Амвросий Медиоланский
Амвро́сий Медиола́нский (лат. Ambrosius Mediolanensis; Аврелий Амвросий, лат. Aurelius Ambrosius) (около 339, Августа Треверов, ныне Трир, Германия – 4.4.397, Медиолан, ныне Милан, Италия), святой, епископ Медиолана, богослов, один из западных отцов Церкви. Жизнь Амвросия Медиоланского описана в его собственных сочинениях, а также в биографии, составленной около 412–413 гг. диаконом Павлином (секретарём Амвросия Медиоланского).
Родился в семье префекта Галлии. Изучал в Риме греческую и римскую литературу, риторику, право. Избрав карьеру чиновника, стал (около 370) наместником Лигурии и Эмилии с резиденцией в Медиолане. Местной христианской общиной был избран епископом Медиоланским, хотя в то время только готовился к крещению. В ноябре 374 г. принял крещение, а в декабре 374 г. возведён в сан епископа. В 378–395 гг. советник императоров Грациана, Валентиниана II, Феодосия I Великого. Благополучие Римской империи Амвросий Медиоланский связывал с приверженностью её правителей принципам христианской нравственности. Идеальным считал такое государство, в котором церковь и светская власть взаимно содействовали бы друг другу, а элементом, сплачивающим империю, была бы вера. Выступал за автономный статус церкви.
Был непримиримым противником язычества и арианства. Например, в 382 г. убедил императора Грациана убрать из здания сената алтарь и статую богини Виктории (Победы). В 384 г. также убедил императора Валентиниана II не поддаваться на доводы неоплатоника-оратора Симмаха, требовавшего терпимости к язычеству и восстановления в сенате статуи Виктории. В 385 г., когда Юстина, мать императора и сторонница арианства, понуждала отдать арианам базилики в Медиолане, Амвросий Медиоланский отказался сделать это. Вместе с другими епископами и верующими он затворился в базилике Портиана и для укрепления духа исполнял вместе с паствой и воинами, охранявшими врата, антифоны и гимны (согласно биографу Амвросия Медиоланского Павлину Медиоланскому, этот обычай богослужебного пения распространился затем из Медиолана на все западные провинции империи). Победа Амвросия Медиоланского в борьбе с противниками никейской ортодоксии ослабила позиции ариан на севере Италии и в Иллирии. После предпринятой по приказу императора Феодосия резни в Фессалониках (390) принудил императора к публичному церковному покаянию. Способствовал в 387 г. обращению в христианство Аврелия Августина, епископа Гиппонского.
Амвросий Медиоланский известен многочисленными богословскими сочинениями, посвящёнными толкованию Священного Писания и догматов, среди них – комментарий на «Шестоднев» («Hexaemeron»), «О рае» («De paradiso»); морально-практическим вопросам: «Об обязанностях священнослужителей» («De officiis ministrorum»); догматическим вопросам: «О вере» («De fide»), «О Святом Духе» («De Spiritu Sancto»). Ряд своих произведений посвятил теоретическим вопросам взаимоотношений государства и церкви. Способствовал усвоению западной теологией богословской мысли христианского Востока (Филон Александрийский, Ориген, святители: Афанасий Великий, Василий Великий, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов и др.), познакомил Запад с аллегорическим методом библейской экзегезы. Утвердил на Западе восточное учение о пресуществлении хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христовы (впоследствии это учение было принято в качестве догмата на IV Латеранском соборе, 1215).
Амвросий Медиоланский – автор нескольких гимнов (текстов и мелодий), используемых в оффиции. По различным сведениям, он сочинил от 12 до 18 гимнов. Четыре гимна – «Aeterne rerum conditor» («Бессмертный творец всего сущего»), «Deus creator omnium» («Бог, создатель всего сущего»), «Jam surgit hora tertia» («Наступает час третий»), «Veni, redemptor gentium» («Приди, спаситель народов»; известен также по началу другой строфы – «Intende, qui regis Israel», «Подвигнись, царь Израилев») – приписывал Амвросию Медиоланскому уже Августин Блаженный. В истории музыки наибольшую известность приобрёл «амвросианский» гимн Te Deum («Тебе Бога хвалим»), авторство Амвросия Медиоланского в отношении которого современная наука оспаривает. По имени Амвросия Медиоланского названа особая певческая традиция в католическом богослужении – амвросианское пение. Амвросию Медиоланскому приписывается Миланская литургия.
День памяти Амвросия Медиоланского – 7(20) декабря. Почитать Амвросия Медиоланского как на Западе, так и на Востоке стали сразу же после его кончины, о чём свидетельствуют появившиеся уже в 5 в. латинские и греческие жития.