Луначарский Анатолий Васильевич
Лунача́рский Анато́лий Васи́льевич [11(23).11.1875, Полтава – 26.12.1933, Ментона, Франция], советский политический и государственный деятель, писатель, публицист, критик, искусствовед, академик АН СССР (1930). Из дворян. Внебрачный сын действительного статского советника Александра Ивановича Антонова (1829–1885). Фамилию и отчество получил от отчима – действительного статского советника Василия Фёдоровича Луначарского. Двоюродный брат (по отчиму) В. И. Чарнолуского.
Молодые годы
В начале 1890-х гг. стал, по собственному признанию, марксистом. В 1895 – начале 1896 гг. учился в Цюрихском университете, слушал курс философии и естествознания под руководством Р. Авенариуса, увлёкся эмпириокритицизмом. За границей познакомился с М. М. Ковалевским и Ю. С. Гамбаровым, общение с которыми также повлияло на его мировоззрение, с Г. В. Плехановым и другими социал-демократами.
Деятельность в 1908–1917 гг.
С 1898 г. в России, член Московского комитета РСДРП. Арестован в апреле 1899 г., в ссылке в Калуге, Вологде (с 1902), Тотьме (с 1903).
С 1904 г. в эмиграции, примкнул к большевикам, член редакций большевистских газет «Пролетарий», «Вперёд».
Осенью 1905 г., во время революции 1905–1907 гг., направлен ЦК РСДРП в Санкт-Петербург, сотрудничал в большевистской газете «Новая жизнь», вёл пропаганду среди рабочих и студентов. В декабре арестован, вскоре освобождён.
С 1906 г. вновь в эмиграции. В 1908 г. разошёлся с большевиками по идейным и тактическим вопросам. В 1909 г. выступил одним из организаторов [совместно с А. А. Богдановым (на сестре которого был женат в 1902–1922), Г. А. Алексинским, Максимом Горьким и др.] социал-демократической школы на о. Капри (готовила российских рабочих к пропагандистско-агитационной и революционной деятельности) и социал-демократической группы «Вперёд», выступавшей за развитие пролетарской культуры, науки, философии, против крайних точек зрения на парламентаризм и против узурпации ленинцами руководства в партии. В 1913 г. вышел из группы ввиду её перехода от культурно-пропагандистской работы к политической деятельности.
Деятельность в 1917–1933 гг.
После Февральской революции 1917 г. вернулся в Россию, вступил в РСДРП(б) (июль/август 1917). В конце августа – начале сентября избран гласным Петроградской городской думы; товарищ городского головы, ведал вопросами образования. Член расширенной редколлегии газеты «Пролетарий» и журнала «Просвещение». Один из инициаторов создания Пролеткульта.
После Октябрьской революции 1917 г. один из главных руководителей культурной революции. Способствовал привлечению «старой» интеллигенции к сотрудничеству с советской властью. Активно участвовал в атеистической пропаганде, однако считал, что она не должна носить насильственного характера. Нарком просвещения РСФСР (1917–1929). Организатор и теоретик советской системы образования. Вместе с Н. К. Крупской, М. Н. Покровским и др. разрабатывал общую стратегию советской школы, основанную на теории трудовой школы, поддерживал организацию опытно-показательных учреждений Наркомата просвещения, пропагандировал политехническое образование. Один из авторов «Положения о единой трудовой школе РСФСР» (30 сентября 1918) и «Основных принципов единой трудовой школы» (16 октября 1918). Председатель Учёного комитета при ЦИК СССР (1929–1933).
В 1922 г. один из государственных обвинителей на процессе партии социалистов-революционеров.
Привлекался к дипломатической работе. Занимал пост заместителя руководителя советской делегации на конференции Лиги Наций по разоружению (1927). В 1933 г. назначен полпредом в Испанию, однако в должность вступить не успел.
Научная и литературная деятельность
В своих эстетических и философских исканиях («Основы позитивной эстетики», опубликованные в сборнике «Очерки реалистического мировоззрения», 1904; «Этюды критические и полемические», 1905; «Р. Авенариус. Критика чистого опыта в популярном изложении А. Луначарского», 1905; «Религия и социализм», т. 1–2, 1908–1911; и др.) пытался соединить материализм с эмпириокритицизмом. Пришёл к идее т. н. богостроительства, пытался доказать, что «философия Маркса есть философия религиозная» и что она «вытекает из религиозных мечтаний прошлого». Считал веру в социализм особым родом религии – без Бога и потустороннего мира (тезис о возможности построения счастья на земле Луначарский отстаивал в 1925 в Москве в ходе диспута о христианстве и марксизме с протоиереем А. И. Введенским). Утверждал, что религиозная сущность человеческой души не изменилась с техническим прогрессом, только вера в сверхъестественные силы сменилась верой в труд, в технику, науку. Считал, что новый смысл взамен Бога в мир внесёт «сверхчеловек» победившего «сверхколлектива». Был убеждён в неограниченности познавательных и созидательных возможностей человека («борца-титана»), который перестроит общественные отношения на разумных основаниях и станет властелином природы.
Автор драматургических произведений («Оливер Кромвель», «Фома Кампанелла» и др.), книг и очерков по вопросам истории и теории искусства и литературы («Литературные силуэты», 1923; «История западноевропейской литературы в её важнейших моментах», т. 1–2, 1924; и др.).
Урна с прахом Луначарского захоронена в Кремлёвской стене.
В честь Луначарского названы улицы во многих городах РФ и астероид TS2 (2446); его имя носят Областной драматический театр во Владимире, Русский драматический академический театр в Севастополе, Центральный парк культуры и отдыха в Гомеле, а также библиотеки в ряде российских городов.