Монашество
Мона́шество (греч. μοναχός – единственный, одинокий, живущий уединённо, от μόνος – один, единый), термин, используемый в христианстве и по аналогии с ним употребляемый применительно к ряду других религий; обозначает особую форму жизни верующих, полностью посвятивших себя следованию по духовному пути ради достижения конечной цели того или иного религиозного учения. Монашество предполагает аскетизм, отречение от мира (отказ от семьи, имущества), послушание духовным наставникам, организацию жизни по особым правилам (монашеским уставам).
Религии Южной и Восточной Азии
Элементы монашеской жизни возникли в Древней Индии в середине 1-го тыс. до н. э. В брахманизме монашество существовало в формах лесного (ванапрастха) и бродячего (санньяса) отшельничества. Обе эти формы для мужчин – членов высших варн (т. н. дважды рождённых) считались необходимыми завершающими этапами жизни (ашрамами) в реализации высшей духовной цели – достижения освобождения (мокша). В позднейшей традиции («упанишады отрешения», 3–13 вв. н. э.) упоминаются 4 основных направления отшельнического монашества: кутичака, бахудака, хамса и парамахамса (последнее подразделяется на туриятита и авадхута), различающиеся по способам изучения Вед, омовения, бритья волос, по одежде, питанию, наносимым на лоб символам и другим атрибутам, образу жизни и способам передвижения. Например, питание рассматривалось не только как средство поддержания жизни, но и символически – как основа религиозного очищения; отсюда существование в разных орденах множества детальных предписаний относительно характера, источника, времени, места и обстоятельств принятия пищи: принятие подаяния пищи в чашу (символ недвойственности), в руку (символ отрешённости), в рот (считающийся самой чистой частью тела) и т. д. Чем выше степень аскезы и, соответственно, религиозной чистоты, тем меньшее значение имели организация быта и внешние символы.
Общины странствующих аскетов – шраманов, возглавляемые духовными учителями, стали средой, в которой формировались неортодоксальные (отрицавшие абсолютный авторитет Вед) религии: джайнизм, буддизм и адживика. В этих традициях, в отличие от подвижничества (тапас) отшельников-одиночек, характерного для брахманизма, развилось институционализированное монашество.
В джайнизме монашество имеет целью освобождение (мокша) от бесконтрольной активности – главной причины нанесения вреда живым существам (химса), воздержание от которого – ахимса – является важнейшим этико-религиозным принципом. Джайнское монашество делится на дигамбаров и шветамбаров. Дигамбары не имеют никакого имущества, создающего комфорт для тела, даже одежды, полагают, что женщина не может реализовать высшую цель религиозной жизни – стать джиной, т. е. освободиться от бесконтрольной активности, и не признают подлинности канонической литературы шветамбаров. Последние утверждают равенство религиозных возможностей обоих полов, поэтому существуют как мужские, так и женские монашеские общины этого направления. Шветамбары одеваются в белое и носят на лице марлевые повязки (чтобы ненароком не проглотить мелкое живое существо). Джайнские монахи соблюдают 5 основных обетов: воздержание от причинения вреда, от лжи, от присвоения того, что не было дано добровольно, от нецеломудрия, от привязанности ко всему мирскому.
В буддизме монашество первоначально рассматривалось как важнейший путь к высшей религиозной цели – нирване (хотя не исключалась возможность достижения просветления и для мирян), поэтому оно характерно прежде всего для тхеравады; в махаяне духовные возможности монахов и мирян признаются равными. Если для монашества тхеравады образцом добродетельной жизни является архат, целиком сосредоточенный на личном достижении нирваны, то монашество махаяны с его идеалом бодхисаттвы, спасающего все живые существа, стремится оказывать активное влияние на общество.
Буддийским монахом считается любой человек, вступивший в монашескую общину – сангху. В разное время существовали различные ограничения приёма в общину; некоторые из них сохранились со времён Будды: например, в общину не принимаются тяжелобольные, преступники, несовершеннолетние без согласия родителей. Тхеравадинская монашеская община включает послушников, кандидатов в монахи и собственно монахов, в махаянскую общину входят также мирские последователи буддизма. Ныне существуют 3 степени монашеского посвящения, различающиеся по количеству принимаемых обетов: правраджья (тибет. – рабджунг; может приниматься после 6 лет; условный аналог послушнику или новицию в христианстве), шраманера (тибет. – гецул; может приниматься после 14 лет) и бхикшу (тибет. – гелонг) – полностью посвящённый монах. В Таиланде, а также в Бирме (ныне Мьянма) возникла традиция временного принятия монашества, позволяющая мирянам приобщаться к наследию буддийских учителей и изучать духовные практики.
