Будда Шакьямуни
Бу́дда Шакьяму́ни [буквально – пробуждённый отшельник из (рода) Шакьев; санскр. बुद्ध – просветлённый, пробуждённый; मुनि – отшельник, аскет]; также Бхагаван («Благословенный»), Татхагата («Так ушедший»). Сиддхартха Гаутама, основатель буддизма, последний будда перед грядущим Майтреей (приход которого Будда Шакьямуни предсказывает), проповедовавший дхарму, на основе которой сложилось буддийское вероучение.
Жизнеописания
Даты рождения, религиозного просветления или, точнее, пробуждения (бодхи) и смерти (паринирваны) Будды Шакьямуни в разных буддийских традициях определяются различно: согласно сингальским «длинным» хроникам, Будда Шакьямуни родился в 624 или 623 г. до н. э. и достиг паринирваны в 544 или 543 г. до н. э. (в соответствии с этой датой, официально признанной ЮНЕСКО, в 1956 г. праздновалось 2500-летие буддизма); по версии японских буддистов, опирающейся на «короткие» хроники, Будда Шакьямуни жил в 448–368 гг. до н. э.; известны также другие даты: около 566 или 563 г. до н. э. – 486 или 483 г. до н. э. и около 460–380 гг. до н. э. В палийской Сутта-питаке (в Типитаке) жизнь Будды Шакьямуни описывается начиная с момента, когда, достигнув «просветления», он решил проповедовать своё учение. Сутты содержат сведения об обстоятельствах и географии его проповеднической деятельности (упоминаются 173 населённых пункта, из них 10 – города), о его слушателях и собеседниках. Позднее появляются полные жизнеописания Будды Шакьямуни. Самые известные из них – «Лалита-вистара», «Буддхачарита» Ашвагхоши, «Махавасту», «Нидана-катха» и др. «Махапаринирвана-сутра» содержит сведения о последних месяцах жизни Будды Шакьямуни и о его смерти, в «Дхармачакраправартана-сутре» описывается его первая проповедь. В различных буддийских традициях жизнь Будды Шакьямуни принято разделять на ряд этапов: принятие решения родиться в мире людей; схождение с неба Тушита; вхождение в лоно матери; рождение; накопление мирских знаний; жизнь в удовольствиях; уход из дворца; аскеза; достижение состояния будды; проповедь дхармы; вхождение в нирвану.
Согласно традиции, Будда Шакьямуни родился в месяц весакха в царской семье в стране племени шакьев (Северная Индия), недалеко от их столицы Капилавасту (пали Капилаваттху), в роще или парке Лумбини. Отца Будды Шакьямуни звали Шуддходана, мать – Майядева. От рождения Будда Шакьямуни имел все «признаки великого человека» (махапурушалакшана), и брахманы предсказали, что он станет или буддой, или идеальным справедливым царём (чакравартин). Отец Будды Шакьямуни предпочёл второе, дав сыну светское образование и всецело оградив от трудностей и скорбей жизни. Пребывая до 29 лет в специально построенном для него дворце, Будда Шакьямуни женился на царевне Яшодхаре, и у них родился сын Рахула. Традиция свидетельствует, что однажды (по другим источникам, последовательно, во время трёх или четырёх своих выходов из дворца) на улицах Капилавасту Будда Шакьямуни увидел четыре знамения, три из которых (старик, прокажённый, похоронная процессия) показали ему неустойчивость сансары (бытия, связанного с цепью рождений и переходом из одного существования в другое), а четвертое (отшельник) – путь к освобождению.
После этого Будда Шакьямуни покинул дворец и шесть лет провёл в обителях аскетов (главными учителями Будды Шакьямуни были Алара Калама и Удрака Рамапутра), а затем начал собственные поиски освобождения. В возрасте 35 лет, одержав победу над искусителем Марой, на 49-й день после того, как Будда Шакьямуни сел под деревом Бодхи, стремясь обрести совершенство, он достиг просветления (бодхи) и стал буддой. Вследствие этого он познал, что бытие – страдание, непрерывная череда рождений и смертей (сансара) и что от неё можно освободиться; что он стал всеведущим и достиг освобождения (мокша) от сансары; что он пребывает в мире только из сострадания (каруна) к существам, проповедуя «срединный» путь спасения, пролегающий между крайностями наслаждения и самоистязания; что он безжеланным шествует в нирвану.
