Тхеравада
Тхерава́да (пали theravāda, санскр. स्थाविरवाद, тибет. གནས་བརྟན་པ་, буквально – учение старцев/старейшин), одно из основных направлений буддизма (иногда некорректно называемого хинаяна – «узкая/малая колесница»), образовавшееся после первого раскола общины (сангхи) в результате отделения от неё сторонников ослабления монашеской дисциплины и более широкого доступа в сангху мирян. Тхераваду называют также «южным буддизмом».
В конце 4 в. до н. э., на 2-м буддийском соборе в Вайшали и Паталипутре (ныне Патна), «старцы» (тхеры) Яса и Ревата выступили против ослабления уставной дисциплины и против сторонников Махадэвы, которые подвергали сомнению достижения архата. В результате из общины были изгнаны сторонники махасангхики. На 3-м буддийском соборе, созванном царём Ашокой в Паталипутре в 247 г. до н. э., Тисса Моггалипутта составил полемический трактат «Катхаваттху», где «учение старцев» в 252 пунктах противопоставлялось мнениям и позициям других течений и школ. Вероятно, тогда же были составлены и основные части знаменитого канона «старцев» – «Три корзины учения» (Типитака). Ашока решил отправить буддийских миссионеров в разные страны, что положило начало буддизму на о. Ланка (Цейлон, ныне Шри-Ланка), где «Три корзины» приняли со временем окончательную форму Палийского канона. К традиции тхеравады относятся его знаменитые комментаторы Буддхагхоша (Буддагхоса) (около 5 в.) и Дхармапала (около 6 в.). Буддхагхоша написал также сочинение «Висуддхи-магга» («Путь очищения»), которое и ныне используется тхеравадинами как учебное пособие.
Тхеравада представляет собой монашескую традицию, которая воспринимает Будду как земное существо (а не божество), достигшее просветления в процессе 550 перерождений, и почитает его как великого учителя. Типитака рассматривается как свод знаний Будды, а одна из её частей, Виная-питака, является главной нормой поведения. Жизнь Будды – основа традиции тхеравады, сцены из неё постоянно воспроизводятся в литературе, живописи, скульптуре, фильмах и т. д. В социальном и идеологическом плане этот сценарий и Типитака реализуются через концепцию благих действий, заслуг (пунья). Сангха именуется «несравненным полем заслуги в этом мире», т. к. была основана самим Буддой, т. е. её члены слушали поучения из уст самого учителя, а тхеравада сохраняет традиции «слушавших самого учителя».
Тхеравада уделяет основное внимание медитативной практике, ведущей к достижению высшего состояния архата («совершенного»). В ней различаются две формы медитации: дхьяна – успокоение «волнения» чувств и мыслей и випассана – медитация, предполагающая высшее прозрение реальности в свете буддийского учения. Члены сангхи накапливают заслуги через 6 уровней медитации:
глядя на символы Будды, они думают о постоянном незримом присутствии Будды;
глядя на символы дхармы (учения Будды), вспоминают изречения Будды;
вспоминают о 8 великих учениках Будды;
утверждают мысль о несокрушимости морального облика члена сангхи;
вспоминают о радости, которую приносит просветление;
глядя на божества и другие небесные создания, переносят их достоинства на свою личность.
Тхеравада отвергает «пять пунктов» махасангхиков, не признающих совершенство архата и допускающих как возможность утраты архатом заслуг, необходимых для достижения нирваны, так и способность архата продолжать «набирать» заслуги. Они отрицают то, что архат может потерять своё совершенство под тяжестью прошлой кармы, и считают, что три предшествовавшие архату ступени совершенства и их последовательность («вошедшего в поток», «возвращающегося в последний раз» и «больше невозвращающегося») неколебимы, а их составляющие одновременно несводимы друг к другу. Тхераваддины – противники мнения, что состояния архата можно достичь и не вступая в монашескую общину. В то же время они выступали и против того, что при наличии «мирских помыслов» невозможно достижение истинного знания, а основные добродетели буддиста неприменимы ни к чему «мирскому».
С точки зрения приверженцев тхеравады, миряне, так же как и монахи, получают возможность накапливать заслуги, помогая сангхе едой, одеждой, жильём, медикаментами, а также совершая 10 благих дел:
подношение (дана), в том числе и чтение вслух сутры, обучение детей буддизму и т. д.;
высоконравственное поведение (шила), которое подразумевает мудрость, дружелюбие и сострадание к другим;
размышления и созерцание (бхавана), вырабатывающие спокойствие и невозмутимость для занятий самоанализом и самосовершенствованием;
почитание и уважение других (апачити);
взаимопомощь (веявачча);
передача заслуг (паттануппадана); заслуги, накопленные верующим, не только улучшают его карму, но и составляют его основное богатство, которым он вправе поделиться с другими;
радость от получения и накопления заслуг другими (аббханумодана);
распространение и пропаганда учения Будды (десанамая);
слушание любого положения учения Будды (саванамая);
стремление исправить заблуждения других (диттхи) и помочь им выйти из поля дурной кармы.
Тхеравадины составляют большинство населения в Таиланде, Мьянме, Шри-Ланке, Камбодже, Лаосе, имеются они также в Индии, Бангладеш, Вьетнаме, Китае и других странах. В Таиланде буддизм тхеравады является де-факто государственной религией. Две основные школы тхеравады: маханикай и тхаммаютникай. В Мьянме буддизм тхеравады также получает государственную поддержку. В стране действуют 9 школ, из которых наиболее известны судхамма, швегон, двараникая, раманн. В Шри-Ланке буддисты тхеравады образуют 3 школы: сиамникая, амарапураникая и раманнияникая. Первая школа, имеющая наибольшее число сторонников, сиамского происхождения, две другие – бирманского. В Камбодже в 1989 г. буддизм был объявлен государственной религией. Основные школы: маханикай и тхаммаютникай. Они же получили распространение и в Лаосе.