Новый Афон
Но́вый Афо́н (абх. Афон Ҿыц), город в Абхазии, в Гудаутском районе.
Общие сведения
Расположен в 26 км к северо-западу от Сухума, на побережье Чёрного моря, в устье реки Псырдзха (Псырцха).
В Новом Афоне находится железнодорожная станция на линии Адлер – Сухум. По территории города проходит автомобильная дорога Сочи – Сухум.
Население
Население составляет 1,5 тыс. человек (2019). Этнический состав (2011, перепись): абхазы – 59,6 %, русские – 24,0 %, армяне – 8,1 %, прочие – 8,3 %. Численность населения Нового Афона сократилась в результате грузино-абхазского вооружённого конфликта 1992–1993 гг. и последующей миграции населения (с 3,2 тыс. человек в 1989 до 1,3 тыс. человек в 2003).
История
История поселения на месте современного города до 12 в.
Возникновение древнейшего поселения на территории современного Нового Афона, предположительно относится к 6–4-му тыс. до н. э. В восточной части города также обнаружено селище предантичного времени. Согласно церковным преданиям, в 53 г. Кавказ посетили апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Последний остался в Абазгии и принял мученическую смерть от рук римских легионеров в 55 г. (по церковному преданию, на месте его могилы стоит храм Святого апостола Симона Кананита).
К 4–5 вв. относят строительство оборонительного сооружения Анакопия, находившегося на окраине современного Нового Афона и относившегося к римскому Понтийскому лимесу. Вероятно, в 1-й половине 6 в. византийцы возвели на вершине Анакопийской горы крепость Трахея (упоминается Прокопием Кесарийским), которая стала резиденцией царя Опсита во время восстания абазгов против Византийской империи (550). Позднее возрождённая Анакопия стала столицей Абазгии (6–8 вв.), а затем Абхазского царства (до переноса в Кутаиси в 1-й четверти 9 в.). В 730-х гг. (вероятнее всего, в 737), согласно грузинским источникам, выдержала осаду арабского войска, по всей видимости, под командованием Сулеймана ибн Хишама, сына халифа [версия «Картлис Цховреба» о том, что войсками командовал наместник Закавказья Марван ибн Мухаммад Кру («Глухой»), по-видимому, должна быть оставлена: Майоров Г. С. Арабский поход 737(738) года и изменение политического статуса византийской Абхазии // Проблемы истории, филологии, культуры. 2016. № 1 (51). С. 233–241]. В позднесредневековую эпоху роль Анакопии как городского центра в культурной и политической жизни Абхазии ослабла.
При археологических раскопках Анакопийской крепости (1957–1958, 2004, 2014–2015) зафиксированы культурные слои 7–11/12 вв. н. э., также обнаружены энеолитический каменный топорик, обломки керамической посуды бронзового века, эллинистического периода (чернолаковая посуда, 4–2 вв. до н. э.) и, предположительно, 6 в. н. э. Исследовались: восточная башня цитадели (обнаружен фрагмент резного камня с плетёнкой и уступчатой рамкой, аналогии такому декору находятся в отделке церкви Феодора Тирона 11 в. н. э.), башни и воротный узел т. н. второй (по хронологии возведения), или внешней, линии обороны крепости [найдены монеты, в том числе одна с именем Константина IX Мономаха и одна – грузинского царя Георгия II (правил в 1072–1089), обе серебряные; обломки черепицы, керамических, в том числе глазурованных, и стеклянных сосудов, каменного жёрнова, железные наконечники стрел, ножи, долота и др.], остатки однонефного храма 10–11 вв. с апсидой (т. н. нижний храм, длиной 9,2 м, шириной 4,5 м); печь для обжига извести (нижняя часть вырублена в скале), 11 захоронений [три внутри храма, четыре снаружи около его стен, одно – западнее, ещё три – внутри башен; все ориентированы на запад и лежали на спине (один – предположительно); пять безынвентарных погребений (два в храме и все внутри башен), в других среди находок – бронзовое зеркало, железные ножи, бубенчик из белого металла с ушком и бронзовой проволочкой, стеклянные бусины и др.)].
