Бенедиктинцы
Бенедикти́нцы (лат. benedictini; орден святого Бенедикта, лат. Ordo Sancti Benedicti), католический монашеский орден; в широком смысле – монахи, следующие монашескому уставу святого Бенедикта Нурсийского.
Около 530 г. святой Бенедикт Нурсийский основал на горе Монте-Кассино близ г. Кассино монастырь и закрепил в написанном им уставе, помимо традиционных монашеских обетов бедности, целомудрия и послушания, принципы «постоянства места» монашеского служения (лат. stabilitas loci) и «закрытости монастыря» (лат. claustra monasterii). Согласно уставу святого Бенедикта, основным элементом монашеской жизни, наряду с молитвой, должен был стать физический труд – принцип «молись и трудись» (лат. ora et labora). Строго закреплялся принцип монашеского общежития. Однако святой Бенедикт не требовал от монахов крайней аскезы и призывал к умеренности в постах и труде. Авторитет святого Бенедикта как человека, близкого к Римской кафедре (так, житие святого Бенедикта было написано папой Римским Григорием I Великим), способствовал распространению устава святого Бенедикта во Франкском королевстве и в Ирландии, несмотря на то, что в самой Италии после разрушения аббатства Монте-Кассино лангобардами (около 585) бенедиктинское монашество переживало упадок (до начала 8 в.). Во Франкском королевстве оплотом бенедиктинского устава с начала 7 в. стал расположенный в Бургундии монастырь Люксёй, который был основан святым Колумбаном. В монастырях Англии бенедиктинский устав распространялся в сочетании с уставом святого Колумбана и древними традициями англосаксонского, ирландского и галльского монашества.
В империи Каролингов бенедиктинцы становятся одной из опор системы имперской церкви. Карл Великий, посетивший в 787 г. возрождённое аббатство Монте-Кассино, привёз оттуда копию устава святого Бенедикта, который был принят Ахенскими соборами (816, 817, 818–819) в качестве обязательного для всех монастырей империи. Один из организаторов Ахенских соборов, святой Бенедикт Анианский (ум. 821), доработал бенедиктинский устав, составив «обычай» (лат. consuetudo), благодаря которому были регламентированы стороны монашеской жизни, первоначально не затронутые в уставе святого Бенедикта Нурсийского (сам святой Бенедикт Нурсийский не настаивал на строгом единообразии, допуская местные обычаи); также впервые была предпринята попытка ограничить независимость отдельных монастырей, объединив их в некое подобие ордена. При Каролингах были заложены основы материального благосостояния бенедиктинцев, основанного в первую очередь на крупном землевладении и судебном, а также налоговом иммунитете. Монашество и особенно руководство монастырей стали формироваться в основном из знати, что приводило к его аристократизации, а также способствовало дальнейшему включению монастырей в систему феодальных отношений.
После распада империи Каролингов, на рубеже 9–10 вв., бенедиктинское монашество переживало упадок и обмирщение. Многие монастыри в Лотарингии, Италии, Баварии были разрушены при набегах арабов, норманнов, венгров, а их владения перешли местным магнатам. Всё это привело к первым попыткам монастырской реформы, проходившей в основном под лозунгом возвращения к принципам святого Бенедикта Анианского. Центром реформы стало объединение монастырей, сложившееся вокруг аббатства Клюни, в 11 в. получившего особое влияние в Италии и Германии. В 10 – начале 12 вв. увеличивается число монастырей в традиционных для бенедиктинцев регионах – Франции, Германии, Англии и Италии; бенедиктинские монастыри появляются также в Испании, Венгрии, Далмации, Польше, Чехии, Скандинавии и Палестине (первое аббатство здесь основано ещё около 800). Вместе с тем колонии отшельников, следовавшие бенедиктинскому уставу и вобравшие в себя тех, кто был недоволен обогащением реформированных бенедиктинцев, составили основу для развития в 11–12 вв. конгрегаций камальдулов, картузианцев, цистерцианцев, которые получили наименование «новых» бенедиктинцев.
С конца 12 – начала 13 вв. «старое» бенедиктинское монашество вступило в период очередного упадка, вытесняемое «новыми» бенедиктинцами и зарождающимися нищенствующими орденами францисканцев и доминиканцев. В связи с этим были предприняты попытки организовать «старых» бенедиктинцев в орден. IV Латеранский собор (1215) предписал бенедиктинцам периодически созывать провинциальные капитулы; папа Римский Бенедикт XII в 1336 г. образовал 36 провинций бенедиктинцев и обязал их один раз в 3 года проводить генеральные капитулы, а аббатов провинций – регулярно совершать визитации отдельных обителей. Несмотря на реформы, упадок «старого» бенедиктинского монашества продолжался: бенедиктинские монастыри держались обычая принимать лишь представителей аристократии, в результате чего многие из них опустели настолько, что даже богослужение в них совершали не сами бенедиктинцы, а «капелланы» из других орденов.
В период Реформации и последовавших Религиозных войн (1562–1598) были упразднены многие бенедиктинские монастыри в Германии и все – в Англии (к 1540); во Франции по Болонскому конкордату 1516 г. право назначать аббатов было закреплено за королём. Бенедиктинский идеал ухода от мира уступил место идеалу новых монашеских орденов, ориентированных на пастырское служение и деятельное участие в жизни мира (иезуиты, варнавиты, театинцы). Тем не менее в конце 16 – начале 18 вв. бенедиктинцы переживали некоторый подъём, главным образом в Австрии, Швейцарии, Баварии. В 1582 г. португальские бенедиктинцы основали первый бенедиктинский монастырь в Южной Америке (Бразилия).
