Волоколамский Иосифов в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь
Волокола́мский Ио́сифов в честь Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы мужско́й монасты́рь (Иосифо-Волоцкий монастырь, Иосифо-Волоколамский монастырь), ставропигиальная обитель Русской православной церкви. Расположен в селе Теряево Волоколамского городского округа Московской области.
История обители
История монастыря в 1479–1920 гг.
Основан в 1479 г. Иосифом Волоцким на месте родовой вотчины Саниных в пределах удельного Волоцкого княжества. Предложение об основании монастыря на этом месте, возможно, поступило от волоцкого князя Бориса Васильевича. Первыми иноками обители стали пришедшие вместе с Иосифом Волоцким монахи боровского Пафнутиева в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря, в том числе его родной брат, Вассиан (Санин). Среди первых пострижеников обители были представители волоцких вотчинников, а также племянники Иосифа: Вассиан (Топорков) и Досифей (Топорков).
По-видимому, с момента основания монастыря Иосиф Волоцкий ввёл в нём строгий общежительный устав. В управлении монастырём решающая роль принадлежала соборным старцам (10 или 12 человек во главе с настоятелем и келарем). В монастыре разработали уникальную систему поминовения усопших, в которой размер вклада соответствовал характеру и длительности поминания. Эту систему, детализированную и упорядоченную в 16 в., переняли крупнейшие русские монастыри.
По-видимому, роль Иосифа Волоцкого в деле изменения завещания рузского князя Ивана Борисовича (ум. 1503), согласно которому владения последнего отошли великому князю московскому Ивану III Васильевичу, испортило отношения игумена и обители со старшим братом рузского князя – волоцким князем Фёдором Борисовичем. Князь требовал от монастыря денежные средства, отбирал имущество, в конфликтных ситуациях угрожал монахам расправой. В феврале 1507 г. Иосиф Волоцкий обратился к великому князю московскому Василию III Ивановичу и митрополиту Московскому и всея Руси Симону с просьбой перевести монастырь из удельного подчинения под патронат великого князя московского (Полное собрание русских летописей. Москва, 2000. Т. 24. С. 216). Решением великого князя и архиерейского Собора под председательством Симона просьба Иосифа была удовлетворена, и верховным патроном обители стал великий князь. При этом в церковном отношении монастырь остался подведомственным архиепископу Новгородскому и продолжал платить налоги с земель волоцкому князю. Архиепископ Серапион принял сторону волоцкого князя и в 1509 г. временно запретил Иосифа в священнослужении. Однако в том же году решением Собора под председательством митрополита Симона прещение с Иосифа было снято, а Серапион сведён с Новгородской кафедры. В последние годы жизни волоцкий князь примирился с Иосифом и был погребён в обители (1513). После смерти Фёдора Борисовича Волоцкое княжество вошло в состав великокняжеских владений, а монастырь окончательно стал обителью великих князей.
После Иосифа Волоцкого монастырь возглавил игумен Даниил (не ранее 5 сентября 1515 – январь 1522), который продолжил строгое соблюдение норм общежительного устава, расширение землевладения и укрепление благосостояния монастыря. Став в 1522 г. митрополитом Московским и всея Руси, Даниил целенаправленно укреплял позиции последователей Иосифа Волоцкого в иерархии Русской Церкви (в епископате, среди настоятелей авторитетных обителей). На протяжении 16 в. монастырь играл исключительную роль в управлении Русской Церковью; выходцами из обители были: епископ Коломенский Вассиан (Топорков); архиепископы Казанские Гурий (Руготин), Герман (Садырев-Полев), Тихон (Хворостинин) и Иеремия; епископ Тверской Акакий; архиепископ Новгородский Феодосий; епископы Смоленские Савва (Слепушкин) и Гурий (Заболоцкий); епископ Суздальский Трифон (Ступишин) и др. Число насельников на протяжении 16 в. доходило до 150 человек. Среди соборных старцев ведущую роль играли выходцы из вотчинников среднего достатка Волоцкого и соседних уездов. Настоятели становились участниками важнейших церковных и земских соборов.
Со времени Собора, осудившего «жидовствующих» (1504), монастырь использовался для содержания лиц, изобличённых в ереси, несмотря на то что против этой практики решительно возражал Иосиф Волоцкий. Обитель стала местом заточения Максима Грека, Вассиана (Патрикеева), М. С. Башкина.
