Пирогов Григорий Степанович
Пирого́в Григо́рий Степа́нович [12(24).1.1885, село Новосёлки, Рязанский уезд, Рязанская губерния, ныне Рыбновский район, Рязанская область – 20.2.1931, Ленинград, ныне Санкт-Петербург; похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище], российский певец (бас).
Из крестьян. Старший из пяти братьев Пироговых. Четверо из них – Григорий Степанович, Михаил Степанович, Алексей Степанович и Александр Степанович Пироговы – стали профессиональными певцами; третий по старшинству брат, Иван Степанович Пирогов (1892–1914), погиб в Первую мировую войну. Сильными голосами обладали их отец и дед.
С 15 лет работал старшим плотником в плотницкой артели отца, Степана Ивановича Пирогова (1856–1926), в Рязани, куда семья переехала в конце 19 в. С юности пел в церковном хоре (нотную грамоту освоил под руководством регента П. О. Климова). В 1903–1908 гг. обучался на вокальном отделении Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества в классах М. Е. Медведева (1903–1905) и Л. Д. Донского (1905–1908). Одновременно пел в хоровой капелле купца Н. С. Перлова (из семьи Перловых) под управлением регента Ф. А. Иванова. Дебютировал на оперной сцене 26 апреля (9 мая) 1908 г. в московском Большом театре в экзаменационном спектакле Музыкально-драматического училища – опере «Волшебный стрелок» К. М. фон Вебера (Каспар; дирижёр А. А. Брандуков). В том же году выступал в оперной антрепризе Г. О. Шумского в Ростове-на-Дону, среди партий – Царь Египта и Монтероне («Аида» и «Риголетто» Дж. Верди).
В сезоне 1909/1910 солист Мариинского театра, дебютировал 10(23) апреля 1909 г. в опере «Лакме» Л. Делиба (Нилаканта; в том же спектакле в заглавной партии дебютировала Е. К. Катульская). В Петербурге занимался у сестёр О. В. и В. В. Банцековых, выпускниц Санкт-Петербургской консерватории (разучивал под их руководством оперные партии и романсы). Среди исполненных партий в этот период: Галицкий («Князь Игорь» А. П. Бородина), Анафеста Галеофа («Анджело» Ц. А. Кюи), Югурта («Корделия» Н. Ф. Соловьёва).
В 1910–1915 и 1917–1921 гг. солист Большого театра (дебютировал в партии Нилаканты). Среди выдающихся вокально-сценических образов, созданных на этой сцене: Руслан («Руслан и Людмила» М. И. Глинки; считался одним из лучших исполнителей этой партии), Мельник («Русалка» А. С. Даргомыжского), Галицкий («Князь Игорь» А. П. Бородина), Салтан и Додон («Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова), Досифей («Хованщина» М. П. Мусоргского), Томский и Гремин («Пиковая дама» и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно), Вотан (тетралогия «Кольцо нибелунга» Р. Вагнера). В сезоне 1915/1916 выступил в Одесском оперном театре в партиях Бориса Годунова (одноимённая опера Мусоргского) и Олоферна («Юдифь» А. Н. Серова). В сезоне 1916/1917 пел на сцене петроградского Народного дома (в операх «Борис Годунов», «Русалка», «Золотой петушок», «Фауст», «Севильский цирюльник», из впервые исполненных – заглавная партия в «Добрыне Никитиче» А. Т. Гречанинова). Всего в репертуар Г. С. Пирогова входило свыше 50 оперных партий.
После ухода из Большого театра много гастролировал по СССР (в Сибири, Закавказье, на Урале, в Узбекской ССР), ежегодно выступал на сцене Народного дома в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). В начале 1920-х гг. пел в «Первой свободной опере С. И. Зимина» (бывшая Опера С. И. Зимина), где в спектаклях «Демон» А. Г. Рубинштейна и «Гугеноты» Дж. Мейербера иногда участвовали трое братьев Пироговых: Григорий (Демон, Марсель), Александр (Гудал, Сен-Бри) и Михаил (Старый слуга, Сторож). Гастролировал в Будапеште (1914), Берлине (конец 1923 – начало 1924), Праге, Бухаресте, Копенгагене (лето 1924); особенным успехом пользовались его выступления в «Борисе Годунове».
Обладал сильным, певучим, полнозвучным басом-кантанте мягкого тембра, ровным во всех регистрах, редкой широтой диапазона (от «ми» большой октавы до «соль-диез» первой октавы), что позволяло артисту петь наряду с обычными партиями для баса-кантанте также партии для баса-профундо (Марсель в «Гугенотах») и для баритона (Эскамильо в «Кармен» Ж. Бизе, Демон, Томский). Исполнение отличалось безупречной техникой, точностью интонации, эмоциональностью, мастерством перевоплощения. По характеристике С. Ю. Левика, «бас огромной мощи, наполнения и диапазона, Григорий Пирогов блистал не только голосом, то есть чисто звуковой стихией, но и умением этим голосом распоряжаться. Он был типичным последователем русского исполнительского искусства, для которого звук был средством выражения чувств и мыслей» (Левик. 1962. С. 97).
