Иоанн Златоуст
Иоа́нн Златоу́ст (Иоанн Хризостом, ’Ιωάννης ὁ Χρυσόστομος) (между 344 и 354, Антиохия – 14.9.407, Бизери, провинция Понт, Малая Азия, ныне Турция), христианский святой, экзегет, проповедник, отец и учитель Церкви, архиепископ Константинопольский (398–404).
Ранние годы
Происходил из богатой семьи; отец Иоанна Златоуста, занимавший крупный военный пост, скончался, когда сыну не исполнилось и двух лет. Овдовевшая в очень молодом возрасте мать Иоанна Златоуста, Анфуса, не стала вторично выходить замуж и отдала все силы христианскому воспитанию сына. Иоанн Златоуст получил блестящее светское образование под руководством знаменитого ритора Ливания и философа Андрагафия, затем вместе с Феодором (будущим епископом Феодором Мопсуестийским) изучал Священное Писание и христианское богословие в монастырском училище недалеко от Антиохии под началом пресвитера Диодора (впоследствии епископа Диодора Тарсского) и его помощника Картерия.
Около 368 г. Иоанн Златоуст принял крещение от святителя Мелетия Антиохийского, в 371 г. был поставлен в чтецы. После смерти матери (вероятно, в 372) он удалился из Антиохии на гору Сильпий, где стал монахом и провёл около 6 лет в строгом подвижничестве сначала под руководством некоего сирийского старца, а затем один в затворе в горной пещере. В связи с ухудшением здоровья зимой 378/379 г. был вынужден вернуться в Антиохию. Около 381 г. святителем Мелетием Антиохийским рукоположен в диаконы; около 386 г. епископом Флавианом Антиохийским – в пресвитеры. В течение своего священнического служения Иоанн Златоуст снискал славу талантливейшего проповедника и пастыря. Во время восстания в Антиохии в 387 г., вызванного повышением налогов, оставался в городе, вёл активную проповедь среди жителей о силе и важности христианского смирения.
Епископство и изгнание
В 397 г., после кончины архиепископа Константинопольского Нектария (381–397), по приказу императора Аркадия Иоанн Златоуст против своей воли был доставлен в Константинополь, где рукоположен в епископы и поставлен на Константинопольскую кафедру. Став архипастырем, он уделял особое внимание нравственному состоянию столичного духовенства, обличал придворные круги за распущенность, сребролюбие и лукавство. Средства, предназначавшиеся для архиерейского двора, Иоанн Златоуст использовал на содержание нескольких больниц и двух домов для паломников.
Неприязнь к Иоанну Златоусту столичной знати и лично императрицы Евдоксии, борьба разных партий в среде высшего византийского духовенства, а также оппозиция святителю в среде малоазийского и египетского епископата, белого духовенства и константинопольского монашества стали причинами его скорого низложения. В 403 г. собор, созванный в предместье Халкидона, в котором участвовали епископы, враждебно настроенные к Иоанну Златоусту (в том числе Феофил Александрийский, Акакий Верийский, Севериан Гавальский, Антиох Птолемаидский), и куда Иоанн Златоуст отказался явиться, предъявил ему список различных обвинений и лишил кафедры. Иоанн Златоуст был выслан из Константинополя. Однако вспыхнувшие народные волнения принудили императора отменить решение о высылке и возвратить Иоанна Златоуста на кафедру. В апреле 404 г. последовал императорский указ о новой ссылке Иоанна Златоуста якобы за самовольное занятие кафедры после вынесенного соборного прещения; в июне 404 г. святитель был отправлен в Кукуз (Малая Армения), через 3 года – в Питиунт (ныне Пицунда, Абхазия), на пути в который скончался от болезни. Традиция почитания места смерти Иоанна Златоуста существует и в Абхазии.
Почитание
В 408 г. Палладием Еленопольским было составлено первое житие Иоанна Златоуста. В 417 г. архиепископ Константинопольский Аттик (406–425) восстановил имя Иоанна Златоуста в диптихе Константинопольской церкви. В 438 г. по решению архиепископа Константинопольского Прокла (434–447) останки Иоанна Златоуста были перенесены в Константинополь и перезахоронены в церкви Святых Апостолов (песнопения в честь перенесения мощей были составлены в 9 в. Иосифом Гимнографом и Космой Веститором). После захвата Константинополя крестоносцами (1204) мощи были перенесены в Рим, в собор Святого Петра. В 2004 г. папа Иоанн Павел II передал мощи Иоанна Златоуста и Григория Богослова константинопольскому патриарху Варфоломею I.