В буддизме существуют мужские и женские монашеские общины. При этом женское монашество значительно менее развито, чем мужское. Это связано с социокультурными традициями стран буддийского ареала; по преданию, сам Будда согласился на учреждение женской общины лишь после долгих сомнений и уговоров, предсказав, что это сократит время существования сангхи. Установившаяся практика предъявляла к монахиням гораздо бо́льшие требования, чем к монахам, и ставила их в приниженное положение внутри сангхи. Так, в своде правил поведения буддийских монахов (пали «Патимоккха», санскр. «Пратимокша»; входит в состав Винаи-питаки) предусмотрено 250 ограничений для монахов и 500 – для монахинь. В ряде стран, прежде всего с традицией тхеравады (Шри-Ланка, Таиланд, Бирма, Лаос), женские монашеские общины исчезли в 13 в., но сохранились в Китае (в том числе активно развивались в 20 в. на Тайване), Корее, Вьетнаме и других странах. Ныне в странах распространения тхеравады предпринимаются попытки возрождения женских монастырей, наталкивающиеся на сопротивление консервативного монашества.
Буддийские монахи обязаны следовать 10 правилам добродетельного поведения (даша-шила): не убивать, не брать чужого, не вступать в половые связи, не лгать, не использовать опьяняющих напитков, не есть твёрдой пищи после полудня, не принимать участия в танцах, песнопениях, музыкальных и других представлениях, не украшать себя цветами, не использовать духо́в или мазей, не садиться на сиденья, которые превышают предписанные размеры, не принимать в качестве подаяния золото и серебро. Частные правила буддийских монастырей разных школ могут иметь существенные различия. Так, в китайской школе чань не соблюдались строгие запреты Винаи (в том числе запрет на сельскохозяйственные работы для монахов). Уже во времена Ашоки (3 в. до н. э.) буддийские монахи считались учителями морального поведения (шила) и религиозной доктрины (дхарма). Институт монашества обеспечивал сохранение и упрочение буддийского учения; монахи призваны были служить примером праведного образа жизни и самоконтроля (благодаря занятиям медитацией); считалось также, что миряне, поддерживая буддийские общины материально, приобретают религиозные заслуги. В Китае и Японии основополагающими принципами буддийского монашества стали «жизнь в смирении», «жизнь в труде», «жизнь в служении».
В отличие от брахманистских отшельников, буддийские монахи постепенно полностью перешли к оседлой жизни. Возникли крупные монастырские центры со своими учебными заведениями и библиотеками, например Джетавана возле реки Сарасвати (считается, что он был основан во времена Будды), Санчи, Дхаммараджика близ города Таксила, а также Наланда. Распространение буддизма за пределы Индии привело к укоренению феномена монашества на Дальнем Востоке, в Тибете, Монголии, Бурятии, Калмыкии, Тыве и в странах Юго-Восточной Азии, где буддизм приобрёл национальные социокультурные формы. Степень влияния буддийского монашества на мирян зависела, помимо прочего, от его статуса в государстве. Так, в Лаосе, Камбодже, Таиланде и Тибете (до его включения в состав КНР в 1950) руководство сангхой принадлежит главам государств (ныне духовным лидером тибетского монашества является Далай-лама, ранее – правитель независимого Тибета), что предопределяет престиж монашества в обществе. Буддийское монашество, так же как и христианское, стимулировало развитие науки и культуры в ареале своего распространения. В монастырях переписывали рукописи, занимались каллиграфией, боевыми искусствами, садоводством; буддийское монашество довело до совершенства искусство богословских диспутов (прежде всего в Тибете). В отличие от христианских, буддийские монахи, как правило, не занимаются хозяйственной деятельностью.
