Шиваизм
Шиваи́зм, одно из основных направлений индуизма. Сформировался в течение 1-го тыс. до н. э. в ходе постепенного сращивания индоарийской традиции и древних местных культов [ряд учёных, например индийский санскритолог и индолог Р. Н. Дандекар, возводят истоки шиваизма к протоиндийской цивилизации (около 25 – около 17 вв. до н. э.)]. Главным объектом почитания является бог Шива.
Возникновение шиваизма связано с ростом популярности Рудры, грозного ведийского бога, который уже в «Шветашватара-упанишаде» (около 4 – 2 вв. до н. э.) прославляется как единый личностный бог, повелитель мира и в то же время – высший Брахман. Затем формируются первые шиваитские школы (например, шива-бхагаваты, упоминаемые грамматистом Патанджали). С начала н. э. шиваизм распространяется по всему Индостану и с успехом соперничает с вишнуизмом, буддизмом и джайнизмом. К 6–13 вв. относится период расцвета шиваизма, что даёт некоторым учёным (например, А. Сандерсону) право говорить об «эре шиваизма». Шиваизм очень тесно связан с шактизмом.
Самой ранней школой шиваизма, оставившей текстовое наследие, считается пашупата, созданная Лакулишей (1–2 вв.); другие школы: капалика, каламукха, шайва-сиддханта, натха, лингаята, трика. На философские положения школ шиваизма большое влияние оказали разработки классической йоги, санкхьи и особенно веданты. Единого для всех школ шиваизма священного канонического писания нет, однако во многих из них высок авторитет 28 агам – связанных с культом Шивы безымянных сочинений, создававшихся в конце 1-го тыс. н. э.
Шиваитские традиции воспринимают Шиву как абсолютного, высшего и милостивого бога (Парамашива, Парамешвара), творца, охранителя и разрушителя мира, носителя высших качеств. Мир эманирует из бога последовательными ступенями, и это происходит благодаря неотъемлемой женской ипостаси Шивы, его божественной энергии – Шакти. Возникнув по воле Абсолюта, мир управляется законом кармы, которому подвластны все существа, кроме Шивы. Зачастую высший бог в шиваизме понимается в смысле высшего недвойственного Сознания. Человек в шиваизме – одно из многих существ, вращающихся в круговороте сансары. Он потенциально свободен и способен преодолеть свою обусловленность, если предпримет соответствующие усилия (ритуал, аскеза или йога) и будет уповать на бесконечную милость Шивы. В зависимости от конкретной традиции освобождение в шиваизме понимается либо как полное погружение индивидуальной души в безличную божественную бездну, либо как соединение с богом при частичном сохранении своей индивидуальности. Характерный элемент системы образов и культа шиваизма – линга, фаллический символ, выражение беспредельной творческой мощи Шивы, великого божества.
Шиваизм широко распространён в современной Индии; главные шиваитские святыни находятся в таких центрах, как Кедарнатх, Варанаси, Чидамбарам.