Последующие 45 лет жизни Будда Шакьямуни проповедовал дхарму в городах государств, расположенных по среднему течению Ганга. Первую проповедь он произнёс близ Варанаси, последнюю – в Кушинагаре (места рождения, просветления, первой проповеди и последней проповеди наиболее почитаемы буддистами всего мира). Многие из учеников Будды Шакьямуни (Шарипутра, Маудгальяяна, Кашьяпа, Субхути и другие) стали архатами.
В возрасте 80 лет Будда Шакьямуни ушёл в паринирвану, что означало его полное исчезновение из всех планов существования. Однако ещё среди ранних буддийских общин были такие, в которых Будду Шакьямуни пытались представлять некой надмирной (локоттара), вечной сущностью, а с развитием махаяны возникает потребность «воскресить» его. Объявляется, что Будда Шакьямуни сказал об уходе в паринирвану в «педагогических» целях, чтобы его последователи не бездействовали, рассчитывая на его помощь. На самом деле он вечен и, когда это необходимо, будет появляться в одном из трёх своих тел (Трикая). Главным извечным «телом Будды» объявлялась Дхармакая – Тело Учения, или Закона, «таковость» (Татхата), реальность как она есть, вечно пробуждённое сознание. Это высшее Тело может проявлять себя на разных уровнях буддийского психокосмоса: на уровне рупа-дхату и арупа-дхату (мира форм и мира не-форм) – как «тело наслаждения» (Самбхогакая), на уровне кама-дхату (мира желаний) – как материальное «превращённое тело» (Нирманакая). Именно «превращённым телом» считают махаянисты исторического Будду Шакьямуни.
Иконография
В раннем буддийском искусстве, практически до самого начала новой эры, Будда Шакьямуни не изображался в облике человека, хотя на известных рельефах древнеиндийских ступ в Санчи, Бхархуте, Амаравати (основаны в 3 в. до н. э., скульптурный декор – 2–1 вв. до н. э.) есть много сцен по мотивам жития Будды. Его присутствие символизировали колесо-чакра, дерево Бодхи, пустой трон, ступа, зонт, отпечатки ступней и др. Эти символы прочно вошли в буддийскую иконографию и использовались и в дальнейшем, нередко с дополнительными или иными смыслами (колесо, например, как знак дхармы – учения Будды, ступа – как реликварный памятник). К переходному периоду от аниконического этапа к изобразительному относятся сильно стилизованные человеческие фигурки 1 в. до н. э., найденные в конце 20 в. в Пакистане и атрибутируемые как одни из первых образов Будды (Jain. 2004).
«Полноценные» антропоморфные скульптуры Будды появляются в 1 в. н. э. в Гандхаре (северо-запад Индостана, ныне Пакистан) и Матхуре (север центральной части Индии). Сложение изобразительного канона проходило на основе своеобразного синтеза местной художественной культуры и традиций эллинизма, который привёл к феномену греко-буддийского искусства, как его определяют многие исследователи (А. Фуше, А. Кумарасвами, Г. А. Пугаченкова и др.). Но если эллинистическое влияние проявляется лишь в ряде внешних, чисто стилистических признаков (в реалистической трактовке черт лица, волнистых волос, складок одеяний), то в индийском осмыслении образа Будды каждый иконографический элемент – а среди них есть и нетипичные для греческих статуй – получает символико-метафорическую и религиозную интерпретацию. Эту содержательную сторону иконографии определили описания Будды в священных текстах Типитаки, комментариев к ним, апокрифов, сочинений известных буддистов (например, «Лаккхана-сутта» из «Дигха-никаи», «Дхарма-санграха», «Буддхачарита», «Лалита-вистара»).
