Пирогов Алексей Степанович
Пирого́в Алексе́й Степа́нович (сценический псевдоним Пирогов-Окский) [8(20).2.1895, село Новосёлки Рязанского уезда Рязанской губернии, ныне Рыбновский район, Рязанская область – 2.8.1978, село Ерахтур, Шиловский район, Рязанская область], российский певец (бас), актёр, вокальный педагог.
Из крестьян. Сын Степана Ивановича Пирогова (1856–1926), в конце 19 в. основавшего столярную артель при Рязанской духовной семинарии, и Марфы Нефёдьевны Пироговой (в девичестве Воеводина; 1856–1931). Один из пяти братьев Пироговых, обладавших уникальными голосами. Четверо из них – Григорий Степанович, Михаил Степанович, Алексей Степанович и Александр Степанович Пироговы – стали профессиональными певцами. Третий (по старшинству) брат, Иван Степанович Пирогов (1892–1914), погиб в Первую мировую войну. Сильными голосами обладали их отец и дед.
Обучался в Рязанском духовном училище, затем в Рязанской частной мужской классической гимназии Н. Н. Зелятрова. С детства увлекался театром, в 16 лет впервые вышел на сцену в гимназическом спектакле (заглавная роль в пьесе «Царь Эдип» Софокла). По окончании гимназии (1915) учился на историко-филологическом факультете Московского университета и на вокальном отделении Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (класс Л. Д. Донского).
Во время Первой мировой войны 1914–1918 гг. был мобилизован (1916), окончил школу прапорщиков и отправлен на фронт (к завершению войны имел чин поручика). В январе 1917 г. был контужен, год провёл в госпиталях. В январе 1918 г. мобилизован в Красную Армию, как военный специалист работал в Приволжском военном округе начальником административно-мобилизационного отдела Казанского укрепрайона. В 1920 г. командовал образцовым батальоном особого назначения, позднее служил в полевом штабе Реввоенсовета под началом будущего маршала Советского Союза Б. М. Шапошникова.
Демобилизовавшись, в 1921–1923 гг. обучался в драматическом Театре-студии имени Ф. И. Шаляпина в Москве под руководством Л. М. Леонидова и А. Д. Дикого. Играл здесь в пьесах «Зелёный попугай» А. Шницлера (портной Лебре), «Гроза» А. Н. Островского (Дикой), «Волки» Р. Роллана (генерал Шапела, комендант Верра), во многих миниатюрах (в комедии Козьмы Пруткова «Фантазия» его партнёрами были сокурсники М. Ф. Астангов и О. Н. Абдулов). В это же время выступал на сцене московского Театра революционной сатиры (Теревсат, ныне Московский академический театр имени Вл. Маяковского) в спектакле «Железная пята» по роману Дж. Лондона (рабочий Эвергард; режиссёр В. Р. Гардин, среди партнёров: Л. М. Леонидов, В. И. Пудовкин, О. И. Преображенская). В 1923 г. поступил в Музыкальную студию Московского художественного театра под руководством Вл. И. Немировича-Данченко. В эти годы периодически занимался пением у старшего брата Г. С. Пирогова.
В 1923–1924 гг. солист Ташкентского оперного театра, исполнил здесь партии Пимена («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Рамфиса («Аида» Дж. Верди), Старого слуги («Демон» А. Г. Рубинштейна). В 1924–1925 гг. солист Киевского оперного театра, выступал в партиях Галицкого («Князь Игорь» А. П. Бородина), Свенгали («Трильби» А. И. Юрасовского), в гастрольных спектаклях Л. В. Собинова исполнял партии Доктора («Травиата» Верди) и Глашатая («Лоэнгрин» Р. Вагнера). В 1925 г. снялся в фильме «Крест и маузер» (роль комиссара Галинского, режиссёр В. Р. Гардин).
В 1926–1931 гг. много гастролировал по стране, выступал на оперных сценах Свердловска (ныне Екатеринбург), Новосибирска, работал в Московской передвижной опере. В этот период существенно расширил свой репертуар, среди новых партий: Борис Годунов и Варлаам («Борис Годунов» Мусоргского), Мельник («Русалка» А. С. Даргомыжского), Собакин («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), Гремин и Томский («Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского), Иван Хованский («Хованщина» Мусоргского), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно), Емельян Пугачёв («Орлиный бунт» А. Ф. Пащенко), Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Нилаканта («Лакме» Л. Делиба), Сен-Бри («Гугеноты» Дж. Мейербера) и др. Выступал как чтец-декламатор.