А. П. Иванов, посвятивший братьям Пироговым книгу «Чудо на Оке», писал: «После эмиграции Ф. И. Шаляпина Григорий Пирогов не имел в России себе равных и по праву считался первым басом <...> Этот могучий бас, наполнявший любое театральное помещение <...> мог добиваться в то же время тончайшего пианиссимо, слышного во всех уголках зала. Никогда не забуду его ласкающее слух пианиссимо на словах: "Я хочу, чтобы ты улыбалась" в стансах Нилаканты… И после этого мягкого звучания в той же арии Григорий Пирогов развивает ошеломляющее верхнее фа на словах: "Дай видеть мне в твоих очах сияние небес!" А какая напевность! Только лучший виолончелист мог в какой-то степени сравниться с пироговской кантиленой» (Иванов. 1978. С. 24–25). М. П. Максакова вспоминала выступление Г. С. Пирогова в партии Мефистофеля («Фауст» Ш. Гуно): «Меня поразили его голос – необычайной силы, плотности и красоты, его великолепная фигура и сценическая выразительность. При высоком росте Григорий Пирогов был удивительно пластичен, подвижен, лёгок и очень изящен. Сколько было вкуса в том, как он управлял плащом, шпагой! А чего стоила его дьявольская ухмылка в сцене со студентами на площади, какой-то неуловимый сарказм чувствовался в его зловещих интонациях» (Мария Петровна Максакова ... 1985. С. 170).
Много выступал как концертный певец. С глубоким драматизмом и проникновенностью Г. С. Пирогов пел русские романсы и народные песни. Шедеврами его исполнительского искусства были романсы и песни М. И. Глинки («Ночной смотр»), А. С. Даргомыжского («Старый капрал»), А. П. Бородина («Песня тёмного леса», «Спящая княжна»), Н. А. Римского-Корсакова («Анчар»), М. П. Мусоргского («Трепак», «Забытый»), П. И. Чайковского («Благословляю вас, леса», «Подвиг», «Погоди»), С. В. Рахманинова («Судьба», «Проходит всё»), С. Н. Василенко («Песнь трубадура»). В программы концертов Пирогова входили песни Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига («Лебедь») и др.; русские народные песни «Дубинушка», «Эй, ухнем», «Вот мчится тройка почтовая». Последний концерт Пирогова состоялся 25 декабря 1930 г. в Большом зале Московской консерватории.
Среди записей на грампластинки (с 1907, на фирмах «Граммофон», «Пате», «Зонофон», «Лирофон»): Воинственная песнь Олоферна («Юдифь» А. Н. Серова), ария Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), стансы Нилаканты («Лакме» Л. Делиба), серенада Мефистофеля («Фауст» Ш. Гуно), «Последний рейс» Э. Альнеса, «Как король шёл на войну» Ф. Ф. Кёнемана, «Песня убогого странника» Н. А. Маныкина-Невструева, «Крики чайки белоснежной» Б. В. Гродзкого (дуэт с С. Д. Пекарской), русские народные песни «Дубинушка», «Ты взойди, солнце красное». Многие из них были переизданы в 1983 г. фирмой «Мелодия» на грампластинке «Леонида Балановская, сопрано; Григорий Пирогов, бас; Иван Грызунов, баритон; Антон Боначич, тенор» (серия «Из сокровищницы мирового исполнительского искусства: Вокалисты»), в 2007 г. – фирмой Aquarius classic на CD «Григорий и Александр Пироговы» (серия «Выдающиеся исполнители»).
В 1932 г. по ходатайству работников Московско-Окского речного пароходства имя певца было присвоено одному из окских пароходов (последняя навигация – 1963). В 1964 г. в честь Г. С. Пирогова был назван теплоход. С 1966 г. имена Григория и Александра Пироговых носит Рязанское музыкальное училище (ныне Рязанский музыкальный колледж), с 2015 г. в нём проводится Всероссийский конкурс вокального мастерства имени братьев Пироговых. В селе Новосёлки Рыбновского района Рязанской области с 1994 г. проходит ежегодный праздник народной песни имени братьев Пироговых, с 1995 г. действует мемориальный Дом-музей Пироговых (улица Пирогова, дом 17).
Сын – Леонид Григорьевич Пирогов (1910–1968), актёр театра и кино. Внучка – Людмила Леонидовна Пирогова (1939–2010), заслуженная артистка РСФСР (1991), актриса Малого театра.