Паисий (Величковский)
Паи́сий (Паисий Величковский; в миру Пётр Иванович Величковский) [21.12.1722 (1.1.1723), Полтава, ныне Украина – 15(26).11.1794, Нямецкий монастырь близ г. Тыргу-Нямц, Молдавское княжество, ныне Румыния], архимандрит, переводчик святоотеческих и богословских текстов, аскетический писатель, богослов, православный святой.
Сын соборного протоиерея. Учился в Киевской духовной академии (1735–1740). Общение с монахами Киево-Печерской лавры, изучение святоотеческих сочинений побудили его к монашеской жизни. В 1740 г. покинул Киев и поступил в Любечский монастырь (г. Любеч), откуда ушёл в 1741 г. в Медведовский Николаевский монастырь (близ г. Чигирин), где был пострижен в рясофор, получив имя Платон. После закрытия монастырского храма униатами подвизался в Киево-Печерской лавре (январь 1742 – начало 1743). В поисках монашеской жизни путешествовал по монастырям и скитам Молдавии и Угровлахии, где познакомился со старцем Василием Поляномерульским (около 1692–1767). Летом 1746 г. отправился на Афон. В поисках духовного руководителя обошёл многие афонские монастыри и скиты, поселился в каливе (отдельной «хижине») близ монастыря Пантократор. В 1750 г. во время посещения Афона Василием Поляномерульским пострижен им в мантию с именем Паисий. Постепенно вокруг Паисия Величковского образовалась община единомышленников. Около 1757 г. он перешёл в келлию Святого Константина. В 1758 г. рукоположен в иеромонахи. Рост числа братии побудил Паисия Величковского перейти в опустевший скит Пророка Илии при монастыре Пантократор. В 1763 г. Паисий с братией переселился в Молдавское княжество, на Буковине им был предоставлен монастырь Драгомирна (близ г. Сучава). Вскоре Паисий принял постриг в великую схиму. Жизнь и богослужение в монастыре Драгомирна были устроены по афонскому чину. Чтение и пение за богослужением – на славянском и румынском языках. Велась работа по исправлению переводов святоотеческих книг. В 1774 г. по договору между Россией и Турцией Буковина была передана Австрийской империи. Не желая жить в католической стране, Паисий перешёл в молдавский Секульский монастырь, где обустроил жизнь по драгомирнскому образцу. В 1779 г. гражданские и церковные власти Молдавии передали Паисию Нямецкий монастырь (свыше 300 монахов), несмотря на нежелание старца переселяться в знаменитую и часто посещаемую паломниками обитель. В Нямце Паисий Величковский продолжил труды по переводу святоотеческих книг; образовалась школа переводчиков и переписчиков. В 1790 г., во время посещения Нямца русским архиепископом Амвросием (Серебренниковым) (1745–1792), Паисий был возведён в сан архимандрита.
Главное дело жизни Паисия Величковского – исправление старых переводов и новый перевод святоотеческих текстов на славянский язык. В 1793 г. в Москве был напечатан славянский перевод «Добротолюбия», основу которого составили тексты, исправленные или переведённые Паисием. Он перевёл также многие другие святоотеческие сочинения, соборные документы и полемические произведения, в том числе 18 в. Создал новые редакции (по сути, новые переводы) «Слов» преподобного Исаака Сирина и «Лествицы» преподобного Иоанна Лествичника. Паисию принадлежат аскетические сочинения («Свиток об умной молитве», «Слово на пострижение монашеского чина»), многочисленные послания (в том числе Афанасию и Агафону в защиту умной молитвы), гомилетические и полемические сочинения, автобиография (написана в последние годы жизни, осталась неоконченной).
Паисий Величковский канонизирован в 1988 г. Русской православной церковью (РПЦ), в 1992 г. – Румынской православной церковью; службы преподобному Паисию составлены на славянском, румынском и греческом языках. День памяти по календарю РПЦ – 15(28) ноября.