Религиозный обет
Религио́зный обе́т (завет, оброк), сознательное и добровольное обещание Богу или иным сакральными существам следовать этическим, идеологическим и поведенческим нормам, даваемое приверженцами религиозных сообществ при приобщении к вере, а также при продвижении на пути духовного совершенствования. Например, в христианстве существуют крещальные обеты (крещаемый даёт обет отречения от Сатаны и сочетания с Христом, а также доброй совести перед Богом), монашеские обеты (целомудрия, нестяжания, послушания), супружеские обеты (верности супругу). В буддизме известны пять священных заповедей, принимаемых адептами (отказ от насилия, присвоения чужого имущества, от сексуальных прегрешений, от лжи, от опьяняющих напитков и веществ). В разных религиозных традициях для достижения духовного совершенства могут практиковаться одинаковые формы обетов, цели которых различаются в зависимости от вероучения. Например, обет молчания, известный пифагорейцам, существует также в буддизме, синтоизме и в христианской традиции исихазма. Однако в буддизме целью обета молчания (мауна) является внутреннее самоисследование, тогда как в православном аскетизме молчание – практика, направленная на богопознание и уподобление Христу.
В широком смысле слова обетом является обязательство перед Богом или другими сакральными силами (святыми, божествами, духами, душами предков), налагаемое на себя человеком или сообществом ради избавления от каких-либо бед (болезней, смерти, войны, неурожая, падежа скота, бесплодия, стихийных бедствий) или в благодарность за дарованное свыше благо. Обеты, их содержание и способы исполнения сильно варьируются в зависимости от национальной и религиозной традиции, а также целей, ради которых они принимаются. Сюда относятся жертвоприношения, различные формы аскетизма и телесного самоограничения (например, ношение вериг или власяницы, воздержание от сексуальных отношений, алкоголя, определённых видов пищи, стрижки волос и бороды и др.). Обет может быть индивидуальным и коллективным, окказиональным и календарно закреплённым (совершаемым ежегодно в определённый праздник), принятым на всю жизнь или на конкретный срок. Неисполнение обета считается тяжким грехом. У католиков принятие обетов регламентируется Кодексом канонического права. В иудаизме законы об исполнении обетов и возможностях их отмены содержатся в трактате «Недарим» (одном из разделов религиозно-юридического сборника Мишна), а также в книге Чисел (гл. 30) Ветхого Завета.
В разных религиозных традициях практикуется обет посвящения своего ребёнка Богу, часто даваемый при бесплодии или в случае тяжёлой болезни ребёнка. Согласно Ветхому Завету, Анна Пророчица, страдавшая от бесплодия, дала обет в случае рождения у неё сына посвятить его Богу, обещая также, что сын не будет пить алкогольных напитков и стричься (1 Цар. 1:11). В иудаизме известен обет назорейства – посвящения себя Богу, который могли давать и мужчины, и женщины, как на определённый срок, так и на всю жизнь. Символическим выражением этого обета было соблюдение запрета употреблять вино и продукты из винограда, стричь волосы, прикасаться к мёртвым телам.
Особым видом религиозных обетов в средневековой Европе были обязательства, дававшиеся неофитом при поступлении в рыцарский орден. Эти обеты, первоначально монашеские, помимо нестяжания, послушания и безбрачия (позднее – целомудренного супружества), включали в себя обет summa perfectio (высшего совершенства). Рыцари могли давать индивидуальные обеты совершить какой-либо подвиг, при этом налагая на себя определённые ограничения (например, носили на левой ноге подвешенные на цепи оковы как знак обета). В позднем Средневековье рыцарские обеты обрели пышные церемониальные формы, как, например, обеты над птицей (обет «фазана», обет «цапли»): во время общего застолья рыцарь давал обет совершить подвиг, в подтверждение чего съедал кусок дичи, стоявшей в тот момент на столе.
Обширную группу обетов составляют разнообразные виды жертвы, приносимой по обещанию в храм или в другое почитаемое место (например, к обетному кресту, к священному источнику, культовому камню, в заветную рощу и др.). Свидетельства о жертвоприношении по обету содержатся в Ветхом Завете: Иаков, прося Бога сохранить его в пути, дал обет жертвовать десятую часть от всего, что будет ему даровано Богом, и впоследствии исполнил обещание (Быт. 28:20–22). Военачальник Иеффай в случае, если Бог дарует ему победу над врагами, обещал принести в жертву первого, кто выйдет ему навстречу из ворот его дома. Он исполнил своё обещание, хотя этим человеком оказалась его собственная дочь (Суд. 11:30–31).
В славянских языках слово обет (от праслав. *ob-větъ ‘изречение’) обозначает как само обязательство совершить что-либо, так и жертву, приносимую в рамках этого обязательства. В качестве обета обычно выступают различные части имущества: полотно, одежда, драгоценности, деньги, продукты земледелия и пчеловодства, домашний скот и птица. В славянских традициях практиковалось жертвование причту и общине специально откормленного животного (быка, тёлки, овцы), посвящённое разным святым. В частности, на Русском Севере ко дню святого Ильи [20 июля (2 августа)] происходил ритуальный забой т. н. «ильинского быка» с последующей коллективной трапезой. В общинной форме обета жертва покупалась на деньги, собранные вскладчину, или предоставлялась одним из хозяев по очереди. У южных славян календарный характер имеет обетное жертвоприношение святому, передающееся в семье по наследству и совершаемое ежегодно в один и тот же день (серб. слава; болг. курбан, светец). У восточных славян подобное приношение святому (обещание) обычно носит окказиональный характер и может не приурочиваться ко дню данного святого.
Разновидностью религиозного обета являются вотивы (лат. votivus ‘посвящённый богам’) – разнообразные дары, приносимые в церковь с какой-либо просьбой или в благодарность за её исполнение, например костыли или рубашка выздоровевшего больного, цепи и кандалы освобождённого из застенков, вещи из драгоценных металлов (кольца, кресты, монеты, цепочки и др.), уменьшенные изображения больных частей тела (руки, ноги, глаз, уха), таблички со словами молитвы, прикрепляемые к чудотворной иконе или к стенам храма. В Античности во исполнение обета на священном участке храма устанавливались вотивные колонны, а в средневековой Италии в качестве вотивов в церквях помещались портретные восковые фигуры, одетые в одежду дарителя и раскрашенные.
Формой исполнения обета является строительство храма или часовни: например, храм Василия Блаженного (собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву; 1555–1561) в Москве был выстроен Иваном IV Васильевичем по обету после взятия Казани (1552). Московский Андроников в честь Нерукотворного образа Спасителя мужской монастырь (около 1357 – 1358) был также основан по обету святым Алексием, в память о своём спасения от бури, в которую он попал, возвращаясь из Константинополя. У восточных и южных славян для избавления от эпидемических болезней и других бедствий принято было коллективно возводить обыденные (построенные и освящённые за одни сутки) храмы и изготавливать другие обыденные предметы (устанавливать за один день придорожные кресты, изготавливать в течение суток полотно или полотенце, жертвуемое потом в церковь). Индивидуальными формами обета могут быть обещание принять монашеский постриг, совершить паломничество к святым местам, заказать молебен, приобрести для храма икону, церковную утварь или изготовить «обетную свечу» определённого веса, соблюдать дополнительный пост сверх установленных церковью, совершить тайную милостыню и др.