Миссионерство
Миссионе́рство (от лат. missio как перевод греч. ἀποστολή – посылание), распространение религиозного вероучения среди людей, его не исповедующих; в современной миссиологии (богословии миссии) – осознание и реализация роли и задач религиозных общин в жизни государства и общества. Термин «миссионерство» (лат. votum missionis) в значении распространения христианства впервые введён в 16 в. И. Лойолой. Миссионерство присуще в основном т. н. мировым религиям (христианство, буддизм, ислам). Организация, стратегия и богословие миссионерства наиболее развиты в христианстве.
Миссионерство в христианстве
Христианское понимание миссии основано на призыве Иисуса Христа, обращённом к его непосредственным ученикам – апостолам, а вслед за ними и ко всем христианам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…» (Мф 28:19; ср.: Мк 16:15).
Миссионерство в ранней Церкви
Ранняя Церковь не имела оформленного института миссионерства, однако уже в Новом Завете описаны первые миссионерские служения – апостолов и «благовестников». Особое значение имела проповедь апостола Павла, более всего способствовавшая становлению христианства как религии, обращённой ко всем народам. Символом универсальности Церкви явилось событие Пятидесятницы, когда Святой Дух, сошедший на апостолов, даровал им способность говорить «о великих делах Божиих» на языках разных народов (Деян 2:1–11). Трудами апостолов и последующих миссионеров христианство уже в 1 в. распространилось по всему Средиземноморью, а к 4 в. – на всей территории Римской империи и в некоторых странах за её пределами: в Закавказье, северо-восточной Африке; крупные христианские общины существовали в Месопотамии, Персии, возможно, в Индии.
Важную роль в проповеди Евангелия играли купцы, а также христиане, оказавшиеся на чужих территориях в качестве пленных или изгнанников. Позднее, в период существования христианства как официальной религии Римской империи, византийские императоры организовывали посольства к абхазам, готам, нубийцам и другим народам, имевшие целью, помимо прочего, проповедь христианства. Успех миссионерства был обусловлен авторитетом и могуществом империи. Распространение христианства при поддержке государства продолжалось до середины 7 в., пока мощь Византии не была подорвана военными поражениями от арабов и булгар, а также глубоким экономическим кризисом.
В Западной Европе в 5 в. святой Патрик и его преемники распространили христианство в Ирландии, затем настоящий прорыв в деле обращения варварских народов совершили ирландские миссионеры святые Колумба, Айдан, Колумбан и др., положив начало традиции индивидуального миссионерства. В 6–7 вв. усилиями ирландских и итальянских миссионеров были обращены в христианство англосаксонские племена Британии. С 8 в. ирландские, англосаксонские и франкские проповедники (Виллиброрд, Бонифаций, Ансгарий и др.) начали распространение Евангелия среди саксов и других племён Северной и Центральной Германии, а также Скандинавии. Завоевательная политика императора Карла I Великого и его преемников предусматривала жёсткие методы христианизации варваров: активная проповедь сопровождалась военными акциями. В 10–11 вв. христианство утвердилось среди венгров и части западно-славянских племён.
В 8 в. в Византии появился тип миссионера-одиночки, каковым был святой Стефан Сурожский, проповедовавший среди завоевавших Крым хазар, и др. Тогда же началась христианизация славян, расселившихся на Балканах. Как и на Западе, деятельность отдельных византийских миссионеров порой дополнялась принудительной христианизацией, например при обращении Болгарии. К числу крупнейших достижений византийского миссионерства относится деятельность в 9 в. святых Кирилла и Мефодия (результатом которой стало появление славянской письменности), а также Крещение Руси в 10 в.
Миссионерство в католицизме
На Западе после завершения христианизации Западной и Центральной Европы (обращение в 12–14 вв. балтских племён) практика «внешнего» миссионерства на несколько столетий почти прекратилась. Отдельные попытки распространения христианства среди мусульман (Франциск Ассизский, Р. Луллий), народов Центральной Азии (миссии Иоанна де Плано Карпини и Г. де Рубрука), Китая (Иоанн из Монтекорвино) не принесли больших результатов.
