Ярослав Владимирович (князь киевский)
Яросла́в Влади́мирович (Ярослав Владимирович Мудрый; в крещении Георгий) (978/979 – 19 или 20.2.1054, Вышгород, ныне Украина), князь киевский (1016–1018, 1019–1054), русский святой. Из династии Рюриковичей. Сын князя Владимира Святославича от полоцкой княжны Рогнеды. Родной брат Мстислава Владимировича, единокровный брат Бориса Владимировича, Глеба Владимировича. Отец (от 2-го брака) Изяслава Ярославича, Святослава Ярославича, Всеволода Ярославича, Анны Ярославны.
Молодые годы
При распределении старших сыновей киевского князя Владимира Святославича по столам (около начала 990-х гг.) получил в держание Ростов, а после смерти старшего брата Вышеслава Владимировича перешёл в Новгород. Во время новгородского княжения основал г. Ярославль. По-видимому, в 1010-х гг. в Новгороде произошла первая кодификация обычного древнерусского права в «Правде Ярослава».
Борьба за киевский стол
В 1014 г., очевидно в связи с намерением отца оставить киевский стол одному из младших сыновей – Борису, Ярослав Владимирович примерно одновременно с сидевшим в Турове Святополком Владимировичем вышел из повиновения киевскому князю, отказавшись платить урочную дань Киеву. После смерти отца (15.7.1015) начал борьбу с вокняжившимся в Киеве Святополком, выступив в качестве мстителя за убийство им младших братьев – Бориса и Глеба.
Заняв Киев после победы в сражении у Любеча в 1016 г., пытался нейтрализовать Святополка Владимировича и его тестя польского князя Болеслава I Храброго посредством союза с германским императором Генрихом II. Летом 1017 г. вёл безуспешные военные действия в районе Берестья (ныне Брест, Беларусь). 22 июля 1018 г. потерпел поражение от войск Болеслава I в битве у г. Волынь на реке Буг (Западный Буг) и бежал в Новгород.
Заручившись поддержкой шведского короля Олафа Шётконунга и, видимо, английского и датского короля Кнуда Великого, вернул себе киевский стол в 1019 г., в том же году разбил войско Святополка на реке Альте.
На киевском княжении (1019–1054)
Внутренняя политика
В 1021 г. уладил отношения с племянником, полоцким князем Брячиславом Изяславичем, передав ему Витебск и Усвят. Около 1024 г. подавил выступление волхвов в Суздале. Непосредственно в 1024 г. оказался втянут в конфликт с младшим братом Мстиславом Храбрым, который осенью того же года нанёс поражение войску Ярослава Владимировича. В 1026 г. в Городце (возможно, Городце-Остерском) братья заключили соглашение о разделе Древнерусского государства по реке Днепр (Ярослав Мудрый уступил брату Чернигов и земли по левому берегу Днепра).
Смерть не имевшего наследников Мстислава Храброго (1036) сделала Ярослава Владимировича «единовластцем» на Руси, открыв период активного и всестороннего государственного и культурного строительства. В Киеве были возведены стены «города Ярослава», многократно превысившего размеры существовавшего там «города Владимира», с монументальными Золотыми воротами, каменными храмами – кафедральным Софийским собором, монастырскими соборами Святого Георгия и Святой Ирины; начал систематическую деятельность софийский скрипторий, создавались первые древнерусские переводы греческой литературы, а также памятники оригинальной письменности («Слово о законе и благодати» митрополита Илариона и др.), в том числе, по-видимому, и историографические.
Был принят новый Церковный устав (см. в статье Княжеские уставы 10–12 вв.). Ярослав Владимирович расширил сеть епархий Русской Церкви (скорее всего, во 2-й половине 1040-х гг.), при нём открыты кафедры в Турове, во Владимире-Волынском, в Ростове и Переяславле (Русском). Во 2-й половине 1040-х гг. – 1050/1051 г. (по наиболее обоснованной датировке) произошла официальная канонизация святых Бориса и Глеба. Гипотеза о возникновении Киевской митрополии в правление Ярослава Владимировича в современной историографии отклонена.
Политическая структура Древнерусского государства при Ярославе Владимировиче соответствовала традиционной модели: в крупнейших городах (за исключением Полоцка) наместничали подросшие сыновья Ярослава: старший, Владимир, – в Новгороде (с 1036), Изяслав – в Турове, Святослав и Всеволод, вероятно, во Владимире-Волынском и Ростове. В Новгороде с 1045 г. строились новые каменные городские укрепления и кафедральный Софийский собор.