Эпоха Просвещения, Французская революция 18 в. и наполеоновские войны отрицательно сказались на деятельности ордена. Бенедиктинские монастыри были полностью упразднены во Франции (1792), частично в Австрии (при императоре Иосифе II), германских землях (1803), Португалии (1834), Испании (1835). В результате к середине 1830-х гг. сохранилось лишь несколько бенедиктинских монастырей в Италии, Австрии и Швейцарии.
Начиная с середины 19 в. рост интереса к Средневековью, наряду с другими причинами, обусловил новый подъём бенедиктинского монашества в Германии (Бойронская конгрегация), Франции (Солемское аббатство и аббатство Сен-Мари-де-ла-Пьер-ки-Вир), Италии (конгрегация Субиако – сублаценсы), Северной Америке (Американо-кассинская и Швейцарско-американская конгрегации). В 1893 г. папой Римским Львом XIII бенедиктинцам даровано окончательное устройство в виде ордена святого Бенедикта, представляющего собой объединение монастырей во главе с аббатом-примасом.
В 1952 г. папа Римский Пий XII утвердил официальный устав ордена святого Бенедикта («Lex propria»), действующий доныне. Согласно этому уставу, главой ордена является аббат-примас, который избирается конгрессом аббатов на 8 лет и имеет резиденцию в аббатстве Сант-Ансельмо в Риме, где также расположен Папский философско-теологический университет святого Ансельма. С 2016 г. этот пост занимает Грегори Полан.
В начале 21 в. орден святого Бенедикта представляет собой конфедерацию из 21 конгрегации бенедиктинцев и 5 монастырей, не входящих ни в одну из конгрегаций (Святой Марии Сионской в Иерусалиме; Сен-Бенуа-де-Пор-Вале в Швейцарии; Шевтонь в Бельгии; Маунт-Сейвиор в штате Нью-Йорк, США; Уэстон в штате Вермонт, США). По данным на 2015 г., в мире насчитывалось 393 бенедиктинских монастыря и около 9 тыс. монахов.
Кроме мужского ордена святого Бенедикта существуют бенедиктинки – монахини, следующие уставу святого Бенедикта [официальное название – орден монахинь святого Бенедикта (лат. Ordo Monialium Sancti Benedicti)]. Женская ветвь бенедиктинского монашества была основана сестрой святого Бенедикта – святой Схоластикой. Начиная с 8 в. бенедиктинский устав адаптируется специально для женских монастырей. Около 620 г. епископ Безансонский Донат составил устав для монастырей своей епархии на основе устава святого Бенедикта, дополнив его элементами уставов святого Колумбана и епископа Кесария Арльского. Женские бенедиктинские монастыри обычно находились под покровительством епископов или крупных мужских монастырей, что было вызвано необходимостью пастырского окормления.
В настоящее время различают бенедиктинок-монахинь (лат. moniales), ведущих созерцательный образ жизни, и бенедиктинок-сестёр (лат. sorores), занимающихся миссионерской, преподавательской и благотворительной деятельностью. Общины бенедиктинок либо входят в женский орден, либо находятся под патронажем мужских монастырей, епископов или напрямую под папской юрисдикцией.
В 2001 г. был основан Международный союз бенедиктинок (Communio Interantionalis Benedictinarum), разделённый на 19 регионов. В начале 21 в. в мире насчитывалось более 13 тыс. монахинь и сестёр бенедиктинок.
Возрождение монашества в Церкви Англии началось в середине 19 в. Первая англиканская бенедиктинская община святой Марии-у-Креста в Эджуэре (Великобритания) была основана в 1866 г. Бенедиктинцы-англикане следуют бенедиктинскому уставу, однако Евхаристия совершается по англиканскому служебнику.
Первый бенедиктинский лютеранский монастырь – Братство Святого Августина в Оксфорде (штат Мичиган, США) – был основан в 1958 г. Лютеранские бенедиктинские общины существуют самостоятельно и не образуют единой организации.
Бенедиктинцы сыграли важную роль в истории западноевропейской музыки. В Средние века монахи-бенедиктинцы во многом обеспечили расцвет музыкальной науки: Аврелиан из Реоме (автор первого законченного учения о григорианских ладах), Псевдо-Хукбальд Сент-Аманский (его собственные трактаты, а также трактаты, относящиеся к его школе, являются первыми свидетельствами многоголосной нотации), Псевдо-Одо (Клюнийский) и Герман Расслабленный (авторы учения об интервалах, ладах, нотации). В бенедиктинских монастырях были созданы первые нотные рукописи, в которых зафиксировано многоголосие («Винчестерский тропарь», рукописи из монастыря Сен-Марсьяль). В позднее Средневековье, в эпоху Возрождения, в Новое время роль бенедиктинцев ограничивается сохранением традиции церковного пения. Со 2-й половины 19 в. Солемское аббатство становится центром изучения и реставрации григорианского хорала, здесь публикуются наиболее значительные нотные рукописи (в том числе их сводные каталоги), а также современные обиходные певческие книги, которые утверждаются Римской кафедрой в качестве нормативных. Профессиональный уровень певческих школ в монастырях остаётся традиционно высоким, всемирной известностью пользуются аудиозаписи, например, монастырских хоральных школ в Айнзидельне и Мюнстершварцахе.