Изображения Будды получили статус важнейших культовых объектов, обозначаемых палийским термином «четия» (реликвия, святыня). Они считались копиями с некоего мифического оригинала (или даже нескольких, якобы исполненных с натуры), в котором были запечатлены «признаки великого человека», отмечавшие Сиддхартху Гаутаму с самого рождения. Совокупность этих признаков составила канон лакшан (лаккхан), в который вошли 32 главных и 80 малых отметин. Среди них большое значение для изобразительного канона имели следующие: поросшая волосками родинка-пятно на лбу (урна), выступ на голове (ушниша), знаки колеса-чакры на ступнях и ладонях, длинные руки, тонкие и изящные пальцы, широкие плечи, симметричные пропорции, прямое тело, «спрятанный» половой орган, золотистая кожа. Некоторые признаки (к примеру, тонкий вкус, мелодичный голос) не имели отношения к пластическим характеристикам и, подобно таким анатомическим деталям, как 40 зубов, длинный язык, львиные челюсти, игнорировались как неизобразительные. Ряд отличий носил метафорический характер – тело, подобное баньяну, лодыжки, напоминающие раковины, длинные голени, как у антилопы, и т. п. – требовал при их воспроизведении определённой условности изобразительного языка. Некоторые иконографические элементы появились в результате осмысления важных моментов в жизни Будды: например, удлинённые мочки ушей – знак благородного происхождения Сиддхартхи Гаутамы, носившего, как и все знатные люди, тяжёлые серьги, или волосы на голове в виде мелких локонов, напоминавшие о совершённом принцем обряде обрезания волос, когда он стал отшельником. В буддийских источниках встречаются упоминания о шестицветных лучах, исходящих из тела Просветлённого. Этот «трансцендентный» свет – символ сакральной энергии (теджа) – воспроизводился в искусстве по-разному: золочением лица и фигуры, ореолом или нимбом вокруг головы, а иногда и всего тела, завершением ушниши язычком пламени. Мастера брали на вооружение сравнения и метафоры, которыми изобиловали произведения древней и средневековой литературы при описании облика Будды: «руки, подобные хоботу слона», «брови, словно натянутый лук», «нос, как клюв попугая», «подбородок в виде плода манго», «завитки волос, как раковины или закрученный хвост скорпиона».
Иконография Будды включает также канонические позы (асаны) и жесты (мудры), смысловое содержание которых непосредственно связано с событиями его жизни. Существует четыре типа изображения Будды: сидящий, стоящий, идущий и лежащий. Их появление легенда связывает с Великим чудом в Шравасти, когда Будда сотворил множество своих «двойников», находившихся в разных позах и чудесным образом заполнивших всё воздушное пространство. Сидящие и стоящие фигуры типичны для всех буддийских традиций. Идущий Будда, обычно интерпретируемый как спускающийся с небес после проповеди богам и своей матери Майе или как оставляющий след своей ступни во время миссионерских хождений, получил широкое распространение в основном в странах Индокитая. Реже, но во всех буддийских школах, встречаются образы лежащего Будды, показывающие последний момент его земной жизни, символизирующий переход в нирвану. Для изображений сидящего Будды характерны три основные асаны: падмасана (поза лотоса), также называемая дхьянасана (поза созерцания), когда ноги скрещены и ступня одной ноги лежит на голени другой; вирасана (героическая поза), при которой правая нога покоится на левой; бхадрасана (благоприятная поза), которую чаще называют праламбападасана, т. е. сидящий с опущенными вниз ногами. К редким позам относится сукхасана, или «приятная поза», со свободным положением ног, которые просто скрещены в лодыжках, и к чрезвычайно редким – раджалиласана (королевская поза), когда правая нога поднята и опирается на пьедестал.
