Монастырь
Монасты́рь (греч. μοναστήριον от μόνος – один, одинокий), в ряде религий (христианство, буддизм и др.) комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек, используемый общиной монахов или монахинь.
История и устройство монастырей
Буддийские монастыри, возникшие в Индии в середине 1-го тыс. до н. э., первоначально представляли собой убежища (часто пещеры) странствующих отшельников. Позднее буддийские монастыри появились в Мьянме, Таиланде (2–3 вв. н. э.), Вьетнаме, Китае (4 в.), Корее, Японии (6–8 вв.), Индонезии (7 в.). Буддийские монастыри были крупными землевладельцами, активно участвовавшими в политической жизни. В дальнейшем в связи с усилением индуизма в Индии, синтоизма в Японии, конфуцианства в Китае влияние и число буддийских монастырей в этих странах сильно сократилось (в Индии с 6–7 вв., в Китае с 9 в., в Японии с 16 в., в Юго-Восточной Азии с 12–14 вв.). Вплоть до 20 в. буддийские монастыри (дацаны) играли большую роль в Тибете, Монголии, Бурятии и других районах Центральной Азии.
Христианские монастыри возникли в 3 в. как поселения отшельников; вскоре появились и совместные поселения монахов. Монастыри Египта и Палестины 4–6 вв. стали образцами для последующей монашеской традиции. В Средние века монастыри были не только религиозными центрами, но и важнейшими очагами книжности, образования и культуры, а также благотворительности. Многие монастыри были крупными земельными собственниками, некоторые из них пользовались политическими правами (имперские аббатства в Священной Римской империи). В 16–19 вв. в результате распространения протестантизма и политики секуляризации социальное и экономическое значение монастырей резко упало, в большинстве европейских стран значительно уменьшилось их число.
На православном Востоке сложилось несколько типов монастырей: киновии (общежительные монастыри), лавры, скиты, пу́стыни (в русской церковной практике монашеские поселения, удалённые от основного монастыря или носящие такое название по традиции), подворья. Среди католических монастырей различают аббатства и приораты (небольшие монастыри, возглавляемые приорами, как правило, подчинённые крупным аббатствам). В протестантизме (кроме Англиканской церкви и лютеранства) монастыри отсутствуют. В 20 в. возник феномен экуменических монастырей, где совместно живут монахи, придерживающиеся различных направлений христианства (община Тезе во Франции).
Христианские монастыри делятся на мужские и женские. В древности и в Средние века существовали также смешанные (двойные) монастыри.
На Руси монастыри появились в 11 в., вскоре после принятия христианства. Они основывались в городах или ближайшей округе князьями и боярами, которые жаловали им земли, ссужали деньгами, предоставляли судебные и податные привилегии. Монастыри являлись центрами распространения письменности, в них велось летописание, собирались библиотеки. В 11–12 вв. наибольшее значение приобрёл Киево-Печерский монастырь (будущая Киево-Печерская лавра). Наряду с крупными монастырями (Киево-Печерским, новгородским Юрьевым и др.) в 12–13 вв. распространение получили мелкие монастыри, имевшие по 3–5 монахов-отшельников. Во второй половине 14 в. митрополит Алексий, преподобный Сергий Радонежский и их ученики провели реформу: в монастырях вводился общежительный устав. Роль монастырей в экономической, политической и церковной жизни заметно возросла (см. в статьях Монастырские земли, Монастырское хозяйство). В 14–17 вв. монастыри играли важную роль в освоении и христианизации Севера России, Поволжья, Сибири. При императоре Петре I количество монастырей сократилось. В 1764 г. была произведена секуляризация монастырских земель, для 226 монастырей введены штаты, 161 монастырь не был включён в штаты. В 19 в. количество монастырей, особенно женских, значительно увеличилось. На 1914 г. в Русской церкви было 550 мужских и 475 женских монастырей. После Октябрьской революции 1917 г. многие монастыри были преобразованы в сельскохозяйственные артели и коммуны, с 1929 г. начался процесс их массового закрытия и разрушения. К 1939 г. на территории СССР не было ни одного официально действующего монастыря. Ряд монастырей был вновь открыт во время Великой Отечественной войны. Активное возрождение монастырей в РПЦ началось с конца 1980-х гг. На 2011 г. в РПЦ насчитывалось 404 мужских (в том числе 246 в РФ) и 413 женских (в том числе 249 в РФ) монастырей. В современной практике РПЦ монастыри разделяются на епархиальные (подчиняются епархиальному архиерею) и ставропигиальные (подчиняются патриарху). Содействие в устроении монашеской жизни в РПЦ осуществляет Синодальный отдел по монастырям и монашеству.