Территория современного города в 12–18 вв.
В эпоху генуэзской колонизации Черноморского побережья Кавказа в 12–15 вв. на месте центральной части современного города находилась торговая фактория Каво-ди-Гиро (Анакуфа, Никопия, Никоффа). В 15 в. в границах современного Нового Афона некоторое время размещалась резиденция владетелей Абхазии князей Шервашидзе (Чачба). После утверждения турок в Абхазии постоянное поселение на территории современного города прекратило существование. В 17–18 вв. там располагался турецкий гарнизон.
Формирование и развитие населённого пункта в 19 в. – начале 1990-х гг.
После вхождения Абхазского княжества в состав Российской империи (1810–1812) территория современного города первоначально застроена не была, несколько восточнее возникло селение Псырцха [Псирцха, Псырхтсха, Псырдзха]. В 1875 г. на левом берегу реки Псырдзха (Псырцха) на территории современного города русские монахи, прибывшие из Пантелеимонова монастыря на Афоне в Греции, основали Новоафонский во имя апостола Симона Кананита мужской монастырь. Во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. все его постройки были разрушены. Однако уже с осени 1878 г. строительство было возобновлено. В 1890-х гг. обитель превратилась в крупнейший православный религиозный центр на Черноморском побережье Кавказа. Монахи значительно облагородили территорию, в том числе разбили Приморский парк с прудами, построили одну из первых ГЭС в России (пущена в 1902). Вокруг монастыря сложился населённый пункт, получивший название Новый Афон. Входил в состав Гудаутского участка Сухумского округа (1883–1918).
После Октябрьской революции 1917 г., в середине марта 1918 г., в Гудауте образовался руководимый большевиками Исполнительный комитет объединённых Советов рабочих и крестьянских депутатов Гудаутского участка под председательством Н. А. Лакобы. В ночь на 25 марта 1918 г. красные части, основную массу которых составляли отряды «Киараз» под командованием В. Д. Лакобы и К. Инал-Ипы, окружили Новый Афон, разоружили находившиеся там меньшевистскую милицию и пограничный отряд, прервали телеграфное и телефонное сообщение с Сухумом. В Новом Афоне была проведена партийная конференция с участием представителей сформировавшихся в разных местах Абхазии отрядов, на которой был разработан план дальнейших операций. В мае – июне 1918 г. в районе Нового Афона шли бои между отрядами большевиков и меньшевиками, получившими поддержку вооружённых сил Грузинской демократической республики. В составе Грузинской демократической республики в 1918–1921 гг. Новый Афон официально назывался Ахали-Афони. В 1919–1921 гг. входил в состав Гудаутского уезда. 1–3 мapтa 1921 г. занят частями Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
В 1921–1948 гг. Новый Афон официально назывался Псирцха (Псырцха). Волостной центр Гудаутского уезда ССР Абхазии (с 1922 договорная ССР Абхазии; 1921–1930). В 1922 г. было положено начало развитию курорта, крупномасштабные работы развернулись в 1930-х гг. – строились санатории и дома отдыха, гостиницы и государственные дачи. В 1924 г. был закрыт монастырь, а на основе его хозяйства создан государственный образцовый совхоз «Псырцха». С 1930 г. в составе Гудаутского района договорной ССР Абхазии (1930–1931), Абхазской АССР (1931–1992). С 1938 г. курортный посёлок.
Во время Великой Отечественной войны здравницы курорта использовались для нужд фронта. В 1943 г. открыто движение по прошедшей через Псирцху железнодорожной линии Гагра – Сухуми (ныне Сухум; официально введена в эксплуатацию в 1945).
В 1948–1955 гг. официально назывался Ахали-Афони, с 1955 г. вновь Новый Афон. Популярность Нового Афона увеличилась после открытия Новоафонской пещеры (1961, доступна для туристов с 1975), ставшей одним из самых популярных туристических мест в Абхазии. С 1987 г. город.