Во время эпидемии чумы 1568–1571 гг. в монастыре скончались более 120 монахов, что составило от 63 до 85 % от общего числа братии (Усачев. 2017. С. 111). Это привело к ослаблению влияния пострижеников монастыря на управление Русской Церковью.
В 17 в. политическое и культурное значение монастыря уменьшилось. Имел важное оборонительное значение на северных подступах к Москве. В 1606 г. был осаждён в ходе восстания Болотникова 1606–1607 гг., в октябре 1609 г. захвачен и разграблен «гетманом» войск Лжедмитрия II – князем Р. Ружинским, освобождён в мае 1610 г. русско-шведскими войсками во главе с воеводами Г. Л. Валуевым и Э. Горном. В 1612–1614 гг. выдержал осаду польско-литовских войск короля Сигизмунда III. Монастырь продолжал использоваться для содержания заключённых, среди них – князь И. А. Хворостинин (1606–1610), низложенный царь Василий Иванович Шуйский (в августе – сентябре), польские и литовские военнопленные (1612), протоиерей И. М. Неронов (1666).
В 1652 г. в монастыре была учреждена архимандрития.
В 1744–1788 гг. находился в ведении епископов Переславль-Залесских и Дмитровских, затем – митрополитов Московских. В 1745–1753 гг. монастырём управлял викарий Переславль-Залесской епархии, с 1746 г. – епископ Можайский и Волоколамский, Серапион (Лятошевич). В обители располагался домовотчинный приказ Переславль-Залесской духовной консистории (ведомство управляло вотчинами, находившимися в подчинении консистории). После секуляризации 1764 г. необщежительный монастырь 2-го класса. В 1771 г. – начале 20 в. совершался ежегодный крестный ход из Волоколамска в обитель (ныне совершается в 6-е воскресенье после Пасхи) с деревянной фигурой Николы Можайского (ныне находится в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Спирово Волоколамского городского округа). В 1777 г. по инициативе епископа Переславль-Залесского и Дмитровского Феофилакта (Горского) и при участии архимандрита Нектария в монастыре была учреждена Иосифовская семинария для детей лиц духовного звания (в 1823 переведена в г. Волоколамск).
В 18–19 вв. пять архимандритов монастыря стали архиереями: Пахомий (Симанский) в 1758 г. был хиротонисан в епископа Тамбовского, Геннадий (Драницын) в 1761 г. – в епископа Суздальского, Иона (Василевский) в 1812 г. – в епископа Тамбовского, Филарет (Амфитеатров) в 1819 г. – в епископа Калужского, Григорий (Постников) в 1822 г. – в епископа Ревельского.
В 1850-х гг. близ обители на месте, где, по преданию, Иосиф Волоцкий жил во время постройки обители, был основан Всехсвятский скит. Там возведены кирпичная церковь Всех Святых (1856–1860), деревянное здание богадельни (1903–1904), двухэтажная кирпичная больница (1900-е гг.).
Монастырь – один из крупнейших центров книжности 15–17 вв.
Становление обители как центра книжности было связано с деятельностью Иосифа Волоцкого. Вплоть до середины 19 в. в монастыре сохранялся основной фонд его рукописного наследия (29 рукописей, в том числе древнейшие списки Устава, «Просветителя» и других сочинений, эпистолярное наследие). После смерти Иосифа Волоцкого в монастыре был создан ряд произведений, в которых просматривалась тенденция к прославлению основателя монастыря (Краткий летописец, «Похвальное слово», «Надгробное слово» и др.). Особым вниманием книжников пользовались эсхатологические сюжеты, отразившиеся в Иосифо-Волоколамском патерике. Наиболее плодовитым автором из числа пострижеников обители стал митрополит Московский Даниил. В 16 в. монастырь являлся одним из центров летописания. По мнению А. Д. Седельникова и Б. М. Клосса, в стенах обители был составлен (по Клоссу, в 1516–1522) Русский хронограф 1512 г., главная роль в его создании принадлежала, по-видимому, Досифею (Топоркову). В обители в 1540-е гг. дьяком Дмитрием Лапшиным был создан единственный сохранившийся полный список Симеоновской летописи.
В обители переписывались рукописи по заказам других монастырей и отдельных лиц, а также, возможно, для продажи и пожертвований обителям и церквям. В монастыре сложился один или даже несколько скрипториев. Установлено более 100 имён писцов, среди которых наиболее видное место занимали старец Герасим Чёрный, Досифей (Топорков), Евфимий (Турков), старец Фотий, Нил (Полев). В 17 в. книгописание пришло в упадок.
