Немцы
Не́мцы [буквально – немые, не говорящие на понятном языке; самоназвание – Deutsche, от древневерхненемецкого diutisc – народный; в Средние века название стало смешиваться с обозначением древнегерманского племени тевтонов (teutoni)], народ, основное население Германии. Численность 83 млн человек (2019, оценка). При статистических подсчётах в Германии «немцы» – не этническое понятие, а «обладатели немецкого паспорта», т. е. граждане страны.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) за 2017 г., 3,4 млн немецких граждан живёт за границей, из них 1,9 млн имеют место работы, в том числе на ответственных позициях, – в США (1,1 млн), Швейцарии и Великобритании (по 270 тыс.), Франции, Италии и Испании (по 200 тыс.). Около 140 тыс. немцев обучаются за пределами Германии. Приблизительно 700 тыс. немцев проживают в курортных регионах мира, в том числе на Балеарских о-вах (15 тыс.), Канарских о-вах (27 тыс.), в США, Швейцарии, Австрии, из них 230 тыс. немецкое пенсионное страхование выплачивает пенсии, заработанные в Германии.
В странах Центральной и Юго-Восточной Европы исторически сложившиеся группы немцев имеются в Венгрии (62,1 тыс. человек – 2001, перепись), Румынии (36 тыс. человек – 2013, перепись), Польше (109 тыс. человек, из них 84 тыс. человек смешанного происхождения – 2011, перепись; живут в основном в Опольском и Силезском воеводствах на юго-западе, а также в Варминьско-Мазурском воеводстве на северо-востоке Польши, главным образом в Ольштынском повете), Чехии (18,8 тыс. человек – 2011, перепись), Дании (до 20 тыс. человек – 2012, оценка, преимущественно в области Северный Шлезвиг; говорят на нижненемецком диалекте), Словакии (4,7 тыс. человек – 2011, перепись).
Группы немецкого происхождения есть в США (крупнейшая этническая группа в составе американцев: 47,9 млн человек, по оценке Бюро переписи на 2010, из них в штатах Калифорния 3,5 млн человек, Пенсильвания – 3,4 млн человек, Огайо – 3,1 млн человек; пенсильванских немцев 332,3 тыс. человек), Канаде (3,3 млн человек; 2016, перепись; в переписи 2006 466,7 тыс. человек назвали немецкий язык родным), Бразилии (1,2 млн человек в 1998; говорящих на немецком языке, по разным оценкам на конец 20 в., от 700 тыс. до 3 млн человек, в том числе носителей хунсрик – диалекта выходцев из Рейнской области; живут в основном в юго-восточных и южных штатах), Аргентине (около 600 тыс. человек, по оценке посольства Германии на 2007; в основном в провинциях Кордова, Буэнос-Айрес, Энтре-Риос и Мисьонес), Боливии (290 тыс. человек, говорящих на немецком языке), Перу (180 тыс. человек, главным образом в провинции Охапампа), Парагвае (166 тыс. человек, говорящих на немецком языке), Мексике (80–90 тыс. человек), Эквадоре (32 тыс. человек, говорящих на немецком языке) и других странах Америки, а также в Австралии (811,5 тыс. человек немецкого происхождения, из них 106,5 тыс. человек – иммигранты 1-го поколения – 2006, перепись).
Немцы живут также в России (394,1 тыс. человек, главным образом в Сибири: в Алтайском крае 50,7 тыс. человек, Омской области 50,1 тыс. человек, Новосибирской области 30,9 тыс. человек, Кемеровской области 23,1 тыс. человек, Красноярском крае 22,4 тыс. человек, Тюменской области 20,7 тыс. человек, Челябинской области 18,7 тыс. человек – 2010, перепись), Казахстане (178,4 тыс. человек – 2021, перепись) и др.
Говорят на немецком языке. Верующие – католики, лютеране, реформаты, баптисты и др.
Исторический очерк
Немцы сформировались на основе германских племён на территории Восточно-Франкского королевства. Германцы, расселившиеся на землях к югу и западу от территории современной Германии, стали предками немецкоговорящих групп в Австрии (австрийцы), Италии (цимбры, мохено), Швейцарии (германошвейцарцы), Лихтенштейне (лихтенштейнцы), Франции (эльзасцы и лотарингцы). С 8 в. в источниках появляются упоминания немецкого языка (theodisca lingua) и «немецких земель» (dutsche lande, tutsche lande, teutsche lande, theutonicae partes), иногда объединяемых под собирательным названием Германия (Germania), в романских странах – Алеманния (Alemannia). Но чаще население отдельный земель обозначалось местными этнонимами (Baiern, Lothringer, Sachsen, Alamannen, Franken и др.).