В составе Республики Абхазия
С 1992 г. в составе Гудаутского района Республики Абхазия. Во время грузино-абхазского вооружённого конфликта 1992–1993 гг. сильно пострадал от обстрелов грузинской артиллерии и авиации. 3 ноября 1992 г. в районе города был уничтожен грузинский десант.
Архитектура
Старая часть города расположена по берегам реки Псырдзха (Псырцха). На её левом берегу, близ плотины (1882, инженер И. С. Веняжский) и одной из первых в России ГЭС (1892–1902, использованы две радиально-осевые гидротурбины, подаренные императором Александром III; отремонтирована в 1935), – церковь Святого апостола Симона Кананита (конец 9 – начало 10 вв.; по мнению исследователя А. Ю. Виноградова, построена около 898; восстановлена в 12 в., верх разобран в 1859 для строительства дома семьи Маан; обследована Г. Г. Гагариным в 1876, верх восстановлен в 1881–1882; реставрирована в 1956 и 1992–2003; фрагменты росписи начала 12 в.). Так называемой Царской кипарисовой аллеей церковь соединена с нагорной частью ансамбля Новоафонского во имя апостола Симона Кананита мужского монастыря, выстроенной в конце 19 в. в неовизантийском стиле на возвышенности у подножия Афонской горы (Акуи) и доминирующей над городом.
С восточной стороны от монастыря, в менее посещаемом туристами и паломниками месте над железнодорожным туннелем, сохранился бывший дом игумена (в 1946–1947 перестроен в государственную дачу И. В. Сталина «Ласточкино гнездо»; ныне одна из дач президента Абхазии и музей).
Ближе к берегу моря расположены постройки нижней части монастыря: т. н. Генуэзская башня (11–13 вв., в 1880‑е гг. включена в комплекс гостиницы, в 1888 в ней останавливался А. П. Чехов), Покровская церковь в русско-византийском стиле (1876, восстановлена в 1878–1879; в 1924 закрыта, разрушена колокольня и внутри устроен кинотеатр; ныне – библиотека), часовня Иверской иконы Божией Матери в русском стиле (1888; в 2004 отреставрирована и освящена во имя Святого Александра Невского), посвящённая посещению посёлка императором Александром III, Марией Фёдоровной и цесаревичем Николаем 24 сентября (6 октября) 1888 г. и их спасению во время крушения поезда у станции Борки под Харьковом 17(29) октября 1888 г. Близ устья Псырдзхи – Приморский парк с прудами, заложенный монахами в конце 19 в. (посередине одного из прудов в 1970-е гг. соорудили центрический павильон кафе «Лебедь» в стиле советского модернизма). В 1934 г. неподалёку от Покровской церкви в духе конструктивизма возведено 4-этажное здание санатория «Абхазия» (ныне заброшено). В 1952–1954 гг. рядом с плотиной построен ажурный павильон железнодорожной станции Псырцха (Псырдзха; архитектор Г. И. Лежава). В 1970-е гг. на Сухумском шоссе установлена автобусная остановка в виде морской раковины (автор проекта З. К. Церетели).
В северо-западной части города, между реками Псырдзха и Мысра (Мсракуара), на Анакопийской горе (Иверской, высота 344 м) расположены руины Анакопийской крепости (Анакопия; с 2002 историко-культурный заповедник) с цитаделью (4–5 вв.), внутри которой сохранились остатки однонефной церкви (6–8 вв.; в середине 11 в. освящена во имя святого великомученика Феодора Тирона; внутри – рельефы 5–8 вв.; часовня в честь Иверской иконы Божией Матери, 1913), руины жилого здания (начало 20 в.), колодец, смотровая башня (середина 11 в.; верх восстановлен в 2006–2008). Частично сохранилась вторая линия укреплений с семью башнями (конец 7 в.) и руинами церкви (10–11 вв.). У подножия горы – вход в Новоафонскую пещеру и пещерная келья, в которой, по преданию, апостол Симон Кананит жил в 53–55 гг.