Библиотека и архив монастыря
В книжном собрании монастыря помимо традиционных богослужебных книг преобладала святоотеческая аскетическая литература. Общий книжный фонд состоял из книг, находившихся в библиотеке, в кельях и в храмах близлежащих вотчин. На протяжении 16 в. трижды составлялась опись библиотеки. Согласно 3-й описи (1591), по подсчётам А. А. Зимина, учтено свыше 1050 рукописных и печатных книг (Зимин А. А. Из истории собрания рукописных книг Иосифо-Волоколамского монастыря // Записки Отдела рукописей. 1977. Вып. 38. С. 16), по подсчётам М. В. Кукушкиной – 952 рукописные и 12 печатных книг (Кукушкина. 1999. С. 100). К концу 16 в. монастырь обладал 3-м по величине собранием книг среди русских обителей, уступая лишь Троице-Сергиеву монастырю и Кириллову Белозерскому в честь Успения Пресвятой Богородицы мужскому монастырю.
К 18 в. количество книг в библиотеке монастыря значительно уменьшилось. Причинами этого могли стать продажа книг настоятелями и плохие условия хранения. В описи (составлена около 1760) указывается несколько десятков книг, преимущественно печатных. По описи 1778 г., в монастыре числилось 707 рукописей. Согласно указу Синода от 31 мая (12 июня) 1853 г. было выполнено подробное описание рукописей.
В 1859 г. по инициативе митрополита Московского Филарета (Дроздова) 236 монастырских рукописей, отобранных ректором Московской духовной академии (МДА) А. В. Горским, поступило в академическую библиотеку. В 1863 г. 435 рукописей поступило в Московскую епархиальную библиотеку [находилась в московском Высокопетровском во имя митрополита Петра, святителя Московского, мужском монастыре; ныне рукописи в Государственном историческом музее (ГИМ), Москва]. В обители осталось около 30 рукописей.
В 1930 г. книги монастыря, хранившиеся в библиотеке МДА, поступили в Государственную библиотеку имени В. И Ленина (ГБЛ; ныне РГБ). В 1949 г. 4 рукописи были переданы из Волоколамского музея в Государственный литературный музей в Москве, 2 рукописи поступили в Рукописный отдел Института русской литературы в Ленинграде. В 1954–1957 гг. около 30 рукописей и уцелевшие иконы были перенесены из Успенского собора монастыря в Музей-заповедник имени Андрея Рублёва (ныне Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва).
Монастырский архив формировался со времени создания обители и хранился в Петровской башне, а после пожара в 1798 г. был перенесён в Германову башню. После секуляризации 1764 г. большое количество подлинных грамот, удостоверяющих право монастыря на владение землями, поступило в Коллегию экономии. В монастыре с передававшихся документов были сняты копии и составлены поуездные описи монастырских актов. В 19 в. несколько грамот из Коллегии экономии отложились в архивах И. Д. Беляева, П. А. Муханова, графа А. С. Уварова. На начало 20 в. монастырский архив насчитывал 56 связок, в каждой из которых было от 32 до 150 свитков; в 1925 и 1929 гг. подвергался разгрому воспитанниками детских домов, располагавшихся на территории монастыря.
В 1920-х гг. часть документов из Волоколамского музея была перевезена в Ленинград и поступила в Собрание рукописных книг Ленинградского отделении института истории Академии наук СССР (ныне Санкт-Петербургский институт истории РАН). Несколько грамот оказалось в собраниях Отдела рукописей Государственной публичной библиотеки в Ленинграде (ныне РНБ; Краткая опись грамот, хранящихся в рукописном отделении Российской Публичной библиотеки // Летопись занятий археографической комиссии за 1918 г. Ленинград, 1923. Вып. 31. № 77, 92, 307). Грамоты в составе материалов Коллегии экономии поступили в Древлехранилище Московского отделения Центрального исторического архива РСФСР [ныне в составе фондов Российского государственного архива древних актов (РГАДА); Центральный государственный архив древних актов : путеводитель. Москва, 1946. Т. 1. С. 235–237]. Грамоты монастыря в составе архивов Беляева и Муханова поступили в ГБЛ. В 1929 г. наиболее важные документы были вывезены М. Н. Тихомировым в Москву и в составе фонда 1192 поступили в Древлехранилище Московского отделения Центрального исторического архива РСФСР.
К 2021 г. основной комплекс документов архива хранится в фондах РГАДА (Ф. 1192), часть документов – в РГБ (собрания Беляева, Спасо-Прилуцкого монастыря), в ГИМ (собрание грамот Шильдера), в архиве Санкт-Петербургского института истории РАН (собрания Головина, Строева), в Волоколамском краеведческом музее.
