Организация Североатлантического договора
Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра [НАТО; англ. North Atlantic Treaty Organization (NATO), франц. Organisation du traité de l’Atlantique Nord (OTAN)], военно-политический союз 32 государства – 30 европейских стран, США и Канады (2024). Образована по инициативе правительства США. Договор о создании НАТО подписан 4 апреля 1949 г. в Вашингтоне министрами иностранных дел 12 стран: Бельгии, Великобритании, Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, США и Франции (в 1966 вышла из военной организации, в 2009 вернулась во все структуры НАТО). В 1952 г. к блоку присоединились Греция (в 1974–1980 не участвовала в военной организации) и Турция, в 1955 г. – ФРГ, в 1982 г. – Испания, в 1999 г. – Венгрия, Польша, Чехия, в 2004 г. – Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония, в 2009 г. – Албания, Хорватия, в 2017 г. – Черногория, в 2020 г. – Северная Македония, в 2023 г. – Финляндия, в 2024 г. – Швеция. Штаб-квартира организации – в Брюсселе (Бельгия). Официальные языки – английский и французский.
Руководящие органы в политической структуре НАТО
Основными руководящими органами в политической структуре НАТО являются Североатлантический совет (САС), Комитет военного планирования (КВП) и Группа ядерного планирования (ГЯП), работу которых обеспечивают различные комитеты, агентства, бюро и другие специальные структуры. Председателем САС, КВП, ГЯП и главным должностным лицом НАТО является генеральный секретарь.
САС – высший политический орган, обладающий правом принятия решений по всем вопросам деятельности альянса. В него входят представители всех стран – участниц блока, пользующиеся равными правами при обсуждении и принятии решений. Организационно-правовой формой деятельности САС являются сессии, которые различаются уровнем представительства (главы государств и правительств, министры иностранных дел, министры обороны, постоянные представители государств-членов) и периодичностью проведения (плановые и внеочередные). Место, время и уровень их проведения определяет генеральный секретарь НАТО после соответствующих консультаций. Полномочия САС и принятые решения имеют одинаковый статус и юридическую силу независимо от уровня представительства. Сессии САС на уровне глав государств и правительств (саммиты) проводятся для решения особо важных вопросов, как правило, раз в 2 года. Не реже 2 раз в год на уровне министров иностранных дел проходят летняя и зимняя сессии САС, в которых в зависимости от характера обсуждаемых вопросов возможно участие министров экономики и финансов, а также других министров государств – членов альянса. Также 2 раза в год САС проводит заседания на уровне министров обороны, где обсуждаются проблемы применения коалиционных войск (сил) и концептуальные вопросы военного строительства Объединённых вооружённых сил НАТО (ОВС НАТО). Решения на заседаниях этого органа принимаются по принципу консенсуса, оформляются в виде заключительного документа и подписываются представителями государств-участников. Летние сессии проходят поочерёдно в странах блока, зимние – в штаб-квартире альянса. При необходимости принятия безотлагательных решений могут созываться внеочередные сессии САС. В период между министерскими сессиями не реже 1 раза в неделю проводятся заседания постоянных представителей государств – членов альянса в ранге послов. На них рассматриваются политические аспекты текущей деятельности блока, осуществляется согласование позиций стран-участниц по актуальным международным проблемам, координируются действия национальных правительств по проведению военно-политических мероприятий, разработанных руководящими органами альянса.
КВП является высшим военно-политическим органом по решению вопросов организации руководящих военных органов и объединённых командований НАТО, утверждения планов строительства и использования коалиционных сил, выработки стратегических концепций блока, военного участия стран в союзе. Заседания комитета с участием министров обороны государств – членов блока (кроме Франции) проводятся 2 раза в год перед сессиями САС. На них обсуждаются проблемы, относящиеся к планированию совместной военной деятельности, включая строительство ОВС НАТО, планы их совершенствования и всестороннего обеспечения, а также производятся назначения командующих коалиционными органами военного управления. В период между заседаниями КВП министерского уровня руководство военно-политической деятельностью альянса осуществляется постоянными представителями стран блока, которые в ходе заседаний рассматривают проблемы текущей военно-политической деятельности альянса, обсуждают и решают административно-финансовые вопросы, а также вопросы функционирования подчинённых военных органов.