Монастырская архитектура
Монастырская архитектура связана с национальными региональными особенностями зодчества разных стран и народов, отражает их функции и менявшуюся роль в общественной жизни. Пещерные монастыри в Индии (Аджанта, 2 в. до н. э. – 7 в. н. э.) и Китае (Цяньфодун близ Дуньхуана, 2-я половина 4 в.) включали вырезанные в скале молитвенные залы (чайтья) со ступами, кельи, монашеские общежития (вихара), трапезные, библиотеки. Монастыри с наземными постройками в Китае, Японии, Юго-Восточной Азии (Лингусы в Нанкине, Китай, 14–17 вв.; Салин в Мандалае, Бирма, вторая половина 19 в., и др.) имели характер живописных комплексов, состоящих из молитвенных и жилых сооружений, мемориальных храмов и пагод, или регулярных осевых ансамблей смежных дворов, окружённых деревянными храмами-павильонами. Ламаистские монастыри Тибета, обычно располагавшиеся по склонам гор, строились по строгим канонам и окружались стенами (Самье в верховье реки Цангпо, конец 8 в.; главные здания размещены на оси восток – запад). В Монголии строились монастыри типов хурээ (с кольцевым планом и юртообразными деревянными храмами), сумэ (китайский), хийд (хит; тибетский) и смешанных типов (Да-хурээ в Улан-Баторе, 17–18 вв.). В 18 в. ламаистские монастыри распространились в Бурятии (дацаны; регулярные комплексы из ярусных храмов и домов лам) и Калмыкии (хурулы).
Суровый крепостной характер носит архитектура некоторых христианских монастырей, появившихся в 5–6 вв. в Северной Африке (Тебесса в Алжире) и на Ближнем Востоке (Синайский монастырь Святой Екатерины в Египте, Калъат-Симъан в Сирии). Они окружены мощными стенами и включают храмы (трехнефные базилики), помещения для жилья, трапезы, чтения.
В 6–9 вв. сформировался архитектурный тип западно-европейского католического монастырского комплекса (сохранился план монастыря Санкт-Галлен в Швейцарии, около 820), имевшего регулярную планировку, где доминировала церковь, к которой примыкал дворик-клуатр с галереями, окружённый другими монастырскими помещениями и постройками. Монастырские храмы 11–12 вв. (Сент-Олбанс в Англии, 1077–1088; базилика Клюни-III в Бургундии, около 1088–1130; церковь Марии-Лах в Германии, 1093–1177) принадлежат к наиболее значительным архитектурным памятникам романского стиля. С экспансией Тевтонского ордена связаны монастыри-замки, где клуатр и залы включены в единый объём (Верхний замок в Мальборке, Польша, последняя четверть 13–14 вв.). В эпоху готики типы монастырских сооружений повлияли на светское зодчество (приюты, госпитали, рынки).
Православные монастыри Византии, балканских стран, Руси, Грузии и Армении имели более свободную и разнообразную планировку, складывавшуюся иногда в течение веков (монастырь Хора в Константинополе, 5–15 вв.; монастырские комплексы на Афоне и в Метеоре, оба в Греции; Санаин в Армении, Гелатский монастырь в Грузии, Киево-Печерская лавра в Киеве и др.). Комплекс окружали стены с башнями; вдоль стен располагались кельи, в центре – собор, трапезная, колокольня, колодец. В Каппадокии, Палестине, на Балканах, в Закавказье, Молдавии, на Крымском полуострове известны пещерные монастыри, вырезанные в скалах (Давид-Гареджа, Гегард и др.).
Живописные архитектурные ансамбли представляют собой русские монастыри. При их основании и расширении учитывались расположение (при слиянии рек, у озера, на острове и т. д.), природное окружение, характер рельефа, что органично связывало комплекс с ландшафтом. Оборонительные функции монастырей определили мощь крепостных стен с башнями (Троице-Сергиева лавра, Кирилло-Белозерский монастырь). Построенные вокруг городов или в их черте русские монастыри образовывали оборонительную линию и являлись доминантами городской планировки (Донской монастырь, Новодевичий монастырь в Москве и др.). В общежительных монастырях обязательным элементом была трапезная (первая каменная известна в Киево-Печерском монастыре, 12 в.), в комплекс которой с 16 в. стали включать храм. В городских монастырях 17 в. над воротами иногда ставили колокольню. Проём главных (Святых) ворот ориентировался на один из входов в собор.
В периоды Возрождения и барокко монастыри потеряли крепостное значение. Появились парадные ансамбли монастырей-дворцов, построенные компактно, по единому плану (Эскориал, Мельк, Смольный монастырь в Санкт-Петербурге и др.). В 19–20 вв. новые монастыри строятся редко (монастырь Сент-Мари-де-ла-Турет в Эвё, Франция, 1956–1960, архитектор Ле Корбюзье).