Земельные владения и вкладчики обители. Подворья монастыря
В 16–18 вв. монастырь являлся крупным земельным вотчинником. Жалованные грамоты монастырю выдавали великий князь московский Василий III Иванович (1515, 1517, 1522, 1527), великий князь (с 1547 царь) Иван IV Васильевич Грозный (первые четыре – 1534, 1539, 1540, 1543 – выданы от имени ещё малолетнего великого князя, в 1534 – по завещанию Василия III; 1550, 1551, 1556, 1563, 1578), царь Фёдор Иванович (1585, 1590, 1593), царь Василий Иванович Шуйский (1609). Подтвердительную жалованную грамоту на все владения выдал обители царь Михаил Фёдорович (1614). В основном вклады совершали землевладельцы среднего достатка, наибольшее количество земельных вкладов пришлось на 1550–1560-е гг., в 1570-х гг. оно резко снизилось. К концу 16 в. общая площадь земельных угодий монастыря составляла, по подсчётам А. А. Зимина, не менее 39,8 тыс. га земли (основные владения располагались в Волоцком и Рузском уездах).
В отличие от других крупных монастырей, в которых большую роль играли различные промыслы, благосостояние волоколамской обители почти всецело определялось доходами от земельных вотчин. После отмены тарханов в 1580-х гг. на монастырь были возложены обязательства уплаты регулярных и разовых сборов (данных, полоняничных, ямских денег). Это повлекло за собой разорение крестьян, которые не смогли выдержать двойные платежи. В 1591 г., по данным казначейских записей, необработанными оставались 56 % земель. Хозяйство монастыря было перестроено: организовано кредитование крестьян деньгами, осуществлён переход с оброка на барщину, расширена практика предоставления земель в аренду, упорядочены платежи. Эти мероприятия привели к росту доходности монастырского хозяйства в 3–5 раз, но вызвали крестьянские волнения в 1594–1595 гг., спровоцированные «прожиточными» (т. е. имевшими средний достаток) крестьянами.
По неполным оценкам, в 16 в. монастырь получил денежных вкладов на сумму около 30,9 тыс. руб.; объём вкладов в 17 в. был несравненно меньше. Наиболее крупные суммы в обитель пожертвовали царь Иван IV (свыше 8 тыс. руб.), Борис Фёдорович Годунов (свыше 3,1 тыс. руб.), Г. Л. Скуратов-Бельский (1,5 тыс. руб.), большую сумму (около 5 тыс. руб.) среди денежных вкладов составляли пожертвования церковных иерархов, в основном пострижеников обители. Крупными вкладчиками монастыря выступали также удельные князья: дмитровский – Юрий Иванович, угличский – Дмитрий Иванович Жилка, старицкий – Андрей Иванович и его сын, Владимир Андреевич.
Во время Смуты владения подверглись опустошению, однако монастырь сохранил свои вотчины. По переписи 1678 г. монастырь владел 1409 крестьянскими дворами.
С 1701 г. всё недвижимое имущество монастыря было передано в ведение Монастырского приказа. В 1710 г. все вотчины монастыря были разделены на определённые, в размере дохода от управления 3604 крестьянами (доход от которых шёл на содержание обители), и заопределённые (находившиеся в ведении приказа). По 2-й ревизии (1744–1747), во владении обители находилось 11 624 человек мужского пола и свыше 21,3 тыс. га пашенной земли. После секуляризации 1764 г. монастырь утратил подавляющую часть своих земельных владений и крестьян. К началу 20 в. владел свыше 214 га земельных угодий.
В декабре 1612 г. по решению князя Д. Т. Трубецкого и князя Д. М. Пожарского монастырь получил место для подворья в Москве на улице Ильинка, которое просуществовало вплоть до закрытия монастыря; в 1883 г. возведено его новое здание (архитектор А. С. Каминский; ныне здание Казначейства Российской Федерации, Ильинка, дом 7/3). В 1883 г. монастырь приобрёл ещё одно здание на улице Ильинка (дом 13, строение 1), где разместилось 2-е подворье, а в 1905 г. приобретено здание по адресу Большая Дмитровка, дом 18/2, в котором расположилось 3-е подворье обители в Москве (в 1911 здание было перестроено архитектором И. С. Кузнецовым).
