Чань
Чань (禅, пиньинь chán), китайская школа буддизма, основанная индийцем Бодхидхармой в начале 6 в. Название является транслитерацией санскритского термина дхьяна – созерцание, медитация, которая является главной духовной практикой чань. Школа ведёт преемственность от Будды Шакьямуни и Нагарджуны, разделяя воззрение последнего о тождестве сансары и нирваны. Монастырь Шаолинь стал центром распространения чань, учившего пребывать в созерцании, занимаясь любыми видами человеческой деятельности, в том числе и боевыми искусствами. Исходные идеи Бодхидхармы о передаче истины «от сердца к сердцу» вне писаний и речей, о проникновении в собственную изначальную природу, которое и есть искомое состояние будды, были многократно умножены и развиты в особых чаньских духовных практиках. Они внесли огромный вклад в литературу, искусство и развитие культуры в целом как в Китае, так и в других странах Дальнего Востока. Первые 6 китайских патриархов чань ввели новые способы пробуждения ума учеников и разрушения двойственности мышления. О них можно судить по парадоксальным текстам вэнь-да (япон. мондо) – вопросно-ответной беседе, лишённой логики (бессвязной), и гунъань (япон. коан) – поэтической зарисовке, содержащей рационально неразрешимую загадку. И те и другие тексты сосредоточенно созерцаются ради проблеска интуиции. Эти же мастера ввели в обиход буддийского монашества физический труд, тренировку тела, единоборства и т. д. В 8–10 вв. школа разделилась на 5 толков, из которых два – линьцзи (япон. риндзай) и цаодун (япон. сото) широко распространены и поныне (в том числе в рамках дзена).