С 10 в. немцы расселялись на восток (Ostsiedlung) в ходе завоевания и колонизации славянских земель 12–13 вв. и крестовых походов в Восточной Европе (в результате которых сложилась группа прибалтийских, или остзейских, немцев, составивших основу дворянства и городского населения Прибалтики). По приглашению правителей центральноевропейских государств немцы селились в Восточном Поморье, Повисленье (см. Голендры), Великой Польше (немецкое население особенно росло в период Познанского великого княжества: с 225 тыс. человек, или 25 %, в 1815 до 651 тыс. человек, или 31 %, в 1910), Силезии (силезские немцы), в Судетской области (судетские немцы), районе Рудных гор и далее к югу до г. Пльзень (т. н. Немецкая Богемия), Чешского Леса и Шумавы, в Малой Польше и Западных Бескидах (т. н. горные саксы – Uplander Sachsen), Татрах (в т. н. Хауэрланде – районе Кремницы и Спишски-Града; особенно после разорения монголами в 1241–1242), Среднем Подунавье (т. н. дунайские швабы – в Буде, на месте современного Будапешта, и в Пресбурге, ныне Братислава), Трансильвании (т. н. семиградские саксонцы – Siebenbürger Sachsen), на Западной Стара-Планине (болгарское саси). Миграция немцев на восток росла после войн и эпидемий, опустошавших земли Центральной и Юго-Восточной Европы: эпидемии «Чёрной смерти», Тридцатилетней войны 1618–1648 гг., Северной войны 1700–1721 гг. и др. Немецкие колонисты пользовались значительными привилегиями для восстановления сельского хозяйства, развития торговли и горного дела. Немецкая колонизация способствовала росту населения, расцвету городов и распространению в них магдебургского права. Коренное население на занимаемых немцами территориях часто подвергалось дискриминации.
Результатом раздробленности немецких земель стало сложение различных традиций и направленности торговых и культурных связей: севера – с Балтикой (особенно в связи с деятельностью Ганзейского союза), юга – с Адриатикой. На культурных различиях территориальных групп немцев сказался религиозный раскол Германии в результате Реформации на католический юг, тяготевший к Австрии, и протестантский север, центром которого была Пруссия.
В конце 17–19 вв. австрийские правители из династии Габсбургов и российские императоры поселяли немецких колонистов на землях, отошедших от Османской империи: в Буде, междуречье Дуная и Дравы (т. н. Швабская Турция), Словении, Славонии, Боснии и Герцеговине (близ Баня-Луки), Банате (т. н. банатские швабы), Сату-Маре (сату-марские швабы), на Буковине (с 1775), в Новороссии (причерноморские немцы – с 1787), Южном Крыму (с 1805), Бессарабии (с 1814); группы немецких колонистов образовались также в Поволжье (поволжские немцы – с 1762), на Северном Кавказе (с конца 18 в.), с 1818 – в Грузии (в основном в районе Тифлиса, ныне Тбилиси) и Азербайджане (в районе Гянджи, основная колония – Еленендорф, ныне г. Гёйгёль). В местах своих поселений немцы сохраняли традиционную культуру, часто входили в элиту стран проживания (например, в Венгрии, остзейские немцы в России). В Российской империи до 1870-х гг. немцы имели самоуправление, освобождение от рекрутской повинности и другие привилегии.
С ростом эмиграции в Америку в 19 в. расселение немцев в Европе замедлилось, но возникновение немецких колоний продолжалось; так, в середине 19 в. группы немцев появились на Волыни, в конце 19 в. – в Северной Болгарии и Добрудже. С конца 19 в. и особенно после столыпинской аграрной реформы в России росло переселение немцев на земли, выделяемые правительством на Южном Урале, в Казахстане, на Алтае и в Сибири (сибирские немцы).
С начала 19 в. (особенно под влиянием патриотического подъёма во время наполеоновских войн) у немцев складывается представление о единой немецкой нации. В основе его лежала идея «немецкого духа» (Gemüt) и «душевности» (Gemütlichkeit) как типично немецких качеств, в 19 в. соотносившихся с бюргерским сословием и его ценностями – семьёй, домашним очагом, атмосферой идеального уюта. Немецкое национальное движение было ориентировано на политическую самостоятельность народа и экономическую либерализацию, неразрывно связанные с национальным единством; политическая раздробленность немецких земель послужила почвой для формирования движения пангерманизма. Особенное выражение национальное самоутверждение немцев получило в ходе франко-прусской войны 1870–1871 гг. С возникновением в 1871 г. Германской империи сформировалось понятие «имперские немцы».
Численность немцев в Европе вне Германии, по переписям первой половины 20 в.: в Чехословакии (1930) 3,1 млн человек (29,5 % населения), из них 2,3 млн человек в Чехии (в основном на северо- и юго-западе и северо-востоке); в СССР (1939) 1,4 млн человек, главным образом в Причерноморье (в УССР 392,5 тыс. человек, Крымской АССР 51,3 тыс. человек), Поволжье (в АССР немцев Поволжья 366,7 тыс. человек, Саратовской области 43 тыс. человек), на Северном Кавказе (в Ставропольском крае 45,7 тыс. человек, Краснодарском крае 34,3 тыс. человек), в Закавказье (в Азербайджанской ССР 23,1 тыс. человек, Грузинской ССР 20,5 тыс. человек), Казахстане 92,6 тыс. человек; в Румынии (1939) 782,2 тыс. человек, из них в Банате 289,4 тыс. человек и в Трансильвании 250,3 тыс. человек; в Польше (1931) 741 тыс. человек, из них в Померании 190,3 тыс. человек, в Познанском воеводстве 173,1 тыс. человек, Лодзинском воеводстве 129,9 тыс. человек, Силезии 90,7 тыс. человек, Волынском воеводстве 46,9 тыс. человек; в Венгрии (1941) 533 тыс. человек; в Югославии (1921) 513,5 тыс. человек, из них в Воеводине 333,3 тыс. человек; в Литве (1923) 88,6 тыс. человек, из них в Клайпедском крае 59,3 тыс. человек (1925); в Латвии (1935) 62,1 тыс. человек; в Эстонии (1934) 16,3 тыс. человек.