К 1915 г. монастырь получал более 60 тыс. руб. доходов, главным образом от Старо-Иосифовского подворья (Ильинка, дом 7/3), помещения которого сдавались в аренду под магазины. К началу 20 в. у стен обители ежегодно устраивались 3 ярмарки. Монастырь ежегодно кормил бесплатными обедами до 25 тыс. богомольцев. Во время Первой мировой войны 1914–1918 гг. вносил 1,5 тыс. руб. ежемесячно на содержание лазарета и постройку дома для 50 инвалидов.
Некрополь
Наиболее древние захоронения на территории монастыря относятся к 15–16 вв. Имена погребённых и указания на расположение могил внесены в Обиходник игумена Евфимия (Туркова) (около 1581–1582; Санкт-Петербургский институт истории РАН. Ф. 284. Кн. 4). Захоронения производились единообразно в деревянных колодах (несмотря на знатность погребённых), без склепов и каменных саркофагов, на расстоянии около 0,5 м друг от друга. При археологических работах в Успенском соборе и вокруг него были обнаружены частично сохранившиеся белокаменные надгробные плиты 16–17 вв.
Внутри 1-го каменного Успенского собора (возведён в 1484–1485) находились погребения рузского князя Ивана Борисовича (ум. 1503), волоцкого князя Фёдора Борисовича (ум. 1513), царевича Фёдора Меликдаировича (ум. между 1536 и 1550), митрополита Московского и всея Руси Даниила (ум. 1547), архиепископа Новгородского Феодосия (ум. 1563), архиепископа Казанского Иеремии (ум. 1581), архиепископа Суздальского Стефана (ум. 1679), князя П. В. Звенигородского (ум. в 1-й половине 16 в.) и его сыновей – Григория и Ивана. Захоронения располагались также в 3 беспрестольных приделах собора («старом», «новом», «малом»). В «старом» находилась усыпальница князей Голениных (4 погребения) и Хованских (8 погребений), детей боярских Мижуевых (5 погребений), волоцких землевладельцев Лыковых, Клушиных, Языковых. «Новый» придел над погребением 1-го игумена обители задумывался как гробница монахов и пострижеников монастыря: старца Кассиана Босого (ум. 1532), епископов Сарских и Подонских Саввы Чёрного (ум. 1554) и Нифонта (Кормилицына) (ум. 1558), архиепископа Казанского Лаврентия (ум. 1574) и др. Захоронения «нового» придела сильно пострадали при закладке фундаментов нового собора в 1688 г., в связи с чем погребённые там архиереи были перезахоронены в специально устроенные склепы в северном углу нового собора. В этом приделе также похоронили князей Оболенских (4 захоронения) и дворян Кутузовых (2 погребения).
За «старым» приделом находилась родовая усыпальница Есиповых-Тютчевых (вассалов князей Холмских), входивших в военно-служилую корпорацию г. Волок (Ламский) во 2-й половине 15 – 1-й половине 16 вв. (Константин Есипов-Тютчев, Пётр Есипов сын Тютчев, Василий Уской Петров сын Тютчев), бывших землевладельцами Дмитровского уезда и имевших тесные связи с монастырём. Вокруг алтаря Успенского собора были погребены представители родов Еропкиных, Коуровых, Полевых, Ржевских, Ступишиных, Толбузиных, Хилиновых, Челищевых. На территории монастыря были погребены Г. Л. Скуратов-Бельский, его отец, Лукьян (инок Леонид), и сын – Максим.
До 1920-х гг. на территории некрополя сохранялись надгробия над захоронениями дворян конца 17 – начала 18 в. Здесь были погребены владельцы окрестных усадеб и члены их семей, в том числе действительный статский советник И. (О.) И. Безобразов (ум. 1780), 1-я жена генерал-майора Н. Н. Муравьёва – Софья Фёдоровна, урождённая Ахвердова (ум. 1830), дочь декабриста А. Н. Муравьёва – Софья (ум. 1851), тёща А. С. Пушкина – Н. И. Гончарова (ум. 1848) и др.
Закрытие монастыря в 1918–1920 гг.
В рамках национализации, начиная с 1918 г., у обители были отобраны московские подворья, здания гостиницы, школы, приюта, бо́льшая часть монастырских земель, средства с банковского счёта. В 1919 г. в обители разместились детские дома и школа. В соответствии с приказом Революционного военного совета Республики № 1169 от 21 июля 1919 г. (издан на основании декрета Совета народных комиссаров РСФСР от 20 июля 1918 о призыве в тыловое ополчение граждан, не подлежащих призыву в ряды РККА) о мобилизации монашествующих в возрасте до 40 лет часть братии покинула монастырь. К концу 1919 – началу 1920 гг. в монастыре осталось около 30 человек. В январе 1920 г. монастырские власти зарегистрировали в Волоколамском уездном земельном отделе и в Наркомате земледелия Иосифовскую трудовую сельскохозяйственную артель, председателем которой стал казначей – иеромонах Пафнутий (Бовин).
