения.