Алексий (митрополит Киевский и всея Руси)
Алекси́й (конец лета – осень 1304 – 12.2.1378, Москва), русский церковный деятель, писатель и переводчик, митрополит Киевский и всея Руси (1354–1378), русский святой. Родился в семье черниговского боярина Фёдора Бяконта, переселившегося в Москву. Семейство занимало заметное место среди московского боярства конца 13 – 14 вв. По разным данным, в миру носил имя Симеон или Елевферий, либо оба имени, в качестве т. н. прямого и крестильного. Крестным отцом выступил будущий великий князь владимирский Иван I Данилович Калита.
Биография до 1353 г.
В возрасте около 20 лет принял постриг в одном из московских монастырей. По инициативе великого князя владимирского Семёна Ивановича (не ранее 1344) Алексий определён наместником митрополита Феогноста. 6 декабря 1352 г. рукоположен во епископа Владимирского. Тем самым на короткое время была восстановлена Владимирская епископия, упразднённая в 1299 г. в связи с переселением митрополитов Киевских во Владимир (после возведения Алексия в сан митрополита кафедра вновь была ликвидирована). Согласно духовной грамоте Семёна Ивановича (1353), будущий митрополит был определён советником его младших братьев – великого князя владимирского Ивана II Ивановича и серпуховского князя Андрея Ивановича.
Поставление на митрополичью кафедру и первые годы управления ею
После смерти митрополита Феогноста (11 марта 1353) отправился на поставление в Константинополь, где пробыл около года. Согласно настольной грамоте (30 июня 1354), полученной от патриарха Константинопольского Филофея Коккина, г. Владимир был утверждён в качестве местопребывания русских митрополитов с сохранением за ними Киева в качестве первого престола. В 1354 г. вернулся в Северо-Восточную Русь.
В 1355 г. патриарх Константинопольский Каллист I восстановил Литовскую митрополию с центром в г. Новогрудок, включавшую в себя белорусские Полоцкую и Туровскую епархии и поставил на неё тверского инока Романа, ставленника великого князя литовского Ольгерда. Остальная часть Киевской митрополии вместе с Киевом сохранялась за Алексием вместе с титулом митрополита всея Руси. Осенью 1355 г. Алексий вновь отправился в Константинополь для решения вопроса о границах митрополии из-за нарушений границ митрополитом Романом. Патриарх подтвердил прежние условия и передал под юрисдикцию Романа епархии Малой Руси (Кузьмин А. В., Печников М. В. Роман // Православная энциклопедия. М., 2020. Т. 60. С. 109), зимой 1355/1356 г. Алексий вернулся на Русь.
В августе 1357 г. по приглашению матери хана Джанибека ханши Тайдулы Алексий ездил в Орду и исцелил её от глазной болезни. Сохранился ярлык, данный в ноябре этого года ханом Бердибеком Алексию, традиционный по содержанию: согласно ярлыку Русская Церковь, молящаяся за ханов, освобождается от всех даней, поборов и насилий со стороны светских властей.
В январе 1359 г. отправился в Киев, но был ограблен и захвачен в плен по приказу Ольгерда. Алексию удалось бежать, и в 1360 г. он вернулся в Москву. В 1362 г. митрополит ездил в Великое княжество Литовское (ВКЛ), после чего наступил короткий период мирных отношений с Ольгердом (1363–1368). Летом 1363 г. Алексий крестил в Твери дочь Ольгерда (польский исследователь Я. Тенговский относит это свидетельство к Евфросинии – будущей супруге великого князя рязанского Олега Ивановича).
