Второй Ватиканский собор
Второ́й Ватика́нский собо́р (11.10.1962–8.12.1965), собор Римско-католической церкви (в католической традиции – 21-й Вселенский собор). Был созван по инициативе папы Римского Иоанна XXIII; основными целями собора, согласно папской энциклике «Ad Petri Cathedram» (29 июня 1959), были «развитие католической веры», обновление христианской жизни, приспособление католицизма к изменившимся геополитическим условиям в мире. Проходил в базилике Святого Петра в Риме; состоялись 4 сессии, 168 генеральных конгрегаций. Во Втором Ватиканском соборе приняли участие 3058 епископов и генеральных настоятелей монашеских орденов и конгрегаций, присутствовали миряне, наблюдатели от других конфессий, дипломатический корпус. Собор завершил работу при папе Римском Павле VI.
Подготовка собора
25 января 1959 г. папой Римским Иоанном XXIII было сделано официальное объявление о намерении созвать собор католической церкви. В 1959–1960 гг. работала Предподготовительная комиссия собора. В июне 1960 г. Иоанн XXIII официально установил наименование собора как Второго Ватиканского, определил его задачи, учредил 11 Подготовительных комиссий (включая Центральную) и 3 секретариата, определил порядок их формирования.
В декабре 1961 г. в булле «Humanae Salutis» Иоанн XXIII представил всестороннее обоснование необходимости созыва «нового Вселенского собора». Датой открытия было установлено 11 октября 1962 г. 70 статей Устава собора, включавшие правила проведения собраний, ранги, права участников, порядок голосования и т. д., были утверждены в августе 1962 г.
Итоговые документы собора
Конституция о священной литургии «Sacrosanctum Concilium» (4 декабря 1963) провозгласила основы литургического обновления – изменения внешней стороны богослужения, оставляя неизменным его догматическое основание. Пересмотр чина мессы был предпринят, чтобы яснее показать смысл каждой из частей богослужения, а также их литургическую взаимосвязь. Литургическая реформа предусматривала: использование национального языка в главном богослужении приходов (кроме центральных моментов причастной литургии); включение после проповеди «общей молитвы» или «молитвы верных»; причащение мирян под двумя видами, по усмотрению епископов; сослужение допускалось в Великий четверг, на мессах, совершаемых на соборах, в собраниях епископов и в синодах, при возведении в сан настоятеля монастыря и в некоторых иных случаях; было отменено прочтение всей Псалтири в течение недели; Второй Ватиканский собор позволил адаптировать римский обряд к местным богослужебным обычаям. В приложении к конституции приведена декларация о реформе календаря.
Догматическая конституция о Церкви «Lumen Gentium» (21 ноября 1964) – центральный документ собора, закрепивший описание сущности и вселенской миссии католической церкви. Понятие «торжествующая Церковь» было заменено понятием «Церковь в служении». Церковь представлена как народ Божий в странствии к вечному царствию Божию. При этом характеристика Римско-католической церкви была дана в таких формулировках, которые допускают положительную оценку других христианских конфессий. В конституции подтверждён примат и безошибочность суждений ex cathedra папы Римского, но в то же время предусмотрено коллегиальное участие епископов в управлении Церковью посредством активизации деятельности епископских синодов.
Догматическая конституция о Божественном Откровении «Dei Verbum» (18 ноября 1965) затронула вопрос о Священном Писании и Священном Предании. Представление о двух одинаковых по святости и значимости источниках Откровения (закреплённое в документах Тридентского собора) было отвергнуто; конституция подчеркнула единство Писания, Предания и учительства Церкви в вопросах веры.
Пастырская конституция о Церкви в современном мире «Gaudium et Spes» (7 декабря 1965) состоит из двух частей. В первой из них изложены основы христианской антропологии, охарактеризован весь комплекс проблем, оказывающих влияние на человеческую личность в её земном пути. Во второй части более подробно рассмотрены некоторые, наиболее значимые, с точки зрения Церкви, вопросы современности: проблемы брака и семьи, культуры, экономики, политики и международных отношений. Исходным пунктом пастырской конституции является идея об «автономии» земных дел, что делает возможным для Церкви диалог с миром.
Декрет об экуменизме «Unitatis Redintegratio» (21 ноября 1964) декларировал необходимость устремления к единству и равенству всех христиан, предложив в отношении к представителям иных христианских конфессий принцип «par cum pari» («равный с равным»). Хотя признавалось, что другие вероисповедания «способны открыть доступ ко спасительному общению», всеобщим орудием спасения была названа Римско-католическая церковь, ведомая понтификами – преемниками апостола Петра и епископами. Документ включает разделы «Об особом уважении к Восточным Церквам» и «Об отделённых Церквах и церковных общинах на Западе».
В декрете о Восточных католических церквах «Orientalium Ecclesiarum» (21 ноября 1964) говорится, что различающиеся между собой обрядами, церковной дисциплиной и духовным наследием Восточные и Западные церкви обладают равным достоинством, равными правами и обязанностями, что следует заботиться о поддержке и развитии всех поместных христианских церквей.
Декрет о пастырском служении епископов в Церкви «Christus Dominus» (28 октября 1965) посвящён характеристике роли епископов в целом в жизни Церкви, в жизни диоцеза, в междиоцезном служении, определению их взаимоотношений с апостольским престолом и друг с другом на синодах, соборах и конференциях. В документе рассмотрены вопросы о границах диоцезов, церковных провинций и об учреждении церковных регионов.
Разнообразные проблемы церковной дисциплины, деятельности пастырей и подготовки к священству рассмотрены в декрете об обновлении жизни монашествующих в современных условиях «Prefectae Caritatis» (28 октября 1965), декрете о подготовке к священству «Optatam totius» (28 октября 1965), декрете о служении и жизни священников «Presbyterorum ordinis» (7 декабря 1965).
Декларация об отношении Церкви к нехристианским религиям «Nostra aetate» (28 октября 1965) закрепила новое отношение Римско-католической церкви к иудаизму и нехристианским религиям, осудив дискриминацию и оскорбления людей по расовому признаку, цвету кожи, общественному положению или религиозной принадлежности. В документе было признано, что нехристианские вероисповедания содержат элементы, ценные и достойные уважения со стороны христиан. В декларации говорится о духовной близости иудаизма и христианства, раскрыто учение Церкви о земной смерти Иисуса Христа, осуждены проявления антисемитизма.
В декларации о религиозной свободе «Dignitatis humanae» (7 декабря 1965) речь идёт о праве личности и сообществ на общественную и гражданскую свободу в вопросах религии. В документе утверждается приоритет свободы совести, признаётся свобода человека следовать своей совести, чтобы достичь истины и Бога. За религиозными общинами было признано право учить своей вере, исповедовать её открыто; за гражданским обществом – право защищать себя от злоупотреблений, которые могут возникнуть под предлогом ограничения религиозной свободы.