Бельский Игорь Дмитриевич
Бе́льский И́горь Дми́триевич (28.3.1925, Ленинград – 3.7.1999, Санкт-Петербург), российский артист балета, хореограф, педагог, народный артист РСФСР (1966).
В 1943 г. окончил Ленинградское хореографическое училище (ЛХУ; педагоги Л. С. Петров, А. И. Бочаров, А. В. Лопухов, Б. В. Шавров), в 1957 г. – ГИТИС.
В 1943–1963 гг. в Государственном академическом театре оперы и балета (ГАТОБ) имени С. М. Кирова.
Самобытный характерный танцовщик и актёр острогротескового плана. Темперамент, эффектная графичность пластики в полной мере проявились в лучших работах: Шурале [«Али-батыр» («Шурале») Ф. З. Яруллина; Государственная премия СССР, 1951] и Нурали («Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева). Среди других партий: Мако («Тропою грома» К. Караева), Тибальд и Северьян («Ромео и Джульетта» и «Каменный цветок» С. С. Прокофьева), Эспада («Дон Кихот» Л. Минкуса).
В 1962–1973 гг. главный балетмейстер Ленинградского Малого театра оперы и балета (МАЛЕГОТ), в 1973–1977 гг. – ГАТОБ имени С. М. Кирова, в 1979–1992 гг. – Ленинградского мюзик-холла. Развивая принципы «танцевального симфонизма» Ф. В. Лопухова, Бельский считал танец основным выразительным средством балетного спектакля. В его постановках на сцене ГАТОБ («Берег надежды» А. П. Петрова, 1959; «Ленинградская симфония» на музыку Д. Д. Шостаковича, 1961) новаторскими были танцевальное решение современной темы и сама пластика, вобравшая в себя широкий диапазон движений – от классического танца до спортивных и бытовых. Открытия Бельского оказали влияние на творчество многих отечественных хореографов.
Среди лучших спектаклей: «Конёк-Горбунок» Р. К. Щедрина (1963), «Одиннадцатая симфония» на музыку Шостаковича (1966), «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1969) – все в МАЛЕГОТ.
В 1946–1966 гг. преподавал в ЛХУ, в 1962–1964 и 1966–1999 гг. педагог балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории, профессор с 1982 г., в 1992–1999 гг. художественный руководитель Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
В 1977–1978 гг. главный балетмейстер Каирского балета.
Снимался в фильмах-концертах «Мастера русского балета», «Хореографические миниатюры» и др. Автор ряда теоретических статей о хореографическом тематизме.