В традиционном наборе мудр основными являются: бхумиспарша (касающийся земли), когда Будда, коснувшись земли правой рукой, призвал богиню Земли в свидетели своих бесчисленных заслуг, чтобы посрамить демона Мару; дхьяна, или самадхи (медитирующий) – сидящий со сложенными на скрещённых ногах руками); витарка (поучение), при которой большой и указательный пальцы образуют кольцо – символ колеса дхармы – учения Будды Шакьямуни); абхая (дарование бесстрашия, успокоения и защиты), когда поднятая рука обращена ладонью к зрителю; дхармачакра (читающий проповедь) с соединёнными пальцами рук перед грудью, варада (дарение и благословение), когда опущенная рука обращена ладонью к зрителю. Изредка стоящего Будду показывают со скрещёнными на груди или животе руками, символизирующими разные недели его великой семинедельной медитации, с опущенными вниз руками (поза «вызывания дождя») или с другими одинаковыми жестами рук. Дополнительные нюансы в иконографию вносят немногочисленные атрибуты, чаще всего это сосуд для подаяний (патра), с которым изображают Будду, принимающего пищу от почитателей. Если же в сосуде или в другой его руке находится целебный плод растения миробалана, то это Бхайшаджьягуру – Будда-врачеватель. Особый иконографический вариант представляет фигура Будды-аскета, показывающая его с истощённым телом в период следования аскетической практике до просветления.
Важное значение в изобразительном каноне имеет трактовка монашеской одежды Будды. Гандхарская манера натуралистической передачи пышного одеяния, похожего на античный плащ, в традиции стран махаяны (в Китае, Японии, Корее, Вьетнаме) сменяется условно-декоративной трактовкой, а одежда тхеравадинского Будды (в Мьянме, Таиланде, Лаосе и Камбодже) обычно плотно облегает тело, которое словно просвечивает сквозь тонкие ткани. Она состоит из трёх традиционных частей (пали тичивара): уттарасанга – верхний плащ; антаравасака – нижняя несшитая юбка, закрепляемая поясом, и сангхати – широкая накидка. В изображениях Будды воспроизводятся два основных способа ношения монашеского облачения: по «открытой моде» в жаркий сезон года, т. е. с обнажённым правым плечом и свёрнутой накидкой, и по «закрытой моде», когда в прохладное время монахи закрывают плечи и плащом, и накидкой. У стоящих фигур талия подчёркнута поясом, который в действительности находится под плащом, но хорошо виден за счёт эффекта «свечения» тела Будды, как и идущая по центру вертикальная кромка нижней юбки. В искусстве махаяны встречаются образцы, показывающие особый способ ношения пояса – он завязывается узлом (или бантом) немного выше талии, поверх плаща. Помимо монашеской «униформы» Будду облачают в королевские одежды, точнее, к монашеской одежде добавляют украшения и корону. Образ «коронованного» Будды символизирует достижение им просветления и возник на основе имеющихся в религиозных текстах указаний на то, что во время этого события Будда на некоторое время вознёсся над землей, а спустившиеся с небес боги незримо увенчали его голову короной в знак того, что отныне он становится королём дхармы. «Коронованный» образ также напоминает о всемогуществе Будды, сумевшего в этом облике, как говорит легенда, обратить в свою веру непомерно возгордившегося царя Джамбупати.
Комбинации типов Будды с разными асанами и мудрами, иногда и с атрибутами, составляют объёмные иконографические своды, постепенно сложившиеся в буддийской скульптуре. Наиболее обширный свод был создан мастерами школы тхеравады – в нём насчитывается свыше 60 иконографических вариантов. В живописи и рельефных композициях помимо канонических изображений присутствуют нарративные сцены, иллюстрирующие и другие эпизоды жития Будды. Казалось бы, при жёстких рамках иконографического канона различия между образами Будды разных школ должны быть минимальными. Однако каждая эпоха и каждая страна, куда проник буддизм, давала свои интерпретации «признаков совершенства», дополняла канон новыми сочетаниями мудр и асан, придавала изображениям этнические особенности, благодаря чему образ Будды каждый раз обретал неповторимые черты.