ГЯП – высший руководящий орган альянса по вопросам ядерной политики. Он предназначен для изучения общих проблем ядерной стратегии Североатлантического союза, разработки планов развития ядерных сил блока, рассмотрения вопросов развёртывания, обеспечения безопасности, охраны и живучести ядерного оружия, контроля над вооружением и распространением оружия массового поражения. Заседания ГЯП с участием министров обороны государств – членов НАТО (кроме Франции) проводятся, как правило, 2 раза в год в рамках работы КВП под председательством генерального секретаря НАТО или его заместителя. Представитель Исландии участвует в работе группы в качестве наблюдателя. В период между заседаниями ГЯП её функции выполняют постоянные представители стран-участниц в САС. Подготовительную работу заседаний ГЯП проводит штабная группа, которая заседает не реже 1 раза в неделю. Главный консультативный орган при ГЯП – Группа высокого уровня ГЯП. В её состав включены высокопоставленные представители военных ведомств и государственных учреждений государств – членов блока, а также эксперты, специализирующиеся в области коалиционной ядерной политики. Заседания этой группы проходят несколько раз в год под председательством представителя США.
Генеральный секретарь НАТО
Генеральный секретарь НАТО, возглавляя НАТО, САС, КВП, ГЯП и ряд ведущих постоянных комитетов, координирует их деятельность, осуществляет подготовку заседаний, контролирует выполнение принятых решений, выполняет представительские функции. Генеральный секретарь не входит в состав какой-либо национальной делегации и подотчётен только САС. Избрание генерального секретаря происходит на основе принципа единогласия всех членов блока. При этом кандидат на пост генерального секретаря (как правило, бывший министр иностранных дел одного из государств альянса) должен владеть английским и французским языками. Кандидат, получивший в ходе консультаций одобрение всех стран-участниц, официально утверждается в качестве очередного генерального секретаря блока (обычно на 2 года) на сессии САС. Генеральный секретарь представляет интересы Североатлантического союза на международной арене, выражает официальные взгляды альянса и выступает как глава политической и военной организации блока. В процессе консультаций при решении практических вопросов деятельности НАТО он непосредственно взаимодействует с правительствами стран-участниц, ведёт переговоры с ними в ходе официальных визитов и организует взаимодействие по выполнению решений высших политических и военно-политических органов альянса. Генеральный секретарь имеет заместителя и помощников по различным вопросам деятельности НАТО. Основным рабочим органом генерального секретаря является Международный секретариат НАТО.
Генеральные секретари НАТО: Х. Л. Исмей (1952–1957), П. А. Спаак (1957–1961), Д. Стиккер (1961–1964), М. Брозио (1964–1971), Й. Лунс (1971–1984), П. Каррингтон (1984–1988), М. Вёрнер (1988–1994), С. Баланцино (и. о. 1994, и. о. 1995), В. Клас (1994–1995), Х. Солана (1995–1999), Дж. Робертсон (1999–2004), Я. де Хоп Схеффер (2004–2009), А. Ф. Расмуссен (2009–2014), Й. Столтенберг (с 2014).
Высшие органы военной структуры НАТО
Высший орган военной структуры НАТО – Военный комитет (ВК), в состав которого входят начальники генеральных штабов (ГШ) вооружённых сил стран НАТО. Франция представлена в ВК военной миссией, Исландия – наблюдателем. ВК определяет направления строительства ОВС НАТО, согласовывает планы их применения, готовит рекомендации по военным вопросам для КВП и руководит деятельностью подчинённых военных органов. Заседания ВК проводятся на уровне начальников ГШ 2 раза в год, обычно перед заседанием КВП. В период между заседаниями контроль за выполнением принятых ВК решений и координацию деятельности высших военных командований осуществляет Постоянный военный комитет в составе национальных военных представителей государств – участников военной организации блока. Исполнительным органом ВК является Международный военный штаб (МВШ), в состав которого входят представители всех стран блока, выделивших свои войска в ОВС НАТО. Особое место в деятельности МВШ занимает Центр НАТО по оценке обстановки (SITCEN), который отвечает за сбор, обобщение и анализ политической, экономической и военной информации, а также за разработку информационно-аналитических материалов. Центр круглосуточно отслеживает военно-политическую обстановку во всех регионах мира и оперативно доводит её до руководства альянса.