Митрополит Алексий – опекун и советник московского князя Дмитрия Ивановича
После смерти Ивана II Ивановича (1359) стал одним из опекунов малолетнего Дмитрия Ивановича, играл важную роль в управлении Московским княжеством. Стремился к достижению равновесия сил при главенстве Москвы, а также стремился не допустить возобладания пролитовских сил в севернорусских княжествах. В междукняжеских конфликтах Алексий выступал на стороне старших представителей местных Рюриковичей. В 1357 г. поддержал тверского князя Василия Михайловича в конфликте с племянниками, в 1363 г. выступил на стороне суздальского князя Дмитрия Константиновича в его противоборстве с младшим братом Борисом Константиновичем, занимавшем в это время нижегородский стол. Митрополит «затвориша церкви» в Нижнем Новгороде за отказ Бориса Константиновича приехать к нему в Москву. По благословению Алексия был заключён договор между Дмитрием Ивановичем и его двоюродным братом серпуховским князем Владимиром Андреевичем (конец 1364 – начало 1365), а между 1372 и 1378 гг. по «челобитью» митрополита Дмитрий Иванович передал двоюродному брату земли по реке Лужа и Боровск. Со времени митрополита Алексия в общерусской политической жизни возникла практика скрепления митрополичьей печатью межгосударственных соглашений.
В конфликте с великим князем тверским Михаилом Александровичем последовательно выступал на стороне великого князя владимирского Дмитрия Ивановича. В середине 1368 г. Михаил Александрович был приглашён на переговоры в Москву, где, несмотря на гарантии Алексия, он вместе со своими боярами был посажен под арест (отпущен в связи с приездом в Москву ордынского посольства). После первого похода Ольгерда на Москву (1368), в котором приняли участие Михаил Александрович и великий князь смоленский Святослав Иванович, Алексий отлучил великих князей тверского и смоленского вместе с епископом Тверским Василием от Церкви (впоследствии снято по требованию патриарха Константинопольского Филофея Коккина). В 1371 г. для предотвращения перехода в католичество православного населения областей, подвластных Польше, патриарх Константинопольский восстановил Галицкую митрополию.
В 1375 г. Филофей Коккин поставил митрополитом Малой Руси (с пребыванием в Киеве) Киприана и объявил его наследником Алексия на митрополии всея Руси. В результате на территории ВКЛ Алексию продолжал подчиняться лишь Брянск, куда в 1375 г. им был поставлен епископ Григорий. Сам Алексий выступал против навязываемой извне кандидатуры Киприана и желал видеть своим преемником Сергия Радонежского. После отказа последнего митрополит был вынужден согласиться с кандидатурой великокняжеского духовника и печатника Михаила (Митяя), предложенной Дмитрием Ивановичем.
Рукоположил больше 20 епископов (полный перечень: Полное собрание русских летописей. Петроград, 1922. Том 15. Выпуск 1. Столбец 123).
Способствовал распространению и упрочению на Руси общежительного монашества. С его именем связано создание и возобновление ряда обителей в Москве и в Митрополичьей области. Считается основателем московского во имя преподобного Алексия человека Божия женского монастыря, московского Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя мужского монастыря (около 1360), московского в честь праздника Чуда Архистратига Михаила в Хонех мужского монастыря (около 1365) и московского Симонова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (между 1375 и 1377), также с его именем связывались основание серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря.
Литературная деятельность
Автор посланий и грамот на Червлёный Яр (территория в междуречье Дона и Хопра, объект притязаний Сарайской и Рязанской епархий), поучения христианам нижегородских и городецких пределов, устава о новых постах. С именем Алексия связывается особая («третья») редакция перевода Нового Завета, содержавшаяся в рукописи 14 в., до 1918 г. хранившейся в собрании Чудова монастыря (т. н. Алексиевский или Чудовской Новый Завет; в настоящее время рукопись утрачена, в 1887 и 1892 была издана фототипически).
Перед смертью завещал погрести себя вне церкви, за алтарём собора Чудова монастыря, однако по настоянию великого князя владимирского Дмитрия Ивановича был погребён внутри храма, близ алтаря.
Канонизация
Канонизирован Русской православной церковью. Дни памяти: 12 февраля, 20 мая (обретение мощей) по старому стилю, а также в Соборах Владимирских святых (23 июня по старому стилю), Самарских святых (30 июля по старому стилю), Московских святых (последнее воскресенье перед 26 августа по старому стилю), Московских святителей (5 октября по старому стилю), Всех святых, в земле Русской просиявших (2-е воскресенье после Троицы).