Дни памяти в Русской православной церкви – 27 января (9 февраля), 30 января (12 февраля; в Соборе трёх вселенских учителей и святителей), 14(27) сентября, 13(26) ноября; в Римско-католической церкви – 13 сентября.
Наследие
Иоанн Златоуст – автор огромного литературного наследия, включающего гомилии (беседы, проповеди), трактаты, а также письма, в которых содержатся ценные сведения о церковной, политической, социальной и культурной жизни Византии конца 4 – начала 5 вв.
Гомилии, числом более 700, подразделяются на экзегетические, догматико-полемические, нравственно-аскетические, праздничные, энкомиастические и др. В экзегетических гомилиях, произнесённых Иоанном Златоустом в основном в Антиохии в период его священнического служения, автор истолковывает отдельные места и целые книги Ветхого и Нового Завета (Книги Бытие, Царств, Псалтирь, Иова, пророка Исаии, пророка Иеремии, Евангелия от Матфея, от Иоанна, Деяния Апостолов, 14 Посланий апостола Павла). Его экзегезе свойственно сочетание учёного дискурса и пастырского слова. Для Иоанна Златоуста – пастыря Слово Божие – первоисточник и основа христианского пути. Для Иоанна Златоуста – экзегета, оперирующего методами антиохийской экзегезы, Слово Божие совершенно исторично, из буквально-исторического смысла библейского повествования у него органично проистекают богословско-типологические и нравственно-практические толкования.
К догматико-полемическим гомилиям принадлежат:
5 слов «О непостижимости Божией» (386–387) и связанные с ними 7 слов «Против аномеев» (397), в которых автор опровергает ересь аномеев, утверждавших возможность познания сущности Божией и отрицавших единосущие Сына Отцу;
8 слов «Против иудеев» (386–387);
три группы «Огласительных гомилий», адресованных готовившимся принять крещение на Пасху в Антиохии в 387, 388 и 390–гг.;
6 гомилий «О судьбе и промысле», в которых Иоанн Златоуст критикует распространённые в его время нехристианские представления о судьбе;
гомилия «О воскресении мертвых».
Вопросам христианской нравственности специально посвящены:
«Слово на новый год»;
«Против цирковых игр и зрелищ» (399);
3 гомилии «О диаволе» (где говорится о происхождении человеческих пороков и роли дьявола);
гомилия «О милостыне» побуждает к деятельной заботе о бедных и нуждающихся;
гомилии «О покаянии» призывают к непрестанному покаянию и исправлению нравов.
Иоанну Златоусту принадлежит ряд гомилий на церковные праздники, в том числе знаменитое «Огласительное слово на Святую Пасху» (некоторыми исследователями признаётся неподлинным). Иоанн Златоуст написал множество энкомиев (похвальных слов) в адрес ветхозаветных праведников, христианских святых, мучеников; в них содержатся сведения по агиологии и церковной истории. Многие гомилии Иоанна Златоуста посвящены различным событиям его личной и общественной жизни.
В трактатах Иоанна Златоуста раскрываются темы пастырства («О священстве», 372–378 или 381–387), монашества [«К Феодору падшему», 367 (368) или 372 (378); «К враждующим против тех, кто привлекает к монашеской жизни», 383 (386); «О сокрушении», 372 (373)], девства («О девстве», 382; «К девственницам, жившим вместе с мужчинами», 382; «К жившим вместе с девственницами», 398), вдовства («К молодой вдове» и «О воздержании от второго брака», 380–381), христианского воспитания [«О тщеславии и воспитании детей», 393 (394)], отношения к страданиям [«К Стагирию подвижнику, одержимому демоном», 381 (382)]; представлена полемика с язычниками и иудеями [«О блаженном Вавиле и против Юлиана», 379; «Против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог», 386 (387)] и др.
Эпистолярное наследие Иоанна Златоуста включает около 240 писем, адресованных более чем 130 лицам; наибольший интерес из них представляют 2 письма папе Римскому Иннокентию I и 17 писем диаконисе Олимпиаде. Сохранился также ряд церковных документов – посланий, постановлений, указов, составленных Иоанном Златоустом за время его архиепископства.
Авторству Иоанна Златоуста традиция приписывает составление чина литургии, нескольких молитв чина елеосвящения, введение антифонного пения за всенощным бдением.
Из-за огромного авторитета Иоанну Златоусту традиционно приписывалось множество псевдоэпиграфических сочинений, составивших т. н. Псевдо-Златоустов корпус. В него входят в основном сочинения небольшого объёма, фрагменты и переработки подлинных творений Иоанна Златоуста или других авторов. Количество сочинений этого корпуса значительно превышает число подлинных творений Иоанна Златоуста.