С конца 17 в. под действием экономических и политических причин, религиозных конфликтов началась эмиграция немцев за пределы Европы. Первые немецкие эмигранты в Америку прибыли в Пенсильванию в 1681 г. (пенсильванские немцы). В 18 в. возникали немецкие колонии в Нью-Йорке, Виргинии (колония Германна), Луизиане, Северной Каролине и Южной Каролине, Новой Шотландии. В конце 18 в. немецкие колонисты насчитывали около 9 % населения США. Эмиграция немцев в Америку возросла в середине 19 в., в том числе после Революции 1848–1849 гг. в Германии (т. н. Forty-Eighters, многие из которых поселились в Фредериксберге в Техасе, в пригороде Цинциннати – Овер-те-Райн и др.). Первоначально немецкая колонизация в Северной Америке носила сельский характер. Значительное место в немецкой иммиграции занимали религиозные диссиденты – моравские братья, анабаптисты (амиши, гуттериты, меннониты) и другие, ведшие замкнутый образ жизни. С середины 19 в. немцы стали селиться в городах (Милуоки, прозванный «немецкими Афинами», Цинциннати, Сент-Луис, Чикаго, Нью-Йорк, Кливленд и другие; в ряде городов, например в Омахе, они составляли свыше 50 %). В 19 в. немцы выезжали также в Бразилию (одна из наиболее старых иммигрантских групп: первая колония в провинции Баия в 1818; ими основаны города Нова-Фрибургу в 1818 и Петрополис в 1843 в провинции Рио-де-Жанейро; Сан-Леополду в провинции Риу-Гранди-ду-Сул в 1824; Блуменау в 1850, Жоинвили в 1851 и Помероди в 1861 в провинции Санта-Катарина; в Помероди бразильцы немецкого происхождения составляют 90 %), Мексику (с середины 1830-х гг., в основном меннониты из Канады), Венесуэлу (Колония-Товар с 1843), Чили (с 1840-х гг., в основном на юге), Аргентину (с 1878), Парагвай (колония «Новая Германия» с 1878), Австралию (с 1838) и другие; с 1870-х гг. свыше 100 тыс. немцев выехали в Америку из России. Пик эмиграции немцев из Европы пришёлся на период между мировыми войнами (в США в 1940, согласно Акту о регистрации иностранцев, насчитывалось около 300 тыс. выходцев из Германии; в 1920–1939 свыше 100 тыс. немцев выехали в Бразилию; в 1919–1932 – 72,1 тыс. человек в Аргентину).
Немецкие иммигранты сыграли значительную роль в экономике, культуре, науке и политике стран Нового Света, особенно США. Американские немцы участвовали в аболиционистском движении, свыше 170 тыс. человек сражались в армии Севера в Гражданской войне в США 1861–1865 гг. Немецкими по происхождению являются некоторые американские пищевые традиции (употребление пива, хот-догов, гамбургеров), обычай рождественской ёлки и др. Устраиваются ежегодные немецкие праздники – пивной фестиваль Октоберфест и другие; в США с 1983 г. отмечается День американских немцев (6 октября в память об основании первой немецкой колонии Джермантаун).
Во время Первой мировой войны немцы и немецкий язык и культура в ряде воюющих государств (в России, США и др.) подвергались дискриминации. После войны немцы в Чехословакии, частично в Югославии и Румынии пользовались правами меньшинства, на немецком языке велось преподавание. Возникали немецкие культурные организации и политические партии, имевшие представительство в выборных органах власти. В 1930-х гг. в Чехословакии, Венгрии, США, Бразилии и других странах появились немецкие пронацистские партии.
В начале Второй мировой войны немцы, проживавшие на оккупированных территориях (т. н. фольксдойче; в их число включались и некоторые ненемецкоязычные группы, например кашубы и слензане), пользовались покровительством нацистских властей. Они создавали организации «самообороны» (Selbstschutz), участвовавшие в нацистской политике террора в отношении местного населения; многие входили в подразделения СС. Нацистские власти под лозунгом «Домой – в Рейх!» («Heim ins Reich») проводили политику переселения немцев с оккупированных территорий на территории, присоединённые к Германской империи; в частности, на земли, оставшиеся после выселения с аннексированных польских территорий до 2,5 млн поляков и евреев (из них до 680 тыс. человек с территории Великой Польши – т. н. провинция Вартеланд), было поселено до 1,3 млн немцев. Согласно советско-германским договорам 1939 г., свыше 400 тыс. немцев переселены из Прибалтики, Западной Украины и Белоруссии, Северной Буковины и Бессарабии.