Сложный раздел Древнерусского государства по завещанию Ярослава Владимировича между 5 сыновьями преследовал цель создания стабильного сеньората (усвоение определённых политических прерогатив в общегосударственном масштабе за старшим из Ярославичей – киевским князем Изяславом Ярославичем), что стало началом отхода от обычной практики равных разделов.
Внешняя политика
Стабилизация внутриполитической ситуации позволила Ярославу Владимировичу перейти к активным внешнеполитическим действиям. В 1020-х гг. выступал сторонником сдерживания экспансии Кнуда Великого, поддерживал тестя – короля Олафа Шётконунга и норвежского короля Олафа Харальдссона Святого.
В 1030 г. была покорена эстонская чудь, на её землях основан г. Юрьев (название от крестильного имени Ярослава; ныне Тарту, Эстония), совершены успешные походы на ятвягов (1038) и литву (1040 или 1044).
В 1030–1031 гг. отвоевал (совместно с Мстиславом Храбрым) Червенские города (захваченные Болеславом I в 1018). Одновременно в союзе с германским императором Конрадом II вмешался во внутренние дела Польши: в 1031 г. способствовал свержению польского короля Мешко II (восстановлен на троне в 1032), в 1038/1039 г. – возвращению на престол его сына Казимира I Восстановителя. В дальнейшем продолжал поддерживать Казимира I, что выразилось в совместных походах на Мазовию (1040-е гг.) и брачной политике (в 1-й половине 1040-х гг. были заключены браки Казимира I с сестрой Ярослава Владимировича Добронегой-Марией, а также сестры Казимира I Гертруды с Изяславом Ярославичем).
Укрепил границу Древнерусского государства по реке Рось, основав там в 1030-х гг. ряд крепостей, в том числе Юрьев (ныне на его месте г. Белая Церковь, Украина). В 1036 г. одержал решительную победу над печенегами.
Расстройство русско-германского союза в 1042 г. сопровождалось направленным против германского императора Генриха III сближением Ярослава Владимировича с венгерским королём Абой Шамуэлем (1042–1044), а затем (с 1046) тесным союзом с венгерским королём Эндре I, женатым на дочери киевского князя (её имя, Анастасия, содержится только в поздних источниках).
В 1043 г. по не вполне ясным причинам вступил в войну с Византией. В том же году русский флот был в значительной степени уничтожен бурей, а затем – греческим огнём, применённым противником. Заключённый в 1045/1046 г. мир был скреплён браком сына киевского князя Всеволода Ярославича с родственницей (возможно, дочерью) византийского императора Константина IX Мономаха и имел следствием согласие патриарха Константинопольского Михаила Кируллария на поставление в киевские митрополиты кандидата Ярослава Владимировича – «русина» Илариона (1051).
Около 1044–1045 гг. выдал дочь Елизавету замуж за короля Норвегии (1046–1066) Харальда Сурового, а около 1050 г. другую дочь, Анну, – за французского короля Генриха I.
Был, вероятно, дважды женат: 1-м браком – на неизвестной по имени и происхождению (ум. не ранее 1018); 2-м браком (с 1019) – на Ингигерд (Ингегерд; в крещении Ирина) (ум. 10.2.1051), дочери шведского короля Олафа Шётконунга.
Похоронен в Софийском соборе в Киеве.
Историческая память
Прозвище «Мудрый» (в Ипатьевской летописи – «великыи премудрыи») устойчиво прослеживается в историографии только с 20 в. Гипотеза о том, что Ярослав Владимирович являлся организатором убийств своих братьев, в современной историографии отклонена.
Фигура Ярослава Владимировича помещена на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде (1862, автор проекта – М. О. Микешин), памятники ему установлены в Ярославле (1993, скульптор О. К. Комов), а также в ряде городов Украины, в том числе в Белой Церкви (1983, скульптор М. В. Константинова) и Киеве (1997, по проекту И. П. Кавалеридзе).
Канонизация
Канонизация подтверждена внесением имени князя в святцы Украинской православной церкви Московского патриархата (2004) и месяцеслов Русской православной церкви (2005). Общецерковное почитание установлено РПЦ в 2016 г. Дни памяти – 20 февраля ст. ст. и в Соборе Всех святых, в земле Русской просиявших (2-е воскресенье после Троицы).