Расположенная к востоку от старой новая часть города с железнодорожным вокзалом (в духе советского неоклассицизма с купольным ротондальным центральным залом) застроена преимущественно малоэтажными домами во 2-й половине 20 в.
В 2002–2003 гг. разработан проект охранных зон города (историк А. С. Агумаа).
Музеи
В городе находятся музеи: этнографический Кучи Лакрбы (2004; собрание К. К. Лакрбы), Абхазского царства (2010; в здании 1950-х гг.); памятник-музей погибшим во время грузино-абхазского конфликта 1992–1993 гг. (2002; расположен в здании нижней станции недостроенной канатной дороги, 1980‑е гг.).
Музыкальная жизнь
В залах Новоафонской пещеры, в частности в зале «Апхьарца» (назван в честь абхазского струнного смычкового инструмента аҧхьарца), во время экскурсионных программ звучит народная абхазская музыка. Здесь проходят концерты классической музыки; с 1975 г. регулярно выступает Государственная хоровая капелла Республики Абхазия.
Санаторно-курортная деятельность
Новый Афон является приморским климатическим курортом. Климат субтропический, с очень мягкой бесснежной зимой и очень тёплым солнечным летом (средняя температура января около 6 °C, августа 24 °C). Количество осадков около 1600 мм в год; бо́льшая часть их выпадает поздней осенью и зимой. Летняя жара смягчается морскими и береговыми бризами. От северных ветров курорт защищён хребтами Большого Кавказа. Растительность в районе Нового Афона субтропическая, исключительно богатая и разнообразная. Купальный сезон длится с мая по ноябрь (температура воды в море летом повышается до 24–26 °С). Город вытянут вдоль моря, по всей его протяжённости идёт широкая пляжная полоса, покрытая галькой; оборудован лечебный пляж. Флора и климатические особенности Нового Афона создают условия для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов дыхания (кроме туберкулёза и бронхиальной астмы).
Хозяйство
Главная отрасль хозяйства – сфера услуг, представленная преимущественно туристическим бизнесом. В городе расположены: курортная поликлиника, центр культурно-познавательного и спортивно-оздоровительного туризма (пансионат, турбазы), санатории, дома отдыха, отели и другие учреждения рекреационного и оздоровительного типа.
Ведётся приём иностранных туристов, преимущественно из России. Город является центром культурно-познавательного, спортивно-оздоровительного и паломнического туризма (основные объекты посещения – Новоафонская пещера и Новоафонский монастырь). Численность экскурсантов в Новоафонскую пещеру составляет 276 тыс. человек (2019). Действует пещерная железная дорога (1975, построена по стандартам метрополитена, работает с мая по ноябрь в течение курортного сезона).
Окрестности
В 6 км от Нового Афона в селе Приморское (Арсаул) находится бальнеологическая лечебница с сероводородными источниками – оздоровительный комплекс «Цкуара». В составе оздоровительного комплекса: 3 бассейна с температурой воды 36 °C, горячие сероводородные души, массажное и грязевое отделения, также здесь используется минеральная лечебная вода. Вода источников богата сульфатами, магнием, кальцием и азотом, температура воды в месте выхода на поверхность составляет 47 °C, показана при многих видах заболеваний.
У истока реки Псырдзха (Псырцха) в пещере «Пропасть абхазских спелеологов» обнаружено местонахождение жилища позднего Мустье.
В окрестностях города, но часто в труднодоступных горных местах, сохранилось много историко-культурных памятников: в селе Анухва (Анхуа) и близ него – наскальные рисунки в гроте Агца (обнаружены в 1940), хутор Новоафонского монастыря с церковью Святого Иоанна Предтечи (освящена в 1908), руины крепостей Бжилва (в селе Нижняя Анухва; 7–9 вв.) и Абарук (Абгархук; 8–11 вв.); руины храмов 10–12 вв. в селе Мцара, в посёлках Аквача (Акуача; церковь Святого Георгия Победоносца Куач-ныха) и Ахикуара (Веселовка).
Близ села Приморское (Арсаул), на склоне горы Мсыгхуа в долине реки Цкуара, – руины храма 10–12 вв.