#Западная философия
Западная философия
Тег

Западная философия

Западная философия
Найденo 528 статей
Термины
Реймарус и «спор о фрагментах»
Реймарус и «спор о фрагментах». «Cпор о фрагментах» (Fragmentenstreit) – общее название одной из наиболее значимых теологических дискуссий во 2-й половине 18 в. в Германии, в которой нашло своё отражение противостояние просветительской теологии и лютеранской ортодоксии. Название восходит к истории обнаружения и обнародования сочинения Г. С. Реймаруса «Апология, или защита разумных почитателей Бога». Изначально оно представляло собой черновые заметки самого Реймаруса, которые он составлял для себя и узкого круга единомышленников и никогда не планировал делать достоянием широкой общественности. Причиной этого служила крайняя радикальность высказываемых в «Апологии...» по вопросам религии взглядов, которые в случае обнародования могли нанести существенный урон общественному положению Реймаруса.
Философия
Термины
И. Кант и физикотеология
И. Кант и физикотеология. И. Кант вошёл в историю философии как критик доказательств бытия Бога. Все традиционные доказательства (онтотеологическое, космотеологическое и физико-теологическое) признавались Кантом несостоятельными. Бог причислялся к предметам, существование которых невозможно доказать, а следовательно и традиционные аргументы, претендовавшие на это, признавались ложными. Этот вывод из основополагающих принципов кантовской критической философии привёл к многочисленным обвинениям Канта в атеизме и безбожии, подрыве основ нравственности и религии, распространённым как в Германии, так и в других европейских странах на протяжении многих десятилетий после его смерти. Долгое время Канта воспринимали как врага теологии, пытавшегося устранить саму возможность рационального богопознания.
Философия
Философские школы, направления, движения
Запрет крузианской философии в Пруссии
Запрет крузианской философии в Пруссии. В 1723 г. ожесточённая борьба Х. фон Вольфа с пиетистами завершилась его изгнанием под страхом смерти из Галле и Пруссии по приказанию прусского короля Фридриха Вильгельма I. Королевский шут – учёный Я. П. фон Гундлинг – изложил некоторые метафизические положения вольфианской метафизики в доступной «королю-солдату» форме: профессор Вольф выступает против наказания за дезертирство из армии, поскольку для побега из части у солдата имелось неустранимое на то достаточное основание. Новый прусский король Фридрих II Великий в 1740 г. пригласил Вольфа вернуться в Галле, где тот занимался преподавательской и научной деятельностью вплоть до своей смерти в 1754 г. И если наиболее значимое философское противостояние Вольфа в ранний период – борьба с пиетистами – закончилась административными преследованиями Вольфа, то наиболее значимое философское противостояние позднего Вольфа – с философией Х. А. Крузия – закончилось административным преследованием уже крузианцев, хотя это и произошло после смерти как Вольфа, так и Крузия.
Философия
Философские произведения
Работа И. Канта над «Критикой чистого разума»
Работа И. Канта над «Критикой чистого разума». Работа над трактатом, получившим в конечном итоге наименование «Критика чистого разума», продолжалась более 10 лет, в течение которых И. Кант – до той поры довольно активный и плодовитый автор – практически ничего не публиковал, в связи с чем этот период (1770–1781) нередко называют «десятилетием молчания» Канта. Поскольку интенсивная работа, подорвавшая здоровье философа, началась сразу же после получения места ординарного профессора логики и метафизики в Кёнигсбергском университете, Кант вынужден был мириться с насмешками коллег, считавших, что он прекратил свою творческую деятельность, как только добился профессорского места. «Меня со всех сторон упрекают в бездействии, в котором я в течение длительного времени будто бы пребываю, тогда как в действительности я никогда ещё не работал с такой систематичностью и с таким рвением, как в годы Вашего отсутствия», – писал он М. Герцу, бывшему оппонентом на защите габилитационной диссертации Канта «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира» в 1770 г. (Кант И. Письмо к М. Герцу от 24 ноября 1776 г. // Кант. 1994. С. 502).