В июне 1920 г. комиссия Московского губернского исполнительного комитета на основании решения Чрезвычайного съезда Советов Волоколамского уезда приняла решение об окончательном закрытии монастыря.
Монастырь в 1920–1989 гг.
После закрытия обители на её территории организованы школа-интернат, затем детский дом (закрыт в 1981), школа. 1 июня 1921 г. был учреждён музей. В 1929–1931 гг. музей списал «предметы немузейного назначения» – колокола (отправлены на переплавку) и паникадила. Ансамбль монастыря сильно пострадал во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. в ходе Московской битвы 1941–1942 гг. 8 марта 1954 г. музей был закрыт, а фонды переданы в московские музеи и в Московский областной краеведческий музей.
В 1965–1989 гг. на территории бывшего монастыря действовал школьный краеведческий музей. В 1981 г. организован историко-архитектурный музей-заповедник, до 1989 г. являвшийся филиалом Московского областного краеведческого музея.
Возобновление монастыря и его новейшая история
В ответ на обращение народного депутата Съезда народных депутатов СССР – митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв 15 мая 1989 г. принял решение о передаче монастыря Русской православной церкви. С 1989 г. обитель входила в состав Московской епархии, 29 декабря 1999 г. получила статус ставропигиальной. В 1989–2003 гг. Питирим был настоятелем (с 1999 наместником) обители. По его инициативе в 1991 г. была открыта 1-я экспозиция по истории бытования текста Библии на Руси (в 2015 официально открыт Музей Библии). Митрополит внёс большой вклад в дело реставрации монастырского ансамбля. С 2004 г. наместником монастыря является архимандрит (с 2012) Сергий (Воронков).
Монастырь имеет 3 подворья в Волоколамском городском округе: храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровское (1792, трапезная – 1851), храм Вознесения Господня в селе Теряево (1812–1825), где ведутся восстановительные работы и одновременно совершаются регулярные богослужения, и храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Шестаково (1801–1819; колокольня – 1820-е гг., 1887; трапезная – 1861–1862). В 2009 г. монастырю возвращён Всехсвятский скит.
Архитектурный ансамбль
Периоды активного строительства в монастыре: последняя четверть 15 – середина 16 вв.; последняя треть 17 в.; 1785 г. – начало 19 в. и конец 19 – начало 20 вв. Созданный в 1670 – 1690-е гг. масштабный ансамбль с живописным расположением трёх пятиглавых храмов и шатровых башен, отражавшихся в глади прудов, образованных запрудами реки Струга в 15–16 вв., несмотря на перестройки и утраты, сохранил свою цельность до сих пор.
Монастырский собор
Первая, деревянная церковь Успения Божией Матери построена в 1479 г. волоцкими мастерами. В 1484–1485 гг. возведён одноимённый каменный собор, иконы и росписи для которого выполнил Дионисий с сыновьями, Владимиром и Феодосием, и др. В 1688–1692 гг. (освящён в 1696) на месте старого храма по грамоте патриарха Московского и всея Руси Иоакима и на средства царя Фёдора Алексеевича и покойного дьяка Золотой и Серебряной палат Захария (Богдана) Силина был возведён массивный четырёхстолпный, пятиглавый кирпичный собор. В строительстве участвовали московские мастера Трофим Игнатьев «с товарищи»; в 1690 г. по заданию Приказа каменных дел за ходом работ надзирал подмастерье К. С. Мымрин. В поставленном на высоком белокаменном подклете храме соединяются черты старой крестово-купольной (посводное покрытие, ложные закомары) и новой архитектуры (трёхчастное членение фасадов с пучками колонн по углам, восьмигранные барабаны, наличники в стиле нарышкинского барокко, обилие ценинных изразцов типа «павлиний глаз» работы московской мастерской С. И. Полубеса, оконные решётки нового рисунка). С трёх сторон к собору примыкают двухъярусные крытые галереи с аркадами (второй ярус устроен в 1757; арки заложены в конце 18 в.). Трём порталам соответствовали массивные лестницы (северная разобрана в 19 в.). Над боковыми апсидами расположены ризничная и казённая палатки (небольшие каменные постройки), в которые ведут лестницы в толще алтарных стен. Двухсветный интерьер расчленён круглыми столбами на квадратных постаментах.