Во время 2-й мировой войны в странах антигитлеровской коалиции немцы подвергались дискриминации и репрессиям. В США интернировано 11,5 тыс. немцев. В Бразилии Ж. Варгасом была провозглашена политика «национализации», ориентированная на ассимиляцию эмигрантских групп; были запрещены немецкие культурные и общественные организации, всякое публичное использование немецкого языка. В СССР репрессии против немцев начались с середины 1930-х гг.: в 1935–1936 свыше 10 тыс. немцев было выселено из приграничной зоны на Украине в Казахстан; с июля 1937 г. по ноябрь 1938 г. в ходе «немецкой операции» НКВД было осуждено около 70 тыс. человек, из них расстреляно 41,9 тыс. человек. В конце 1930-х гг. за пределами АССР немцев Поволжья были закрыты все немецкие национальные сельсоветы и районы, прекращено преподавание на немецком языке. В 1941–1942 гг. в Республику Коми, на Урал, в Казахстан, Сибирь и на Алтай выселены 856,3 тыс. немцев, в том числе с Поволжья 438,7 тыс. человек (из АССР немцев Поволжья – 365,8 тыс. человек, из Саратовской области – 46,7 тыс. человек, из Сталинградской области – 26,2 тыс. человек), из Ростовской области – 21,4 тыс. человек, с Северного Кавказа – 142,6 тыс. человек (из Орджоникидзевского края – 95,5 тыс. человек, из Краснодарского края – 34,3 тыс. человек), из Закавказья – 46,5 тыс. человек (из Грузии – 23,6 тыс. человек, из Азербайджана – 22,7 тыс. человек). 316,6 тыс. немцев были призваны в «трудармию».
Массовые переселения происходили после 2-й мировой войны. К 1945 г. к востоку от Одера и Нейсе насчитывалось до 18 млн немцев. В конце 2-й мировой войны от 6 до 8 млн немцев бежали с оккупированных территорий или были вывезены в Германию. Оставшиеся подвергались дискриминации и репрессиям, включая массовые выселения и погромы. В ряде стран немцы были интернированы в лагеря (200 тыс. человек в Польше, из них умерло свыше 60 тыс. человек; около 170 тыс. немцев в Югославии, из которых умерло до 50 тыс. человек). 271,7 тыс. немцев, по данным советских архивов, были вывезены в СССР, из них умерли 66,5 тыс. человек (по оценкам, число депортированных в СССР достигало 0,5 млн человек, умерших – 0,2 млн человек); впоследствии выжившие выезжали в основном в Западную Германию и Австрию. Во исполнение решения Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 г. выселены в Германию до 8 млн немцев, в том числе из Чехословакии до 4 млн человек, из Польши от 3,2 до 7,7 млн человек [оставшиеся свыше 1,1 млн человек (из них 0,9 млн человек – т. н. автохтоны, т. е. немецко- или двуязычные кашубы, мазуры и силезцы) подлежали «верификации» и «национальной реабилитации», т. е. полонизации; впоследствии большая часть их уехала в Германию], из Венгрии до 250 тыс. человек. От 100 тыс. до 500 тыс. немцев были выселены в Советскую зону оккупации Германии из Восточной Пруссии (Калининградской области). Практически все немцы были выселены из Эльзаса. Всего число переселенцев (нем. Aussiedler) в конце и после 2-й мировой войны оценивается до 12 млн человек, потери гражданского населения среди немцев во время наступления Красной Армии и депортаций – от 0,5 до 2,2 млн человек (последняя цифра, официально принятая правительством ФРГ, ныне большинством историков признаётся сильно завышенной). Значительное число немцев выехало в США и другие страны Америки.
Эти передвижения в корне изменили картину расселения немцев. В середине 20 в. в Польше осталось около 200 тыс. немцев (оценка конца 1940-х гг.), в Чехословакии 160 тыс. немцев (1950, перепись), в Венгрии 22,4 тыс. немцев (1949, перепись). По оценкам германских историков, в 1950 г. в Польше оставалось 1,5 млн немцев, в Румынии 400 тыс. человек, в Венгрии 270 тыс. человек, в Чехословакии 250 тыс. человек, в Югославии 82 тыс. человек. В СССР (по переписи 1959) насчитывалось 1,6 млн немцев, из них в Казахской ССР 658,9 тыс. человек, в Алтайском крае 143,1 тыс. человек, в Омской области 105,7 тыс. человек, в Красноярском крае 66,8 тыс. человек, Киргизской ССР 39,9 тыс. человек, в Таджикской ССР 32,6 тыс. человек. Глубокий след в социально-культурном развитии немцев оставило разделение послевоенной Германии на ФРГ и ГДР (сохранившиеся до сих пор различия между западными, или «весси», и восточными немцами, или «осси», со своими особенностями языка и значимыми символами коллективной памяти).
Иммиграция немцев в Германию продолжалась и в дальнейшем: по некоторым оценкам, в 1951–1982 гг. в Германию въехали 1,4 млн немцев, в том числе из Польши до 900 тыс. человек, из Чехословакии 160 тыс. человек, из Румынии 144 тыс. человек, из СССР 90–100 тыс. человек, из Югославии 80 тыс. человек, из Венгрии 30 тыс. человек. Объединение Германии в 1990 г. обыграло протестный лозунг ГДР «Мы – народ» («Wir sind das Volk») и породило новый: «Мы – один народ» («Wir sind ein Volk»), сочетающийся с дробными региональными (мекленбуржец, берлинец, франконец) и общеевропейскими идентичностями. В конце 20 в. иммиграция немцев в Германию резко возросла: в 1980-х гг. въехало 984,1 тыс. человек (в том числе из СССР 176,6 тыс. человек), в 1990-х гг. – 2,9 млн человек (из стран бывшего СССР – 1,6 млн человек). В начале 21 в. число немцев в Польше снизилось со 152,9 тыс. человек в 2002 г. до 49 тыс. человек в 2011 г., в Чехии – с 39,1 тыс. человек в 2001 г. до 18,8 тыс. человек в 2011 г. Ныне в странах Центральной Европы немцы признаются этническим меньшинством, имеют свои организации, на немецком языке ведётся обучение, издаётся пресса.