Философия
Философские произведения
Мужчина и женщина в «Феноменологии духа» Г. В. Ф. Гегеля
Мужчина и женщина в «Феноменологии духа» Г. В. Ф. Гегеля. Мужское и женское тематизируются в «Феноменологии духа» в разделе «Дух». Общая характеристика духа у Г. В. Ф. Гегеля состоит в том, что он есть разум, в котором «достоверность того, что он – вся реальность, возведена в истину» (Гегель. 2000. С. 223). Разум как дух сознаёт себя в качестве своего мира, а мир он сознаёт как себя самого. Формами, которым принадлежат мужское и женское, являются здесь истинный дух и нравственность. Конкретное соотношение между ними задаётся тем, что Гегель именует человеческим и божественным законами. Человеческий закон связан с единичностью самосознания вообще и воплощается во множественности наличного сознания, т. е. в общественности, это нравственность, воплощённая в публичности. «Как действительная субстанция он есть народ, как действительное сознание – гражданин народа» (Гегель. 2000. С. 226). Человеческим он называется, поскольку представляет собой действительность, которая сознаёт себя саму. Божественный же закон противостоит публичности человеческого закона, выражая простую сущность нравственности. Эта сторона нравственности связана не осуществлением её субстанции в действительном действии, а представляет собой непосредственную, сущую субстанцию нравственности. Формой, в которой воплощается божественный закон, является семья. Ей Гегель даёт следующее определение: «Самосознание, выражающее нравственность в этой стихии непосредственности или бытия, или непосредственное сознание себя как сущности и как “этой” самости в “ином”, т. е. естественная нравственная общественность, – есть семья» (Гегель. 2000. С. 227). Семья для него – это бессознательное понятие, противостоящее сознающей себя действительности, стихия действительности народа – в отличие от народа как такового. Человеческий закон, конституирующий общественность, действует «при свете солнца» (Гегель. 2000. С. 230). Его воплощение – это правительство. Семья же выступает стихией этой реальности, тем «подземным царством», в котором действует божественный закон, и в котором общественность обретает свою истину и подтверждает свою власть. По словам Гегеля, «пенаты противостоят всеобщему духу» (Гегель. 2000. С. 227). Нравственность воплощается в семье не потому, что она есть природное отношение, а потому, что заложена в отношении отдельного члена семьи к семье в целом.
Философия
Философские произведения
Спор самосознаний. Господское и рабское сознание в «Феноменологии духа» Г. В. Ф. Гегеля
Спор самосознаний. Господское и рабское сознание в «Феноменологии духа» Г. В. Ф. Гегеля. Спор самосознаний и отношение господского и рабского сознания являются одними из самых известных и наиболее часто интерпретируемых сюжетов в «Феноменологии духа» Г. В. Ф. Гегеля. Изложение их включено в тот раздел труда, который посвящён самосознанию, трактуемому здесь как истина достоверности самого себя. Контекст, в котором они рассматриваются, задаётся феноменами жизни и вожделения. Их динамика приводит к тому, что «самосознание достигает своего удовлетворения только в некотором другом самосознании» (Гегель. 2000. С. 96), так что «самосознание есть для самосознания» (Гегель. 2000. С. 97). Это мотивирует удвоение самосознания, в котором оно, с одной стороны, теряет себя, поскольку обретает только другое самосознание, а с другой стороны, снимает и это другое самосознание, поскольку видит в нём только себя. Следствием этого является спор противоположных самосознаний, наиболее отчётливо проявляющий себя в диалектике господского и рабского самосознания. Он инициируется тем обстоятельством, что самосознание осознаёт себя как бытие для себя, которое равно́ себе и исключает из себя всё другое. Но это другое есть такое же самосознание, которое исключает из своего для-себя-бытия другое, также являющееся самосознанием в его для-себя-бытии. В таком выступлении образуется пара единичных самосознаний, противостоящих друг другу, или, как пишет Гегель, «выступает индивид против индивида» (Гегель. 