От первоначального золочёного иконостаса собора, с ажурной «флемской» резьбой работы Евсевия Леонтьева, сохранился нижний ярус с царскими вратами и 12 витыми столбами, украшенными гроздьями винограда. Золотили иконостас Александр Власов «с товарищи», Дмитрий Сергеев и московский золотарь Ефим Иванов «с товарищи». 5 верхних ярусов созданы заново в 1740–1757 гг. Икона «Ветхозаветная Троица» (1484–1485, мастер Паисий), чтимый список с Владимирской иконы Божией Матери, известный как Волоколамская икона Божией Матери (1571–1572), иконы 1690-х гг. работы кормового мастера Григория Антонова, Фомы и Василия Потаповых из Осташковской слободы (ныне г. Осташков) хранятся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Шитая плащаница, вклад старицкого (с 1566 дмитровского) князя Владимира Андреевича и его матери, княгини Евфросинии Андреевны (в иночестве Евдокии; плащаница атрибутирована старицким князьям К. И. Невоструевым, однако вклад, который, скорее всего, был сделан в середине 1560-х гг., ошибочно отнесён историком к 1558), – в Музеях Московского Кремля. В иконостасе сохранились иконы, написанные московскими и переяславскими мастерами в конце 1740-х гг. К середине 18 в. относятся и луковичные главы собора и золочёные кресты. В 1906–1909 гг. собор расписан заново клеевыми красками (артель Н. М. Сафонова по рисункам И. С. Кузнецова). В подклете в 1777 г. освящена церковь-усыпальница преподобного Иосифа Волоцкого (с южным приделом Живоначальной Троицы и северным Рождества Богородицы; в 2001 мощи преподобного помещены в основной объём храма), с захоронениями рузского князя Ивана Борисовича и волоцкого князя Фёдора Борисовича.
Между собором и Богоявленской церковью был построен каменный переход на столбах с арками (разобран в 1780-х гг.).
Колокольня
В 1490-х гг. (по другим данным, завершена в 1511, на вклады Семёна Дичка Климентьева с супругой) сооружена восьмигранная трёхъярусная кирпичная колокольня с церковью Смоленской иконы Божией Матери «иже под колоколы». В 1671–1672 гг. надстроен 4-й ярус с шатровым завершением; в 1692–1694 гг. местными мастерами Никитой Тимофеевым сыном Дюженком, Микитой Аристовым и Микешкой Герасимовым «с товарищи» колокольня была достроена до 10 ярусов общей высотой 76 м. Из-за возникшего уклона к северо-западу основание колокольни неоднократно укреплялось (в начале 19 в., 1828, 1847, 1849). Колокольня была взорвана отступавшими советскими войсками 19 ноября 1941 г. в ходе Московской битвы 1941–1942 гг. К 2022 г. от неё сохранился подклет с угловыми лопатками, остатками свода и внутристенной лестницей.
Богоявленская церковь и Трапезная палата
В 1504–1506 гг. на средства князя С. И. Бельского и Б. В. Кутузова возведена кирпичная Трапезная палата (расширена в 1530; западная паперть – 1827, возобновлена в 1883–1890) с подклетом (сохранился от начала 16 в.; в нём располагались поварни, просфорни, кладовые), одностолпным залом по образцу Грановитой палаты (пол из чугунных плит – 1853, роспись – 1904, по эскизам И. С. Кузнецова), одноглавой церковью Богоявления (1504–1506) и помещением келарской. Завершение церкви Богоявления с добавлением карниза, ярусов кокошников и декоративного пятиглавия перестроено в 1682 г. зодчим Трофимом Игнатьевым; придел Преподобного Сергия Радонежского устроен в 1806 г.