В индуизме явление, по форме близкое христианскому монашеству, возникло около 8 в., когда Шанкара основал шиваитский монашеский орден (матха), исповедующий учение адвайты-веданты. Глава матхи носит титул шанкарачарьи. В матхах изучаются и преподаются не только религиозные дисциплины и смежные с ними предметы (логика, санскрит), но и светские науки и искусства, поэтому матхи всегда играли большую роль в жизни индийского общества, являясь центрами культуры, образования и науки. Известны 4 матхи адвайты (Шрингери в Карнатаке, Дварка в Гуджарате, Пури в Ориссе и Джйотир-матха в районе Бодринатха в Гималаях). В современной Индии монашество существует во всех направлениях индуизма, главные из которых – шиваизм и вишнуизм (матхи в традициях Рамануджи, Мадхвы, Чайтаньи, Гаудия-матхи). Монахи разных традиций различаются по цвету одежды, форме посоха и другой атрибутике. Бродячих отшельников называют садху или санньясины, они живут как в городских храмах, так и в отдалённых пещерах, лесах, ведут аскетический образ жизни, посвящая себя духовным практикам. Монашество всегда пользовалось в Индии высшим духовным авторитетом.
Христианство
Монашество понимается как полное посвящение человеком своей жизни Богу, как подвиг добровольного отречения от мира ради Христа. Монашество является знаком неотмирности Церкви, свидетельством о грядущем Царствии Божием – желанной цели всех христиан (Ин 15:19; Евр 13:14). Монахи принимают 3 основных обета – нестяжания (отказ от личного имущества), целомудрия (безбрачие и воздержание от близкого общения с лицами иного пола), послушания (священноначалию, настоятелю монастыря и братии). В православии монахи разделяются на 3 чина (степени): рясофорные (ещё не принёсшие обеты), действительные, или мантийные (принёсшие обеты и получившие мантию; т. н. малая схима), и схимники, или схимонахи (связанные обетом совершенного отречения от мира и человеческого общества; т. н. великая схима). Принятие монашества (его степеней) совершается обычно через монашеский постриг. Принятию монашества, как правило, предшествует послушничество (также новициат). Монашество – особое состояние в Церкви, при этом его статус в отношении клира и мирян в разных христианских церквах трактуется по-разному (поскольку одни монахи, имеющие священный сан, принадлежат к чину клириков, а другие, как миряне, не имеют сана).
Прообразами христианского монашества являются описанные в Ветхом Завете исход Авраама из земли предков в Землю обетованную, жизнь пророков Илии и Иоанна Крестителя. Отчасти прототипом монашества считается образ жизни членов иудейской секты ессеев (терапевтов, 2 в. до н. э. – 1 в. н. э.), для которого были характерны замкнутость, аскетизм, а также совместный труд, изучение Писания.
Монашество на христианском Востоке
С первых веков христианства известны примеры верующих, дававших обет девства и проводивших аскетическую жизнь в миру. Однако зарождение собственно монашества относится ко второй половине 3 – началу 4 вв., когда некоторые благочестивые христиане, следуя евангельскому призыву духовного совершенства (Мф 19:21) и отрекаясь от благ мира (1 Ин 2:15), стали селиться в пустынных местах («горах», «пустынях»), посвящая себя молитве, аскетическим подвигам, духовным размышлениям. Первым известным подвижником такого рода был египетский отшельник преподобный Павел Фивейский (ум. около 341). «Отцом» монашества считается преподобный Антоний Великий, при котором в первой половине 4 в. оно широко распространилось в Египте и Палестине.
Первоначально монашество включало разные виды аскетической жизни: анахоретство (отшельничество), келлиотство [жизнь в одиночку, по двое или больше в келлиях (название монашеского поселения в Египте), находившихся на небольшом расстоянии друг от друга] и др. Около 323–324 гг. преподобный Пахомий Великий ввёл среди египетских иноков форму киновии – общежительного монастыря со строгим уставом, получившего впоследствии наиболее широкое распространение. В Палестине появились лавры – особый тип организации монашества, средний между киновиями и отшельничеством. К концу 4 в. крупнейшими центрами монашества в Египте стали обители Нитрийская, Скитская и Келлии под Александрией, киновия в Тавенниси, основанная преподобным Пахомием Великим. В Палестине знаменитыми основателями монастырей были преподобные Иларион Великий, Харитон Исповедник, Евфимий Великий. Большинство известных подвижников 4 в. (авва Аммон, преподобный Макарий Великий и др.) прямо или косвенно являлись учениками, духовными друзьями и наследниками Антония Великого.