Новый подъём миссионерства пришёлся на эпоху Великих географических открытий. Ведущую роль в католическом миссионерстве играли монахи – представители нищенствующих орденов (францисканцы, доминиканцы, капуцины, кармелиты и др.) и иезуиты. Так, в Индостане появились миссии португальских францисканцев (1498), иезуитов (1542), кармелитов, итальянских капуцинов (1773). В Китае в начале 1580-х гг. была организована постоянная миссия иезуитов под руководством М. Риччи. Миссия иезуитов (Ф. Ксавье и его последователи) достигла определённых успехов в Японии. Католические миссионеры энергично действовали на Ближнем Востоке, в Африке.
В Америке первая миссия была учреждена на Антильских островах во время второго путешествия Х. Колумба (1493–1496). В Мексике в 1529 г. францисканцы заявляли, что ими обращено ко Христу 200 тыс. индейцев. В Канаде с середине 17 в. активно действовали иезуиты. В Парагвае в результате миссионерской деятельности возникло Государство иезуитов (1610–1767).
Координировать усилия по распространению католицизма была призвана римская Конгрегация пропаганды веры, учреждённая в 1622 г. папой Римским Григорием XV (с 1967 Конгрегация евангелизации народов). В 18 в. в связи с антиклерикальной политикой многих европейских государств католическая миссионерская активность снизилась. Её новый подъём начался в 19 в. с проповеди католицизма в Африке. Возник ряд новых миссионерских обществ и монашеских орденов (Конгрегация Святого Духа, «Белые отцы» и др.). Наряду с евангелизацией католические миссионеры большое внимание уделяли благотворительной и образовательной деятельности.
Принципы современного католического миссионерства сформулированы в декрете Второго Ватиканского собора «Ad Gentes divinitus» (7 декабря 1965), подчеркнувшем необходимость понимания своеобразия различных народов и культур для успеха миссионерства.
Миссионерство в протестантизме
В различных протестантских церквах организованное миссионерство получило широкое развитие с 18 в., когда были основаны англиканское Общество распространения Евангелия за рубежом (1701), Миссия общества братьев общинной жизни (Моравских братьев) (1732), методистское (1786) и баптистское (1792) миссионерские общества. В 19 в. широкое распространение получили внеденоминационные миссионерские организации: Лондонское миссионерское общество (1795), Меланезийская миссия (1846), Университетская миссия в Центральной Африке (1859) и др. Активное участие в миссионерстве принимали многочисленные библейские общества. Протестантские миссионеры добились значительных успехов в Африке, Северной Америке, Австралии и Океании, в 20 в. – в ряде стран Латинской Америки и Азии.
Миссионерство в Русской церкви
В 10–15 вв. миссионерство было представлено отдельными подвижниками, постепенно распространявшими христианство из центральных районов Руси в Заволжье, на Русский Север и в Предуралье (преподобный Авраамий Ростовский, преподобномученик Иоанн Кукша Печерский, просветитель вятичей, святитель Стефан Пермский, просветитель зырян, и др.). Успеху миссии служили основанные ими монастыри.
После присоединения в 16 в. к Русскому государству Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, Ногайской Орды в его состав оказались включены многие народы, исповедующие ислам или этнические религии. В связи с этим возникла необходимость организации миссионерских экспедиций и специальных структур с просветительскими и образовательными задачами. Большое значение для распространения православия в Поволжье имела в середине 16 в. деятельность епископа Казанского святителя Гурия (Руготина).