Стены и башни монастыря
В 1543–1566 гг. деревянные стены 15 в. заменены кирпичными (длиной 840 метров; сохранились фрагменты в северном прясле) с 9 башнями (3 круглыми и 6 четырёхугольными). В 1589 г. над южными святыми вратами возведена церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери (не сохранилась). По предложению подмастерья каменных дел Ивана Неверова, посланного из Москвы осматривать монастырь в 1645 г., старые укрепления разобрали и возвели новые по образцу стен и башен московского Симонова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря. Подготовка к строительству велась с 1649 г. (монастырские крестьяне доставили 1273 камня и 296 бочек извести). В 1650–1660-х гг. производилась починка стен и башен. Но возведение новых укреплений по линии старых оживилось только в середине 1670-х гг. К 1676 г. построены башни «на водяных воротах» и наугольная Круглая (не сохранились) и между ними стена длиной 20 саженей. Далее возвели башни (по часовой стрелке): Никольскую (1677, Трофим Игнатьев, Захар Никифоров; разобрана до основания к 1789 и отстроена заново), Свечную (1677; ныне Часовая), Мироносицкую (1678, Трофим Игнатьев; ныне Воскресенская), башню «против монастырских житниц» (1680; ныне Петровская), 24-гранную Старицкую (1681), четырёхугольную Германову (1683; кирпичный шатёр – 1684) с гульбищем и хозяйственными воротами (заложены) и наиболее мощную 16-гранную Северную (1685–1688, в три «житья» – этажа – и с шатровым верхом; ныне Кузнечная; все башни построены Трофимом Игнатьевым). Башни оформлены купленными в Москве муравленными и ценинными изразцами (для Кузнечной башни закуплено 500 муравленных ширинчатых изразцов на подзоры, 200 муравленных желобов на поясы и 100 ценинных изразцов) и декоративной кирпичной кладкой. Первоначальные тёсовые покрытия (кроме Германовой и Кузнечной башен) в конце 18 в. заменены островерхими кирпичными шатрами, башни и ограда покрыты железом. В стенах на разном уровне устроены печуры (ниши в стене) и приспособления для подошвенного и верхнего боя, варовые окошки. Вдоль верхнего боя в стенах устроен проход (аркада и металлическая кровля устроены в конце 18 в.).
Другие постройки
В 1679 г. на южной стороне монастыря сооружены расположенные под углом к другим постройкам святые ворота (столбы ворот украшены 600 ценинными печными изразцами с изображением трав и райских птиц) с двумя пролётами (декорированы «занавесками» с гирьками) и пятиглавой бесстолпной церковью Введения Богородицы во храм (ныне Апостолов Петра и Павла; зодчий Трофим Игнатьев; украшена ярусами кокошников, профилированными карнизами, ширинками, угловыми столбами, наличниками и тремя белокаменными перспективными порталами; пол из керамических плит) с галереей (пролёты между столбами позднее были заложены). К святым воротам почти симметрично примыкают: с восточной стороны – настоятельский корпус (последняя четверть 17 в., перестроен в 1785–1787 с сохранением части стен с фризом из поливных изразцов), с западной – казначейский корпус (конец 19 в.).
В южной части монастыря также сохранились: двухэтажный Старый братский корпус (середина 19 в.), одноэтажный Певческий корпус (перестроен из старого здания в 1808), одноэтажный Келарский корпус (1808, увеличен в длину в 1915), трёхэтажный Новый братский корпус с гостиницей (1910, архитектор И. С. Кузнецов; наличники, стилизованные в духе нарышкинского барокко, трапезный зал, кафельные печи) и деревянный Медовый амбар (1910; форма окон с элементами модерна). В северной части – кирпичная баня (1907).
К югу от монастыря расположено двухэтажное здание монастырской гостиницы (1865).
Реставрация ансамбля
В 1956 г. Республиканской специальной научно-реставрационной производственной мастерской начата реставрация ансамбля (ведущий архитектор объекта – Н. И. Иванов). В 1957 г. объект передан Московской областной специальной научно-реставрационной производственной мастерской треста «Красногорскстрой», с 1972 г. ведущим архитектором являлась Л. А. Белова. К 2004 г. – к празднованию 525-летия основания обители – была отреставрирована бо́льшая часть зданий и территория монастыря. С 2006 г. продолжены работы по реставрации обители: в 2000–2010-х гг. отреставрированы Настоятельский корпус, Казначейский корпус, Старицкая и Германова башни; фундаменты, фасады и галерея Успенского собора, частично – интерьеры Успенского собора (в том числе заново расписан нижний храм – Преподобного Иосифа Волоцкого); Трапезная палата с храмом Богоявления (кроме росписей); в 2021 г. продолжается реставрация святых ворот. Реставрационные работы сопровождались археологическими исследованиями (1974–1975, 1983–1986, 2001, 2009, 2013 и др.). В 2009 г. был создан попечительский совет по восстановлению монастыря [с 2015 возглавляет губернатор Московской области А. Ю. Воробьёв, почётный председатель – патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев)].