Этнографическое описание
Традиционная культура типична для народов Центральной Европы. Значительные культурные различия сохраняются у локальных групп немцев – баварцев, швабов, саксонцев и др. В Центральной, Западной и Северной Германии традиционно преобладает пашенное земледелие. Главные полеводческие культуры – зерновые (рожь, ячмень, пшеница, овёс) и картофель; технические культуры – сахарная свёкла, табак, хмель, лён, конопля; развито садоводство и виноградарство (на юго-западе и востоке). Животноводство развито в Шлезвиг-Гольштейне и Мекленбурге-Передней Померании (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, лошади) и в альпийских районах Верхней Баварии (молочный крупный рогатый скот). В приморских северных районах (Гольштейн, Мекленбург-Передняя Померания, Гамбург) развит рыболовецкий промысел. Ремёсла – резьба по дереву, производство ювелирных изделий, музыкальных инструментов, часов (Бавария, Рейнланд, Шварцвальд), фарфора (Саксония, Бавария), стекла (Тюрингия), льняных тканей (северные предгорья Гарца и Везерских гор), грубого сукна (Бранденбург), шёлка (Берлин, Крефельд), роспись мебели (Бавария), вышивка и плетение кружев (Фогтланд).
Поселение и жилище
Древнейший тип поселения (с 7–9 вв.) – деревни кучевой планировки (хауфендорф) и отделившиеся от них выселки (вайлер) – сохраняется на севере (о. Рюген) и в горных долинах Шварцвальда. На севере (Ганноверский Вендланд в Нижней Саксонии и Ябельхайде в Мекленбурге) распространены деревни кругового плана (рундвайлер, рундлинг), характерные для славяно-германских контактных зон. Более поздние типы – деревни с центральной площадью (рундплацдорф) или лугом (ангердорф), служившими местом собраний и рынка; в последующем здесь располагались церковь, школа, водоём или здание пожарной дружины (Мекленбург, Нижняя Саксония). Известны также деревни рядовой планировки (райендорф). С 13–14 вв. в Восточной Германии распространялись поселения уличной планировки (штрасендорф). В горных районах Баварских Альп и Шварцвальда, а также в приморских землях северо-запада преобладают однодворные хутора.
Для традиционного жилища Средней Германии (область Гарца, Тюрингия, Франкония, Рейнланд, Саксония), частично Нижней Саксонии характерна каркасная (рамная) техника (фахверк), на севере – кирпичное строительство. Крыша – из соломы, тростника или дранки, с 19–20 вв. черепичная. Выделяют три основных типа дома – нижненемецкий, средненемецкий и верхненемецкий. Нижненемецкий (саксонский) дом (халленхаус) распространён в Северной Германии (север Северного Рейна-Вестфалии, район Гамбурга, Шлезвиг-Гольштейн, Нижняя Саксония, Мекленбург-Передняя Померания) – каркасная постройка с соломенной или черепичной, в Мекленбурге и приморских областях с вальмовой крышей, разделённая вдоль на крытый внутренний двор (халле, диле) в центре и низкие стойла для скота (кюббинген, шталлунген) по сторонам; во двор ведут двустворчатые ворота в торцевой стене, в углу в задней части находится жилое помещение (флетт). В Саксонии, Тюрингии, области Гарца, во Франконии, Рейнланде, Бадене, Сааре, на Майне распространён 2- или 3-этажный средненемецкий (франконский) дом с поперечным делением: на сени (флур, флетс, хус, эрн), отапливаемые очагом или печью, обращённую к улице комнату с печью (штубе) с одной стороны от них и холодные хозяйственные помещения и хлев – с другой; в верхних этажах над жилой частью помещаются спальни и кладовые (каммер), над нежилой – амбар и сеновал. Верхненемецкий тип представлен альпийским (Верхняя Бавария) и шварцвальдским домом.
Костюм
Немецкий народный костюм складывается в 16–17 вв., впитывая влияния придворной и городской моды. Традиционная мужская одежда – штаны (хозе), рубаха (хемд), безрукавка (брусттух, весте) и куртка (киттель), женская – рубаха, юбка (рок) с передником (шюрце), корсаж (мидер) и кофта (эрмельякке, спенсер, мутцен); иногда надевали одну на другую несколько рубах и юбок, чтобы нижняя была видна из-под верхней. Основная обувь – сапоги; в приморских районах, в Рейнланде и Вестфалии была распространена деревянная обувь. Головной убор – шляпы и шапки разных форм, у женщин – платки (иногда повязанные в виде тюрбана; с помощью каркаса ему могли придавать сложную форму) и чепцы. В конце 19 в. возникает мода на альпийскую охотничью одежду и женский костюм, состоящий из белой блузки, платья с корсажем и широкой юбкой и фартука (дирндль).