2000. С. 99). Здесь каждое самосознание знает достоверно только себя самого, но не знает другого. Проявить себя в качестве такого самосознания означает для него проявить себя как независимое от определённого наличного бытия, т. е. не связанное с единичностью и жизнью. Это проявление, с одной стороны, связано с действием другого самосознания, а с другой, является действием себя самого. Действие другого означает, что каждый из индивидов идёт на смерть другого. Но это действие заключает в себе и риск собственной жизнью: «Отношение обоих самосознаний, следовательно, определено таким образом, что они подтверждают самих себя и друг друга в борьбе не на жизнь, а на смерть» (Гегель. 2000. С. 100). Они вынуждены вступить в такую борьбу, чтобы возвысить истину своего самосознания до истины в другом. Только риск для жизни способен подтвердить, что самосознание свободно, что оно не погружено в природу и жизнь, а обладает бытием-для-себя. Но конкретный опыт этого противостояния приводит к тому, что снимается напряжение между его крайними определённостями и самосознание «обнаруживает, что жизнь для него столь же существенна, как и чистое самосознание» (Гегель. 2000. С. 101). Однако в этом процессе выясняется, что самосознания, противостоящие друг другу, сущностно различны: одно есть чистое для-себя-бытие, которое было им выдержано и сохранено в борьбе не на жизнь, а на смерть, другое, для которого жизнь оказалось существенной и была сохранена в той мере, в какой оно отказалось от того, чтобы рисковать ею, есть не для себя, а для другого сознания, а именно в виде вещи. Первое самосознание является господским, второе – рабским.
Философия
Философские школы, направления, движения
Группа «Поэтика и герменевтика»
Группа «Поэтика и герменевтика» (нем. Poetik und Hermeneutik). Название исследовательской группы по вопросам методологии социально-гуманитарных наук, а также одноимённой серии конференций и сборников их материалов. Группа была основана в Гисенском университете в Германии философом Х. Блюменбергом, филологами Клеменсом Хезельхаусом и Хансом-Робертом Яуссом. В число основателей группы немного позднее вошёл также филолог Вольфганг Изер. Первая конференция группы состоялась в Гисене в июне 1963 г. К концу 1960-х гг. деятельность группы сосредоточилась вокруг вновь созданного университета в Констанце. Последняя, 17-я по счету, конференция прошла в 1994 г. Сборники материалов конференций публиковались с 1964 г. по 1998 г. В разные годы в работе группы принимали участие философы Ю. Хабермас и Х.- Г. Гадамер, историк Р. Козеллек, литературовед Петер Сонди. Ряд докладчиков конференций и авторов сборников «Поэтика и герменевтика», включая О. Маркварда, был связан с мюнстерской школой. По замыслу создателей группа должна была противопоставить углубляющейся академической специализации широкий междисциплинарный диалог. Ключевой предпосылкой деятельности группы стало представление о динамическом характере культурных смыслов, их эволюции в зависимости от ожиданий и возможностей понимания, имеющихся у аудитории. Положение о неотделимости текста от его воздействия на читателя и последующее теоретическое исследование этого воздействия легло в основу констанцской школы рецептивной эстетики, тесно связанной с группой «Поэтика и герменевтика». Применение новаторских методических и концептуальных подходов привело к закреплению доминирующего положения группы в интеллектуальном ландшафте немецкоязычного литературоведения последней трети 20 в.
Философия
Термины
Философская полемика между Ланге и Вольфом
Философская полемика между Ланге и Вольфом. На протяжении всей своей жизни И. И. Ланге был ярым сторонником пиетизма и активным его защитником. Бо́льшая часть написанных им сочинений носила апологетический и полемический характер. Одной из мишеней для многолетней критики с начала 1720-х гг. для Ланге становится уже известный к тому времени философ Х. фон Вольф. В философии Вольфа Ланге видел манифестацию всей предшествующей рационалистической традиции Нового времени, в силу чего его критику можно назвать парадигмальной с точки зрения отношения пиетистов к философии Нового времени и немецкого Просвещения.
Философия
1
2
3
4
5