Обладая значительным авторитетом, монашество стало играть активную роль в догматико-канонической жизни Церкви, в церковном управлении, нередко и в политике. Оно явилось средой для формирования аскетических и богословских взглядов отцов Церкви: тесные узы связывали с египетским монашеством (пахомиевой традицией) святителя Афанасия Великого, с малоазийским – святителя Василия Великого (автора монашеских правил), с сирийским – святителя Иоанна Златоуста и Феодорита Кирского. Монашеский подвиг стал образцом как для духовенства, так и для мирян, монашество повлияло на развитие покаянной дисциплины. Монахи становились желанными кандидатами на рукоположение в епископы. В 4–5 вв. в Византии широко распространилось городское монашество, обладавшее значительным влиянием в Константинополе. В 5–6 вв. монашество сыграло негативную роль в широком распространении монофизитства. Начиная с 6 в. мощное развитие получило палестинское монашество, объединённое такими личностями, как преподобные Савва Освящённый, Феодосий Великий. Литературным отражением этого развития служат творения преподобных Варсануфия и Иоанна, аввы Дорофея Газского (середина 6 в.). В 6–7 вв. одним из главных центров монашества стал Синайский монастырь Святой Екатерины, где подвизался преподобный Иоанн Лествичник. После принятия Трулльским собором 691–692 гг. решения об обязательном безбрачии епископов епископат стал состоять в значительной мере, а затем и преимущественно из монашествующих. Потеря Византией в результате арабских завоеваний (7 в.) Египта, Палестины и Сирии привела к оскудению там монашеской жизни, православное монашество сосредоточилось преимущественно в Малой Азии, Греции, а также на юге Италии и в Сицилии. Начавшееся в 8 в. иконоборчество было направлено столько же против почитания икон, сколько и против монахов – главных защитников иконопочитания, которых власти всячески преследовали, пытали и предавали смерти. Поборником иконопочитания, верности церковным канонам был преподобный Феодор Студит. Восстановление иконопочитания на Константинопольском соборе 843 г. послужило усилению православного монашества.
Среди многочисленных обителей Константинополя, традиционного центра монашества, выделялись Студийский монастырь, монастырь мученика Маманта, где подвизался преподобный Симеон Новый Богослов. Со второй половины 10 в. начался расцвет монашеской жизни на Афоне, что в первую очередь связано с деятельностью преподобного Афанасия Афонского (около 925/930 – около 1000), устроившего общежительный монастырь (Лавра Святого Афанасия) и сочетавшего эту форму монашеской жизни с отшельничеством, господствовавшим до того на Афоне. После отвоевания в середине 13 в. Константинополя у латинян и воцарения в Византии династии Палеологов Афон стал средоточием поздневизантийского исихазма, выдающимися деятелями которого являлись святитель Феолипт Филадельфийский, преподобный Григорий Синаит, святитель Григорий Палама и др. Благодаря, в частности, преподобному Григорию Синаиту исихазм распространился на Балканах и на Руси.
Османское завоевание Византии (15 в.) ослабило православное монашество, лишь в 18 в. началось оживление духовной жизни, в частности на Афоне. Оно было связано с трудами Евгения Вулгариса, преподобного Никодима Святогорца и других подвижников молитвы и духовного просвещения, способствовавших изучению и возрождению наследия святых отцов. В 20 в. молитвенно-аскетическая традиция Афона дала таких старцев-подвижников, как Даниил Катунакийский (ум. в 1929), Каллиник Исихаст (ум. в 1930), русские старцы Силуан Афонский и его ученик схиархимандрит Софроний (Сахаров), а также Иосиф Исихаст (Пещерник) (ум. в 1959), Паисий (Эзнепидис) (ум. в 1994), Ефрем Катунакийский (ум. в 1998).
