Кодекс канонического права
Ко́декс канони́ческого пра́ва (лат. Codex Iuris Canonici), в Римско-католической церкви систематизированный нормативно-правовой акт, содержащий универсальные нормы канонического права и обладающий высшей юридической силой. Кодекс был принят в 1917 г.; в 1983 г. издан новый, действующий в католической церкви на начало 21 в. Официальным текстом обоих Кодексов канонического права является латинский; переводы их на другие языки не признаются аутентичными.
Предложения о систематизации (в том числе кодификации) канонического права Римско-католической церкви высказывались с 16 в. Ко 2-й половине 19 в. потребность в кодификации стала ощущаться очень остро, т. к. в католической правовой системе скопилось большое количество устаревших и противоречивших друг другу источников и норм права. Вопрос о кодификации был поставлен на Первом Ватиканском соборе. На рубеже 19–20 вв. католическими канонистами было опубликовано несколько неофициальных кодифицированных сборников.
Проект кодификации канонического права был обнародован папой Римским Пием X в motu proprio «Arduum sane munus» от 19 марта 1904 г. Подготовка кодекса велась специальной комиссией. 27 мая 1917 г. папа Бенедикт XV в конституции «Providentissima Mater Ecclesia» объявил о принятии Кодекса канонического права; на следующий день он был официально опубликован, а 19 мая 1918 г. вступил в силу. Кодекс состоял из 2414 канонов (статей), объединённых в 5 книг. В отличие от декреталий, где излагались решения по конкретным делам, кодекс содержал только правовые нормы абстрактного характера; в нём не рассматривались догматические и литургические вопросы. Кодекс канонического права был провозглашён общеобязательным для всей католической церкви латинского обряда; все его нормы, независимо от их первоначального источника, получили равную юридическую силу. Однако наряду с кодексом продолжали действовать конкордаты, отдельные церковные обычаи и другие источники права. Кодекс отличался несовершенством юридической техники: в частности, в нём использовались многозначные и устаревшие термины. К недостаткам Кодекса канонического права относились и его структура, заимствованная из римского права и не отражавшая специфику правовой системы Церкви, а также тенденция к жёсткой централизации церковной власти. В соответствии с motu proprio Бенедикта XV «Cum iuris canonici» от 15 сентября 1917 г. для аутентичного толкования Кодекса канонического права была учреждена особая папская комиссия.
В ходе Второго Ватиканского собора 28 марта 1963 г. папа Иоанн XXIII учредил папскую комиссию для пересмотра Кодекса канонического права, которая приступила к работе после окончания собора. Проект нового кодекса, подготовленный комиссией, был утверждён конституцией папы Иоанна Павла II «Saсrae Disciplinae Leges» от 25 января 1983 г.; новый кодекс вступил в силу 27 ноября 1983 г. Его основными источниками послужили Кодекс канонического права 1917 г., акты Второго Ватиканского собора и послесоборное законодательство. Иоанн Павел II 2 января 1984 г. образовал папскую комиссию по аутентичному толкованию нового Кодекса канонического права (согласно конституции «Pastor Bonus» от 28 июня 1988 г., была преобразована в папский совет по толкованию законодательных текстов).
Кодекс канонического права 1983 г. состоит из 7 книг, содержащих 1752 канона. Книга I «Об общих нормах» (каноны 1–203) посвящена общей части канонического права. Книга II «О народе Божием» (каноны 204–746) определяет статус членов и иерархическую организацию католической церкви латинского обряда. Книга III «Об учительском служении Церкви» (каноны 747–833) и книга IV «О святительском служении Церкви» (каноны 834–1253) регулируют правоотношения, связанные с распространением католического вероучения, совершением таинств и богослужений. Книга V «О временных благах Церкви» (каноны 1254–1310) касается церковно-имущественных правоотношений; книга VI «О санкциях в Церкви» (каноны 1311–1399) определяет составы церковных правонарушений и наказания за их совершение. Книга VII «О процессах» (каноны 1400–1752) регламентирует организацию церковных судов и судебную процедуру (кроме дел о канонизации), а также порядок решения некоторых административных вопросов. Новый Кодекс канонического права, как и предыдущий, не является единственным источником права в Римско-католической церкви. В него не вошли, например, нормы, касающиеся Римской курии (они содержатся в конституции «Pastor Bonus»); он не отменяет действующие конкордаты, не регулирует деятельность католических церквей восточных обрядов (для них в 1990 был принят Кодекс канонов Восточных церквей). В Кодексе канонического права 1983 г. часто применяются отсылки к церковным обычаям и к законам, посвящённым частным вопросам. В силу этого возможно дальнейшее развитие католической правовой системы без изменения кодекса. Так, в 1996 г. были изданы новые правила избрания папы Римского (конституция «Universi Dominici Gregis»).
Структура Кодекса канонического права 1983 г. отражает учение Второго Ватиканского собора о Церкви. Одной из новых категорий в нём является верующий (christifidelis) как основной субъект канонического права; миряне, клирики и монашествующие рассматриваются как разновидности верующих. В кодексе 1983 г. дан общий перечень прав и обязанностей верующего (каноны 208–223) и провозглашён принцип равенства всех верующих как членов Церкви (канон 208). Децентрализация церковной власти проявляется в многочисленных нормах о делегировании законодательных полномочий епископам и епископским конференциям. Однако стремление его разработчиков к максимальному отражению современных теологических концепций привело к появлению ряда несовершенных с точки зрения юридической техники понятий и норм, которые рассматриваются в курсах католического церковного права.