Кухня
На юге преобладают блюда из варёного теста (клёцки – шпетцле, лапша – нудельн), на севере и западе – из картофеля («второй хлеб»). До распространения картофеля основное место в питании крестьян занимали репа, горох, мучнистые похлёбки, каши. Хлеб у бедняков пекли из овса, у состоятельных немцев – из ржи и пшеницы; позднее ржаной хлеб предпочитали на севере, пшеничный – на юге. В деревнях хлеб пекли в общественной печи (баккхаус, баккофен). В праздничной кухне важны блюда из свинины (тушёная рулька с кислой капустой – айсбайн, котлеты, отбивные, жаркое в соусах, братвурст – колбаска из свинины на гриле), колбасы и сосиски (кровяные – ротвурст, блутвурст; ливерная – лебервурст; зельц; копчёные – кнакквурст, ройхервурст; маринованное мясо – зауэрфлайш и т. д.). В животноводческих районах производят масло и сыры, крупнейший район сыроварения – Альгойские Альпы в Баварии. На побережье в рационе преобладает солёная, маринованная или копчёная рыба (угорь, сельдь, морской окунь, камбала). Для севера и запада характерны контрастные сочетания сладкого (маринованные с сахаром капуста, груши, яблочное пюре, брусника, сладкие маринады) с мясной или рыбной пищей. Традиционный напиток – пиво, в винодельческих районах юга и запада (Рейнланд, Мозель, Гессен, Баден, Франкония, в низовьях Майна – «франконская Тоскана»), а также частично востока (Зальфельд в Тюрингии) – сухое и полусладкое вино, в Гессене и области Трира – яблочное вино с минеральной водой (вайншорле). Крепкие алкогольные напитки – зерновая (корн), фруктовая (шнапс) и происходящая из Юго-Западной Германии черешневая (киршвассер) водка. Распространено потребление кофе, во Фрисландии под английским влиянием – чай из широких чашек английского фарфора со сливками и карамельным сахаром (кандис-цукер).
Праздники
Сохраняются наиболее яркие формы немецкой праздничной обрядности. Зимний цикл открывается Днём святого Мартина (11 ноября). В этот день устраивали шествия с ряженым всадником на белом коне (символизирующем первый снег), жгли костры (мартинсфойер), позднее – устраивали фейерверки и процессии с факелами или с долблёными тыквами (в 20 в. – с бумажными фонариками) со свечой внутри. Обычаи Мартинова дня распространены в католических областях (Баден-Вюртемберг, Рейнланд, Бавария), в 20 в. устройством праздника занимались специальные общества (мартинсферайн). В протестантских областях он приурочен к 10 ноября – дню рождения М. Лютера, когда проводят шествия детей с фонариками (латерненфест). После Мартинова дня до Рождества заготавливают на зиму мясо и колбасы, проходят праздники забоя скота (шлахтфест), сопровождающиеся обильной совместной трапезой.
Важнейший праздник зимнего цикла – Рождество. Именно из Германии происходят получившие позднее повсеместное распространение рождественские символы – наряженная ёлка (вайнахтсбаум, кристбаум, первоначально в протестантских областях), рождественский венок со свечами (адвентскранц) и образ рождественского дарителя («деда Мороза», Вайхнахтсман), который отчасти слился с образом другого дарителя – святого Николая Мирликийского (Nikolaus, Klaus), почитание которого как покровителя детей и дарителя подарков под влиянием Реформации было перенесено с 6 на 25 декабря (Санта-Клаус). В католических областях Германии сохраняется образ святого Николая – епископа; по домам ходил одетый в его костюм человек (иногда в сопровождении слуги – «кнехта Рупрехта» в вывернутом тулупе или покрытого гороховой соломой, с розгами в руках), спрашивал родителей о поведении детей, проверял знание ими молитв и песен, дарил подарки или бил розгами непослушных. До 1-й мировой войны в Северной Германии устраивались святочные шествия ряженых парней («трещоточник», «аист», «медведь с поводырём», «цыган», «солдат», всадник на белом коне), которые врывались в дома односельчан, шумели, пугали девушек, пели колядки, требуя даров, иногда сами приносили мелкие подарки.
Во время швабско-алеманнского карнавала (Фаснет) в Баден-Вюртемберге (наиболее знамениты ротвайльский и филлингенский Фаснеты) проводились шествия ряженых шутов (нарры; буквально – дураки; для костюма характерны деревянные смеющиеся маски, растительные и зооморфные символы, бубенцы). Темой карнавальных представлений в западных и юго-западных районах (Рейнланд, Майнц, Саар; наиболее известны кёльнский и майнцский карнавалы) служили злободневные политические сюжеты; ныне политический подтекст ушёл в тематику баварского карнавала (Фашинг).
Храмовые праздники, связанные с днём освящения местной церкви (Кирхмессе, Кирмес, Кирхвайфест, Кирта, Керва), продолжаются от 3 до 7 дней. Они стали особенно распространены в ФРГ после 2-й мировой войны в связи с бурным строительством новых церквей. В 19 – начале 20 вв. на Кирмес устраивали шествия кнехтов и крестьянских парней от деревенской таверны в замок, позднее – организованных коллективов (обществ стрелков, пожарных дружин, музыкальных оркестров и т. д.) в униформе со знаками отличия и наградами; на площади ставят «храмовое дерево» (кирхвайхбаум, кервабаум) – ель с отёсанным стволом и оставленными на верхушке несколькими ветвями кроны, украшенную еловым венком с лентами и гербами ремесленных цеховых объединений.