Монашество на христианском Западе
Западное христианство познакомилось с идеями восточнохристианского монашества в 4 в. через христианских подвижников, прежде всего через святителя Афанасия Великого. На латинский язык были переведены монашеские уставы преподобного Пахомия Великого и святителя Василия Великого. В 4–5 вв. монашество распространилось практически по всей Италии, а также в Галлии, Испании, на Британских о-вах. Укоренению монашества на Западе активно содействовали святые Мартин Турский, Амвросий Медиоланский, Иероним Блаженный, Августин (известен устав его имени). Проведший около 10 лет среди египетских иноков преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, вернувшись в Европу, детально изложил правила жизни восточных монахов, адаптировав их к западным условиям («О правилах общежительных монастырей»).
Выдающаяся роль в формировании традиций западного монашества принадлежит святому Бенедикту Нурсийскому, основавшему около 530 г. монастырь Монтекассино и составившему собственный монашеский устав, который, помимо 3 обычных обетов, предусматривал также обет постоянного пребывания в одном монастыре (лат. stabilitas loci). Этим уставом, а также сформулированным Бенедиктом принципом «ora et labora» («молись и работай») стали руководствоваться монастырские общины бенедиктинцев и бенедиктинок. На рубеже 6–7 вв. в Западной церкви было существенным влияние ирландских монахов (святой Колумбан и др.), которые, отправляясь на материк с миссионерскими целями, основывали монашеские общины, отличавшиеся особым аскетизмом. Характерная черта западного монашества – объединение монастырей, имеющих одинаковые или близкие по своему содержанию уставы, в монашеские ордены, подчинённые не местным епископам, а папе Римскому.
На рубеже 9–10 вв. западное монашество вступило в полосу кризиса, связанного с нарастающим обмирщением и ослаблением монашеской дисциплины. Ответом на этот кризис стали Клюнийская реформа и продолжившая её Григорианская реформа, а также создание ряда новых орденов (камальдулы, картузианцы, цистерцианцы, регулярные каноники-августинцы и др.).
В эпоху крестовых походов в 12 в. для противостояния мусульманам и охраны паломников, направлявшихся в Святую землю, были образованы духовно-рыцарские ордены: иоанниты, тамплиеры, Тевтонский орден и др. В 12–13 вв. духовно-рыцарские ордены создавались также на Пиренейском п-ове (орден Калатрава и др.) и в Прибалтике (орден меченосцев). В начале 13 в. возникли первые нищенствующие ордены – францисканцы и доминиканцы (позднее к нищенствующим орденам были причислены также кармелиты, августинцы-эремиты и др.), следовавшие идеалам евангельской бедности и стремившиеся к обновлению церковной жизни посредством проповеди и аскезы. Важное место в деятельности этих орденов занимали миссионерство, духовно-просветительская и научная деятельность.
Тяжёлым испытанием для монашества стала Реформация, когда во многих странах Европы (часть германских земель, Англия, Скандинавия) монашеские общины были ликвидированы. Для противостояния распространению в Европе протестантизма в 16 в. Игнатием Лойолой был создан орден иезуитов, впоследствии оказавший огромное влияние на все стороны жизни Римско-католической церкви. Тридентский собор (1545–1563) предписал монашествующим строгое соблюдение дисциплины и расширил власть епископов над автономными монастырями. В 16 – начале 18 вв. были созданы новые монашеские ордены и конгрегации: ораторианцы, пиаристы, лазаристы, мариане, конгрегация Святого Духа и др.
В эпоху Просвещения, а также в ходе Французской революции 18 в. в некоторых странах монастыри подверглись секуляризации, ряд орденов был запрещён. С середины 19 в. началось возрождение разрушенных монастырей и создание новых, были основаны конгрегации кларетинцев (1849), сакраментинцев (1856), салезианцев (1859), комбонианцев (1867), вербистов (1875), назаретанок (1875), сальваторианцев (1881) и многие другие. В 20 в. возросла роль женского католического монашества, деятельность которого сосредоточена прежде всего на благотворительности и христианском воспитании; было образовано множество новых конгрегаций, среди которых – конгрегация Миссионерок Божественной любви, основанная блаженной Терезой Калькуттской. Католическое монашество представлено также орденами и конгрегациями различных восточных обрядов (антониане, василиане и др.). Второй Ватиканский собор декретом «Perfectae caritatis» (1965) предписал монашеским институтам реформу, направленную на возрождение их изначальной духовности и более активное участие в современной жизни Церкви. Согласно официальным данным, в 2008 г. в мире насчитывалось около 190 тыс. католических монахов (священников и братьев) и около 740 тыс. монахинь.