Политические и правовые основы функционирования НАТО
Исторически НАТО создавалась как инструмент военной политики Запада по отношению к странам социалистического лагеря. В качестве главного вероятного противника рассматривались СССР и другие государства Организации Варшавского договора (ОВД). Создание НАТО в условиях начавшейся «холодной войны» способствовало расколу Европы на военно-политические группировки, усилению гонки вооружений и обострению конфронтации между Западом и Востоком.
Политические и правовые основы функционирования НАТО были заложены в содержание Североатлантического договора. Их детализация и военно-теоретические положения по применению вооружённых сил альянса отражались в стратегических концепциях НАТО, директивах, руководящих указаниях и других концептуальных документах, содержание которых менялось по мере расширения альянса и эволюции взглядов военно-политического руководства на способы ведения войны. В период «холодной войны» были приняты 4 стратегические концепции (1950, 1952, 1957, 1968), последняя из них в вопросах применения вооружённых сил блока имела универсальный характер и действовала до конца 1980-х гг. С распадом международной системы стран социалистического содружества и ОВД руководство НАТО приступило к пересмотру военно-политических целей, провозгласив, что политика альянса в области безопасности базируется на трёх элементах: диалоге, сотрудничестве и обеспечении потенциала коллективной обороны.
В Стратегической концепции 1991 г. подтверждался оборонительный характер Североатлантического союза и решимость членов НАТО защищать свою безопасность, суверенитет и территориальную целостность. Однако, утратив главного противника в лице СССР, руководство НАТО начало поиск новых обоснований своего существования. Так, было заявлено, что потенциальная угроза для стран – членов НАТО исходит не от спланированной агрессии, а от нестабильности на Европейском континенте, вызванной социально-экономическими и политическим проблемами, этническими разногласиями и территориальными спорами. Кроме того, в документе подчёркивалось, что, хотя сложившееся положение в Европе в ближайшей перспективе делает крупномасштабное нападение на союзников маловероятным, всё же такая возможность не может исключаться. Таким образом, НАТО пошло по пути расширения списка возможных угроз для обоснования проецирования силы за традиционную зону ответственности, открывая возможности для вмешательства во внутренние дела других государств. В 1992 г. страны альянса заявили о готовности предоставить военные ресурсы блока для проведения миротворческих операций под эгидой Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Одновременно с этим хельсинкский саммит СБСЕ дал согласие на привлечение к таким операциям вооружённых сил НАТО, которые в 1992–1996 гг. по решению Совета Безопасности ООН провели ряд операций по блокаде Югославии, а в 1995 г. – воздушную наступательную операцию против боснийских сербов. С 1994 г. по инициативе США начала реализовываться программа «Партнёрство во имя мира» – двухстороннего военного сотрудничества НАТО со странами, не являющимися членами организации (прежде всего с восточноевропейскими и постсоветского пространства). Программа охватывала 34 государства, впоследствии их часть вошла в состав альянса, сотрудничество с Россией и Белоруссией было приостановлено, соответственно, в 2014 и в 2021 гг.
В 1999 г. принята Стратегическая концепция НАТО, ознаменовавшая собой качественное изменение военно-политического характера организации от сугубо оборонительного союза к союзу наступательному. Концепция предусматривала расширение функциональных и географических границ путём принятия новых членов в Североатлантический союз и активного вмешательства во внутренние дела суверенных государств. К перечню угроз, для отражения которых допускалось применение военной силы, добавились: обострение внутриполитической обстановки в государствах вследствие провала социально-экономических реформ, дезинтеграция отдельных стран, попрание прав человека, нарушение функционирования телекоммуникационных и информационных систем, неконтролируемая миграция населения. Несмотря на признание альянсом правил применения силы, установленных международным правом, в документе предусматривалась возможность осуществления военно-силовых акций без санкции Совета Безопасности ООН. Практической реализацией Стратегической концепции явилась агрессия НАТО против Югославии, осуществлённая в 1999 г. под предлогом защиты прав косовских албанцев и завершившаяся отторжением от Югославии Косова. Принятие альянсом от США командования Международными силами содействия безопасности в Афганистане в августе 2003 г. положило начало задействования НАТО в военных операциях за пределами Европы.