Немецкая свадьба
В немецкой традиционной культуре свадьба (Hochzeit, Vermählung) считается центральным событием жизненного цикла, поэтому свадебные торжества сопровождались целым рядом обычаев и обрядов, которые варьировались в разных регионах Германии. Значительное число таких обрядов восходит к дохристианским верованиям. Свадьбе предшествовала помолвка (Verlobung), которая имела характер договора или соглашения сторон: помолвленные обменивались дарами, т. н. тройе (от нем. Treue – верность), представлявшими собой украшение из золота или иной ценный предмет, которые возвращались дарителю в случае расторжения помолвки и отмены свадьбы. Возвращение подарка закреплено законодательно и в сегодняшней Германии. Во время церковных служб объявляются имена брачующихся прихожан данной церкви, также можно встретить публикацию в местной прессе имён жениха и невесты примерно за три недели до свадьбы. Этот обычай восходит к предписанию 9 в., согласно которому необходимо было своевременно выяснить, нет ли препятствий для брака в виде кровнородственных связей, других неясных родственных отношений, внебрачных детей и т. д., чтобы предотвратить браки между родственниками. Перед свадьбой стороны обговаривали приданое, которое затем транспортировалось на специальных свадебных повозках (Brautwagen, Kammerwagen) к дому жениха, а глашатай оправлялся по деревне с бутылкой и рифмованными приглашениями созывать гостей.
В целом ряде областей Германии (например, Верхняя Бавария, Франкония, Рейнланд) сохраняется обычай за день до свадьбы устраивать вечеринку польтерабенд (от нем. poltern – греметь): у дверей дома невесты с грохотом разбивали фарфоровую и глиняную посуду, чтобы отпугнуть злых духов шумом, а также предотвратить ссоры и битьё посуды в будущей семье, – на следующий день молодожёны вместе подметали черепки, что должно было предвещать гармоничный союз.
С 1876 г. в Германии обязательна регистрация брака в органах государственной регистрации гражданского состояния, церковный брак стал факультативным и не может предшествовать гражданской церемонии в городской управе. Церемония бракосочетания коротка – она заключается в формальном заявлении добровольности принятого решения и согласии на брак, подписании документов брачующимися и свидетелями и выдаче свидетельства о браке, после которого по желанию устраивается светская вечеринка.
В традиционной культуре свадьбу всегда сопровождал целый ряд предписаний, правил и ритуальных действий, восходящих к суеверным представлениям и направленных на обеспечение благополучной и счастливой жизни новой семьи. Их отчасти придерживаются и в 21 в. Эти предписания касаются выбора одежды невесты, приготовления праздничного действа, порядка организации трапезы и типа подарков. Например, избегают дарить кофейные чашки: считается, что муж будет бить. Жемчуг в украшении, наряде или в букете невесты предрекает слёзы и скорби в браке. В каждом регионе свадебный костюм демонстрирует богатое украшение и дорогие материалы и техники (янтарь, бисер, цветы, вышивка). Особенное значение имел головной убор невесты, который надевался лишь однажды и маркировал изменение социального статуса женщины. Один из ярких примеров – костюм невесты области Швальм в Гессене. С конца 19 в. утверждается городская мода в том числе и на свадебный наряд, вытеснив зачастую сложные традиционные одеяния, но сохранив приверженность чёрному цвету, который должен был защитить невесту от злых духов, в то время как женщина в белом одеянии ассоциировалась с духами умерших и означала плохое предзнаменование. Поэтому до середины 20 в. невеста надевала чёрное платье или костюм. В то же время белые платья как символ перехода в новый возрастной статус надевали девушки на первое причастие в католической церкви. Белое платье в свадебной обрядности Германии распространилось главным образом после 2-й мировой войны в результате сильного культурного влияния США. Фата или шлейф были обязательны для костюма невесты, защищали её от посторонних взглядов, сглаза, к этим интерпретациям добавилась и христианская идея чистоты и непорочности, которую символизирует закрытое белой фатой лицо. В полночь накануне свадьбы на невесту надевали чепец, от этого действия (а также от распространенного обычая ходить с покрытой головой после свадьбы) пошло расхожее выражение в немецком языке «unter die Haube kommen» (досл. «пойти под чепец»; переводится как «выйти замуж»). Сейчас этот обычай не сохраняется и иногда практикуется на действительных свадьбах только в среде участников фольклорных коллективов и обществ по сохранению локальных традиций. В 21 в. день бракосочетания проходит так: гражданская церемония не всегда проходит в один день с венчанием, как правило, они разнесены, но гражданская предшествует церковной, и может быть весьма будничной. Если молодожёны ограничиваются светским бракосочетанием, то после короткой церемонии в присутствии гостей, как правило, распивают шампанское в торжественном зале городской управы, гуляют по центру города, часто прогулка совмещается с заказанной фотосессией в наиболее живописных уголках города. Именно по этой причине молодые люди часто выбирают те города, которые отвечают их представлениям об идеальном месте для свадьбы, имеют живописное архитектурное или природное окружение (например, популярны в этой роли «сказочные» города Бамберг и Вернигероде, и это заметно по обилию ювелирных салонов и магазинов свадебных нарядов). Свадьбу, как любой праздник, обязательно сопровождает застолье. В нынешнем многообразном обществе это могут быть просто кофейный стол с пирожными, обильная коллективная трапеза с переменами блюд или же альтернативные формы застолий, вроде пикников на природе за городом.