В протестантизме институт монашества первоначально практически был полностью упразднён. В середине 19 в. в Англиканской церкви под влиянием идей католицизма произошло возрождение монашества, к началу 20 в. существовало несколько десятков мужских и женских монашеских общин, члены которых занимались, в частности, миссионерством и благотворительностью. В середине – второй половине 20 в. отдельные монашеские общины возникли в лютеранстве и некоторых других направлениях протестантизма (Евангелическое сестринство Девы Марии в Дармштадте, мужской монастырь Эстанбекс-клостер в Швеции и др.).
В целом монашество на Западе характеризуется широким многообразием уставов и форм деятельности.
Монашество в России
Монашество в России появилось вместе с христианством в конце 10 в. Согласно уставу князя святого Владимира Святославича, монахи относились к категории «церковных людей», подсудных митрополиту. Со времён князя Ярослава Владимировича Мудрого известны первые русские монастыри: малые монастыри при княжеских дворах и Киево-Печерский монастырь (будущая Киево-Печерская лавра), основанный преподобным Антонием Печерским. Русское монашество неразрывно связано с монастырями Афона, Константинополя и Святой земли, а благодаря Патерикам, Житиям, Прологу оно восприняло также традиции египетского иночества. В русском средневековом обществе монашество являлось единственным институтом, в котором частично преодолевались сословные границы. Обладавшее высоким авторитетом, монашество влияло на внутреннюю политику князей, смягчало социальные конфликты. Оно служило основным источником формирования епископата (в домонгольский период в епископы поставляли в основном иноков Киево-Печерского монастыря, в 16 в. – Иосифо-Волоцкого монастыря).
Расцвет монашества на Руси в конце 14 – первой половине 15 вв. связан с его подъёмом во всём православном мире (движение паламизма, возрождение практики исихазма). Сочинения знаменитых деятелей этого возрождения – Григория Синаита, патриарха Константинопольского Филофея Коккина – стали достоянием славянской книжности. Трудами святителя Алексия, митрополита Киевского и всея Руси, и святителя Дионисия Суздальского в русских монастырях вводилась общежительная форма монашества, на утверждение которой особенно повлияло подвижничество преподобного Сергия Радонежского. С преподобным Сергием и созданным им Троицким монастырём (будущая Троице-Сергиева лавра) связаны имена многих русских подвижников, основавших в 14 в. около 150 новых монастырей, в 15 в. – ещё 260. Вторая половина 15 – 17 вв. явились периодом наиболее широкого участия монашества в экономической и политической жизни страны. Хотя строгие общежительные уставы преподобного Иосифа Волоцкого и других предписывали полное личное нестяжание иноков, сами монастыри выступали как корпоративные собственники: монастырское хозяйство велось с привлечением людей разных видов зависимости (главным образом крестьян, живших на монастырских землях), численность которых значительно превышала число монашествующих. Рост монастырского землевладения, неизбежного для общежительной формы монашества на Руси, часто оказывался источником злоупотреблений и приводил к снижению нравственного уровня монашествующих. Протест против обмирщения монашества, призыв к молитвенной и аскетической жизни имели место в деятельности и сочинениях преподобного Нила Сорского, его ученика Вассиана (Патрикеева), преподобного Максима Грека, игумена Артемия. Стоглавый собор (1551) обосновал неприкосновенность церковных владений.
В 18–19 вв. русское монашество значительно ограничивалось законодательно, что было связано с социальными переменами в обществе после реформ Петра I. Сильным ударом по хозяйственной деятельности и материальному положению монашества стала секуляризация церковных земель, начатая в правление императора Петра III и законченная императрицей Екатериной II. Число монастырей и монашествующих в России сократилось, монастыри были разделены на классы, для монастырей установлены штаты. Однако упадок хозяйственной деятельности подготовил подъём нравственного и духовного уровня монашества. В последней трети 18 в. трудами преподобного Паисия Величковского в русских монастырях начала возрождаться практика непрестанной молитвы и аскезы, развитая в византийском исихазме. В 19 – начале 20 вв. эта практика вызвала к жизни феномен русского старчества, распространившего своё влияние не только среди духовных лиц и благочестивых мирян, но и на культурную элиту дореволюционной России (см. Оптина пустынь). Со второй половины 19 в. отмечался рост женского монашества. Условием создания женских монастырей было существование благотворительных заведений.