В стратегической концепции НАТО, принятой в ноябре 2010 г. декларировалось дальнейшее расширение не только географической, но и функциональной зоны ответственности. Было заявлено, что стратегия альянса заключается в достижении безоговорочного доминирования во всех сферах мирового развития. При этом обновлённая стратегия предусматривала продолжение трансформации блока из евро-атлантической оборонной структуры в организацию, занимающуюся обеспечением безопасности в глобальном масштабе. Глобальные устремления НАТО просматривались в её попытках играть значимую роль не только в вопросах обороны, предотвращения вооружённых конфликтов или террористических атак, но и в вопросах энергетической и экологической безопасности, которые относятся к экономической и природоохранной сферам и не имеют ярко выраженной военной составляющей. Примером применения стратегии альянса на практике является использование ОВС НАТО против Ливии в 2011 г. С января 2015 по сентябрь 2021 гг. альянс осуществлял миссию по обучению и оказанию помощи правительственным силам Афганистана.
В июне 2022 г. в Мадриде на саммите Североатлантического альянса была принята новая Стратегическая концепция, которая определила курс НАТО до 2030 г. Одним из основных пунктов документа является определение России как «самой значительной и прямой угрозы безопасности» альянса. Кроме того, угрозой ценностям и интересам альянса в концепции обозначены партнёрские отношения между РФ и КНР. Ответственность за вооружённый конфликт на юге и юго-востоке Украины, начавшийся после государственного переворота 2014 г., в концепции возложена на Россию, действия которой в принятой на саммите декларации характеризуются как «нарушение международного гуманитарного права». В связи с этим страны – члены альянса заявили о намерении продолжить оказание военной помощи Украине. Стратегические ядерные силы, в том числе и США, признаны в концепции высшей гарантией безопасности НАТО. Также в рамках новой концепции стратегической задачей названо укрепление восточного фланга альянса. На саммите НАТО принято решение повысить численность сил быстрого реагирования почти в 8 раз – до 300 тыс. человек. Запланированы подготовка и финансирование этих сил для обороны определённых территорий на востоке. Блок намерен разместить и складировать на границе с Россией тяжелую технику и вооружения. В июле 2023 г. на саммите НАТО в Вильнюсе были подтверждены основные положения новой стратегии в отношении России и Китая. Кроме того, страны блока согласовали формулировки декларации по вступлению в упрощённом порядке Украины в НАТО, однако в окончательной редакции документа было заявлено, что союзники пригласят Украину в НАТО, когда достигнут по этому вопросу единогласия, а Киев «выполнит необходимые условия». Таким образом, действующая стратегическая концепция НАТО является логическим продолжением проводимой агрессивной политики по расширению границ и глобализации роли альянса через подмену им институтов ООН.
Отношения между РФ и НАТО
Официальной основой отношений между НАТО и РФ являлся Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, подписанный в 1997 г. главами всех государств – членов альянса и Президентом РФ. Для развития сотрудничества и координации военно-политических действий сторон был создан Совместный постоянный совет. В 2002 г. его заменил Совет Россия – НАТО (СРН), учреждённый Римской декларацией «Отношения Россия – НАТО: новое качество» (подписана Президентом РФ и лидерами государств – членов НАТО). СРН являлся рабочим органом и механизмом для проведения консультаций, достижения консенсуса, сотрудничества, выработки совместных решений и действий по вопросам безопасности. Планировалось регулярное проведение заседаний СРН на уровне послов, военных представителей, министров иностранных дел, министров обороны и начальников генеральных штабов, а по мере возможности, на уровне глав государств и правительств. Достигнутые успехи в сотрудничестве (в сфере противодействия терроризму, пиратству, природным и техногенным катастрофам и др.) не сняли значительных разногласий между РФ и НАТО по вопросам продолжающегося расширения блока, размещения элементов американской ПРО в Европе, выхода НАТО за рамки концепции оборонительного союза, соблюдения странами – членами НАТО ДОВСЕ и др. Кроме того, решением НАТО сотрудничество в рамках СРН неоднократно прерывалось. После вхождения Республики Крым в состав РФ в 2014 г. состоялось несколько заседаний СРН, однако на практике они сводились к обвинениям российской стороны в отношении её политики на Украине и не несли какой-либо пользы в вопросах деэскалации и предотвращения военных инцидентов. НАТО трижды проводило сокращение численности российского представительства в СРН (2015, 2018, 2021); допуск российских дипломатов в штаб-квартиру блока был серьёзно ограничен, взаимодействие по линии международного секретариата фактически прекращено. В этой связи с 1 ноября 2021 г. работа представительства России при НАТО была приостановлена. Одновременно приостановлена деятельность военной миссии связи НАТО в Москве и прекращена работа информбюро Североатлантического альянса при бельгийском посольстве.