День венчания регламентирован более строго. Приглашают много гостей – свадебное общество (нем. Hochzeitsgesellschaft). Утром все собираются у церкви, которая также не обязательно является приходской, но выбирается свободно исходя из личных привязанностей, ландшафтного окружения, удобства и логистической доступности. Последними приезжают молодые на свадебном автомобиле, обычно украшенном, чтобы была понятна его функция в этот день: шары, куклы в костюмах жениха и невесты, цветы или же шуточные надписи, рисунки и т. д. В церкви все занимают свои места, каждому гостю вручают сброшюрованную книжку с песнопениями к конкретно этому событию и этому дню. Молодые и их свидетели входят в храм в сопровождении пастора и детей, которые несут цветы; они занимают места у алтаря, рассаживаясь в ряд. Пастор произносит короткий вступительный фрагмент из Библии, затем читает молитву или псалом. Затем пастором или кем-то из семьи зачитываются отрывки из Библии, посвящённые темам любви, союза, верности, звучит орган, и общество поёт гимны. Затем произносят собственно текст клятвы при бракосочетании, обмениваются кольцами, читают «Отче наш», затем поминают и молятся за отсутствующих и страждущих, пастор благословляет общество, и все выходят из храма под звуки органа. Далее общество направляется в место светского празднования, которое состоит из обильной трапезы и подготовленной развлекательной программы, и веселится до позднего вечера. Во время праздничной трапезы происходит и одаривание молодых гостями, которое обычно также обставлено определённой театрализованной постановкой.
И в 21 в. любое событие дня бракосочетания приобретает особенное значение и подвергается интерпретации в контексте предстоящей новой совместной жизни: солнечный день сулит счастливую жизнь; дождливый – денежную и многодетную семью; потеря или пропажа вещей на свадьбе предвещает несчастье; встреча с траурной процессией означает скорую смерть в семье. Выбор свадебного подарка согласуется с желаниями молодых.
Фольклор
Немецкий фольклор вобрал в себя традиции, восходящие к Средневековью. Включает сказки о животных, юмористические рассказы (шванк), волшебные легенды и сказки (о лесных и водяных духах, о гномах и великанах, привидениях; о «диком охотнике», ездящем по лесам на коне в сопровождении собак – образ, восходящий к образу Вотана; в некоторых областях во главе «дикой охоты» стояла женщина – Фрау Хольда, Фрау Холле, Хульда, Герта, Гоуд, – имеющая также облик рождественского персонажа – Госпожи Метелицы, Тёмной Бабушки, Берты, Берхты, Перхты, покровительницы материнства, сирот, прядения), исторические предания (о Теодорихе Великом – Дитрихе Бернском, о Фридрихе I Барбароссе, прусском короле Фридрихе II Великом и др.). В 19 в. эти сюжеты были обработаны В. Гауфом и братьями Гримм, повлияли на литературу немецкого романтизма. Ранняя профессионализация музыки и поэзии (в 8–9 вв. в немецких землях появились монастыри – центры церковной музыки, с 11 в. известно искусство вагантов) привела к значительной роли авторского начала в народной музыкально-поэтической культуре. С немецкой фольклорной традицией связан ранний этап творчества миннезингеров (12 в.). В Средневековье появился книжный жанр – «песенник» (лидербух); подобные рукописные и с середины 15 в. также печатные книги содержали авторские песни (одноголосные и многоголосные) с текстами на немецком языке; роль фольклорного элемента в них неопределённа. В период, предшествовавший Реформации, создавались паралитургические песни на немецком языке, мелодии которых частично заимствованы из фольклора, при М. Лютере эти песни введены в богослужение в качестве общинных песен и стали называться «духовными» (протестантский хорал); ныне около 800 духовных песен образуют общеупотребительную у лютеран «Книгу церковных евангелических песен» («Evangelisches Kirchengasangbuch»; указаны только авторы текстов), причём они считаются «истинно народными». Важные специфические черты немецкого музыкального фольклора Нового времени, охватывающего песни, инструментальные пьесы, танцевальную музыку, утвердились в европейской академической музыке и неотделимы от неё (в основном начиная с Й. Гайдна); это многоголосие (полифоническое и гомофонно-гармоническое), мажорно-минорная тональность, тактовая метрика. Характерные формы бытовой музыки и танца – лендлер, вальс, полька. (Образцы «немецких народных танцев» – в творчестве Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и других; многочисленные обработки немецких народных песен принадлежат И. Брамсу.) Специфическая форма устной народной культуры, сохранившаяся у южных баварцев (а также у австрийцев и швейцарцев), – пастушеские йодли. В сельском и городском быту широко распространены «песенники» (Liederbücher) с текстами светского содержания (могут содержать только тексты, только мелодии, тексты с аккордовой цифровкой, тексты с мелодиями), которые используются для совместного музицирования.