В 1731–1764 гг. миссионерской деятельностью среди народов Российской империи централизованно занималась Комиссия (с 1740 Контора) новокрещенских дел. Особые успехи были достигнуты в деле обращения в православие сибирских народов. Значим опыт Аляскинской (Кадьякской) миссии в Русской Америке, которую осуществляли иноки Валаамского монастыря. Их миссионерский труд продолжил, почти единолично, «апостол русской Америки» архиепископ Иннокентий (Попов-Вениаминов), впоследствии митрополит Московский. Были открыты православные духовные миссии для многих народов: Алтайская, Киргизская, Иркутская, Забайкальская, Камчатская, Обдорская, Сургутская, Енисейская, Якутская.
Русские миссионеры проповедовали и вне России. В 1713 г. создана Российская духовная миссия в Китае, которая первоначально имела также функции дипломатического представительства России в Китае, а с 1863 г. занималась исключительно миссионерской деятельностью. В 1870 г. была образована православная миссия в Японии, основателем которой стал иеромонах (с 1880 епископ) Николай (Касаткин), и в 1895 г. – Американская миссия под управлением Николая (Зиорова), епископа Алеутского и Аляскинского. В связи с присоединением к православию части ассирийцев-несториан в 1898 г. была создана Урмийская миссия (прекратила существование в 1946).
В 19 – начале 20 вв. десятки народов Российской империи получили от миссионеров письменность, школы, храмы, книжную культуру на родном языке. В этот же период развивалось «внутреннее» противосектантское миссионерство. Для руководства миссионерской деятельностью было создано Миссионерское общество для содействия распространению христианства между язычниками (1865, с 1870 действовало как Православное миссионерское общество). В 1897–1917 гг. прошло 5 общероссийских и значительное число епархиальных миссионерских съездов. В начале 20 в. издавалось более 30 миссионерских периодических изданий. В 1913 г. при Синоде был создан Миссионерский совет (действовал до 1918 и в 1945–1949). После 1917 г. открытая миссионерская деятельность Русской православной церкви была пресечена, ныне её возрождение проходит в координации с Синодальным миссионерским отделом, созданным в 1995 г.
Миссиология
Хотя миссионерское распространение христианства приобрело организованные формы уже в раннее Новое время, богословие миссии сформировалось только в 20 в. Миссионерство использует разные формы свидетельства о Христе: керигму (проповедь), кинонию (общение), мартирию (мученичество как свидетельство), диаконию (социальное служение) и литургию. В современном миссионерстве широко используется термин «инкультурация», появившийся в 1960–1970-е гг. у иезуитов, а позднее принятый и в протестантской среде, обозначающий диалог между верой и культурой, творческие и динамичные взаимоотношения между христианским благовестием и культурами народов, в которых оно провозглашается.
В 19 в. появилось понимание необходимости сотрудничества в миссионерстве различных христианских конфессий, которое стало реализовываться в деятельности библейских обществ, в молодёжных движениях и др. Возникшее в начале 20 в. понятие экуменизм трактовалось как сотрудничество в деле всемирной христианской миссии и вошло в широкое употребление после Всемирной миссионерской конференции в Эдинбурге (1910). В 1921 г. создан Международный миссионерский совет, который в 1961 г. вошёл в состав Всемирного совета церквей. Современная стратегия миссии предполагает отказ от прозелитизма.
Миссионерство в других религиях
В буддизме с 3 в. до н. э. проповедь учения нередко осуществлялась странствующими монахами.
Развитым миссионерством характеризуется ислам, в котором миссионерство понимается как исламский призыв (дава), начатый пророком Мухаммедом и имеющий целью распространение ислама и знаний о нём среди иноверцев и мусульман. Мусульманское миссионерство ведётся в мечетях, медресе, в Новейшее время – также через прессу, Интернет и международные организации (Организация исламского сотрудничества, Лига исламского мира, Исламский совет Европы) при поддержке мусульманских фондов. Наряду с региональными традициями распространения ислама мусульманское миссионерство присутствует в США и Западной Европе. Миссионерство свойственно и ряду отколовшихся от ислама движений, прежде всего исмаилитам, создавшим для пропаганды своего вероучения централизованную сеть проповедников (даи).
Активной проповедью своих учений занимаются представители новых религиозных движений.