Григорианская реформа
Григориа́нская рефо́рма, ряд церковно-административных и канонических преобразований, осуществлённых в понтификат папы Григория VII; в более широком историческом контексте – составная часть т. н. борьбы империи и папства, а также движения в Католической церкви в 11–12 вв., направленного преимущественно на устранение влияния светской власти на управление Церковью и на внутрицерковную жизнь.
Начало процесса внутрицерковного обновления было положено папами Григорием VI, Климентом II, Львом IX и Виктором II, усматривавшими в практике симонии, как следствии внецерковного осуществления права инвеституры, нарушение не только этической составляющей священства, но и непосредственной канонической регламентации процедуры избрания священнослужителей. Борьба за ограничение влияния светских феодалов на поставление епископата, а также стремление к консолидации церковного землевладения были важными составляющими политики пап Стефана IX, Николая II, Александра II.
С избранием на папский престол Григория VII главными составляющими папской политики становятся:
во-первых, теоретическое обоснование прав Церкви и римских понтификов как на высшую духовную, так и на высшую светскую власть (формирование концепции папского универсализма, противостоящего идее универсальной империи; доказательные положения были изложены в т. н. «Dictatus papae» – документе, датированном 1075 г. и приписываемом Григорию VII);
во-вторых, ряд мер по укреплению церковной иерархии (запрет симонии и внецерковной инвеституры), духовной жизни диоцезов и приходов (запрет принимать таинства от женатых священников; булла «Cum apostolicae», 1075).
В конце 11 – начале 12 вв. принципы григорианской реформы отстаивали преемники Григория VII – к указанному периоду относится запрет права частной церкви. Осуществление григорианской реформы заложило как теоретические, так и практические основы концепции папской теократии, вершиной которой считается понтификат Иннокентия III.
Во многом в григорианской реформе берут начало важнейшие учения в жизни Католической церкви 12–13 вв.: учение о непогрешимости пап в суждениях ex cathedra, учение о «сокровищнице Церкви» – неиссякаемом «запасе» благодати, накопленном благодаря подвижничеству мучеников и святых, распоряжаться которым римские понтифики могут по собственному усмотрению.
Несмотря на осуществлённые в рамках григорианской реформы преобразования, полностью исключить Церковь из системы вассально-ленных отношений не удалось. Компромиссное решение в отношении участия церковной и светской власти в процедуре поставления на церковные должности и кафедры было предложено в конце 11 в. известным теологом Иво Шартрским. Им были определены различия между духовным и светским компонентами в инвеституре прелата. Так, светские сеньоры сохраняли право инвеституры лишь применительно к светским прерогативам епископа (прежде всего введение во владение землями), тогда как духовный сан переходил в акте церковной инвеституры. В 1122 г. это компромиссное решение было закреплено Вормсским конкордатом. При этом для германских земель была предусмотрена светская инвеститура до акта инвеституры церковной; для Италии – лишь спустя полгода после церковной инвеституры. В Скандинавских странах право светской инвеституры и частной церкви почти в полном объёме сохранялось вплоть до 13 в.