В 1931–1948 гг. солист московского Большого театра (дебютировал в партии Нилаканты в «Лакме» Делиба). В 1-м сезоне исполнил партии Свенгали («Трильби» Юрасовского), Тимура («Турандот» Дж. Пуччини) и Ивана Грозного («Псковитянка» Римского-Корсакова; одна из самых значительных его ролей). А. П. Иванов вспоминал: «Мастер перевоплощения, он придал своему Грозному удивительное сходство со скульптурным портретом царя, выполненным П. Г. Антокольским: несколько удлинённое лицо с умным и подозрительным прищуром глаз, крупный нос с горбинкой… Внутренний же накал эмоций, переданный артистом, вызывал трепет у слушателей, зачаровывал зрительный зал» (Иванов. 1984. С. 67–68). В числе лучших партий, исполненных на сцене Большого театра: Мельник («Русалка» Даргомыжского, 1933), Митька Коршунов («Тихий Дон» И. И. Дзержинского, 1936), Салтан («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, 1938), Досифей («Хованщина» Мусоргского, 1940), Илья («Вражья сила» А. Н. Серова, 1947). Среди других партий: Маурицио («Четыре деспота» Э. Вольфа-Феррари, 1933), Орлик («Мазепа» Чайковского, 1934), Галицкий («Князь Игорь» Бородина, 1936), Вакуленчук («Броненосец "Потёмкин"» О. С. Чишко, 1938), Половцев («Поднятая целина» Дзержинского, 1938), Голова («Черевички» Чайковского, 1941), Рамфис («Аида» Верди, 1942), Андрей Дубровский («Дубровский» Э. Ф. Направника, 1943).
С сентября по декабрь 1937 г. выступал в Минском оперном театре, в сезоне 1945/1946 – в Свердловском оперном театре. В 1946 г. по совместительству работал в Оперно-драматическом театре имени К. С. Станиславского (19 июля 1946 спел заглавную партию в единственном концертном исполнении оперы «Василий Тёмный» А. А. Зильбера на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского, дирижёр В. А. Дехтерёв, музыкальный руководитель Н. С. Голованов).
Выступал как камерный певец, гастролировал по СССР. В концертах исполнял песни и романсы М. И. Глинки («Ночной смотр»), Даргомыжского («Старый капрал»), Римского-Корсакова («Гонец»), Чайковского («Подвиг», «Ночи безумные», «На землю сумрак пал»), С. В. Рахманинова («Мы отдохнём», «Судьба»), Ю. С. Сахновского («Ясным ли днём»), арии из опер. Рецензенты отмечали полнозвучный голос певца, богатый оттенками, тщательную вокальную отделку, безупречную дикцию. По воспоминаниям А. П. Иванова, А. С. Пирогов-Окский «привлекал особенным, артистическим складом мышления, высокой культурой, подлинной интеллигентностью» (Иванов. 1984. С. 64). Его голос тембровой окраской напоминал голос Г. С. Пирогова.
Уйдя из театра, посвятил себя педагогической деятельности. C 1948 г. работал художественным руководителем Городской оперной студии Моссовета (сменил на этом посту С. П. Юдина), одновременно был внештатным консультантом по вокальным вопросам при отделе Музыкальных учебных заведений Министерства культуры РСФСР. Преподавал в вечерней музыкальной школе имени И. О. Дунаевского (руководил оперным классом), в Народной певческой школе Центрального Дома работников искусств, руководил оперной студией во Дворце культуры Метростроя; председатель экзаменационных комиссий музыкальных училищ в Горьком (ныне Нижний Новгород), Ростове-на Дону, Рязани.
Снялся в документальном фильме «Сын Оки» (1968, режиссёр В. Д. Головин). Много содействовал увековечиванию памяти Григория и Александра Пироговых в Рязани.
Умер во время отдыха на Оке. Согласно завещанию, его прах захоронен в Ерошкином озере на острове Медвежья Голова на излучине Оки (Рязанская область), где он на протяжении многих лет отдыхал с братом Александром.
Награждён орденом Красной Звезды (1948).
В селе Новосёлки Рыбновского района Рязанской области с 1995 г. действует мемориальный Дом-музей Пироговых.