После Октябрьской революции 1917 г. монашество, как и вся Русская церковь (наряду с другими религиозными объединениями), подверглось репрессиям со стороны советской власти. Монастыри закрывались, их собственность конфисковывалась, проводились кампании по вскрытию мощей и надругательству над ними, монашествующие приговаривались к различным мерам наказания. К 1939 г. в СССР не осталось ни одного официально действующего монастыря, однако существовали тайные (нелегальные) обители. В 1960–1970-х гг. монашество в основном сосредоточивалось в немногих открытых к тому времени монастырях (Троице-Сергиева лавра, Псково-Печерский Успенский монастырь, Почаевская лавра, короткое время – Глинская пустынь); несмотря на гонения, в них сохранялись традиции духовного руководства и старчества.
С конца 1980-х гг. в Русской православной церкви началось возрождение монашества; на 2011 г. на территории Российской Федерации насчитывалось 3233 монаха и 4491 монахиня.
Организация монашеской жизни
Общежительная форма монашества, предполагающая различные послушания (занятия) иноков, обусловила монашескую организацию. Для совершения богослужений из числа монашествующих рукополагаются диаконы и пресвитеры (священники). Православные монахи, рукоположенные в диаконы, называются иеродиаконами, рукоположенные в священники – иеромонахами. На православном Востоке во главе монастыря стоит настоятель (в ставропигиальном монастыре – наместник), как правило, в сане игумена (игуменьи) или архимандрита; на Западе – приор или аббат (аббатиса). Настоятель в соответствии с уставом организует внутреннюю жизнь монастыря.
В Римско-католической церкви новый Кодекс канонического права (1983) ввёл понятие монашеских («религиозных») институтов (вместе с секулярными институтами составляют совокупность «институтов посвящённой Богу жизни»), ликвидировав каноническое различие между монашескими орденами и конгрегациями. Как правило, во главе монашеского института стоит генеральный настоятель, а основные коллегиальные решения принимаются на капитулах и генеральных капитулах. В строгом смысле понятие «монахи» (лат. monachi) в Римско-католической церкви относится только к представителям монашеских орденов с древними уставами; другие типы орденов – это нищенствующие ордены, члены которых традиционно именуются братьями (лат. fratres), регулярные каноники и регулярные клирики.
Монашество и средневековая культура
В Средние века многие монастыри Востока и Запада являлись центрами культуры и просвещения. В них осуществлялась переписка книг (творений отцов Церкви, а также сочинений античных авторов и трактатов по разным отраслям знания), составлялись гимнографические и житийные произведения, велось летописание (все наиболее известные русские летописи были созданы в монастырях). Некоторые монастыри хранили огромные архивы древних рукописей (Синайский монастырь, Афон). Бенедиктинские аббатства (Сен-Рикье, Сен-Дени, Фульда, Санкт-Галлен и др.) были центрами христианского просвещения в Западной Европе, очагами культуры, где создавались библиотеки, скриптории, развивались традиции церковной музыки и книжной миниатюры. В бенедиктинских аббатствах возникли ранние образцы архитектуры романского стиля и готики. Мощный импульс для развития церковной архитектуры и изобразительного искусства дали нищенствующие ордены. Монахами были некоторые прославленные иконописцы и художники (например, преподобный Андрей Рублёв, Фра Беато Анджелико). Монахи на Руси являлись первопроходцами в освоении новых земель, вокруг основанных ими монастырей возникали поселения. Городские монастыри Константинополя, Новгорода, Пскова активно участвовали в политической жизни этих городов, выполняли функции социального призрения. Древние монастыри Востока и Запада доныне являются ценнейшими памятниками архитектуры и искусства.
Другие религии
Христианское монашество оказало влияние на организационные формы и развитие мистицизма в суфизме. До 20 в. монашество существовало у эфиопских евреев (фалаша).